Принятие решений в условиях неопределенности в логистике распределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:32, реферат

Описание работы

К задачам анализа решений в условиях риска и неопределённости в системах логистики относят задачи, для которых из-за влияния внешних, не зависящих от лица, принимающего решения (ЛПР), случайных воздействий или факторов конечный экономический результат заранее не определён. При этом, если статистические данные, характеризующие такие возможные случайные воздействия (вероятности различных ситуаций, влияющих на экономический результат; законы распределения вероятностей для ожидаемых доходов или издержек и т.п.), известны, то в таком случае говорят о принятии решений в условиях риска

Файлы: 1 файл

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

S-критерий:

, где ,

.

Соответствующие процедуры выбора будут представлены ниже. По заданной матрице полезностей в рамках этого критерия сначала надо построить соответствующую матрицу потерь. Для удобства снова представим матрицу полезностей (см. таблицу 14).

Таблица 14

 

Q1

Q2

Q3

Q4

Q5

Q6

Х0

816.000

816.000

816.000

816.000

816.000

816.000

Х1

843.560

843.560

843.560

783.560

783.560

783.560

Х2

857.840

297.840

297.840

857.840

297.840

297.840

Х3

845.090

785.090

785.090

845.090

785.090

785.090

Х4

843.560

843.560

843.560

843.560

843.560

843.560

Х5

850.700

850.700

290.700

850.700

850.700

290.700


 

Здесь в каждом столбце  матрицы жирным шрифтом выделено наибольшее значение дохода, которое ЛПР могло бы реализовать при удачном выборе решения из заданного доступного для ЛПР перечня решений. Именно такие доходы (применительно к заданным «внешним» событиям, влияющим на конечный экономический результат) ЛПР могло бы получать, если бы всегда угадывало, какое из событий полной группы наступит. Эти выделенные жирным шрифтом значения возможных доходов определяют утопическую точку, применительно к которой строится матрица потерь для критерия Сэвиджа.

Мы уже отметили, что  данный критерий оперирует не с матрицей полезности A=(aij), а с матрицей рисков или потерь L=(lij). Поэтому от имеющейся матрицы полезностей, т.е. матрицы А, далее переходим к матрице рисков или потерь. Соответствующие потери определяются применительно к каждому элементу исходной матрицы полезностей на основе максимального элемента соответствующего столбца. Другими словами, потери для каждого решения Хi применительно к каждой ситуации qj(j=1,2,...,n) определяются на основе «эталонного» условного решения ХУТ, параметры которого характеризуют утопическую точку для исходной матрицы полезностей (см. таблицу 15).

Таблица 15

События

Q1

Q2

Q3

Q4

Q5

Q6

Утопический доход при  «решении» ХУТ

857.840

850.700

843.560

857.840

850.700

843.560


 

(именно такие доходы  можно было бы реализовать  при указанных внешних случайных  событиях/ситуациях, если бы заранее  знать, какое из них наступит).

Матрица потерь и соответствующие  процедуры нахождения оптимального решения на основе такой матрицы представлены в таблице 16.

Таблица 16

 

Q1

Q2

Q3

Q4

Q5

Q6

Ki

Х0

41.840

34.700

27.560

41.840

34.700

27.560

41.840

Х1

14.280

7.140

0

74.280

67.140

60.000

74.280

Х2

0

552.860

545.720

0

552.860

545.720

552.860

Х3

12.750

65.610

58.470

12.750

65.610

58.470

65.610

Х4

14.280

7.140

0

14.280

7.140

0

14.280

Х5

7.140

0

552.860

7.140

0

552.860

552.860


 

В дополнительном столбце  матрицы потерь выделено наилучшее  значение показателя Кi для S-критерия. Таким образом, в рамках критерия Сэвиджа для данной задачи принятия решений в условиях неопределенностей будет выбрано решение Х4: «вступить в сделку, причем товар доставлять автотранспортом с объявлением страховки по цене реализации».

Подчеркнем, что при  этом ранжирование анализируемых альтернатив (в порядке убывания предпочтения) оказывается весьма близким к ранжированию по MM-критерию:

X4, Х0, Х3, Х1, Х2 и Х5.

Как видим, оптимальный  выбор на основе критерия Сэвиджа  оказался таким же, как и в представленных выше случаях ММ-критерия и N-критерия. Но в данной ситуации такой выбор подчеркивает, прежде всего, следующее. При указанном решении самая большая величина возможных потерь будет гарантировано меньшей. А именно, она не превысит 14,280 (тыс. у.е.).

ММmod(YT)-критерий:

, где ,

причем ,

Предварительно, в рамках указанного критерия необходимо выполнить процедуры модификации матрицы полезностей. Для этого применительно к исходной матрице полезностей дописываем две дополнительные строки. А именно:

  • первая - с координатами утопической точки УТ (максимумы по соответствующим столбцам исходной матрицы полезностей);
  • вторая - с показателями требуемых для модификации «добавок» Δj к элементам соответствующих столбцов исходной матрицы полезностей (недостачи максимумов по столбцам до максимальной из координат утопической точки, которая выделена далее жирным шрифтом).

