Порядок заключения договоров, оформление транспортных операций, хозяйственные документы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:09, реферат

Описание работы

На практике различают договоры перевозки, в которых есть 2 участника: грузоотправитель и перевозчик. Однако гораздо чаще в данном договоре участвуют 3 стороны: грузоотправитель, перевозчик и получатель. Договор перевозки грузов по своей конструкции относится к категории договоров в пользу 3-го лица (статья 403 ГК РФ). Это позволяет грузополучателю, не являющемуся стороной в договоре, пользоваться правами и нести ответственность.

Содержание работы

1. Порядок заключения договоров на перевозку грузов, пассажиров, багажа……………………………………………………………………… 3
2. Порядок заключения договоров купли-продажи транспортных средств……………….................................... .............................................7
3. Лицензирование деятельности по обеспечению перевозки грузов и пассажиров ……………………………………………….................... ....12
Список использованных источников……………………………………

Файлы: 1 файл

транспортное право.doc

— 898.00 Кб (Скачать файл)

Заключение договора перевозки  груза подтверждается составлением и выдачей отправителем груза  транспортной накладной (коносамента) или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом  или кодексом.

Порядок оформления транспортных документов подробно определен в правилах перевозок  для соответствующего вида транспорта, причем на железнодорожном, воздушном  и автомобильном транспорте применяется  единая для данного транспорта форма  основных транспортных документов. На водном транспорте используются свои формы документов — коносаментов. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если в силу закона или лицензии эта организация обязана осуществлять перевозки. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.


За перевозку грузов взимается  провозная плата, установленная  соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В целях осуществления перевозки  перевозчик обязан передать отправителю  груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии пригодном для перевозки соответствующего груза.

Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Перевозчик обязан доставить груз (пассажиров, багаж) в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

В случае неисполнения либо ненадлежащего  исполнения обязательств по перевозке  стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, а также соглашением сторон.

Транспортными уставами и кодексами  установлена ответственность перевозчика  за неподачу транспортных средств, а  отправителя за непредъявление груза  или неиспользование транспортных средств по другим причинам.

Перевозчик и отправитель груза  освобождаются от ответственности  в случае неподачи транспортных средств  либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие: 
   — непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий; 
   — прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленных в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом; 
   — в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

 

Наибольшую значимость представляет ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа.

Перевозчик несет ответственность  за несохранение груза и багажа, происшедшие после принятия к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченому им лицу или лицу, управомоченому на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ущерб, причиненный при перевозке  груза или багажа, возмещается  перевозчиком: 
   — в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа; 
   — в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости; 
   — в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его стоимости, — в размере объявленной стоимости груза или багажа. Стоимость груза и багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Перевозчик наряду с возмещением  установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.


Документы о причине несохранности груза  или багажа (коммерческий акт, акт  общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Гражданский кодекс РФ сохранил ранее  действовавшее правило в транспортном праве об обязательном предъявлении претензии перевозчику до предъявления к нему иска, вытекающего из перевозки  груза.

Порядок предъявления претензий определяется соответствующими транспортными уставами и кодексами, а потому пока сохраняется прежним. Но срок рассмотрения претензий перевозчиком теперь унифицирован независимо от содержания претензий (о несохранности груза, расчетах, штрафах и т.д.) и вида перевозки (местное, прямое смешанное сообщение) и составляет тридцать дней.

Введен и новый срок исковой  давности по требованиям из перевозки  грузов, который составляет теперь один год. Начальный момент исчисления давности по искам из перевозки грузов связывают со сроками заявления и рассмотрения претензии перевозчиком.

Перевозчик и грузовладелец  при необходимости осуществления  систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.


Заключение  договоров об организации перевозок  предусмотрено в большинстве транспортных уставов и кодексов (ст. 60 УВВТ, ст. 107 КТМ, ст. 85 ВК, ст. 36 УАТ). На внутреннем водном транспорте такой договор именуется навигационным.По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Б) В хозяйственной практике находит  применение договор буксировки.

По договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или  иной плавучий объект на определенное расстояние либо в течение определенного времени, либо для выполнения маневра (ст. 187 КТМ, ст. 126 УВВТ).Буксировка — это перемещение судна или плота тягой, прилагаемой к нему извне, а также методом толкания.

Объектом буксировки являются суда (чаще всего баржи с различными грузами) и плоты. 
   Форма договора буксировки судов и плотов внутренневодным путем письменная. Сдача — принятие к буксировке плота производится по накладной с выдачей отправителю квитанции (ст. 128 УВВТ). Буксировка плотов морем осуществляется по коносаменту (ст. 124 КТМ). Договор буксировки судов морем может быть заключен устно независимо от суммы договора (ст. 189 КТМ).

В качестве владельцев плотов выступают  лесосплавные организации, а буксируемых  судов — различные предпринимательские структуры. В качестве буксировщика выступают владельцы судов (пароходства), а при осуществлении буксирных операций в портах (маневры) — также и порты.

Как морской, так и речной буксировщик  отвечает лишь за виновное причинение ущерба судну, плоту (ст. 192 КТМ, ст. 206 УВВТ). Договор буксировки является разновидностью договора перевозки груза и специально в Гражданском кодексе РФ не регламентируется.

В) Большое значение для организации  транспортного процесса имеет договор  транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ).

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.


В качестве дополнительных услуг договором  транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких  необходимых для доставки груза  операций, как получение для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Для выполнения своих функций транспортный экспедитор должен получить от клиента  документы и другую информацию о  свойствах груза, об условиях его  перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения договора.

Экспедитор обязан сообщить клиенту  об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты  информации запросить у клиента  необходимые дополнительные данные.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере в соответствии с общими правилами об ответственности за нарушение обязательств (гл. 25 ГК РФ). Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме.

Клиент выдает экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Договор

на перевозку  грузов автомобильным транспортом- образец

г._____________ 

"____"________20____г.


 

     

_________________________________(автотранспортное предприятие) ,   в 
дальнейшем именуем___  Перевозчик, в лице  директора_________________ действующего на основании ________________с одной стороны,  и ________________ именуем__ в дальнейшем Клиент, в лице ________________________________________________ 
действующего на основании  ______________________________________________ 
с другой стороны, заключили договор о нижеследующем:

1. Предмет договора.   

1.1.Перевозчик   обязуется принимать, а Клиент - предъявлять к перевозке грузы на основании утвержденного плана в объеме _________ тысяч тонно-километров с распределением по номенклатуре грузов и поквартально. 
1.2. За _____________ дней до начала квартала в соответствии с договором 
и в пределах квартального плана  Перевозчик по согласованию с Клиентом  утверждает месячные планы и определяет декадные плановые задания  на перевозку грузов на первый месяц квартала.  В таком же порядке устанавливаются декадные плановые задания на второй и третий месяцы квартала. 
1.3. Автотранспортное  предприятие  выполняет  для  Клиента   транспорт- 
но-экспедиционные услуги ____________________________________________. 
1.4. Сумма настоящего договора определяется ориентировочно в ___________ 
____________ тысяч рублей.

 

2. Права и обязанности сторон  по договору.


   

2.1. Перевозчик выполняет перевозки грузов на основании заявок Клиента, который предоставляет ее в письменной форме или по телефону: 
а). не позднее ____________ часов дня, предшествующего дню перевозки при 
внутригородских и пригородных перевозках; 
б). не позднее ____________ часов - при международных перевозках. 
К заявкам  прилагается согласованный сторонами график подачи автомашин в 
пункты с указанием суточного и среднесуточного объема перевозок грузов. 
2.2. Перевозчик обязан: 
а). определять количество автомашин и их типы для осуществления  перевозок грузов, в зависимости от объема и характера перевозок и обеспечивать подачу их по всем пунктам погрузки в часы, указанные в согласованном сторонами графике; 
б). подавать под погрузку исправные автомашины,  пригодные для перевозки 
данного груза и отвечающие санитарным требованиям; 
в). принимать на себя ответственность за сохранность в пути всех перевозимых по настоящему договору грузов; 
г). доставить вверенный ему Клиентом груз в пункт  назначения  и  выдать 
его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю). 
2.3. Клиент обязан: 
а). при  перевозках   грузов  обеспечивать прием и отпуск ежесуточно с  _____ до ________часов (в том числе в выходные и праздничные дни),  не допуская при этом снижения объема погрузочно-разгрузочных работ; 
б). своими  силами  и  средствами  с соблюдением требований безопасности 
движения и обеспечения сохранности грузов и автомашин осуществлять разгрузку 
автомашин на  своих  базах  и складах с ___________ часов до _____________ 
часов, не допуская простоя автомашин под погрузкой и выгрузкой  сверх  уста- 
новленных предельных норм времени; 
в). до прибытия автомашин под погрузку Клиент обязан подготовить груз  к 
перевозке (затарить,  заготовить  перевозочные документы,  пропуска на право 
проезда к месту погрузки и выгрузки и т.п.); 
г). проверить перед погрузкой пригодность автомашин для перевозки данного груза; 
д). во избежание отказа к перевозке грузов, представить Перевозчику на предъявленный к перевозке  груз  товарного  характера  товарно-транспортную накладную установленной формы; 
е). содержать подъездные пути к пунктам погрузки и выгрузки и  погрузочно-разгрузочные площадки  в  исправном  состоянии  для осуществления в любое 
время беспрепятственного передвижения  автотранспорта грузоподъемностью  до 
__________тонн. Иметь   необходимые  для  погрузки  и  выгрузки  технические 
средства и приспособления; 
ж). обеспечивать  своевременное  и  надлежащее оформление в установленном 
порядке путевых листов и товарно-транспортных накладных. 
2.4. Путевой  лист,  заверенный  печатью Перевозчика при его предъявлении водителем-экспедитором документа,  удостоверяющего  его личность, является  основанием  для получения им груза к перевозке с материальной ответственностью Перевозчика. 
2.5. Дополнительные условия ____________________________________________ 
_______________________________________________________________________

Информация о работе Порядок заключения договоров, оформление транспортных операций, хозяйственные документы