Организация труда водителей автомобилей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Автомобильный транспорт - одна из важнейших отраслей народного хозяйства, развивается как неотъемлемая часть единой транспортной системы. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его чёткости и надёжности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1 Сложность труда водителей……………………………………………..4
1.1Факторы определяющие сложность труда водителя…….………..5
1.2Методы оценки сложности труда водителей…………….………..9
2 Психофизиологические аспекты сложности……………………...….11
2.1Зрительные ощущения……………………………….……………13
2.2Восприятие……………………………………………..………….14
2.3Память……………………………………………….…………….14
Заключение……………………………………………………….……..15
Список использованных источников………………………….………1

Файлы: 1 файл

Илья реферат-курсовая.docx

— 38.82 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА


АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

                                                                                          УВЕРЖДАЮ

                                                                                       Зам. директора АК ВГУЭС

                                                                                    ____________ Е. Н. Чмырь

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров на общественном транспорте»

Тема: «Организация труда водителей автомобилей»

 

 

Студента

гр. СО-ОП11         ____________________________________     И.Ильченко

 

Руководитель

преподаватель         ___________________________________    А.А.Мишин

   

Нормоконтролер


преподаватель        _____________________________________       А.А.Мишин

 

 

 

 

Владивосток 2014

 

                                               Содержание

   Введение…………………………………………………………………..3

1 Сложность труда водителей……………………………………………..4

1.1Факторы определяющие  сложность труда водителя…….………..5

1.2Методы оценки сложности труда водителей…………….………..9

2 Психофизиологические аспекты сложности……………………...….11

    2.1Зрительные ощущения……………………………….……………13

      2.2Восприятие……………………………………………..………….14

       2.3Память……………………………………………….…………….14

   Заключение……………………………………………………….……..15

   Список использованных источников………………………….………16

 

Введение

Автомобильный транспорт - одна из важнейших отраслей народного хозяйства, развивается как неотъемлемая часть единой транспортной системы. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его чёткости и надёжности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства. Он обеспечивает наряду с другими видами транспорта рациональное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности населения в перевозках.

Главной задачей транспорта является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Эффективность организации транспортного процесса и управление им, а в конечном счете и дальнейшее развитие автомобильного транспорта в значительной степени определяется подготовкой высококвалифицированных инженеров, владеющих научной теорией. Теория транспортного процесса рассматривает присущие ему закономерности и методы оптимизации. На базе этой теории строится организация перевозок и осуществляется управление ими.

В то же время следует отметить, что современное состояние автомобильного транспорта страны не позволяет в достаточной мере выполнять стоящие перед ним задачи. Во многом это связано с несогласованностью экономических интересов отрасли и обслуживаемой ею клиентуры, неполным соответствием типажа и структуры парка насущным потребностям перевозок, слабо развитой производственной базой автотранспортных предприятий и другими недостатками.

Эти проблемы могут быть решены только при переходе автомобильного транспорта к рыночной экономике, что позволит обновить транспортные услуги и повысить их качество.

 

    1. Сложность труда водителя

Каждая отрасль в силу специфики процессов производства обладает определенными особенностями в организации труда своего персонала. На автомобильном транспорте эти особенности связаны с водителями - основной категорией рабочих на транспорте. Труд водителей происходит вне трудового коллектива. Водитель испытывает нервно-эмоциональную перегрузку. Для водителя характерно понятие “рабочее место” - автомобиль и “рабочая зона” - дорога, АТП, АЗС и т.п. Рабочее место - автомобиль является местом повышенной опасности. От работы водителей во многом зависит выполнение плана перевозок. Поэтому одной из важнейших задач является правильная организация труда водителей. Существует ряд особенностей в организации труда водителей:

- основная работа водителей  протекает вне предприятия, поэтому  и ее результаты в значительной  степени зависят от инициативы  водителей;

- в отличие от промышленного  предприятия на результаты деятельности  АТП во многом влияют внешние  факторы (состояние дорог, климатические  условия, интенсивность движения  транспорта на протяжении маршрута  и др.), из-за которых возможны  изменения в видах и объемах  работ водителей;

- работа водителей протекает  на открытом воздухе и связана  с воздействием на него изменяющихся  метеорологических факторов, зависящих  от климатической зоны, времени  года, условий погоды, повышается  значимость влияния субъективных  факторов на результаты деятельности  водителя и безопасность движения;

- продолжительность рабочей  смены водителей достигает во  многих случаях 10-12 ч (при соблюдении  месячного баланса рабочего времени) без строго регламентированного  обеденного перерыва (его подчас  трудно регламентировать);

- из двух видов нагрузок, действующих на человека в  процессе труда (физической и  нервно-эмоциональной), у водителя  преобладает нервно-эмоциональная.

