Причины заикания, обследование, пути их устранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 07:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальна разработка проблемы заикания в психологическом аспекте для раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей. Изучение у заикающихся внимания, памяти, мышления, психомоторики показало, что у них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации (и соответственно – быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне.

Содержание работы

Введение 2
1. Причины заикания 9
2. Обследование заикающихся 12
3. Профилактика 17
4. Содержание логопедических занятий 18
5. Наглядность и технические средства обучения 25
6. Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками 28
7. Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий 34
8. Выводы и проблемы 36
Заключение 38
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

zaikanie.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

- А правда ли, что заикание  можно излечить за 75 минут ? Мы  читали в газете...-это тоже  весьма и весьма обычный вопрос  в логопедической практике.

Да было время, когда  в газетах рекламировался метод  « одномоментного снятия заикания », предложенный К.М. Дубровским.

Как показал опыт изучения этого метода, в один момент трудно устранить все те нарушения и  расстройства, которые наблюдаются  обычно при заикании : речи, физического  и нервного здоровья, общей и речевой  моторики.

Так что же, значит, нет  одномоментности ?

А между тем одномоментность  все-таки существует. Но не в смысле «разрешения» от заикания в один момент. Одномоментность существует. Но не в смысле «разрешения» от заикания в один момент. Одномоментность существует в том, что заикающийся, исподволь, заранее ( и не в один день ) подготовленный  специалистами, в какой-то один момент ( кульминация лечебного воздействия ) вдруг чувствует себя новым человеком, с новой речью, новыми взглядами на себя, на окружающих. Но после первого ощущения у него еще сравнительно долгое время будет длиться процесс утверждения и закрепления новых взглядов, новых навыков, новых привычек. Перед ним будет стоять задача научиться в результате специальных речевых упражнений самостоятельно и всегда пользоваться новой речью, по-новому вести себя в общении с окружающими.

Вот почему в настоящее  время многие специалисты в комплексе  своей лечебно-педагогической работы с заикающимися подростками и  взрослыми ( маленьким детям это  противопоказано ) используют приемы, предложенные Дубровским.

Многие заикающиеся  возлагают большие надежды на применение гипноза в целях устранения заикания. В прошлом неоднократно предпринимались попытки лечить заикающихся внушением в состоянии  гипнотического сна.

Как показали наблюдения ряда авторов, заикающиеся в состоянии гипнотического сна по требованию врача говорят свободно, а после пробуждения или чуть спустя речь остается по прежнему трудной. Искуственно вызванное состояние, как правило, не дает прочных результатов при лечении заикания. Это объясняется тем, что при заикании у подростков и взрослых образуются настолько стойкие неправильные условные связи, которые в свою очередь обрастают различными сопутствующими расстройствами, что угасить их при помощи одного внушения обычно не удается.

Тем не менее проведенная гипнотерапия довольно часто способствует улучшению общего самочувствия заикающихся. С ее помощью удается вызвать у заикающихся бодрое настроение, желание активно лечиться, веру в свои силы и успех лечения, устранить страх речи, уход в болезнь, подавленное настроение и пр. Поэтому как вспомогательное средство гипнотерапия в настоящее время нередко применяется врачами в комплексе лечебно-педагогического воздействия на взрослых и подростков с заиканием.

Итак, «сверхсредств», позволяющих  сразу и навсегда избавить всех заикающихся от их недуга нет. Есть один общий для всех путь - путь кропотливой, упорной работы над собой, над своей речью. Если на это твердо настроится, то хорошими помощниками тогда окажутся и медикаментозное лечение, и современная аппаратура, и сеанс императивного внушения в бодрствующем состоянии и гипноз.

Как показывает опыт, не чудо, а труд лежит в основе избавления от заикания. Рассмотрим для примера  случай с великим оратором и политическим деятелем древней Греции Демосфеном, который, как известно, страдал заиканием.

Заикание и... слова  великого оратора ! Не слишком ли это  несовместимо ? А тут еще это  чудо или широко известный курьез о том, что от своего недостатка он, дескать, избавился благодаря камешкам, которые подкладывал под язык во время разговора.

Так ли все это было ?

