Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:40, курсовая работа
Описание работы
Автомобильный транспорт - одна из важнейших отраслей народного хозяйства, развивается как неотъемлемая часть единой транспортной системы. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его чёткости и надёжности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………..3 1 Сложность труда водителей……………………………………………..4 1.1Факторы определяющие сложность труда водителя…….………..5 1.2Методы оценки сложности труда водителей…………….………..9 2 Психофизиологические аспекты сложности……………………...….11 2.1Зрительные ощущения……………………………….……………13 2.2Восприятие……………………………………………..………….14 2.3Память……………………………………………….…………….14 Заключение……………………………………………………….……..15 Список использованных источников………………………….………1
ОЕН определяется как сообщение,
которое протекает целостно и дифференцируется
человеком в процессе данной деятельности
хотя бы к одному существенному для него
признаку. Под ЭД понимается преобразование
энергии информации (акт восприятия, мыслительная
операция, извлечение данных из памяти,
моторные действия), которое ведёт к формированию
некоторых ОЕН. Одним из наиболее сложных
вопросов данного метода является установление
уровня детализации ОЕН и ЭД, на котором
следует осуществлять данный анализ.
Трудности определения элементарных
составляющих деятельности часто заставляют
осуществлять алгоритмическое описание
на уровне единиц, которые могут непосредственно
фиксироваться в процессе работы или явно
выраженных логических условий, которые
присутствуют при выборе способа действия.
В таком случае алгоритмическое описание
может осуществляться уже на уровне типовых
действий и логических условий. Вместо
ЭД можно использовать типовые действия,
а вместо ОЕН - логические условия. В этом
методе деятельность отображается посредством
символических обозначений.
2 Психофизиологические аспекты
сложности
Труд водителя включает: управление
автомобилем при выполнении перевозок,
приемку автомобиля у сменщика, подготовку
к выезду на линию и оформление необходимой
документации, сдача автомобиля сменщику,
устранение ряда неисправностей автомобиля.
Кроме того, водитель в ряде случаев выполняет
обязанности кондуктора, контролера, экспедитора.
Однако основным содержанием труда водителя,
наиболее важным, ответственным, занимающим,
как правило, большую часть рабочего времени
и вместе с тем наиболее характерным для
его труда в целом, является вождение автомобиля.
Поэтому именно процесс вождения автобуса
определяет наиболее существенные физиологические
психофизиологические характеристики
труда водителя. Характерным для управления
автобуса является то, что оно осуществляется
водителем, находящимся непосредственно
в автомобиле. Таким образом, физиологическая
и психофизиологическая характеристика
труда водителя системе водитель - автомобиль
в очень большой степени зависит от эргономических
характеристик автомобиля, т.е. от характеристик,
определяющих соответствие автомобиля
особенностям человека - водителя и вместе
с тем особенностям его деятельности -
управления автомобилем. Наука эргономика
изучает закономерности приспособления
производственной среды к возможностям
организма-оператора. Это одна из важнейших
целей эргономического обеспечения создания
методов рационализации трудовых процессов,
происходящих в системе ЧМС («человек
- машина-среда») на основе формализованного
их описания.
Эти методы позволяют:
1) строго математически
представить содержание каждого
элемента трудового процесса, их
взаимосвязь в соответствии с
принятой последовательностью выполнения;
2) одновременно рассматривать
содержание каждого элемента
трудового процесса как вариантную
задачу, решение которой по заданному
критерию (психофизиологическому, стоимостному
или временному) позволяет выбрать
оптимальный вариант ее осуществления.
Можно выделить следующие группы
эргономических характеристик автомобиля.
Характеристики, обусловленные анатомическим
строением, размерами механикой (биомеханикой)
человеческого тела, его органов движения.
К ним относятся: размеры и форма кабины,
сиденья, размеры, форма, расположение,
кинематика и динамика органов управления
автомобилем, расположение щитка приборов,
зеркал заднего вида, особенности конструкции
автомобиля и рабочего места водителя,
обуславливающие обзорность. Характеристики,
обусловленные физиологическими особенностями
человеческого организма,- микроклимат
кабины: состав, влажность и движение воздуха,
температура, шум и вибрация на рабочем
месте. Характеристики, обусловленные
психофизиологическими и психологическими
особенностями человека. Эти характеристики
связаны, прежде всего, с получением передачей
информации водителем. К ним относятся
обзорность автомобиля, прозрачность
стекол кабины, читабельность приборов,
размеры и форма зеркал заднего вида, эффективность
осветительных устройств автомобиля,
информативность органов управления,
обеспечивающая регуляцию воздействий
на них водителя. Физиологические и психофизиологические
характеристики деятельности водителя
по управлению автомобилем в большой степени
зависят и от дорожно-транспортных условий.
Так, неровное покрытие вызывает значительное
усиление вибрации; загазованность воздуха
на дороге влияет на состав воздуха в кабине,
освещенность и распределение света на
дороге - на работу зрения и т.д. однако
влияние дорожно-транспортных условий
на физиологию и психофизиологию водительского
труда в значительной мере зависит от
эргономических характеристик автобуса.
Эти характеристики могут в большой или
меньшей степени нейтрализовать неблагоприятное
влияние многих дорожно-транспортных
условий.
Физиологию и психофизиологию
труда водителя нельзя рассматривать
в отрыв от режима его работы и отдыха.
Правильный режим- труда и отдыха включает
своевременные паузы в процессе рабочего
дня, специализированную производственную
гимнастику соответствующую характеру
труда и возрасту, своевременное питание
и т.д.
2.1 Зрительные ощущения
Возможности органов чувств
и мозга водителя не могут быть неограниченными.
Их перегрузка ведет к быстрому переутомлению,
что очень опасно, так как в состоянии
утомления водитель не может правильно
и полностью воспринимать обстановку
на дороге.
В первую очередь нагрузка идет
на органы зрения, ведь в процессе управления
автомобилем зрительный анализатор является
основным источником информации об окружающей
обстановке. Решающее значение для зрения
имеют условия освещенности. Статистика
указывает на большое число ДТП (до 50%)
в темное время суток, несмотря на снижение
интенсивности движения в это время. Наибольшие
затруднения возникают для водителя при
резких изменениях освещенности дороги,
при движении в условиях недостаточности
освещенности, при недостаточной контрастности
объектов на дороге. Имеет значение и зрительное
поле водителя, его способность воспринимать
цвета. У некоторых людей существуют различные
отклонения, такие как суженое поле зрения
или нарушение цветочувствительности.
Такие люди, безусловно, не могут быть
водителями, а тем более водителями общественного
транспорта. Водителю, не имеющему отклонений,
приходится мобилизовать все возможности
своего зрения, что не просто и может в
дальнейшем привести к его расстройству.
2.2 Восприятие
Водитель в процессе своей профессиональной
деятельности на основе нескончаемого
потока информации постоянно совершает
действия, соответствующие его пониманию
сложившейся ситуации. При этом водитель
руководствуется рядом тактических задач:
соблюдением безопасной скорости движения,
необходимостью остановок. Управляя автомобилем,
он должен воспринимать большое число
зрительных, звуковых и других раздражителей,
совокупность которых формирует дорожно-транспортную
ситуацию. Качество восприятия водителя,
то есть его быстрота, полнота, своевременность
и точность, во многом зависят от знаний
и опыта водителя. Опытный водитель при
одних и тех же условиях увидит больше
и быстрее, чем новичок.
2.3 Память
Любой процесс принятия решения
не может быть осуществлен без участия
памяти, как свойства нервной системы
хранить информацию о событиях и реакциях
организма на эти события. Поэтому водителю
важно обладать хорошей и, кроме того,
долговременной памятью, которая хранит
все навыки, приобретенные в процессе
учебы и практики.
Заключение
И так важным условием
высоко – производительной работы водителей
является рациональная организация транспортного
процесса, которая предусматривает выполнение
основной задачи автомобильного транспорта
– наиболее полное удовлетворение потребностей
заказчиков в перевозках грузов.
Организация труда
водителей на международных перевозках
должна обеспечивать: четкую работу автотранспортных
средств, безопасность перевоза грузов,
полное использование нормы рабочего
времени за учетный период, соблюдение
установленных трудовым законодательством
продолжительности рабочего дня, порядка
предоставления отдыха и перерыва в работе
для приема пищи, высокую производительность
труда.
В разработке ЕСТР
участвовала Международная Организация
Труда ООН.
Соглашение направлено
на повышение безопасности дорожного
движения и устанавливает продолжительность
отдыха и продолжительность управления
автотранспортным средством.
Во всех странах, подписавших
Соглашение, контролируется соблюдение
водителями режима труда и отдыха, и в
случае его нарушения применяются штрафные
санкции и другие предусмотренные меры
вплоть до приостановки при остановке
перевозки.
Список использованных источников
1.Сарафанова, Е.В. Международные
автомобильные перевозки: основные по¬ложения
/ Е.В. Сарафанова, А.А. Евсеева. – М.: ИКЦ
«МарТ»; Ростовн/Д: Из-датель¬ский центр
«МарТ», 2009г. – 240 с.
2.Международные автомобильные
перевозки в контейнерах и транспортных
пакетах / АСМАП; сост. И.И. Батищев. – М.:
АСМАП, 2009г. – 38 с.
3.Международные автомобильные
перевозки = МАП: профессионально-производственный
журнал. – М.: АСМАП №11 2010г.
4.Можгинский, В.С. Контроль за
соблюдением режима труда и отдыха водителей
на международных автомобильных перевозках:
законы и законодательные акты / В.С. Можгинский;
АСМАП. – 2-е изд., доп. – М.: АСМАП, 2009г. –
76 с.
5.Основные документы при выполнении
международных автомобильных перевозок:
сборник / АСМАП. – 3-е изд., изм. и доп. –
М.: АСМАП, 2009г. – 52 с.
6.Кокин, А.С. Международная транспортная
экспедиция /А.С. Кокин, Г.А. Левиков. –
М.: Дело, 2010г. – 448 с.