Эти процедуры соответственно представлены в таблице 17.

Таблица 17

 

Q1

Q2

Q3

Q4

Q5

Q6

Х0

816.000

816.000

816.000

816.000

816.000

816.000

Х1

843.560

843.560

843.560

783.560

783.560

783.560

Х2

857.840

297.840

297.840

857.840

297.840

297.840

Х3

845.090

785.090

785.090

785.090

785.090

785.090

Х4

843.560

843.560

843.560

843.560

843.560

843.560

Х5

850.700

850.700

290.700

850.700

850.700

290.700

УТ

857.840

850.700

843.560

857.840

850.700

843.560

Добавки

           

Δj

0

7.140

14.280

0

7.140

14.280


 

Теперь можем выписать модифицированную матрицу полезностей, добавляя к каждому элементу исходной матрицы полезностей соответствующую добавку Δj, которая указана в том столбце, где и расположен элемент. После этого реализуем процедуры выбора, аналогичные классическому MM-критерию.

Соответствующие процедуры  оптимизации решения в условиях неопределенности в формате модифицированного MMmod(YT) -критерия представлены в таблице 18.

Таблица 18

 

Q1

Q2

Q3

Q4

Q5

Q6

Ki

Х0

816.000

823.140

830.280

816.000

823.140

830.280

816.000

Х1

843.560

850.700

857.840

783.560

790.800

797.840

783.560

Х2

857.840

304.980

312.120

877.840

304.980

312.120

304.980

Х3

845.090

792.230

799.370

785.090

792.230

799.370

785.090

Х4

843.560

850.700

857.840

843.560

850.700

857.840

843.560

Х5

850.700

857.840

304.980

850.700

857.840

304.980

304.980


 

В дополнительном столбце  матрицы потерь выделено наилучшее  значение показателя Ki для MMmod(YT) -критерия. Таким образом, в формате модифицированного MMmod(YT) - критерия для данной задачи принятия решений в условиях неопределенности (т.е. в условиях, когда имеется недоверие к предоставленным статистическим данным о вероятностях событий Q1-Q6) будет выбрано именно решение Х4: «вступить в сделку, причем товар доставлять автотранспортом с объявлением страховой суммы по цене реализации». Как и следовало ожидать, этот выбор совпал с выбором S-критерия (по матрице потерь Сэвиджа). подчеркнем, что аналогичным образом совпадает и ранжирование анализируемых альтернатив.

 

 

Задание для самостоятельного выполнения

Некоторая фирма, располагающая  свободным капиталом, в объеме А1 рублей, рассматривает возможность участия в следующей сделке. Некоторая партия товара (объем партии не подлежит изменению) может быть куплена за А2 руб. и оптово продана за А3 руб. Исходные данные к задаче приведены в таблице 20. Неопределенность экономического результата связана только с необходимостью доставки товара.

Анализируются следующие  способы доставки:

  • Железнодорожный транспорт: стоимость составляет А4 руб., включая страховку по цене приобретения (вероятность повреждения груза, по мнению ЛПР, составляет 0,1, но доверия к этому показателю нет, т.е. необходимо реализовать процедуры оптимизации решения в условиях неопределенности);
  • Автотранспорт: стоимость составляет А5 руб., неопределенность обусловлена только возможностью дорожно-транспортного происшествия (вероятность ДТП, по мнению ЛПР, составляет 0,003, но доверия к этому показателю нет, т.е. необходимо реализовать процедуры оптимизации решения в условиях неопределенности).

Приведем дополнительные возможности на рынке услуг, которые  требуется учесть в рамках анализируемой  модели задачи принятия решений в условиях непределенности.

    1. Объявить страховку. Известно, что отношение страхового возмещения к цене страхового полиса составляет 40:1. При этом ЛПР предлагает рассмотреть только два варианта объявления страховки: по цене приобретения и по цене реализации.
    2. Использовать дополнительную транспортную тару стоимостью А6 руб. для защиты груза в случае «легкого» ДТП. Известно, что в 10% случаях автомобили попадают в ДТП, при которых дополнительная транспортная тара не может обеспечить сохранность груза (доверия к этому показателю также нет). Кроме того, ЛПР не будет использовать дополнительную тару, если оформляется страховой контракт.

Дополнительно отметим, что при формализации модели известно, что депозитная ставка на период реализации проекта составляет 2%.

ТРЕБУЕТСЯ: найти наилучшее решение, формализовав и решив эту задачу как задачу принятия решений в условиях неопределенности - в частности, реализовать следующие процедуры.

      1. Составить весь перечень ситуаций, которые влияют на экономические результаты решений, которые необходимо анализировать.
      2. Составить перечень анализируемых альтернативных решений.
      3. Составить матрицу полезностей.
      4. Найти наилучшее решение в рамках каждого из рассмотренных выше соответствующих классических критериев принятия решений в условиях полной неопределенности: ММ-критерий; H-критерий; N-критерий и S-критерий. Кроме того, представить процедуры оптимизации по модифицированному ММmod(УТ) -критерию.

Информация о работе Принятие решений в условиях неопределенности в логистике распределения