Известный отечественный  ученый профессор И.А. Сикорский (1889) тщательно изучал записки биографов  Демосфена и пришел к заключению, что блестящий оратор древности  действительно страдал заиканием. Причем речевые судороги у него были настолько велики, что отражались даже на его жестах. Демосфен имел и типичный для многих заикающихся характер : он был крайне впечатлителен и робок, вследствии чего отличался тихим голосом и неуверенностью в себе.

Следует отметить, что Демосфен сам избрал путь избавления от недуга. Заказав себе зеркало в полный рост он внимательно изучал недостатки своей речи и поведения. Это позволило ему наметить целую систему различных речевых упражнений. В них он предусматривал не только регулярную тренировку правильности своей речи , но и воспитание у себя определенных черт личности.

Известно, например, что  в речевых упражнениях он большое  внимание придавл развитию дыхания, стараясь подчинять его своей  воли и контролю. С этой целью  максимально задерживал его, произносил длинные фразы на одном выдохе, громко декламировал стихи, взбираясь на крутые подъемы, и пр. Чтобы развить силу и координированность мышечных движений речевого аппарата, он усложнял их тем, что при речевых упражнениях мелкие и удобно подвижные камешки.

Демосфен прилагал также  очень серьезные усилия к тому, чтобы придать своей речи тщательную редакционную отделку. Он и впоследствии, уже будучи известным оратором, до мельчайших подробностей продумывал предстоящее  выступление или беседу : содержание, последовательность, фразы, выражение. Плутарх отмечает, что он  никогда не выступал без тщательной подготовки, несмотря на свою ораторскую опытность и постоянный успех. Устранение всяких поводов к колебанию в выборе слов придавало течению его мысли ровный характер и тем облегчало речь.

И все-таки, несмотря на многообразие и сложные речевые упражнения, на первом плане у Демосфена стояла задача победить свою робость и смущение, вызываемые присутствием другой личности или общества, приучить себя спокойно отоноситься к ним. Вот почему, в частности , свои речевые упражнения он проделывал у моря. Изменчивая картина волнующегося моря ассоциировалась у него с представлением о неспокойной и шумящей толпе. Известно также, что речевые упражнения он нередко проводил в присутствии посторонних лиц.

Немало помогло ему  также стремление подражать выбранному образцу (для него это был Перикл), его внешним манерам, мысленно входить  в его роль. Еще одним примером для него, а также и помощником был его врач и учитель Неоптлем. Так, проявив наблюдательность и настойчивую волю, Демосфен достиг не только излечения, но и общего признания своего ораторского таланта.

В связи с приведенным  примером следует обратить внимание на интересную закономерность, которая позволяет оптимистично смотреть на заикание. Натуры собранные, целеустремленные находят в себе силы или добиться полного избавления от заикания, или игнорировать его настолько, что оно не мешает раскрытию их таланта и выбранной деятельности. Истории известен целый ряд таких имен. Среди них древнегреческий оратор Демосфен и баснописец Эзоп, древнеримский поэт Виргилий, французский журналист и оратор К. Демулен, поэт и критик Ф. Малерб, врачи Шультесс, Меркель, Коен, легендарный комбриг Г.И. Котовский, артист И.Н. Певцов, психолог И.И. Тартаковский и многие другие.

Можно привести много  примеров наших современников - среди  них врачи, артисты, поэты, журналисты, политические деятели, научные работники, для которых заикание не явилось  непреодолимой преградой для реализации их жизненных планов, не увело от жизни в обществе, не помешало раскрытию таланта, не лишило жизненной радости, бодрости, уверенности в своих силах. 

Список литературы

1. Селивёрстов В.И. “Заикание у детей, психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий.” Издание 3-е – Москва 1994 г.

2. Кащенко В.П. “Педагогическая коррекция.” Издание 2-е – Москва 1994 г.

 

3. “Заикание.” (под редакцией М.А.Власовой, К.П.Беккера – Москва 1983 г.)

 

4. “Основы теории и практики логопедии.” (под ред. Р.Е.Левиной – Москва 1968 г.)

 

5. “Расстройства речи у детей и подростков.” (под редакцией С.С.Ляпидевского – Москва 1969 г.)

 

6. Селивёрстов В.И. “Заикание у детей.” – Москва 1979 г.)

 

7. Хватцев М.Е. “Логопедия.” – Москва 1969 г.)

 

8. Ястребова А.В. “Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы.” – Москва 1980 г.


Информация о работе Причины заикания, обследование, пути их устранения