Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 17:27, курсовая работа
Цель работы: изучение организации логистики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие «логистика», виды и задачи логистики;
- ознакомиться с принципами стратегии и планирования, которые используются в логистике;
- изучить особенности организации логистики на предприятии;
В зависимости от того, как сложилась внутрифирменная концепция технологии и транспорта, будет зависить и сложность внедрения концепции логистики на предприятии36.
На сегодняшний день существуют такие концепции развития организационных структур в логистической организации37 (рис. 11).
Рис. 11 Концепция развития организационных структур
Логистическая система предприятия как целостная система функционирует благодаря продуманному и грамотному руководству службы логистики и предполагает всяческое взаимодействие сотрудников функциональных подразделений предприятия38.
Важным моментом на предприятии является создание системы управления логистическим персоналом, что заключается в привличении специалистов и руководителей в данной области.
Все специалисты по логистике условно делятся на две категории39:
- тактики;
- стратеги.
Тактики хорошо владеют необходимыми навыками работы, такими как компьютерная грамотность, знание информационных систем, складского оборудования и транспортных средств.
Стратеги обладают высокими аналитическими способностями и хорошими способностями к коммуникации, владеют навыками планирования, организации и управления.
Основными задачами специалиста по логистике40 является:
- налаживание
продуктивных отношений с
- решение
рабочих вопросов со
- выявление и решение проблем в области обслуживания потребителей;
- принятие
решений согласно своим
- использование
информации всех видов и
Руководитель службы логистики подчиняется напрямую одному из заместителей генерального директора или непосредственно генеральному директору, что говорит о достаточно высоком статусе и полномочиях.
Таким образом, вся логистическая структура предприятия должна составлять «ядро» организации и иметь тесную функциональную и информационную связь с другими отделами и службами предприятия.
11 апреля 1928 года пленумом ВКП (б) было принято решение о включении в план строительства на месте бывшего стекольного завода по адресу Станционное шоссе, 33 первого хлебозавода с революционным названием «За пятилетку!».
Первая продукция - маленькие кирпичики ржаного хлеба и длинные серые булки - была изготовлена зимой 1929 года.
К началу 1953 года была завершена реконструкция хлебозавода и его полное восстановление в довоенных размерах. Но это было уже совершенно иное предприятие, развивающееся на принципиально новой технической основе с широким использованием средств механизации и нового оборудования.
В начале семидесятых годов на прилавки магазинов начали поступать не только ржаной обойный формовой и ржано-пшеничный формовой хлеб, но и столовый, украинский, в 1975 году прибавился вятский и забайкальский. В те же годы по генеральному плану развития города предприятие предполагалось снести. 80-е годы - это второй день рождения хлебозавода. Коллектив, возглавляемый нынешним генеральным директором Н.П. Болговой, отстоял и добился решения вопроса о капитальном ремонте завода. В конце восьмидесятых годов на предприятии произошли большие изменения, а именно: введен в эксплуатацию новый склад бестарного хранения муки, идёт реконструкция завода, компьютеризация рабочих мест, а также расширяется территория, ведётся большое строительство, развивается и модернизируется производство.
ЗАО «Хлеб» сегодня - это компактное, экономичное производство на основе прогрессивных технологий с современным технологическим оборудованием отечественного и зарубежного производства, что позволяет выпускать высококачественную продукцию, ассортимент которой сейчас составляет более 200 наименований.
В рыночных условиях коллектив ЗАО «Хлеб» пытается обеспечить производство высококачественной продукции и ее реализацию в условиях конкуренции. С этой целью проводится постоянная работа над ассортиментом продукции и разработкой новых видов изделий.
Сегодня ЗАО «Хлеб» - признанный лидер хлебобулочной отрасли Верхневолжья.
Организационная структура ЗАО «Хлеб» является линейно-функциональной и представлена на рисунке 12.
Рис. 12 - Организационная структура ЗАО «Хлеб»
ЗАО «Хлеб» занимает достаточно высокий уровень в производстве всех видов продукции. Он является наибольшим производителем кондитерских изделий, тортов и пирожных.
Так в 2012 году удельный вес ЗАО «Хлеб» в общем выпуске кондитерских изделий составлял 24%, а по региону - 25,1%; в общем выпуске тортов - 42,9%, по региону - 45,3%; в общем выпуске пирожных -57,6%, по региону -71,1%41. (рис 13).
Рис. 13 Структура кондитерских изделий ЗАО «Хлеб»
Что касается объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий, то ЗАО «Хлеб» достиг желаемых результатов: так в 2012 году объем его производства был наибольшим среди других хлебозаводов Тверской и Московской областей42.
По выпуску булочных и сдобных изделий ЗАО «Хлеб» находится на первом месте, его удельный вес в общем объеме производства булочных и сдобных изделий составил по булочным видам - 74,3%, по сдобным - 67,3% , что на 9,4% и 11,2% соответственно больше, чем в 2011 году (рис. 14).
Рис. 14 Динамика производства булочных и сдобных изделий ЗАО «Хлеб» в 2011-2012 гг.
С помощью сплоченной работы отдела маркетинга, ЗАО «Хлеб» в 2012 году смогло достигнуть высоких показателей финансовых результатов деятельности (рис. 15).
Рис. 15 Динамика финансовых результатов деятельности ЗАО «Хлеб»
Служба логистики на ЗАО «Хлеб» выделена в отдельную структуру, что говорит о понимании руководства важности данной службы.
Структурно служба логистики ЗАО «Хлеб» представлена на рис. 16.