Эти специфические условия должны учитываться в комплексе мероприятий по организации нормирования труда на АТП. Также следует отметить, что сложность труда является одной из главных составляющих его оплаты. Большое значение для повышения производительности труда, увеличения объема пассажирских перевозок имеет улучшение организации нормирования заработной платы. Выполнению этих задач должно способствовать правильное применение и соблюдение действующего законодательства по заработной плате.

    1. Факторы, определяющие сложность труда водителя

1) Технические:

- тип транспортного средства;

- техническое состояние  подвижного состава;

- грузоподъемность транспортного  средства;

- полная масса автомобиля;

- динамические качества  автомобиля;

- габариты транспортного  средства;

- наличие прицепа.

2) Технологические:

- тип маршрута;

- способ доставки груза;

- наличие специального  оборудования на автомобиле;

- способ производства  погрузо-разгрузочных работ;

- класс груза;

- габариты груза (для тяжеловесных  крупногабаритных грузов).

3) Организационные:

- стабильность маршрута;

- интенсивность движения;

- пассажиропоток;

- протяженность маршрута;

- частота остановочных  пунктов;

- контроль за регулярностью  движения;

- не прямолинейность маршрута;

- пропускная способность  остановочного пункта;

- напряженность технико-эксплуатационных  показателей;

- пересеченность маршрута;

- наличие спецполосы для  движения автобуса;

- график доставки груза;

- перевозка в обратном  направлении.

4) Дорожно-климатические:

- тип дорожного покрытия;

- состояние покрытия;

- природно-климатические;

- работа в карьерах, в  горных условиях.

5) Экономические:

- формы и системы оплаты  труда;

- организация труда;

- формы начисления и  распределения заработной платы  в бригаде;

- экономические результаты  деятельности предприятий.

6) Социальные:

- квалификация;

- возраст водителя;

- стаж работы;

- режим труда;

- продолжительность рабочего  дня;

- разрывной график работы;

- уровень трудовой дисциплины;

- совмещение обязанностей;

- современная инфраструктура  АТП.

7) Эргономические:

- удобство расположения  рычагов управления;

- наличие токсических  веществ в кабине;

- уровень шума и вибрации;

- температура в кабине;

- вентиляция в кабине;

- запыленность;

- коэффициент обзорности;

- тепловая радиация;

- освещенность приборов;

- влажность воздуха;

- освещенность в кабине;

- размер кабины.

8) Организационно-технические:

- интенсивность движения;

- пропускная способность  дороги;

- частота перекрестков  со светофорным регулированием;

- разрешенная скорость  на участках маршрута.

Выделенные факторы по характеру своего влияния являются пассивными (то есть не зависимыми от водителя и АТП) и активными. Соотношение их влияний предопределяет степень значимости воздействия сложности труда водителя на конечные показатели производственно-хозяйственной деятельностью АТП. К активным факторам относятся организационные, экономические, социальные, к пассивным - технико-технологические, дорожно-климатические, организационно-технические. Все эти факторы непосредственно воздействуют и на эффективность труда водителей через психофизиологические и социальные результаты труда (утомляемость, заболеваемость, безопасность движения, текучесть кадров и др.) Процесс управления автомобилем представляет собой сложный комплекс различных действий, отображение различных параметров системы водитель - автомобиль - среда движения; интеллектуальных - осмысливание полученной информации и сопоставление ее с уже имеющейся информацией - с целью поездки, накопленным опытом, знаниями правил дорожного движения и технических характеристик автомобиля и т.д., построение на основе этой информации собственной ситуационной модели (адекватной развивающейся ситуации и цели поездки), принятие соответствующего решения; моторных - сложно-координированное воздействие на органы управления автомобилем. Двухсменный график работы в известной мере нарушает обычный ритм труда и бодрствования.

По данным А.И. Вейсмана сверхурочные часы работы - длительность смены до 12 часов, недостаточная продолжительность сна перед сменой у большинства водителей, крайне малые по времени перерывы для отдыха и обеда водителя сказываются на состоянии здоровья, работоспособности водителей и безопасности движения. Так, продолжение работы водителей после десяти часов пребывания на маршруте может явиться предвестником резкого падения функциональных возможностей. Психофизиологические данные нашли своё подтверждение в результатах анализа влияния различной длительности рабочего дня на заболеваемость водителей. Например, число заболеваний, вызывающих временную утрату трудоспособности среди водителей, длительность рабочего дня которых достигает 12 часов, почти в 1,5 раза выше, чем у их коллег, работающих ежедневно с более короткой сменой.

В качестве особенностей трудовой деятельности водителей следует указать частое отсутствие определенного ритма поступления информации, возможность возникновения ситуаций, требующих принятия нестандартных (не предусмотренных инструкциями) решений нередко в условиях жестокого ограничения времени, необходимость постоянного поддерживания высокого для безопасного движения уровня бодрствования.

1.2 Методы оценки сложности труда водителей

Ещё одной специфической особенностью трудовой деятельности водителей автобусов является работа на маршрутах с различными условиями движения.

Оценка деятельности водителей с точки зрения степени сложности процессов управления автобусами различных типоразмеров и характера маршрутов движения должна быть комплексной, учитывать конструктивные особенности органов управления автобусами и условия движения на маршруте. Она должна проводиться различными методами и учитывать различные её составляющие. Водитель во время работы выполняет большое количество действий, причём внешне они довольно просты и сводятся к нажатию педалей, перемещению рычагов, включению и выключению тумблеров, повороту рулевого колеса. Все эти действия по управлению автомобилем проводятся в определённом порядке в зависимости от типовых дорожно-транспортных ситуаций. Очень разный диапазон изменения сложности движения как для автобусов марки «ЛИАЗ», так и для автобусов марки «ИКАРУС». Во время работы водитель выполняет большое количество моторных действий, причём величина усилий, прилагаемых к органам управления автобусом, достаточна, велика и неодинакова. Поэтому целесообразно не просто учитывать типовые действия водителя, а взвешивать их по величине усилий, прилагаемых к органам управления автобуса. Существенным недостатком этого метода является не учёт технических факторов, влияющих на сложность трудовой деятельности водителя по управлению автобусом ( габаритной длины, полной массы, типа конструкции коробки передач). Следует также отметить, что характер взаимосвязи между сложностью трудовой деятельности водителя и расходом топлива может быть различен. Например, рассматривая движение автобуса при переменном продольном профиле маршрута можно отметить, что расход топлива больше при движении на подъем, а сложность, наоборот, при движении на спуск. Сравнение расхода топлива и сложности процессов управления автобусов, оборудованных гидромеханической коробкой переключения передач и обычной механической показывает, что топливная экономичность меньше, а сложность в управлении ниже. Методика ориентирована на комплексную оценку «трудности» работы водителей автобусов на маршруте. Комплексность оценки обеспечивается расчётом «суммарного коэффициента тяжести», являющегося интегральным показателем мультипликативного типа (произведением частных коэффициентов тяжести, определяемых следующими факторами: эксплуатационной скоростью, зоной работы, протяженностью маршрута, количеством остановок, временем оборотного рейса, профилем дорог, наполняемостью салона.) Использование методов алгоритмического анализа на городском автомобильном транспорте является более научно обоснованным способом, чем применение коэффициента тяжести и менее трудоёмким, чем использованием физиологических методов. В тоже время оплата труда водителей с учетом сложности автобусных маршрутов способствует существенному улучшению работы автобусного транспорта и, следовательно, повышению качества транспортного обслуживания населения. Для решения этой задачи необходимо проведение аттестации автобусных маршрутов. Один из подходов к разработке методов анализа и оценки трудовой деятельности был предложен Липуновым А.А идею развил Зараковский Г.М, разработавший конкретные приёмы анализа рабочих процессов с введением их количественных характеристик, имеющих определённый психофизиологический смысл. Данный метод получил название алгоритмического. Сущность данного метода заключается в разложении рабочего процесса на качественно различные элементарные составляющие. Такими элементарными составляющими являются «оперативные единицы информации» (ОЕН) и « элементарные действия» (ЭД).

Информация о работе Организация труда водителей автомобилей