Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:49, контрольная работа
Ни для кого не секрет, что в настоящее время российская экономика функционирует по законам рынка. Каждое предприятие в таких условиях ведет абсолютно самостоятельную политику и только на нем лежит ответственность за результаты его деятельности.
Введение……………………………………………………………………....3стр.
Сущность, функции, понятие и задачи сбытовой (распределительной) логистики………………………………………………………………….......4стр.
Распределительные каналы: понятие, основные характеристики и виды..8стр.
Типы посредников…………………………………………………………..11стр.
Комплексная методика создания логистической сбытовой сети (ЛСЦ)..20стр.
Заключение………………………………………………………………….32стр.
Список использованной литературы………………………………………34стр.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт экономической безопасности
Кафедра менеджмента и маркетинга
Контрольная работа
По учебной дисциплине:
«Логистика».
Вариант № 4.
На тему: «Сбытовая логистика».
Екатеринбург, 2013 год.
Содержание работы:
Введение…………………………………………………………
Сущность, функции, понятие и задачи сбытовой
(распределительной) логистики………………………………………………………
Распределительные каналы: понятие, основные характеристики и виды..8стр.
Типы посредников……………………………………
Комплексная методика создания логистической сбытовой сети (ЛСЦ)..20стр.
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………
Введение
Ни для кого не секрет,
что в настоящее время
В современных условиях рынок предъявляет
к каждому субъекту финансово-хозяйственной
деятельности достаточно жесткие условия,
а проблемы в экономике России лишь усугубляют
и без того тяжелое положение многих российских
предприятий. Чтобы выжить и успешно функционировать
в таких условиях, предприятию уже недостаточно
просто производить продукцию в максимально
возможном объеме, выполняя свои внутренние
планы, важно эту продукцию затем еще и
реализовать. А ведь в условиях жесткой
конкурентной борьбы выживает только
то предприятие, которое сможет предложить
рынку качественную продукцию по более
низкой цене, чем у конкурентов.
Цена продукции зависит не только от затрат
на ее производство, но и от затрат на ее
транспортировку, складирование, реализацию
и т.д. Снижая эти затраты, мы снижаем себестоимость,
повышая таким образом свою прибыль. Именно
этими вопросами (и не только ими) занимается
распределительная логистика.
Сбытовая логистика - это управление транспортированием,
складированием и всеми логистическими
операциями, совершаемыми в процессе доведения
товара или продукции до потребителя в
соответствии с интересами и требованиями
последнего, а также передачи, хранения
и обработки соответствующей информации.
В обобщенном виде сбытовую логистику
можно рассматривать в следующих двух
аспектах:
1) как изучение потребностей рынка (маркетинг);
2) как способы и методы наиболее полного
удовлетворения этих потребностей путем
эффективной организации транспортно-экспедиционного,
складского процессов, обслуживания потребителей.
Принципиальное отличие сбытовой логистики
от традиционного подхода к организации
сбыта и продажи заключается в следующем:
· подчинение процесса управления целям
и задачам маркетинга;
· системная взаимосвязь процессов распределения,
производства и закупок;
· системная взаимосвязь всех функций
внутри самого распределения.
Важность сбытовой логистики определяется
тем, что улучшение работы в сфере распределения
товаров не требует таких больших дополнительных
капиталовложений, как, например, освоение
выпуска нового товара, и при этом обеспечивает
высокую конкурентоспособность поставщика
за счет снижения себестоимости, сокращения
времени выполнения заказа, соблюдения
согласованного графика поставок. Денежные
средства, вложенные в сферу распределения,
влияют на положение поставщика на рынке
гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные
в сферу производства. Т.е. высокая конкурентоспособность
зависит не от величины капитальных вложений,
а от умения правильно организовать логистический
процесс.
Сущность, функции, понятие и задачи сбытовой (распределительной) логистики
Основной целью сбытовой логистики является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами.
Объектом исследования и изучения в сбытовой логистике, по мнению большинства авторов, является материальный поток (товары) на стадии его движения от поставщика к потребителю. На мой взгляд, требуется расширенное толкование структуры этого потока за счет добавления отдельных составляющих, генерируемых им и (или) сопутствующих ему, т. е. информационного, финансового и сервисного потоков. Такой подход более точно соотносится с основными парадигмами логистики.
Таким образом, объектом изучения сбытовой логистики являются материальный и сопутствующие ему (генерируемые им) информационный, финансовый и сервисный потоки.