Рис. 16 Организационная структура службы логистики ЗАО «Хлеб»
Согласно рис. 16 организационная структура службы логистики на ЗАО «Хлеб» является однородной – начальнику службы подчиняются 3 начальника подотделов, а им, свою очередь, подчиняются работники этих подотделов. При этом, начальник службы логистики подчиняется непосредственно заместителю директора по сбыту и маркетингу, что говорит о высоком статусе начальника, о широком круге его полномочийи о относительной независимости от руководителей других функциональных служб. Каждый из сотрудников службы логистики подчиняется только своему начальнику и исполняет обязанности исходя из указаний такого начальника.
Все сотрудники службы логистики и руководящий состав в частности находятся «на своих местах», имеют достаточное образование и огромный опыт, что сказывается на работе всего предприятия ЗАО «Хлеб». Согласно данным официального сайта43, на ЗАО «Хлеб» происходит постоянное повышение квалификации сотрудников службы логистики с помощью курсов повышения квалификации, специальных семинаров и тренингов.
Состав сотрудников каждого подотдела насчитывает от 5 до 20 человек. С точки зрения менеджмента и психологии, оптимальным количеством подчиненных для руководителя является 5-9 человек44. Исходя из этого, можно считать, что групповое количество человек в отделе не является оптимальным, но ссылаясь на то, что такая структура службы логистики существует уже более 7 лет, можно сделать вывод о том, что начальники отделов, имеющие в своем подчинении более 9 человек, хорошо справляются с обязанностями по управлению и контролю своих подчиненных.
Поскольку начальнику службы логистики подчиняются 3 начальника подотделов, следует сделать вывод о том, что делегирование полномочий на ЗАО «Хлеб» не является обособленным фактором и часто присутствует в практике управления хлебозавода.
Работники службы логистики в полной мере выполняют свои функции и прямые обязанности, что подтверждается экономическими показателями деятельности предприятия вцелом.
Так, с 2005 г., когда была организован а служба логистики на предприятии, ЗАО «Хлеб» добилось больших успехов, а именно:
- увеличило объемы производства;
- расширило ассортимент продукции и рынки сбыта;
- как результат, в 2012 году получило высокую прибыль.
Таким образом, нет определенной методики проведения анализа организации службы логистики, которая бы была закреплена в научной литературе, но главным показателем работы службы логистики и предприятия в целом является получение прибыли. Каждое предприятие вольно решать, по каким критериям проводить оценку эффективности деятельности службы логистики.
Главным критерием, по мнению автора данной работы, выступает финансовый результат деятельности предприятия, который достигается путем своевременного и качественного прогнозирования рынка хлебобулочных изделий, планирование выпуска и сбыта продукции, а также разработка стратегических планов ЗАО «Хлеб».
В процессе исследования были сделаны такие выводы:
Во-первых, логистика представляет собой некий процесс, в который вовлечены все организационные структуры предприятия для того, чтобы оптимально управлять всеми материальными, информационными и финансовыми потоками.
Особенность логистики заключается в системном рассмотрении совокупности всех звеньев производственного процесса с позиций единой материалопроизводственной цепи, которая имеет название "логистическая система".
Эффективность функционирования предприятия, которое использует логистику, достигается в основном за счет резкого снижения себестоимости товара и повышения надежности и качества поставок.
Во-вторых, в логистике сратегия является не чем иным, как образом действий, что направлены на достижение цели путем координации и распределения ресурсов предприятия. планирование и стратегия логистики должны отражаться в общем бизнес-плане предприятия, потому что вопросы анализа рынка, определения политики выявления потребности покупателей, выбор каналов распределения продукции, оценки различных альтернатив политики предприятия, пределения наиболее конкурентных стратегий являются основными стратегическими задачами логистики, а значит и важной составляющей общего бизнес-плана предприятия. Частое игнорирование законов и концепций логистики приводит к тому, что многие компании не могут получить ту прибыль, на которую рассчитывали изначально. Причиной является тот фактор, что логистика не рассматривается в долгосрочной перспективе, а зачастую не учитывается и динамика управления материальными потоками.
В-третьих, Логистическая система предприятия как целостная система функционирует благодаря продуманному и грамотному руководству службы логистики и предполагает всяческое взаимодействие сотрудников функциональных подразделений предприятия. Важным моментом на предприятии является создание системы управления логистическим персоналом, что заключается в привличении специалистов и руководителей в данной области. Вся логистическая структура предприятия должна составлять «ядро» организации и иметь тесную функциональную и информационную связь с другими отделами и службами предприятия.
В-четвертых, исследуемое предприятие ЗАО «Хлеб» занимает достаточно высокий уровень в производстве всех видов продукции. Он является наибольшим производителем кондитерских изделий, тортов и пирожных.
Так, в 2012 году удельный вес ЗАО «Хлеб» в общем выпуске кондитерских изделий составлял 24%, а по региону - 25,1%; в общем выпуске тортов - 42,9%, по региону - 45,3%; в общем выпуске пирожных -57,6%, по региону -71,1%.
В-пятых, служба логистики на ЗАО «Хлеб» выделена в отдельную структуру, что говорит о понимании руководства важности данной службы. Структура службы логистики на ЗАО «Хлеб» является однородной – начальнику службы подчиняются 3 начальника подотделов, а им, свою очередь, подчиняются работники этих подотделов. При этом, начальник службы логистики подчиняется непосредственно заместителю директора по сбыту и маркетингу, что говорит о высоком статусе начальника, о широком круге его полномочий и об относительной независимости от руководителей других функциональных служб. Каждый из сотрудников службы логистики подчиняется только своему начальнику и исполняет обязанности исходя из указаний такого начальника.