Организация системы сбыта на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть деятельность системы товародвижения и сбыта на предприятии. Основными задачами данной работы являются: рассмотрение основных теоретических аспектов сбытовой политики и организации товародвижения, охарактеризовать и проанализировать деятельность предприятия в целом, и сбыта в частности, выявить проблемы и предложить рациональные пути выхода из сложившейся ситуации на предприятии.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты организации и управления системой распределения на промышленном предприятии................................................................................5
1.1 Структура распределения и товародвижения....................................................5
1.2 Организация эффективного распределения....................................................14
2. Анализ системы распределения продукции на предприятии и направления ее совершенствования....................................................................................................18
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ООО «РЕГИОН-ХЛЕБ»............................................................................................18
2.2 Характеристика товародвижения и сбыта на предприятии ООО «РЕГИОН-ХЛЕБ»......................................................................................................23
2. Анализ системы распределения продукции на предприятии и направления ее совершенствования....................................................................................................28
Заключение.................................................................................................................33
Список использованных источников........................................................................35

Файлы: 1 файл

курсовая работа Логистика.doc

— 953.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим организационную структуру управления ООО «РЕГИОН-ХЛЕБ», представленную на рисунке 2.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 






 






 







 







 

Рисунок 2.1 – Организационная структура управления ООО «РЕГИОН-ХЛЕБ»

Из структуры управления ООО «РЕГИОН-ХЛЕБ» видно, что в ней отсутствуют такие отделы, как маркетинговый отдел, отдел внешне - экономических связей, так же нескольких других отделов. Основными структурными подразделениями и единицами данного предприятия являются зам. Генерального директора, главный специалист по кадрам и экономике, главный инженер, а так же бухгалтерия во главе с главным бухгалтером.

Генеральному директору подчиняются все руководители функциональных подразделений. Заместитель генерального директора контролирует выполнение плана по всем показателям как по предприятию в целом, так и по участкам. Главный специалист по кадрам и экономике ведет оперативный учет выполнения показателей по производству, производительности труда, себестоимости, составляет статистическую отчетность по предприятию, т.е. ведает информацией по важнейшим показателям работы хлебозавода, а также занимается подбором кадров.

В таблице 2.1 представлены основные экономические показатели деятельности ООО «РЕГИОН-ХЛЕБ».

Таблица 2.1 – Экономические показатели функционирования ООО «РЕГИОН-ХЛЕБ» 

Показатели

2009 г

2010 г

2011 г

2012 г

2013 г

1. Выпуск товарной продукции  в стоимостном выражении, тыс. руб 

 

22867

 

27013

 

28756

 

27965

 

26016

2. Объем продаж, тыс. руб

20549

25161

25302

25228

24041

Показатели

2009 г

2010 г

2011 г

2012 г

2013 г

3. Себестоимость реализованной  продукции, тыс. руб

 

18084

 

22793

 

24572

 

24757

 

21803

4. Прибыль от продаж, тыс. руб

507

537

-737

-330

1461

5.  Затраты на 1 руб реализованной продукции, руб/руб

 

0,88

 

0,91

 

0,97

 

0,98

 

0,91

6. Рентабельность продукции, %

2,22

1,98

– 

– 

6,7

7. Рентабельность продаж, %

2,47

2,13

– 

– 

6,08

8. Валовая прибыль, тыс. руб

2465

2368

730

471

2238

9. Прибыль до налогообложения, тыс. руб

 

198

 

573

 

528

 

-492

 

641

10. Среднегодовая стоимость  основных фондов, тыс. руб

 

5253,5

 

5275

 

5318,5

 

5521,5

 

5583

11. Фондоотдача, руб/руб

4,35

5,12

5,41

5,07

4,66

12. Среднегодовая стоимость  оборотных средств, тыс. руб

 

3101,5

 

2843

 

2642,5

 

2648,5

 

2817,5

13. Коэффициент оборачиваемости  оборотных средств, обор.

 

6,63

 

8,85

 

9,57

 

9,55

 

8,53

14. Фонд оплаты труда, тыс. руб

4325,9

4398,6

4580,3

4678,6

4828,5

15. Численность ППП, чел

82

80

83

85

82

16. Среднемесячная заработная  плата на 1 человека, руб/чел

 

3226,1

 

3672,6

 

4321,3

 

4754,8

 

4907


 

Анализируя таблицу в целом сразу можно увидеть, что объем продаж продукции за анализируемый период значительно повысился в 2010 г, в 2011-2012 гг остался прежним, а в 2013 г снизился. Себестоимость реализованной продукции росла до конца 2012 г, а в 2013 г снизилась.

