Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:48, контрольная работа
Существует несколько подходов к определению понятия логистики. Большинство из них связывают это понятие с материальным потоком и потоком информации. Всю совокупность определений логистики можно объединить в две группы. Первая группа определений трактует логистику как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. Вторая группа определений рассматривает логистику как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных и информационных потоков.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ
Димитровградский инженерно-технологический институт
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Дисциплина «Логистика »
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант № 1
Студент гр. МОз-41 Ижболдина Алёна Сергеевна ( )
(группа, фамилия, имя, отчество) (подпись)
Руководитель Попова Маргарита Викторовна ( )
(фамилия, имя, отчество) (
Димитровград 2013
История термина
Понятие логистики имеет свою историю. Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов. Специальных государственных контролеров называли логистами. В Древнем Риме под логистикой понимали распределение продуктов.
В дальнейшем термин «логистика» стали использовать для характеристики навыков и практики расположения и перемещения воинских подразделений и обозных служб. Император Византии Леон VI, живший в IX-X вв. нашей эры, использовал термин «логистика» в учебнике по военному делу в значении «тыл, снабжение войск». В начале XIX в., в эпоху наполеоновских войн, логистика определялась как наука об управлении при планировании запасов, перевозках и снабжении войск. В России в середине XIX в., согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи неприятеля, организация их тылового обеспечения.
Новый этап в развитии военной логистики наступил во время второй мировой войны, когда логистические подходы стали широко применяться при планировании и подготовке военных операций.
В 50-е годы XX в. было признано, что задачи регулирования материальных потоков могут успешно решаться с помощью методов, применяемых в военной логистике. В начале 70-х годов XX в. логистический подход начинает широко применяться в экономике различных стран.
Постепенно понятия логистики и логистического управления наполнялись многообразным содержанием и проникали в различные сферы производства и товарообращения.
Определение понятия логистики
Существует несколько
подходов к определению понятия
логистики. Большинство из них связывают
это понятие с материальным потоком
и потоком информации. Всю совокупность
определений логистики можно
объединить в две группы. Первая
группа определений трактует логистику
как направление хозяйственной
деятельности, которое заключается
в управлении материальными и
информационными потоками в сферах
производства и обращения. Вторая группа
определений рассматривает
В отечественной литературе
все более распространенным становится
подход к логистике как научно-
В терминологическом словаре по логистике, изданном в России в 1995 г., дается такое определение логистики: «Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации».
Обобщая все сказанное выше, можно предложить более краткое определение логистики.
Логистика – наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Содержание процесса логистики
Выделяется два аспекта логистической деятельности на предприятиях.
Первый связан с понятием
индустриального инжиниринга и
затрагивает проблемы эксплуатации
складов и транспортных средств,
выбора и использования погрузочного
оборудования, способа упаковки, функционирования
информационно-управляющих
Второй аспект касается собственно организации и управления материальными потоками на макро- и микроуровнях и сводится к анализу взаимовлияния различных факторов в процессе функционирования логистической системы.
Логистика рассматривается как система, обеспечивающая рыночную ориентацию управления предприятием, что и определяет содержание деятельности предприятия по установлению его связей с потребителем. Основными направлениями работы, осуществляемыми в этой области, являются:
Работа по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-либо нужд, называется сервисом.
Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров потребителю. Объектом логистического сервиса являются предприятия производственной и непроизводственной сферы, население.
Логистический
сервис осуществляется либо самим поставщиком,
либо экспедиторской фирмой, специализирующейся
в области послепродажного
Все работы в области логистического сервиса можно разделить на три основные группы:
Определение политики предприятия в сфере оказания услуг связано с формированием системы логистического сервиса и предполагает проведение комплекса взаимосвязанных работ.
Действия по формированию системы логистических услуг выполняются в следующей последовательности:
При этом сегментация потребительского рынка может осуществляться по географическому фактору, по характеру оказываемых услуг или другому признаку. Выбор значимых для покупателей услуг, их ранжирование и определение стандартов логистического обслуживания производится путем проведения опросов потребителей.
Основным критерием, позволяющим оценить систему сервиса, как с позиции поставщика, так и с позиции получателя услуг, является уровень логистического обслуживания.
Уровень
логистического обслуживания – это
количественная характеристика соответствия
фактических значений показателей
качества и количества логистических
услуг оптимальным или
|
(2.7.1) |
где Y – уровень логистического обслуживания;
m – количественная оценка фактически оказываемого объема логистических услуг;
М – количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса.
Пример 1. Рассмотрим деятельность оптового предприятия, торгующего запасными частями к автомобилям определенной марки. Допустим, что общий список запасных частей для автомобилей данной марки содержит 2000 видов, из которых на предприятии постоянно имеются 500 видов. Тогда уровень обслуживания будет равен
Уровень обслуживания можно оценивать также, сопоставляя время на выполнение фактически оказываемых в процессе поставки логистических услуг со временем, которое необходимо было бы затратить в случае оказания всего комплекса возможных услуг в процессе той же поставки. Расчет выполняется по следующей формуле:
|
(2.7.2) |
где n и N – соответственно фактическое и теоретически возможное количество оказываемых услуг;
ti – время на оказание i-й услуги.
Для оценки уровня логистического обслуживания выбираются наиболее значимые виды услуг, оказание которых сопряжено со значительными затратами, а отсутствие – с существенными потерями на рынке.
Зависимость расходов на сервис от уровня обслуживания показана на рис. 1.
Рис.1. Зависимость затрат на обслуживание
от уровня обслуживания
Начиная от 70% и выше затраты на сервисное обслуживание растут экспоненциально в зависимости от уровня обслуживания и при достижении уровня 90% увеличение объема логистического сервиса становится невыгодным. При этом снижение уровня обслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных ухудшением качества сервиса (рис. 2).
Рис. 2. Зависимость потерь, вызванных
ухудшением обслуживания, от уровня обслуживания
Задача логистической службы заключается в поиске оптимальной величины уровня обслуживания. Графически оптимальный размер уровня сервиса можно определить, построив суммарную кривую F, отражающую поведение затрат и потерь в зависимости от уровня обслуживания (рис. 3).
Рис. 3. Зависимость затрат и потерь
от величины уровня обслуживания
Для
оценки качества логистического обслуживания
применяются следующие
Гибкость поставки характеризует степень удовлетворения пожелании клиента об изменении первоначальных условий поставки без нарушения согласованного срока выполнения заказа. Сюда относят возможность изменения формы или способа передачи заказа, вида тары и упаковки по сравнению с установленными в рамках спецификации заказа и др.
Надежность поставки определяет способность поставщика соблюдать обусловленные договором сроки выполнения заказа. Существенным фактором, влияющим на надежность поставки, является наличие предусмотренных договором обязательств (гарантий), в силу которых поставщик несет ответственность за нарушение сроков поставки.
Длительность выполнения заказа характеризует календарный период с момента получения заказа до поставки партии товаров потребителю. Длительность выполнения заказа включает в себя время оформления заказа, изготовления (если заказанные товары отсутствуют на складе), упаковки, отгрузки и доставки потребителю.
Послепродажное логистическое обслуживание представляет собой комплекс услуг по техническому обслуживанию товаров в течение всего срока их эксплуатации, информированию и обучению потребителей.
Логистическое обслуживание в послепродажный период включает следующие основные мероприятия: