Понятие процесса выбора поставщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 17:16, реферат

Описание работы

Целью данной работы является процесс выбора поставщиков. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить понятие процесса выбора поставщиков.
2. Выявить основные методы выбора поставщиков.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие процесса выбора поставщиков 5
2. Основные методы и критерии выбора поставщиков 14
Заключение 18
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Выбор поставщика.docx

— 41.54 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Понятие  процесса выбора поставщиков 5

2. Основные  методы и критерии выбора поставщиков 14

Заключение 18

Список использованной литературы 21

 

 

Введение

 

 Важность выбора поставщика  объясняется не только функционированием  на современном рынке большого  количества поставщиков одинаковых  материальных ресурсов, но и тем,  что он должен быть, прежде  всего надежным партнером товаропроизводителя  в реализации его стратегии  организации производства.

 Большое количество  и разнообразие потенциальных  поставщиков, требуемых материальных  ресурсов приводит к тому, что  особое внимание уделяется проблеме  выбора тех, которые могли бы  с наибольшим эффектом обеспечить  успешную производственно-сбытовую  деятельность предприятия. 

 Возможны два направления  выбора поставщика:

1. Выбор поставщика из  числа компаний, которые уже были  вашими поставщиками (или являются  ими) и с которыми уже установлены  деловые отношения. Это облегчает  выбор, так как отдел закупок  компании располагает точными  данными о деятельности этих  компаний.

2. Выбор нового поставщика  в результате поиска и анализа  требуемого рынка: рынка, с  которым компания уже работает, или совершенно нового рынка  (в случае принятия решения  о диверсификации деятельности). Для проверки потенциального  поставщика часто необходимо  много времени и ресурсов, поэтому  ее следует осуществлять только  в отношении тех поставщиков  из небольшого списка, которые  действительно имеют серьезный  шанс получить большой заказ.  От потенциального поставщика, конкурирующего  с существующими, ожидается более  высокая эффективность. 

 Для повышения объективности  оценки потенциального поставщика  предприятия могут прибегнуть  к услугам специализированных  агентств, одной из функций которых  является подготовка информации  о поставщиках. Такой информацией,  в частности, может быть оценка  финансового положения поставщика по таким показателям, как ликвидность, чистая прибыль, оборачиваемость и др.

 Главные критерии, на  которых рекомендуется строить  систему выбора поставщика: качество  продукции, надежность поставщика (честность, отзывчивость, и т.  д.), цена, качество обслуживания, условия  платежа. 

 Как показывает практика, системе установленных критериев  может соответствовать несколько  поставщиков. В этом случае  необходимо их ранжировать, опираясь  на влияние непосредственных  контактов с представителями  поставщиков.

 Целью данной работы  является процесс выбора поставщиков. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Изучить понятие процесса  выбора поставщиков.

2. Выявить основные методы  выбора поставщиков. 

1. Понятие процесса выбора поставщиков

 

Одной из основных проблем  в управлении закупками материальных ресурсов является выбор поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке  функционирует большое количество поставщиков схожих материальных ресурсов, а и, главным образом тем, что  поставщик должен быть надежным партнером  предприятия в реализации его  логистической стратегии.

Разнообразие и большое  количество потенциальных поставщиков  материальных потоков повышает актуальность проблемы выбора тех из них, которые  смогли бы с наибольшим эффектом обеспечить надежность логистических процессов.

Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения этой задачи.

1. Поиск потенциальных  поставщиков. При этом могут  быть использованы такие методы:

– объявление конкурса (тендера): проводится, если предусматривается  закупить сырье, материалы, комплектующие  на крупную денежную сумму или  наладить долгосрочные связи между  поставщиком или потребителем;

– изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в  средствах массовой информации и  т.п.;

– посещение выставок и  ярмарок;

– переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

Вследствие комплексного поиска формируется перечень потенциальных  поставщиков материальных ресурсов, по которому проводится дальнейшая работа.

2. Анализ потенциальных  поставщиков. Составленный перечень  потенциальных поставщиков анализируется  по специальным критериям, которые  позволяют сделать выбор приемлемых  поставщиков. Количество таких  критериев может составлять несколько  десятков и не ограничивается  ценой и качеством поставляемой продукции. Кроме них, можно привести еще много существенных критериев выбора поставщика, которые могут быть не менее важными для предприятия.

Критерии оценки и выбора генераторов материальных потоков  зависят от требований потребительской  логистической системы и могут  быть различными:

– надежность снабжения;

– отдаленность поставщика от потребителя;

– сроки выполнения заказов;

– периодичность поставок;

– условия оплаты;

– минимальный размер партии товара;

– возможность получения  скидки;

– доля поставщика в покрытии затрат;

– полнота ассортимента;

– условия распределения  рисков;

– наличие сервисного обслуживания;

– рекламная поддержка;

– репутация поставщика;

– финансовое состояние  поставщика, его кредитоспособность и др.

Предприятие определяет для  себя наиболее значимые критерии в  зависимости от специфики своей  деятельности.

В результате анализа потенциальных  поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по установлению договорных отношений. Список поставщиков обычно составляется по каждому конкретному  виду поставляемых материальных ресурсов.

Конкретные результаты по многим из приведенных позиций достигаются  как компромисс в процессе переговоров  и зависят от позиций поставщика и покупателя на рынке.

3. Оценка результатов  работы с поставщиками. На выбор  поставщика существенно влияют  результаты работы по уже заключенным  договорам. Оценку поставщика  нужно проводить не только  на стадии поиска, а и в процессе  работы с уже отобранными поставщиками.

Поэтому некоторые предприятия  проводят мониторинг деятельности своих  поставщиков, чтобы убедиться в  том, что они продолжают предоставлять  удовлетворительные услуги. Преимущественно  это выполняется неформально, как  субъективный анализ, однако предприятие  может также прибегать и к  более сложным показателям, количественно  измеряя аспект деятельности поставщиков.

Для оценки уже известных  поставщиков часто используют методику ранжирования, при помощи которой  разрабатывается специальная шкала  оценок, что позволяет рассчитать рейтинг поставщика.

Поскольку при выборе поставщика решается многокритериальная задача оптимизации  решения с неравноценными критериями, то необходимо оценить и расставить их по степени важности для предприятия.

Для определения приоритетности отдельных критериев, по которым  предусматривается выбирать поставщиков, применяют методы экспертных оценок. При этом, несмотря на высказываемую  в адрес экспертных оценок критику, экспертные оценки являются способом эффективного использования экономического и управленческого опыта, квалификации, творческого потенциала персонала  предприятий и привлечения этого  опыта в систему логистики.

В формализованном виде рейтинг R поставщика определяется выражением:

 где n – количество  показателей оценки рейтинга  поставщика;

   ki – значимость  показателя;

   сi – бальная  оценка величины показателя, обеспечиваемая  данным поставщиком.

Необходимо отметить, что  даже при полном доверии к адекватности полученных оценок ранжирование поставщиков  в соответствии с их рейтингами является лишь вспомогательной информацией  для лица или лиц, которые принимают  решение о выборе поставщиков.

Пример

В таблице 1 приведен пример расчета рейтинга одного из поставщиков  предприятия. Значимость отдельных  критериев установлена экспертным методом сотрудниками службы поставок. На основе истории работы с данным поставщиком выставляется оценка по каждому критерию (по стобалльной  шкале), после чего путем умножения  полученных оценок на значимость соответствующих  критериев и последующего добавления полученных результатов рассчитывается рейтинг поставщика.

Расчет рейтинга поставщика

Таблица 1

Критерий выбора поставщика

Значимость критерия

Оценка поставщика по данному  критерию

Произведение значимости критерия на единицу

1. Цена

0.25

80

20.0

2. Качество товара

0.20

70

14.0

3. Надежность поставок

0.15

50

7.5

4. Условия платежа

0.15

60

9.0

5. Полнота ассортимента

0.10

100

10.0

6. Отдаленность поставщика

0.10

90

9.0

7. Сервисное обслуживание

0.05

40

2.0

ВСЕГО

1.00

71.5


 

Рассчитывая рейтинг для  разных поставщиков и, сравнивая  полученные значения, определяют наилучшего партнера. Если рейтинг источника  поставок ниже допустимой величины, то договор поставок по решению ответственных лиц может быть разорван даже при условии инициирования санкций.

В рассмотренном примере  высокий рейтинг поставщика свидетельствует  о его преимуществе. Однако для  расчета рейтинга может использоваться и другая система оценок, при которой  более высокий рейтинг свидетельствует  о высоком уровне отрицательных  качеств поставщика. В этом случае преимущество следует отдать тому поставщику, который имеет самый низкий рейтинг.

Зарубежной практикой  в качестве эффективного метода оценки работы поставщика признано ежемесячное  или ежеквартальное составление  таблиц рейтингов. Ежемесячно организация  поставок каждым поставщиком табулируется по отдельным критериям и затем  дается окончательная оценка. При  этом оценочные требования достаточно строги: лучшие американские поставщики имеют не более 1,8% брака от партии, а японские – 0,003%, что и позволяет  им вводить в действие оперативные  системы снабжения, т.е. системы, основанные на минимальных запасах на складе и оперативной связи между  поставщиком и потребителем.

Для анализа поставщиков, с которыми предприятие уже сотрудничает, можно также использовать АВС-анализ, который широко распространен в  логистике. В основе использования  этого метода при анализе поставщиков  лежит допущение, что не все поставщики характеризуются одинаковым влиянием на эффективность, из-за чего целесообразно  более интенсивно заниматься поставщиками, которые имеют большой оборот.

Классификация поставщиков  по методу АВС осуществляется по такой  схеме:

1. Подбирается информация  о годовом обороте каждого  поставщика.

2. Размеры оборотов записываются  по убывающей последовательности.

3. Рассчитывается доля  оборота каждого поставщика в  процентах от общего оборота.

4. Находятся аккумулированные  значения оборота поставщиков  в процентах.

Как правило, различают три  группы поставщиков. А-поставщики –  те, с которыми предприятие осуществляет приблизительно 75% оборота, такой оборот дает приблизительно 5% поставщиков. В-поставщики (20%) дают, как правило, 20% оборота. Для  с-поставщиков (75%) оборот составляет приблизительно 5%.

Пример.

Допустим предприятие  работало с десятью поставщиками, данные о годовом обороте с  которыми приведены в табл. 2.

АВС-анализ данных о поставщиках

Таблица 2

Поставщики

Оборот, тыс. грн.

Доля в общем обороте, %

Оборот кумулятивный, %

Группа

1

2045

40.8

40.8

А

2

1623

32.5

73.3

3

456

9.1

82.4

В

4

386

7.7

90.1

5

243

4.9

95.0

6

92

1.8

96.8

С

7

74

1.5

98.3

8

48

1.0

99.3

9

25

0.5

99.8

10

8

0.2

100.0

Сумма

5000

100.0

Информация о работе Понятие процесса выбора поставщиков