Прежде чем говорить о способах организации потоковых процессов и управления ими на стадии сбыта готовой продукции, следует определиться с понятийно-терминологическим аппаратом данной области исследования. Необходимость определения соответствующих категорий диктуется неоднозначностью толкования отдельных понятий и семантическими разночтениями.
В научно-методической литературе наряду с термином «сбыт» имеют место также термины «изическое распределение» и «дистрибьюция». Причем все они как характеристики заключительной части комплексного процесса «жизненного» цикла изделия трактуются разными авторами (как отечественными, так и зарубежными) очень широко.
Уяснение сути и осмысление разграничения понятий «сбыт», «физическое распределение» и «дистрибьюция» - первый шаг к пониманию понятийно-терминологической сущности сбытовой логистики.
За рубежом до сих пор продолжается дискуссия о содержании физического распределения как комплексной логистической функции. Некоторые зарубежные исследователи считают физическое распределение синонимом логистики, другие подменяют им понятие дистрибьюции (распределения).
На мой взгляд, следует согласиться с мнением большинства ученых, которые объясняют такие разночтения эволюцией логистической концепции на Западе, когда в период с 1950-х до середины 1970-х гг. термин «физическое распределение» по существу использовался вместо термина «логистика», но в понятийном плане представлял собой менеджмент готовой продукции в товаропроводящих структурах сбыта фирм - производителей продукции и торговых посредников.
Используя первоначальный смысл, вложенный в это понятие зарубежными исследователями, В. И. Сергеев дает следующее определение: «Физическое распределение» - это комплексная логистическая активность, являющаяся составной частью процесса дистрибьюции и включающая в себя все логистические операции, связанные с физическим перемещением и хранением готовой продукции в товаропроводящих структурах производителей и (или) логистических посредников. Основные моменты, на которых следует остановиться: во-первых, физическое распределение является частью сбыта и, во-вторых, соотносится только с физическим движением товара.
Такая семантика физического распределения противоречит пониманию данного термина Д. Бауэрсоксом, который пишет, что «физическое распределение сводится к обработке и исполнению заказов потребителей вплоть до непосредственной поставки товаров». Далее там же: «Физическое распределение является неотъемлемым элементом маркетинга и продаж, своевременно и экономично обеспечивая доступность товаров». По моему мнению, нужно принять концепцию В. И. Сергеева о понимании физического распределения лишь как части сбыта, связанной с материализацией его процесса.
В свою очередь, дистрибьюция определяется В. И. Сергеевым как «компактная логистическая активность», заключающаяся в продвижении готовой продукции от производителей к конечным (или промежуточным) потребителям, организации продаж, предпродажного и послепродажного сервиса. Как я понимаю, термин «дистрибьюция» является полным синонимом распределения и употребление того или другого определяется степенью оригинальности перевода с английского языка. Примечательно то, что автор расширяет трактовку сбыта добавлением функций организации продаж, а также предпродажного и послепродажного сервиса. Однако в определении отсутствует упоминание о функциях транспортирования и хранения готовой продукции.
Сформулируем промежуточный
вывод, вытекающий из анализа понятийно-
1. Сбыт, распределение, физическое распределение и дистрибьюция являются синонимами и означают одно и то же понятие, которое в настоящее время трактуется разными авторами по-разному. Различия в звучании объясняются особенностями перевода.
2. Методически более адекватным, на мой взгляд, является термин «сбыт», и в дальнейшем именно его я буду использовать для описания многогранного процесса реализации готовой продукции.
Особенно важным с теоретико-методологической точки зрения является анализ сущности понятия «сбыт» и сопутствующего ему определения сбытовой логистики.
Говоря о термине «сбыт» в увязке с логистикой, необходимо понять, а чем же отличие сбыта от логистики сбыта, или сбытовой логистики.
Большинство склоняются к тому, что главное отличие логистической концепции сбыта от традиционной сбытовой стратегии во многом обусловлено логистическим подходом к организации сбыта продукции, который проявляется в том, что:
1. Процесс управления материальными, информационными, финансовыми и сервисными потоками подчиняется целям и задачам логистики;
2. Существует системная взаимосвязь процесса сбыта с процессами производства и снабжения;
3. Осуществляется интеграция всех функций внутри самого сбыта.
Суммируя вышесказанное, мне представляется наиболее полным следующее определение сбытовой логистики. Это область научных исследований системной интеграции функций, реализуемых в процессе распределения материального и сопутствующих ему (информационного, финансового и сервисного) потоков между различными потребителями, т. е. в процессе реализации товаров, основной целью которой является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными (минимальными) затратами.
Поставщик и потребитель продукции представляют собой две микросистемы, связанные между собой распределительным каналом.
Распределительный канал в разных литературных источниках может называться маркетинговым, или логистическим.
Такие каналы служат ареной, на которой в системе свободного рынка происходит обмен собственности на продукты и услуги. Это своего рода поле экономической битвы, где в конечном итоге определяются деловой успех, преимущества или недостатки отдельных организаций. Из-за разнообразия и сложной структуры таких каналов теоретически и практически чрезвычайно сложно описать всю совокупность проблем, с которыми сталкивается каждый участник сбытовой сети при разработке комплексной стратегии распределения. На практике установлению окончательной структуры каналов распределения предшествует длительный процесс планирования и переговоров. Но даже когда стратегия выработана и принята к исполнению, участники распределительной сети продолжают непрерывно пересматривать ее и вносить изменения на тех или иных участках канала. Таким образом, хозяйственные связи внутри канала весьма динамичны, поскольку компании стараются постоянно улучшать свои конкурентные позиции. Методически обоснованная и практически реализованная рациональная структура распределительного канала дает организациям явные конкурентные преимущества.
Пример: Американская маркетинговая ассоциация определяет распределительный канал следующим образом: структура, объединяющая внутренние подразделения организации с внешними агентами и дилерами, оптовыми и розничными торговцами, через которых осуществляется продажа товаров, продуктов или услуг.
В материальном (техническом) плане канал представляет собой группу организаций, обладающих правом собственности на продукт или содействующих передаче собственности от первоначального владельца конечному покупателю в процессе рыночного обмена.
- уровень канала;
- длина канала;
- ширина канала;
- мощность канала.
Уровень канала (главная характеристика) - это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственника на него к конечному потребителю.
Длина, и ширина каналов - характеризуются числом посредников (оптовых и розничных, торговых или функциональных) на любом этапе реализации продукции предприятия (например, количество всех оптовых фирм, закупающих товары у производителя), рассматриваемых в вертикальном (ширина канала) или горизонтальном (длина канала) разрезах.
Мощность канала - характеризуется количеством продукции (в стоимостном или натуральном выражении в случае ее однородности), продвигаемой через него.
В зависимости от перечисленных
характеристик
- канал товародвижения нулевого уровня (прямой сбыт);
- многоуровневый канал товародвижения (косвенный сбыт).
Очевидно, что продуценту, прежде всего, необходимо сделать рациональный выбор между этими двумя видами распределительных каналов. Этот выбор зависит от различных характеристик, как самого производителя, так и покупателей, а также вида и ассортимента товаров.
Канал товародвижения нулевого уровня (прямой сбыт) - не предполагает наличия посредников, так как продажа товара осуществляется непосредственно потребителям на основе прямых контактов с ними. К прямому сбыту относится и реализация продукции через собственную торговую сеть, а также продажа по объявлениям в средствах массовой информации, через Интернет-магазины. Этот вариант наиболее часто используется при сбыте товаров производственно-технического назначения, реже - товаров народного потребления.
Многоуровневый канал товародвижения (косвенный сбыт) - подразумевает продажу товаров через посредников.
Следует заметить, что на практике существует реальная возможность не только выбирать каналы товародвижения, но и комбинировать их или создавать свои собственные. Известно, что некоторые компании, производящие женскую косметику, не пользуются сложившимися каналами товародвижения, а строят свои сбытовые сети по принципу личных продаж из рук в руки, так называемый Multilevel Marketing (MLM), или сетевой маркетинг.
Пример: «Yves Rocher», «Avon», «Amway», «Oriflame» и т.д.
Как было определено выше, ключевая проблема в области проектирования распределительного канала - это определение его структуры. Структура канала материализуется путем выбора посредника или определения состава его участников.
Пример: крупнейший производитель российских внедорожников Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) после реструктуризации имеет 96 дилеров в регионах Российской Федерации и 18 в странах СНГ и дальнего зарубежья, к которым УАЗ предъявляет довольно серьезные требования.
Типы посредников
Прежде чем обосновывать условия выбора посредника в сбытовой сети, следует определиться с существующими или возможными типами посредников. Представляется очевидным, что не все участники канала вносят одинаковый вклад в удачные хозяйственные связи и в равной мере выигрывают от них. Существует множество разновидностей посредников, которое не поддается понятной и доступной иерархической классификации.
Наиболее значимым и важным является разделение посредников по собственности на товар и по признаку «от чьего имени ведется торговля». По этому признаку посредники делятся на четыре основные группы: