Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:45, реферат
Перемещение большинства товаров из сферы производства в сферу
потребления невозможно без упаковки.
Упаковка — это средство или комплекс средств, которые обеспечивают
защиту товаров от повреждений и потерь, а окружающей среды от загрязнений.
Основным элементом упаковки является тара.
быть многослойной, ламинированной полиэтиленом или пропитанной специальными
составами.
Пакеты бывают двух типов:
Для производства наружных и одинарных пакетов используют бумагу с
полимерным покрытием, мешочную бумагу, а также специальную бумагу для
упаковки продуктов на автоматах. Внутренние пакеты изготавливают из
пергамента или
пакетов из комбинированных материалов швы сварные.
Текстильная тара — это паковочные ткани и тканевые мешки.
Паковочные ткани (хлопчатобумажные, льняные, льноджуто-кенафные)
служат для упаковки в виде рулонов, кип, тюков ковровых изделий, тканей и
других товаров.
Тканевые мешки шьют из льняных, полульняных, льноджуто-кенафных и
других мешочных тканей. По назначению они делятся на продуктовые мешки (для
упаковки муки, крупы и других сыпучих продуктов) и мешки для сахара.
Выпускают мешки обычной и повышенной прочности. Вместимость их чаще всего
равна 50 или 100 кг, но может быть и другой.
Металлическая
тара применяется для
хранения жидких, летучих, огнеопасных и других товаров, обладающих
специфическими свойствами. Сюда относят бочки, барабаны, фляги, канистры и
баллоны (в том числе аэрозольные). Их изготавливают из листовой стали,
жести, алюминия.
Для фасовки
пищевых нестерилизуемых
изделия и т. п.) предназначены жестяные банки с крышкой, а для
консервируемой
продукции — банки для
пищевых продуктов, предъявляются повышенные санитарно-гигиенические
требования. Так, внутреннюю поверхность банок для консервов покрывают
специальными лаками или эмалями, препятствующими взаимодействию содержимого
тары с металлом.
Стеклянная тара служит для упаковки жидких продовольственных (соки,
алкогольные и безалкогольные напитки и др.) и непродовольственных
(парфюмерно-косметические
изделия, средства бытовой
ней относятся баллоны (бутыли), бутылки, банки и флаконы различной формы и
емкости, изготовленные из бесцветного или окрашенного стекла.
Из-за хрупкости стеклянную тару транспортируют либо в специальных
полимерных ящиках с гнездами, либо в ящиках, заполненных прокладочными
материалами (стружкой, картоном и т. п.).
Керамическая тара, как правило, значительно увеличивает
стоимость товара, поэтому наиболее часто применяют в качестве
подарочной тары для упаковки чая, ликероводочных изделий и парфюмерии.
Полимерная тара находит
все более широкое
обладает небольшой удельной массой, высокой механической прочностью, низкой
влагопроницаемостью.
Применение полиэтиленовой и
полипропиленовой пленки
позволяет с помощью вакуумно-упаковочного оборудования герметично
упаковывать пищевые продукты, значительно увеличивая срок их хранения.
Тара, изготовленная различными способами из полиэтилена,
полипропилена, полистирола, поливинилхлорида и пенополистирола
(пенопласта), позволяет заменить некоторые виды тары из других материалов.
Например, полимерную тару можно использовать вместо деревянных ящиков и
бочек, тканевых мешков, стеклянных бутылок и флаконов, бумажных мешков и
пакетов. Однако такая замена не всегда возможна, в частности, из-за
отрицательного воздействия на организм человека соединений, образующихся
при взаимодействии некоторых полимерных материалов с пищевыми продуктами.
Комбинированную тару изготавливают из двух или более различных
материалов. Некоторые виды такой тары (бумажные мешки, пакеты) были
рассмотрены ранее. К этому же типу относятся ящики, материалом для
производства которых служит резофан (листовой материал, состоящий из трех
слоев: внутреннего эластичного — из невулканизированной резины и внешних —
из шпона).
3. стандартизация, унификация и качество тары
В обращении постоянно
Это разнообразие затрудняет работу по ее обслуживанию (транспортирование,
хранение, учет). В связи с этим большое значение имеет стандартизация и
унификация тары.
Стандартизация предусматривает замену излишнего многообразия тары
одинакового назначения оптимальным (как правило, небольшим) числом наиболее
рациональных ее видов и типов.
С этой целью применяются стандарты, разрабатываемые как на нормы,
правила, требования различного характера (нормативные стандарты), так и на
материальные предметы (предметные стандарты).
Нормативные стандарты содержат термины и определения, общие
технические условия, методы испытания тары в зависимости от ее функций
(транспортная, потребительская) или отдельных видов тары. Предметные
стандарты нормируют различные показатели конкретных видов и типов тары, в
том числе и с учетом ее назначения, то есть той продукции, для которой она
предназначена.
Одним из методов
приведение различных видов тары к наименьшему числу типоразмеров (типов
тары одного размера).
Система размеров тары устанавливается на базе модуля (исходной
меры). Таким модулем признаны номинальные размеры поддона 800x1200 мм.
Транспортная тара, размеры которой лежат в пределах модуля,
называется малогабаритной, а тара, размеры которой превышают модуль —
крупногабаритной.
