Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:03, реферат
Актуальность темы заключается в том что, хозяйственная деятельность предприятия невозможна без функции хранения, а, следовательно, без складов, которые имеют место в любой логистической системе.
Введение………………………………………………………………..3
Понятие логистической системы……………………………………..5
Задачи и функции логистики...…………………………………….….8
Понятие материального запаса………………………………………10
Структура системы складирования………………………………….12
Функции логистики складирования………………………………....15
Организация системы складской логистики………………………..16
Заключение……………………………………………………………21
Список использованных источников………………………………..22
Структура системы складирования
Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения.
Склад — помещение (также их комплекс), предназначенное для хранения материальных ценностей и оказания складских услуг. В логистике склад выполняет функцию аккумулирования резервов материальных ресурсов, необходимых для демпфирования колебаний объёмов поставок и спроса, а также синхронизации скоростей потоков товаров в системах продвижения от изготовителей к потребителям или потоков материалов в технологических производственных системах.
Система складирования - это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающая оптимальное размещение материального потока на складе и рациональное управление им. Структуру системы складирования образуют технико-экономическая, функциональная и поддерживающая подсистемы.
Технико-экономическая подсистема состоит из совокупности элементов, характеризующих технические и технологические параметры складского помещения и оборудования, виды товароносителей (упаковка). Среди них различают:
- складируемые грузовые единицы - груз, скомпонованный и сформированный на внешних товароносителях, таких как плоские, ящичные, стоечные, сетчатые поддоны и полуподдоны, кассеты и т. д.;
- здания и сооружения, которые предназначены для складирования и различаются по конструкции и этажности (закрытые, полузакрытые площадки, открытые площадки, многоэтажные, одноэтажные высотой до 6 м, высотные, высотно-стеллажные, с перепадом высот и т. п.);
- подъемно-транспортное оборудование - технические средства, предназначенные для перемещения груза на территории склада.
Элементы функциональной подсистемы определяют процесс грузопереработки на складе. К ним относятся:
- вид складирования - единство технологического оборудования, предназначенного для складирования груза, со способом размещения товаров на складе и их хранением;
- система комиссионирования - комплекс операций по подготовке, отбору и сортировке товаров и их доставке в соответствии с требованиями клиента;
- управление перемещением грузов, обусловленное возможностями технологического и обслуживающего оборудования.
Элементы поддерживающей подсистемы оказывают информационно-компьютерную поддержку, правовое, организационно-экономическое, экологическое и эргономическое обеспечение эффективности функционирования склада.
При разработке системы складирования
необходимо учитывать все взаимосвязи
и взаимозависимости между вход
Входящий поток подразумевает все товары и грузы попадающие на склад из вне. Входящие грузы обуславливают необходимость в разгрузке, проверки количества и качества привезенного товара, проверки и обработке сопроводительной документации и т.д.
Исходящий поток – это все материалы и грузы покидающие склад. Исходящий поток предполагает выполнения ряда операций: погрузка транспорта, подготовку сопроводительных и грузовых документов, предварительную упаковку груза, его комплектацию и т.д.
Внутренний поток – это перемещение товарно-материальных ценностей внутри склада, предполагает необходимость перемещения, сортировку, обработку груза, оформления складских документов и т.д. На складе входящие потоки преобразуются в исходящие, т. е. в результате переработки грузов могут изменяться такие параметры транспортных партий, как их величина, состав, число наименований грузов, упаковка, параметры отдельных грузовых складских единиц, время приема и выдачи и др.
Функции логистики складирования
Логистический процесс на складе довольно сложен так как требует согласования функций по снабжению запасами, их переработкой и распределением. В связи с чем, необходимо четко определить функции, выполняемые складской системой в системе логистики:
Контроль над поставками. Учет и контроль поступающих и отправленных со склада товаров, позволяет обеспечить ритмичность обработки грузов, сократить время хранения и повысить оборот склада. От эффективности выполнения данной функции зависит эффективное управление запасами.
Разгрузка и приемка товаров. Включает разгрузку товара, обработку и проверку сопроводительной документации, проверка количества и качества поступившего товара. Перемещение товаров внутри склада. Подразумевает перемещение товаров из зоны разгрузки в зону приемки, далее отправка на хранение или в зону комплектации, далее отправка к местам погрузки товаров. Все перемещения должны осуществляться при минимальной их протяженности во времени и пространстве.
Складирование и хранение товаров. Представляет собой процесс размещения и укладки товаров на хранение. При осуществлении данного процесса должны наиболее рационально использоваться объем склада и его площадь, учитываться особенности хранения определенных видов товара.
Комплектация и отгрузка товаров. Данный процесс предполагает подготовку товаров к транспортировке в соответствии с заказами клиентов. При этом осуществляется получение заказов, отбор товаров по наименованиям, формирование оптимальных партий для отгрузки, оформление сопроводительных документов и погрузку товаров в транспортные средства.
Организация системы складской логистики
Для эффективного функционирования
системы складской логистики
необходимо принять ряд важных решений
относительно числа складов на обслуживаемой
территории, мест их расположения и
решение о использовании
1) Определение количества складов. В процессе развития складской сети осуществляют учет всех экономических изменений, возникающих при изменении количества складов. При этом если число складов меньше оптимального то общие расходы системы распределения будут высокими, за счет высоких транспортных расходов и потенциально возможного, но не достигнутого объема продаж из-за удаленности склада. Если же число складов больше оптимального, то неоправданно возрастут расходы, связанные с содержанием и функционированием складской сети. Поэтому решение применяется на основе анализа ряда факторов:
-Зависимость транспортных расходов от количества складов (обычно при увеличении числа складов транспортные расходы снижаются).
-Зависимость затрат на содержание запасов (обычно при увеличении числа складов растет из-за роста совокупных гарантийных запасов).
-Зависимость затрат на эксплуатацию складов (общий объем затрат обычно увеличиваются с увеличением числа складов). Зависимость потерь продаж от снижения числа складов (обычно общий оборот складов падает при сокращении их числа).
2) Выбор между использованием своего склада или услуг наемного. Принятие данного решения зависит от двух факторов: средней стоимости использования наемного склада и стоимость на организацию собственного склада. Принцип расчетов связан с определением точки «безразличия» товарооборота (схож с определением точки безубыточности). В данном случае имеет смысл обдумать создание собственного склада, если его грузооборот будет выше точки безубыточности. При этом сопоставляются расходы на его строительство с разностью затрат на использование своего и наемного склада.
3) Определение места расположения склада. Главным фактором при выборе месторасположения складов являются суммарные затраты на строительство и эксплуатацию склада, на пополнение запасов и транспортные расходы по доставке и отправке грузов.
При выборе места складирования товаров используют ряд методов:
Метод полного перебора. При использовании данного метода осуществляется полный перебор и оценка всех возможных вариантов размещения склада, при помощи ЭВМ.
Эвристические методы. Данные методы основан на человеческом опыте, специалист определяет, очевидно, неприемлемые варианты, оставшиеся варианты – по отношению к которым у специалиста нет однозначной оценки, анализируются при помощи ЭВМ.
Метод определения центра тяжести. Данный метод основан на вычислении центра тяготения склада к крупным покупателям (с наиболее высоким объемом грузооборота). Принцип расчетов следующий: на карту района наносят координатную сетку и для каждого магазина определяют Х и Y координаты, далее рассчитывают X и Y координаты склада. Для определения координаты Х находят отношение произведения грузооборота каждого покупателя на X координату соответствующего покупателя к общему грузообороту всех покупателей. Аналогично находят координату Y.
4) Система складирования – определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающая оптимальное размещение материального потока на складе и рациональное управление им. Создание системы складирования предполагает нахождение способа оптимального размещение грузов на складе, а так же способы и методы эффективного управления ими. При разработке системы складирования необходимо учитывать все связи между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими) потоками товарно-материальных ценностей.
Создание системы
- Определение оптимальной грузовой единицы (определение ее оптимальных характеристик: размеров, объема, веса, вида упаковки и т.д.). При этом большое внимание следует уделить выбору оптимального товароносителя, например: ящики, поддоны, кассеты, палеты и т.д. Основным критерием является максимальное снижение количества операций при переработке груз.
- Определить вид складирования, т.е. выбрать как будет храниться товар, как он будет размещен в пространстве, а так же, какое оборудование будет использоваться для его хранения. Основными факторами влияющими на выбор являются: технические характеристики помещения (площадь, высота, объем и т.д.), применяемый товароноситель, необходимые условия хранения товара, объем поставляемых партий товара, простота обслуживания, доступность товара (свободный доступ к товару) и т.д. Размещение оборудования, используемого для хранения товара, должно обеспечивать оптимальное использование площади и высоты склада.
Выделяют множество видов складирования: складирование в штабеле блоками, складирование в полочных стеллажах до 6м, складирование в полочных высотных стеллажах, складирование в проходных (въездных) стеллажах, складирование в передвижных стеллажах, складирование в элеваторных стеллажах и т.д.
- Выбрать оборудование для обслуживанию склада. Для обслуживания складов и выполнения различных операций связанных с переработкой товара, используют различные виды подъемно-транспортных механизмов. Выбор их тесно связан как с параметрами грузовых единиц, так и с видом складирования, а так же зависит от технических характеристик самих механизмов. При этом высокий уровень механизации и автоматизации складских работ рентабельны и оправданы на больших складах с значительной складской площадью и постоянным однородным потоком материалов. На складах, снабжающих розничные предприятия используются средства малой механизации (рохли, телеги и т.д.). Наиболее распространены такие виды подъемно-транспортных средств, как электро-погрузчики и электро-штабелеры на механизированных складах, а на автоматизированных складах применяют межстеллажные краны-штабелеры.
- Выбор системы комплектации товаров. В процессе переработки груза процесс комплектации проходит три этапа: 1) отборка товара по заказам покупателя; 2) комплектация полного заказа покупателя в соответствии с его заявкой; 3) комплектация партий отправки покупателям для централизованной или децентрализованной доставки. Система комплектации определяет где будет осуществляться отбор товара (в зоне основного складирования или в зоне комплектации) и как будет осуществляться комплектация (с помощью и без помощи технических средств). Определяется так же степень комплектации заказа: централизованная – отбор груза одновременно для нескольких клиентов (один человек собирает один вид товара для разных клиентов) и децентрализованная – для одного клиента (один человек собирает весь груз по заявке клиента). Необходимо выбрать и способ управления перемещением груза, который зависит от технических возможностей применяемого оборудования: сборка груза в автономном ручном режиме, в автоматическом режиме (управления из кабины с помощью пульта), управление комплектацией с использованием режима «онлайн» (автоматический режим управления от ЭВМ).
- Организация системы обработки информации. Процессы обработки товарно-материального потока на складе тесно связан с обработкой большого объема информации. Документацию поступающую вместе с грузом на склад необходимо обработать и систематизировать, для того чтобы в любой момент времени и по каждой единице товара было ясно когда она поступила на склад, для чего, сколько должна храниться и т.д. В свою очередь любая товарная единица покидающая склад так же должна обладать сопроводительными документами, для того чтобы было ясно куда и когда ее нужно переместить в дальнейшем, а так же для того чтобы она была списана с текущих остатков склада. Система управления информационными потоками: систематизирует информацию связанную с приемом и отправкой грузов; позволяет осуществлять управление запасами на складе; позволяет обрабатывать поступающую документацию; позволяет осуществлять подготовку сопроводительных документов при отправке грузов и т.д. В связи с этим необходимо определить как будет обрабатываться информационный поток: в ручном режиме; в пакетном режиме (имеется в виду подготовка данных о поступающих и отгруженных грузах, которые периодически вводятся в ЭВМ, обрабатываются вручную или автоматически; в режиме реального времени (в этом случае информация вводится в ЭВМ одновременно с движением грузов, или, точнее, в момент их перехода через контрольные пункты); в режиме непосредственного управления от компьютера, (на практике это означает интегрированное управление материальными и информационными потоками в режиме реального времени, т.е. на всем протяжении процесса обработки груза, в любой момент времени можно определить, где находится и какие операции проходит каждая конкретная единица товара).
Информация о работе Организация складирования на основе логистики