Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 17:16, реферат
Целью данной работы является процесс выбора поставщиков. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить понятие процесса выбора поставщиков.
2. Выявить основные методы выбора поставщиков.
Введение 3
1. Понятие процесса выбора поставщиков 5
2. Основные методы и критерии выбора поставщиков 14
Заключение 18
Список использованной литературы 21
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Понятие процесса выбора поставщиков 5
2. Основные
методы и критерии выбора
Заключение 18
Список использованной литературы 21
Введение
Важность выбора поставщика
объясняется не только
Большое количество
и разнообразие потенциальных
поставщиков, требуемых
Возможны два направления выбора поставщика:
1. Выбор поставщика из
числа компаний, которые уже были
вашими поставщиками (или являются
ими) и с которыми уже
2. Выбор нового поставщика
в результате поиска и анализа
требуемого рынка: рынка, с
которым компания уже работает,
или совершенно нового рынка
(в случае принятия решения
о диверсификации деятельности)
Для повышения объективности
оценки потенциального
Главные критерии, на
которых рекомендуется строить
систему выбора поставщика: качество
продукции, надежность
Как показывает практика,
системе установленных
Целью данной работы является процесс выбора поставщиков. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить понятие процесса выбора поставщиков.
2. Выявить основные методы
выбора поставщиков.
1. Понятие процесса выбора поставщиков
Одной из основных проблем
в управлении закупками материальных
ресурсов является выбор поставщика.
Важность ее объясняется не только
тем, что на современном рынке
функционирует большое
Разнообразие и большое количество потенциальных поставщиков материальных потоков повышает актуальность проблемы выбора тех из них, которые смогли бы с наибольшим эффектом обеспечить надежность логистических процессов.
Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения этой задачи.
1. Поиск потенциальных
поставщиков. При этом могут
быть использованы такие
– объявление конкурса (тендера): проводится, если предусматривается закупить сырье, материалы, комплектующие на крупную денежную сумму или наладить долгосрочные связи между поставщиком или потребителем;
– изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.;
– посещение выставок и ярмарок;
– переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
Вследствие комплексного поиска формируется перечень потенциальных поставщиков материальных ресурсов, по которому проводится дальнейшая работа.
2. Анализ потенциальных
поставщиков. Составленный
Критерии оценки и выбора генераторов материальных потоков зависят от требований потребительской логистической системы и могут быть различными:
– надежность снабжения;
– отдаленность поставщика от потребителя;
– сроки выполнения заказов;
– периодичность поставок;
– условия оплаты;
– минимальный размер партии товара;
– возможность получения скидки;
– доля поставщика в покрытии затрат;
– полнота ассортимента;
– условия распределения рисков;
– наличие сервисного обслуживания;
– рекламная поддержка;
– репутация поставщика;
– финансовое состояние поставщика, его кредитоспособность и др.
Предприятие определяет для себя наиболее значимые критерии в зависимости от специфики своей деятельности.
В результате анализа потенциальных
поставщиков формируется
Конкретные результаты по
многим из приведенных позиций
3. Оценка результатов
работы с поставщиками. На выбор
поставщика существенно влияют
результаты работы по уже
Поэтому некоторые предприятия проводят мониторинг деятельности своих поставщиков, чтобы убедиться в том, что они продолжают предоставлять удовлетворительные услуги. Преимущественно это выполняется неформально, как субъективный анализ, однако предприятие может также прибегать и к более сложным показателям, количественно измеряя аспект деятельности поставщиков.
Для оценки уже известных
поставщиков часто используют методику
ранжирования, при помощи которой
разрабатывается специальная
Поскольку при выборе поставщика решается многокритериальная задача оптимизации решения с неравноценными критериями, то необходимо оценить и расставить их по степени важности для предприятия.
Для определения приоритетности
отдельных критериев, по которым
предусматривается выбирать поставщиков,
применяют методы экспертных оценок.
При этом, несмотря на высказываемую
в адрес экспертных оценок критику,
экспертные оценки являются способом
эффективного использования экономического
и управленческого опыта, квалификации,
творческого потенциала персонала
предприятий и привлечения
В формализованном виде рейтинг R поставщика определяется выражением:
где n – количество показателей оценки рейтинга поставщика;
ki – значимость показателя;
сi – бальная оценка величины показателя, обеспечиваемая данным поставщиком.
Необходимо отметить, что даже при полном доверии к адекватности полученных оценок ранжирование поставщиков в соответствии с их рейтингами является лишь вспомогательной информацией для лица или лиц, которые принимают решение о выборе поставщиков.
Пример
В таблице 1 приведен пример
расчета рейтинга одного из поставщиков
предприятия. Значимость отдельных
критериев установлена
Расчет рейтинга поставщика
Таблица 1
Критерий выбора поставщика |
Значимость критерия |
Оценка поставщика по данному критерию |
Произведение значимости критерия на единицу |
1. Цена |
0.25 |
80 |
20.0 |
2. Качество товара |
0.20 |
70 |
14.0 |
3. Надежность поставок |
0.15 |
50 |
7.5 |
4. Условия платежа |
0.15 |
60 |
9.0 |
5. Полнота ассортимента |
0.10 |
100 |
10.0 |
6. Отдаленность поставщика |
0.10 |
90 |
9.0 |
7. Сервисное обслуживание |
0.05 |
40 |
2.0 |
ВСЕГО |
1.00 |
– |
71.5 |
Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и, сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера. Если рейтинг источника поставок ниже допустимой величины, то договор поставок по решению ответственных лиц может быть разорван даже при условии инициирования санкций.
В рассмотренном примере
высокий рейтинг поставщика свидетельствует
о его преимуществе. Однако для
расчета рейтинга может использоваться
и другая система оценок, при которой
более высокий рейтинг
Зарубежной практикой в качестве эффективного метода оценки работы поставщика признано ежемесячное или ежеквартальное составление таблиц рейтингов. Ежемесячно организация поставок каждым поставщиком табулируется по отдельным критериям и затем дается окончательная оценка. При этом оценочные требования достаточно строги: лучшие американские поставщики имеют не более 1,8% брака от партии, а японские – 0,003%, что и позволяет им вводить в действие оперативные системы снабжения, т.е. системы, основанные на минимальных запасах на складе и оперативной связи между поставщиком и потребителем.
Для анализа поставщиков, с которыми предприятие уже сотрудничает, можно также использовать АВС-анализ, который широко распространен в логистике. В основе использования этого метода при анализе поставщиков лежит допущение, что не все поставщики характеризуются одинаковым влиянием на эффективность, из-за чего целесообразно более интенсивно заниматься поставщиками, которые имеют большой оборот.
Классификация поставщиков по методу АВС осуществляется по такой схеме:
1. Подбирается информация о годовом обороте каждого поставщика.
2. Размеры оборотов записываются
по убывающей
3. Рассчитывается доля оборота каждого поставщика в процентах от общего оборота.
4. Находятся аккумулированные значения оборота поставщиков в процентах.
Как правило, различают три группы поставщиков. А-поставщики – те, с которыми предприятие осуществляет приблизительно 75% оборота, такой оборот дает приблизительно 5% поставщиков. В-поставщики (20%) дают, как правило, 20% оборота. Для с-поставщиков (75%) оборот составляет приблизительно 5%.
Пример.
Допустим предприятие работало с десятью поставщиками, данные о годовом обороте с которыми приведены в табл. 2.
АВС-анализ данных о поставщиках
Таблица 2
Поставщики |
Оборот, тыс. грн. |
Доля в общем обороте, % |
Оборот кумулятивный, % |
Группа |
1 |
2045 |
40.8 |
40.8 |
А |
2 |
1623 |
32.5 |
73.3 | |
3 |
456 |
9.1 |
82.4 |
В |
4 |
386 |
7.7 |
90.1 | |
5 |
243 |
4.9 |
95.0 | |
6 |
92 |
1.8 |
96.8 |
С |
7 |
74 |
1.5 |
98.3 | |
8 |
48 |
1.0 |
99.3 | |
9 |
25 |
0.5 |
99.8 | |
10 |
8 |
0.2 |
100.0 | |
Сумма |
5000 |
100.0 |
– |
– |