Унифицированные размеры тары
определяются следующим
наружные размеры транспортной прямоугольной тары должны быть такими,
чтобы при укладке на поддон его площадь использовалась максимально. Иными
словами, они рассчитываются делением линейных размеров поддона на
количество единиц тары, размещаемой на нем. При расчете наружных размеров
тары круглого сечения применяют тот же принцип;
внутренние размеры транспортной тары должны быть кратными наружным
размерам размещаемой в них тары.
наружные размеры потребительской тары рассчитывают, исходя из
внутренних размеров предназначенной для них транспортной тары.
Стандартами не только устанавливаются размеры тары, но и рекомендуются
примерные схемы ее размещения на поддоне, что позволяет наиболее эффективно
использовать его площадь (рис. 1).
| |
|Рис. 1. Примерные |
|схемы размещения |
|транспортной тары на |
|поддоне размером |
|800x1200 мм (в плане) |
Следует отметить, что
модульная система
применяется не только для тары, но и для транспортных средств, складов,
средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ. Это
способствует повышению эффективности использования средств транспорта и
емкости складских помещений.
Одним из наиболее важных
Качество новой, не бывшей в употреблении, тары нормируется стандартами
по ряду показателей (безопасности, надежности, эргономическим и др.), в
зависимости от ее назначения.
Качество тары, находящейся в
обращении, определяется в
требованиями специальных правил.
Так, в соответствии с
картонной тары деревянные ящики (дощатые, комбинированные и из листовых
древесных материалов) по качеству подразделяются на следующие категории:
• ящики, требующие ремонта;
• ящики деревянные
Возвратными ящиками,
имеется одно из следующих повреждений:
поломка (отсутствие) до четырех дощечек или планок, за исключением
вертикальных планок торцовых стенок плотных и решетчатых дощатых ящиков;
поломка (отсутствие) одной дощечки в одной из стенок или дне лотков
для плодов и овощей;
повреждение металлической
расшатанность;
наличие торчащих гвоздей.
В отремонтированных ящиках указанные повреждения должны быть
устранены. В них допускаются следующие отступления от нормативно-
технической документации, в соответствии с которой они были изготовлены:
увеличение толщины дощечек и планок до 3 мм;
просветы между дощечками в плотных ящиках до 5 мм, в решетчатых — не
более 5 мм сверх предусмотренных стандартами;
сквозные трещины не более 1/2 длины;
несквозные сколы дощечек
предусмотренных для обзола;
сквозные сколы не более 1/2 длины и шириной до 10 мм, но не более трех
в решетчатых ящиках;
наличие отверстий от
наличие отверстий от выпавших сучков в решетчатых ящиках;
увеличение количества гвоздей и скоб;
расслоение и коробление листов фанеры, излом древесно-волокнистой
плиты в ящиках из листовых древесных материалов, не превышающий 5% площади
каждой детали без нарушения их целостности;
поверхностная коррозия на
применение металлической
трех частей (в замок или внахлест — для металлической ленты, скруткой
концов — для проволоки);
отклонения по внутренним
щитов не более 5% (в ящиках, предназначенных для упаковки продукции в
стеклянной таре, допускаются только в сторону увеличения);
отсутствие маркировки завода-
Детали ящиков, а также ящики
с повреждениями, не
их к ящикам, требующим ремонта, считаются деревянным тароматериалом. Он
должен иметь размеры по длине не менее 500 мм (кроме ящиков, изготовленных
по стандартам), а по сечению (дощечки, планки, детали обшивки, обрешетка) —
не менее 9x40 мм.
В соответствии с теми же Правилами возвратные картонные ящики по
качеству подразделяются на:
• ящики, требующие ремонта;
• ящики картонные
Ящики, требующие ремонта, в свою очередь, делят на две категории, в
зависимости от характера имеющихся у них повреждений.
К первой категории относятся ящики годные для повторного
использования, чистые с внутренней стороны, без сквозных повреждений, с
цельными клапанами и укомплектованные вспомогательными упаковочными
средствами, с наличием скрепок. В них допускаются обрывки клеевой ленты и
этикеток.
Ко второй категории относятся ящики годные для повторного
использования, с деформацией двух стенок до 15% их площади, имеющие до
четырех сквозных повреждений, но не более двух на одной стенке, размером по
длине и диаметру до 5 см или с оголенной гофрой размером по длине не более
12 см, по ширине до 6 см, наличие скрепок, обрывков клеевой ленты и
этикеток.
Допускается загрязнение внутренней поверхности ящиков следами
упакованной в них продукции, не более двух мест на ящик, площадью до 50
см2.
В отремонтированных ящиках должны быть устранены указанные
повреждения, но при этом допускаются следующие отклонения от требований
нормативно-технической документации:
деформация двух стенок до 15% их площади;
заклеенные сквозные отверстия
размером по длине и по
5 см, в количестве не более четырех на ящик и не более двух на одной
стенке;
заклеенная оголенная гофра
ширине до 6 см, в количестве не более двух штук;
размер наклеек должен
менее чем на 2-3 см. Клеевая лента должна быть приклеена ровно, не иметь
пузырей, морщин и складок.
В отремонтированных ящиках
не допускаются.
Картонным тароматериалом считаются картонные ящики, имеющие
повреждения, превышающие предусмотренные для ящиков второй категории, но не
более указанных ниже:
пяти сквозных повреждений в ящике, размером по длине и ширине до 10
Информация о работе Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе