Складская логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:50, реферат

Описание работы

Складская логистика является составляющей частью общей интегрированной логистики и рассматривается как научно-практическое направление, связанное с оптимизацией управления материальными, финансовыми и информационными потоками на складах. Охватывая все процессы в этой сфере, деятельность складской логистики распространяется на приемку товаров, их размещение, хранение, отбор и отпуск потребителям, движение и преобразование товарно-материальных ценностей на складах в сфере коммерческого посредничества, учет и контроль их движения, моделирование логистических процессов на складах и нахождение оптимальных решений в рамках управления этими процессами.

Файлы: 1 файл

скл лог.docx

— 62.04 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Движение материальных потоков  невозможно без концентрации на отдельных  этапах логистической цепи необходимых  запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на общий характер товародвижения. Успешное решение этих проблем возможно на базе использования складской логистики.

Складская логистика является составляющей частью общей интегрированной  логистики и рассматривается  как научно-практическое направление, связанное с оптимизацией управления материальными, финансовыми и информационными  потоками на складах. Охватывая все  процессы в этой сфере, деятельность складской логистики распространяется на приемку товаров, их размещение, хранение, отбор и отпуск потребителям, движение и преобразование товарно-материальных ценностей на складах в сфере  коммерческого посредничества, учет и контроль их движения, моделирование  логистических процессов на складах  и нахождение оптимальных решений  в рамках управления этими процессами.

Широкое применение складской  логистики объясняется все возрастающей конкуренцией на фоне постепенного насыщения  рынка, увеличением запросов потребителей и, как следствие, необходимостью создания товарных запасов для обеспечения  надлежащего уровня их обслуживания. С помощью складской логистики, ее эффективных подходов и методов  удается обеспечить рациональное хранение товарно-материальных ценностей, их сохранность  и бесперебойное снабжение потребителей всеми необходимыми товарами.

Складская логистика призвана осуществлять оптимизацию и рационализацию материальных потоков на складах  с целью наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей и получения  наибольшего экономического эффекта  в данной сфере деятельности.

1. ПОНЯТИЕ СКЛАДОВ, ИХ ФУНКЦИИ

Склады – один из основных элементов логистической системы, ее интегрированная составная часть. Они играют важную роль в процессе движения товаров от изготовителя к  потребителю и оказывают существенное влияние на общий характер товародвижения. Они определяют его звенность, способствуют устранению нерациональных перевозок, повышению ритмичности и организованности производства и работы транспорта, сокращению товарных запасов в розничной  торговой сети.

Склады – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения различных материальных ценностей, подготовки их к потреблению  и отпуску потребителям. Основное назначение складов – концентрация запасов, их хранение и обеспечение  бесперебойного и ритмичного снабжения  потребителей.

К основным функциям склада можно отнести следующие:

1. Создание необходимого  ассортимента в соответствии  с заказом потребителей. В закупочной  и производственной логистике  эта функция направлена на  обеспечение необходимыми материально-техническими  ресурсами (по количеству и  качеству) различных фаз производства. В распределительной логистике  данная функция имеет особое  значение. Склады торговли осуществляют  преобразование производственного  ассортимента в потребительский,  в соответствии с заказом клиента.  Создание нужного ассортимента  на складе содействует эффективному  выполнению заказов потребителей  и осуществлению более частых  поставок в том объеме, который  требуется клиенту. 

2. Складирование и хранение. Выполнение этой функции позволяет  выравнивать временную разницу  между выпуском продукции и  ее потреблением, дает возможность  на базе создаваемых запасов  обеспечивать непрерывный производственный  процесс и бесперебойное снабжение  потребителей. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также и в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.

3. Унитизация партий отгрузки  и транспортировка грузов. Многие  потребители заказывают со складов  партии «меньше чем вагон»  или «меньше чем трейлер», что  значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких  грузов. Для сокращения транспортных  расходов склад может осуществлять  функцию объединения небольших  партий грузов для нескольких  клиентов до полной загрузки  транспортного средства.

4. Оказание логистических  услуг. С целью обеспечения  более высокого уровня обслуживания  потребителей склады могут оказывать  клиентам различные услуги: подготовка  товаров для продажи (фасовка  продукции, заполнение контейнеров,  распаковка и т.д.); проверка функционирования  приборов и оборудования, монтаж; придание продукции товарного  вида; транспортно-экспедиционные услуги  и т.д.

2. ВИДЫ СКЛАДОВ

В зависимости от места  в логистической цепи и роли в  процессе товародвижения склады разделяются  на следующие группы:

- Склады предприятий-производителей (в сфере снабжения) специализируются  на хранении сырья, материалов, комплектующих и другой продукции  производственного назначения и  осуществляют снабжение прежде  всего производящих потребителей.

- Склады потребителей  продукции (в сфере производства) предназначены для обеспечения  непрерывности протекания технологических  процессов. На этих складах  хранятся запасы незавершенного  производства, такие как приборы,  инструменты, запчасти и др. В  зависимости от роли в процессе  производства и подчиненности  склады промышленных организаций  разделяются на снабженческие  (подчиняются отделу материально-технического  снабжения), питающие производство  материалами, комплектующими изделиями,  покупными полуфабрикатами и  т.п.; производственные (подчиняются планово-производственному или планово-диспетчерскому отделу), предназначенные для хранения полуфабрикатов собственного производства и технологической оснастки; сбытовые (подчиняются отделу сбыта), в которых хранятся материальные ценности, подлежащие реализации. В зависимости от сферы обслуживания склады предприятий подразделяются на общезаводские (центральные), прицеховые (филиалы центральных складов) и цеховые, подчиняющиеся начальникам цехов.

- Склады сбытовых организаций  (в сфере распределения) служат  для поддержания непрерывности  движения товаров из сферы  производства в сферу потребления.  Основное их назначение заключается  в преобразовании производственного  ассортимента в торговый и  в бесперебойном обеспечении  различных потребителей, включая  розничную сеть.

- Склады посреднических (прежде всего транспортных) организаций  предназначены для временного  складирования, связанного с экспедицией  материальных ценностей. Сюда  относятся: склады железнодорожных  станций; грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов; терминалы  воздушного транспорта. По характеру  выполняемых операций грузопереработки  они относятся к транспортно-перевалочным. Группа этих складов может  находиться в рамках как снабженческой,  так и распределительной логистики. 

По функциональному назначению все склады делятся на пять разновидностей:

- склады перевалки (оборота)  грузов в транспортных узлах  при выполнении смешанных, комбинированных  и других перевозок; 

- склады хранения, обеспечивающие  концентрацию необходимых материалов  и их хранение для соответствующего  функционирования производства;

- склады комиссионирования,  предназначенные для формирования  заказов в соответствии со  специфическими требованиями клиентов;

- склады сохранения, обеспечивающие  сохранность и защиту складируемых  изделий; 

- специальные склады (например, таможенные склады, склады временного  хранения материалов, тары, возвратных отходов и т.д.).

По конструктивным характеристикам  склады подразделяются на:

- закрытые,

- полузакрытые (имеющие только  крышу или крышу и одну, две  или три стены),

- открытые площадки.

В зависимости от специфики  и номенклатуры хранимых материалов склады подразделяются на универсальные  и специализированные. В универсальных  складах хранятся материальные ресурсы  широкой номенклатуры. Специализированные склады предназначаются для хранения однородных материалов (например, склад  чугуна, лакокрасочных материалов и  т.д.). 

В зависимости от вида хранимой продукции склады подразделяются на склады сырья, материалов, комплектующих, незавершенного производства, готовой  продукции, тары и упаковки, остатков и отходов.

3. ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НА СКЛАДЕ

Логистический процесс на складе отличается сложностью и сопряжен с большими затратами туда и средств. Он требует полной согласованности  функций снабжения запасами, переработки  груза и выполнение заказов.

Условно его можно разделить  на три этапа:

1. Операции, направленные  на обеспечение склада запасами  товаров. К ним можно отнести:

- Снабжение склада запасами  товаров – обеспечение склада  товарами в соответствии с  возможностью их эффективной  переработки при условии полного  удовлетворения заказов потребителей.

- Учет и контроль за  поступлением запасов – обеспечивает  ритмичность поступления и переработки  грузов, способствует максимальному  использованию объемов склада, созданию  необходимых условий для хранения  запасов и сокращению сроков  их хранения.

2. Операции, связанные переработкой  грузов и оформлением документации:

- Разгрузка и приемка  поступивших товаров – состоит  из целого ряда мероприятий:  разгрузки транспортных средств,  проверки документального и фактического  соответствия поступивших товаров  условия заключенных договоров,  документального оформления прибывших  товаров, формирования складской  грузовой единицы.

- Внутрискладская транспортировка  и перевалка грузов – обеспечивает  перемещение груза между различными  зонами склада. Эта операция должна  осуществляться с минимальной  протяженностью во времени и  пространстве по сквозным маршрутам.

- Складирование и хранение  товаров – включает в себя  закладку товаров на хранение, непосредственное их хранение  и обеспечение надлежащих для  этого условий, контроль за  наличием и состоянием товарных  запасов на складе. Основной принцип  оптимального складирования –  эффективное использование объема  зоны хранения.

3. Операции, связанные с  реализацией товаров в соответствии  с заказами потребителей:

- Комплектация заказов  предполагает выполнение следующих  важных мероприятий: получение  заказов клиентов и оформление  отборочного листа; отбор товара  каждого наименования по заказу  клиента и его комплектация; укладка  отобранного товара в тару, на  товароноситель; документальное оформление  заказа; формирование отдельных  заказов в партию отправки; погрузка  товаров в транспортное средство  и оформление транспортных накладных.

- Транспортировка заказов  потребителям. Наиболее распространенной  и экономически оправданной является  централизованная доставка товаров  силами и средствами складов.  В этом случае унитизация грузов  и оптимальные маршруты доставки, используемые складом, значительно  сокращают транспортные расходы  и позволяют эффективно использовать  транспортные средства.

- Сбор и возврат порожней тары. Тара иногда бывает многооборотной и подлежит возврату отправителю

- Контроль за выполнением  заказов потребителей - предполагает контроль за соблюдением договорных обязательств перед потребителями, за выполнение их заказов в полном объеме и в наиболее широком ассортименте. Этот контроль осуществляется с помощью книг учета заказов, а так же путем сверки фактически отгруженного количества товаров с данными заключенных договоров.

-  Оказание логистических  услуг является важным фактором  конкурентоспособности фирмы. Выделяют  три основных вида логистического  обслуживания: допродажное, продажное  и послепродажное. Допродажные услуги  включают маркетинговые исследования  рынка, различного рода информационные  услуги, заключение договоров на  поставку товаров. Продажные услуги  включают: полную проверку качества  поставляемых товаров, их сортировку, фасовку и упаковку, товарно-экспедиционные  услуги и т.д. К послепродажным  услугам относятся: установка  изделий, их гарантийное обслуживание, обеспечение запчастями, приемка  и замена деффектной продукции.

- Информационное обслуживание  склада предполагает наличие  систем, управляющих информационными  потоками и является связующим  стержнем функционирования всех  служб склада. В зависимости от  технической оснащенности управление  информационными потоками может  быть как самостоятельной системой (на механизированных складах)  так и составной подсистемой  общей автоматизированной системы управления материальными и информационными потоками (на автоматизированных складах). Такие системы осуществляют управление приемкой и отправкой грузов: управление запасами на складе, обработку поступающей документации, подготовку сопроводительных документов при отправке товаров, подготовку разной статистической информации и т.д.

4. ПРИНЦИПЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНЗАЦИИ СКЛАДСКИХ ПРОЦЕССОВ

Технологический процесс на складах, основу которого составляют материальные потоки, должен обеспечивать следующие показатели.

Информация о работе Складская логистика