Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:45, реферат

Описание работы

Перемещение большинства товаров из сферы производства в сферу
потребления невозможно без упаковки.
Упаковка — это средство или комплекс средств, которые обеспечивают
защиту товаров от повреждений и потерь, а окружающей среды от загрязнений.
Основным элементом упаковки является тара.

Файлы: 1 файл

тара и тарные операции.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

РОЛЬ УПАКОВКИ И ТАРЫ В ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

      Перемещение  большинства   товаров  из  сферы  производства   в   сферу

потребления невозможно без упаковки.

      Упаковка — это средство или   комплекс  средств,  которые   обеспечивают

защиту товаров от повреждений и потерь, а окружающей среды от загрязнений.

      Основным элементом упаковки  является  тара.  Она  представляет  собой

изделие для  размещения товара. Отдельные  виды  тары  участвуют  в  процессе

обращения не только вместе с товаром, но и без него.

      Элемент упаковки, который в комплексе  с тарой или  без  нее   выполняет

функцию упаковки, называется вспомогательным упаковочным  средством.

      Упаковка играет важную роль  в  торгово-технологическом   процессе,  так

как ее применение позволяет:

      .  защитить  окружающую  среду   от  вредного  воздействия   некоторых

        товаров;

      . защитить товары от влияния  других товаров и внешней среды;

      . обеспечить сохранность количества  и качества товаров;

      . упростить выполнение погрузочно-разгрузочных операций;

      .  эффективно  использовать  транспортные  средства  при   перевозках

        грузов;

      . упростить количественный учет  товаров;

      . эффективно использовать емкость  складских помещений;

      . донести коммерческую информацию до потребителя товара.

      Таким образом, применение упаковки  во многом способствует рациональной

организации  процесса  товарного  обращения,  то   есть   транспортирования,

хранения и  продажи товаров.

      Процесс  розничной  продажи  заметно  ускоряется,  если   предлагаемые

покупателю   товары   упакованы   в   мелкую,    соответствующую    запросам

потребителей, тару. При этом возрастает производительность труда  работников

торговли, повышается уровень  культуры  торгового  обслуживания,  улучшаются

показатели  работы торгового предприятия.

      Тара,  применяемая  в  торговле,  должна  отвечать   ряду   требований

(экономическим,  техническим, санитарно-гигиеническим,  эстетическим).

      Она должна быть недорогой  в изготовлении.  При  перевозках  товаров  и

порожней  тары  обеспечить  экономию  средств  можно  за   счет   применения

портативной тары, а также тары, обладающей низким коэффициентом  собственной

массы (отношение  массы к объему).

      Обязательным является соответствие материала, из которого  изготовлена

тара, физико-химическим свойствам  помещаемых  в  нее  товаров.  Конструкция

тары должна  быть  прочной  и  служить  гарантией  сохранности  товаров  при

перевозке и  хранении.

      Необходимо, чтобы тара отвечала  эстетическим  потребностям  человека.

Она должна гармонично сочетаться с товаром,  воздействовать  на  покупателя,

стимулируя  его решение о покупке.

 

      2.1. классификация и характеристика  основных видов тары

      Для упаковки товаров используется  разнообразная тар.  Это  обусловлено

физико-химическими   свойствами   товаров,   также   применением   различных

упаковочных материалов (т есть материалов, из которых  изготавливается  тара

и упаковка)!

      Классифицируют тару по следующим  основным  признакам:

         функции в процессе товарного  обращения;

         кратность использования;

      принадлежность;

         назначение;

         метод изготовления;

         конструктивные особенности;

         прочность;

         устойчивость к внешним воздействиям;

         материал изготовления.

      По  выполняемым  в  процессе   товарного   обращения   функциям   тару

подразделяют  на транспортную, потребительскую и  тару-оборудование.

      Транспортная  тара  применяется   для  транспортирования   и   хранения

товаров. Она  образует самостоятельную транспортную единицу.

      Потребительская тара поступает  к потребителю с товаром и  не  выполняет

функцию транспортной тары. К ней относятся флаконы,  бутылки,  банки,  тубы,

стаканчики, пакеты, коробки и т. п. Их стоимость включается в цену товара  и

оплачивается  конечным  покупателем.  К  потребительской  таре  предъявляются

повышенные  эстетические  требования,   она   должна   привлекать   внимание

покупателя,  а  также  содержать  информацию  об  изготовителе,  количестве,

потребительских свойствах и правилах использования  товара, создавать  товару

рекламу.