Прежде всего, это объясняется тем, что в 2013 году руководством предприятия было принято решение о  снижении объема производства продукции с 27965 тыс. руб до 26016 тыс. руб. Это решение было принято после того, как в 2011 году прибыль от продаж составила -737 тыс. руб, в 2012 г – -330 тыс. руб, а прибыль до налогообложения в 2012 г – -492 тыс. руб. Был проведен анализ причин такого финансового результата. Оказалось, что экономисты при планировании объемов производства продукции не учли тот факт, что на рынке появились конкуренты, торгующие хлебом и хлебобулочными изделиями, произведенными на хлебокомбинатах в соседних районах. Поэтому в 2013 году объем производства хлеба «РЕГИОН-ХЛЕБ» был снижен, что привело к увеличению валовой прибыли в 4,75 раз. А такие показатели, как прибыль от продаж и прибыль до налогообложения, были соответственно равны – 1461 тыс. руб и 641 тыс. руб. Несмотря на отрицательный финансовый результат в 2011-2012 гг, «РЕГИОН-ХЛЕБ» продолжил осуществлять свою деятельность в 2013 году. Это объясняется тем, что комбинат получал субсидии на хлеб: в 2011 году в размере 1193 тыс. руб, а в 2012г. – 10 тыс. руб. Сложившаяся ситуация говорит о том, что предприятию нужно применять маркетинг и проводить периодически мониторинг рынка. Потому что, если бы вовремя был проведен мониторинг рынка, то убытков в 2011-2012 гг можно было бы избежать. 

Затраты на 1 руб реализованной продукции увеличивались до 2012 г, а в 2013 г уменьшились на 0,07 руб/руб. Снижение затрат является одним из положительных последствий принятого руководством решения. Так же в положительную сторону изменились размеры рентабельности продукции и рентабельности продаж. Это говорит о том, что если учесть все необходимые факторы, это позволит предприятию иметь устойчивые позиции при борьбе с конкурентами.

Среднегодовая стоимость основных фондов за исследуемый период изменилась с 5253,5 тыс. руб до 5583 тыс. руб. Рост этого показателя для производственного предприятия имеет очень важное значение, однако с учетом того, что объем производства продукции, снизился, фондоотдача в 2012 и 2013 гг уменьшилась на 0,34 руб/руб и 0,41 руб/руб соответственно.

Среднегодовая стоимость оборотных средств за период 2009-2012 гг снизилась с 3101,5 тыс. руб до 2648,5 тыс. руб, а за период 2012-2013 гг увеличилась с 2648,5 тыс. руб до 2817,5 тыс. руб, темп роста за последний период составил 106,38%. Но в связи с уменьшением объема продаж продукции, коэффициент оборачиваемости оборотных средств уменьшился с 9,55 оборотов до 8,53 оборотов.

Фонд оплаты труда за период с 2009 по 2013 гг. увеличился на 502,6 тыс. руб. Темпы роста этого показателя в разные годы варьировались от 101,68 % до 104,13 %. Численность промышленно-производственного персонала за исследуемый период менялась от 80 до 85 чел. Размер среднемесячной заработной платы на 1 человека увеличивался так же, как и фонд оплаты труда. В 2009 году этот показатель составлял 3226,1 руб/чел, а в 2013 году – 4907 руб/чел. Увеличение этого показателя говорит о том, что положение работников предприятия улучшается.

 

2.2   Характеристика товародвижения и сбыта на предприятии                     ООО «РЕГИОН-ХЛЕБ»

 

Предприятие ООО «РЕГИОН-ХЛЕБ» производит большой ассортимент хлеба и хлебобулочной продукции, и вся продукция реализуется на территории Белоглинского района. Продукция соответствует требованиям нормативных документов, и на все виды данной продукции предприятие имеет необходимые сертификаты соответствия.

Что касается, сбытовой политики, то предприятие не располагает сбытовым отделом, поэтому вся маркетинговая деятельность на предприятии относительно сбыта осуществляется заместителем главного директора и ведущим специалистом по торговле, а также главным специалистом по транспорту.

Рассмотрим организацию формирования сбытовой деятельности на предприятии. Процесс товародвижения и сбыта на предприятии осуществляется следующим образом. На рисунке 2.2 представлен процесс товародвижения и сбыта продукции на предприятии.

 

 

 

 

 

 






 

 

   Рисунок 2.2 – Процесс товародвижения и сбыта продукции

на предприятии

 

Как видно, из рисунка 2.2, получив заказ, производятся операции по оформлению и организации полученного заказа. Затем, информация поступает в технологический цех, где там, в хлебный и кондитерский цеха. После производства продукции, происходит упаковка и комплектация готовой продукции по партиям. Готовая продукция поступает на склады предприятия, где в дальнейшем отгружается для транспортировки потребителям. Товар отгружается только одним видом транспорта – автомобильным, и этот способ является наиболее рентабельным для предприятия.

При обслуживании потребителей предприятие использует как прямые, так и косвенные каналы распределения продукции. К прямым каналам распределения нулевого уровня относятся:

- предприятие имеет три  стационарных и три передвижных  магазинов.

К косвенным каналам распределения (одноуровневый канал – розничная торговля) относятся:

- доставка продукции в  магазины города осуществляется  развозом продукции автотранспортом  предприятия. Для этого диспетчера  предприятия принимают заявки  и формируют рейсы по городу.

- частные предприниматели  приобретают продукцию самовывозом  на предприятии.

На рисунке 2.3 представлена схема каналов товародвижения готовой продукции предприятия.


 


 








 

     Рисунок 2.3 –  Схема каналов товародвижения  готовой продукции  предприятия

Примечание:                - канал нулевого уровня;


                                      - одноуровневый канал.   


 

Как видно, из рисунка 2.3 предприятие использует различные каналы товародвижения. Канал нулевого и одноуровневый каналы распределения являются затратными (содержание магазинов, транспортные расходы по доставке небольших партий продукции в магазины города и др.).

Основными элементами сбытовой деятельности предприятия ООО «РЕГИОН-ХЛЕБ» являются:

  1. Транспортировка продукции предприятия происходит следующим образом: предприятие лично развозит продукцию по собственным магазинам, использует передвижные магазины, для реализации продукции, либо частные предприниматели используют собственный транспорт для отгрузки его со складов предприятия.
  2. Хранение продукции – поскольку предприятие производит и реализует специфическую продукцию, т. е. хлеб и х/б изделия, то необходимость в долгосрочном хранение отсутствует из-за скоропортящихся свойств продукта. Однако наличие складских помещений объясняется временным хранением сырья для последующего его использования в производстве.
  3. Контакты с заказчиками и посредниками. Главным заказчиком предприятие является государство, т. е. объемы производства продукции устанавливаются государственными органами в связи с массовостью потребления. Также заказы поступают от частных предпринимателей, но в небольшом количестве, т. к. предприятие располагает собственными точками сбыта.

Заказы на продукцию предприятия осуществляются следующим образом:

- частными заказчиками  за несколько дней дается по  телефону заявка на заказ продукции;

- организация платежно-расчетных документов, юридическое оформление передачи прав собственности на товар: кассир выписывает накладную, счет-фактуру, приходный ордер в момент получения и оплаты товара со склада потребителем;

- сбор информации о  рынке: руководитель фирмы постоянно интересуется и собирает отзывы о выпускаемой продукции – что не устраивает, а что устраивает в качествах товара, продукция какого производителя на данный момент пользуется большим спросом и по каким причинам.

Что касается стратегии сбытовой деятельности предприятия ООО «РЕГИОН-ХЛЕБ», то предприятие использует стратегию интенсивного сбыта, так как данная стратегия характерна для товаров повседневного спроса, т. е. непосредственно, хлеб и х/б изделия, и предназначена для широкого круга покупателей.

Анализируя организацию формирования сбытовой политики комбината, можно отметить, что вся продукция реализуется только на территории Белоглинского района. Как и предполагалось, предприятие имеет всю необходимую документацию на реализацию свой продукции, а также сертификаты соответствия. Все это говорит о том, что комбинат ответственно подходит к организационной стороне сбытовой политики. Единственным упущением является то, что предприятие не располагает службой сбыта, что на много затрудняет процесс организации сбытовой деятельности предприятия.

При анализе  организации сбытовой политики можно также отметить тот факт, что используемые каналы сбыта продукции предприятием выбраны удачно и являются наиболее эффективными. Удачен и тот факт, что комбинат очень внимательно относится к пожеланиям потребителей, так как осуществляет реализацию продукции с автомашин по улицам с. Белая Глина и в ст. Новолокинской. Относительно объемов  производства и реализации продукции на рисунке 3.3 представим динамику изменения данных показателей в течение анализируемого периода.

Рисунок 2.4 – Динамика изменения показателей за 2009 – 2013 гг

производства и реализации продукции       

 

Из рисунка видно, что предприятие производит больше чем реализует. Таким образом, при анализе планируемого и фактического объема реализации продукции в натуральном выражении видно, что в соответствии с планом около 100 тн в течение исследуемого периода каждый год предприятием не было реализовано. Причина этого заключается в том, что рынок насыщен предлагаемой продукцией, а именно, хлебными изделиями.

В результате анализа было выявлено, что организация процесса реализации продукции осуществляется стационарными магазинами. И только в стационарных магазинах потребителям предлагают полный ассортимент предлагаемой продукции. Так как стационарных магазинов всего три, то можно предположить, что основной массе потребителей полный ассортимент продукции не предлагается.

Важное значение имеет процесс оформления заказов на продукцию ООО «РЕГИОН-ХЛЕБ» от посредников и частных заказчиков. Данный процесс осуществляется достаточно быстро, что соответствует запросам заинтересованных лиц. Таким образом, можно сказать, что удобство существующей системы позволяет сохранить имеющихся посредников и частных заказчиков, что позволяет сохранять имеющийся уровень продаж товара этим лицам.

Информация о работе Организация системы сбыта на предприятии