      Разновидностями потребительской  тары являются подарочная и  порционная.

Художественно-конструкторское  исполнение   подарочной   тары   подчеркивает

назначение товара как подарка или  сувенира.  Порционная  тара  обеспечивает

использование  размещенного  в  ней   товара   заданными   дозами.   Разовая

порционная  тара, товар в которой зафиксирован в  определенном  положении,  а

его  извлечение   происходит   продавливанием   или   разрывом,   называется

контурной.

      Тара-оборудование  представляет  собой  изделие,  предназначенное   для

укладывания,  транспортирования,  временного  хранения  и  продажи  из  него

товаров.

      В зависимости от кратности  использования  тара  делится  на  разовую,

возвратную  и многооборотную.

      Разовая  тара  предназначена   для   однократного   использования   при

поставках товаров. К ней относится большинство  видов  потребительской  тары,

а также подлежащая утилизации после использования транспортная тара.

      Возвратной    является  тара,  бывшая  в  употреблении,   используемая

повторно.

      Многооборотная      тара     предназначена   для   многократного    ее

использования  при  поставках  товаров,  а  потому,  как правило,  подлежит

обязательному возврату поставщику.

      В  зависимости  от  принадлежности  следует  различать   тару   общего

пользования  и  инвентарную.  Инвентарной  является   многооборотная   тара,

принадлежащая  конкретному  предприятию  и   подлежащая   возврату   данному

предприятию.

      По назначению тару делят на  универсальную, применяемую для  затаривания

различных товаров, и специализированную — только для  определенных товаров.

      По методам изготовления различают   бондарную,  клееную,  штампованную,

литую, сварную  и другую тару.

      По  конструктивным  особенностям  тару  подразделяют  на  неразборную,

разборную,  складную,  разборно-складную,  закрытую,   открытую,   а   также

штабелируемую.

      Неразборная тара состоит из неразборных неподвижно соединенных частей.

      Конструкция разборной тары позволяет  разобрать ее на отдельные  части и

вновь собрать, соединив сочленяющиеся элементы.

      Конструкция  и  свойства  складной  тары  позволяют   сложить  ее   без

нарушения сочленения элементов и вновь придать таре первоначальную форму.

      Разборно-складная тара  сочетает  в  себе  конструктивные  особенности

разборной и  складной тары.

      Если   конструкция   тары    предусматривает   применение  крышки  или

другого затвора, то такая тара называется  закрытой. Тара,  применяемая  без

крышки или  другого вида затвора, относится  к открытой.

      Штабелируемой     называется    тара,     конструкция     и   свойства

которой  позволяют  укладывать  ее  в  устойчивый штабель.

      По степени прочности тара  бывает  жесткой  (деревянные  и  полимерные

ящики,  бочки),  полужесткой  (картонные  ящики,  полимерные  тубы),  мягкой

(мешки, пакеты), а также хрупкой (различные  виды стеклянной тары).

      В зависимости от устойчивости к внешним воздействиям тара бывает пыле-

, свето-, жиро-, газо-, паро- и влагонепроницаемой.

      По материалу изготовления тару  подразделяют на деревянную,  картонную,

бумажную, текстильную, металлическую, стеклянную,  керамическую,  полимерную

и комбинированную.

      Деревянная  тара  получила  наибольшее  распространение  в  обращении.

Жесткая,  способная  выдерживать  механическое   воздействие,   она   хорошо

защищает товары  при  транспортировании.  Однако  деревянная  тара  обладает

высоким  коэффициентом  собственной   массы,   что   увеличивает   стоимость

перевозки в  ней товаров. К этой группе тары относят  ящики, бочки и корзины.

      Ящики представляют собой транспортную  тару, корпус  которой  образован

прямоугольным дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой  или  без

нее.  Они  бывают  дощатые   (изготовленные   из   пиломатериалов   заданных

размеров), тонкостенные  дощатые  (из  тонких,  толщиной  не  более  10  мм,

дощечек),   фанерные   (из   фанеры   с   планками    из    пиломатериалов),

древесноволокнистые   (из   древесноволокнистой   плиты   с   планками    из

пиломатериалов) и комбинированные.

      Кроме того, деревянные ящики  различают:

      по назначению (универсальные и  специализированные, например,  фанерные

ящики для чая);

      по конструкции (разборно-складные  и неразборные);

      по способу соединения деталей  (плотные и решетчатые);

      по виду крепления деталей  (проволочными скобами, гвоздями  и др.);

      по  размерам  (устанавливаются   стандартами,  исходя   из   габаритных

размеров и  массы упаковываемого груза, которая  может достигать 20000  кг)  и

другим признакам.

      Разновидностью деревянных ящиков  являются лотки, представляющие  собой

ящик, высота которого не превышает 110мм.

      Деревянные бочки, как и ящики, относятся к транспортной  таре.  Корпус

бочки имеет  цилиндрическую или параболическую форму. Он состоит из  стянутых

металлическими  или  деревянными  обручами  клепок  (специально  обработанных

деталей),  образующих  остов.  На  внутренней  поверхности  остова   имеется

уторный паз  — углубление по длине окружности,  предназначенное  для  вставки

дна. В месте  соединения корпуса бочки с дном располагается уторный обруч,  в

той части бочки, которая имеет наибольший диаметр  — пуковый, а между ними  —

шейный.

      Клепки  бочек  могут  быть  изготовлены  из  пиленой   или  коло-j  той

древесины или  многослойного шпона (для фанерно-штампованных бочек).

      В зависимости от назначения  деревянные бочки  делят   на  сухотарные  и

заливные. Сухотарные бочки предназначены  для  хранения  и  перевозки  сухих

молочных продуктов, яичного порошка, охлажденной рыбы, сухой краски и др.  В

заливные  бочки  затаривают  тузлучные  продукты,  плодоовощные  продукты  с

рассолом, пиво, вина, соки и другие жидкие продукты, а также  пищевые  жиры,

замороженные  плоды и ягоды и т. п. В этих бочках  обычно  высверливают  одно

или два наливных отверстия, которые закупоривают пробками.

      Вместимость бочек может быть  различной. Например, бочки  для   коньяка,

вин, соков и  морсов имеют вместимость от 50 до 600 дм3, для пива — 50 и  100

дм3.  Для  большинства  других  товаров   изготавливают   деревянные   бочки

вместимостью  от 5 до 250 дм3.

      Наряду с бочками  для   затаривания  сыпучих  и   пастообразных  товаров

применяют барабаны — транспортную тару  с.  корпусом  цилиндрической  формы,

без обручей, с  плоским] дном и  крышкой.  Их  изготавливают  из  фанеры  или

древесины и  используют для хранения и перевозки  грузов массой до; 200 кг.

      Одной из разновидностей деревянной тары являются корзины.  Они  бывают

прутяные и  драночные. Используют их для сбора, хранения  и  перевозки  ягод,

плодов, овощей, а также рыбы и других продовольственных  товаров.

      Картонная   тара    широко    применяется    для    упаковки    многих

продовольственных и  непродовольственных  товаров.  Она  обладает  небольшой

удельной массой по отношению к затариваемой продукции.  Изготавливают  такую

тару  прессованного,  литого  или  склеенного  картона,   для   производства

которого используют древесину и ее отходы, целлюлозу макулатуру.

      Наиболее распространенным видом  транспортной картонной  тары  являются

ящики. Их  изготавливают  из  цельного  листа  плоского  или  гофрированного

картона, сшитого  проволочными скобами или  стальной  лентой. Дно и крышка

ящика образуются  четырьмя  клапанами,  стыки  которых  заклеивают  бумажной

клейкой лентой. Картонные ящики делают складными, что  упрощает  процесс  их

хранения и  транспортирования в порожнем виде.

      Потребительская картонная тара  — это коробки и  пачки.  Коробки  имеют

разнообразную форму, плоское дно, а закрываются  они  клапанами  или  крышкой

(съемной или  на шарнире). Пачка закрывается  клапанами,  а  ее  корпус  имеет

форму параллелепипеда.

      Бумажная тара применяется для  затаривания сыпучих и штучных товаров. К

ней относятся  мешки и пакеты.

      Мешки изготавливают двух  типов:  с  открытой  или  закрытой  клапаном

горловиной. Для  их производства используют мешочную  бумагу,  которая  может

Информация о работе Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе