Стратегии развития складской логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:15, доклад

Описание работы

Структура логистической системы предприятия должна соответствовать его функциональным составляющим. Складская логистическая подсистема обеспечивает координированное движение материальных потоков в рамках каждой функциональной области. Уровень эффективности и количество выполняемых функций определяют уровень качества обслуживания, который предприятие обеспечивает клиентам или собственным структурным подразделениям. Понимание этого уровня дает возможность сравнить различные формы организации складского хозяйства в перспективе и выбрать наиболее рациональный путь развития с учетом финансовых ограничений.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 352.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный аэрокосмический  университет

имени академика М.Ф. Решетнева»

(СибГАУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНСТИТУТ (ФАКУЛЬТЕТ)                  Инженерно-экономический факультет

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080506.65              Логистика и УЦП

КАФЕДРА                                                 Кафедра Логистики

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Стратегии развития складской логистики»

 

 

 

 

 

 

Студент  

Руководитель 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

 

Складская логистика занимает особое место в логистических  системах торговых и производственных предприятий, стремящихся рационально  организовать свою деятельность. Характер организации складского комплекса должен гарантировать достижение плановых показателей скорости и качества выполнения операций, обеспечивать сохранность товаров, то есть в целом выдерживать уровень логистического обслуживания, соответствующего логистической стратегии предприятия. При этом основная задача компании заключается в нахождении баланса между размером затрат на организацию и ведение складского хозяйства и уровнем логистического сервиса. Решение задачи поиска такого равновесия требует от предприятий, не специализирующихся на оказании логистических услуг, значительных временных и материальных затрат. Однако, обоснование решения по выбору стратегии развития складской системы предприятия не всегда учитывает все факторы. Причины заключаются в несовершенном методическом аппарате по анализу уровня логистического обслуживания, предоставляемого складскими комплексами, а также в значительном количестве прямых и косвенных факторов, влияющих на развитие складской логистики предприятия.

На практике в Российской Федерации для анализа функционирования систем складской логистики в большинстве случаев используются методы, которые активно внедрялись в развитых странах в 70-80 годах 20 века. Это связано не столько с отсутствием потребности в новых моделях логистического сотрудничества, сколько с естественным эволюционным путем развития – от простых моделей к сложным. Необходимо отметить, что в работах некоторых авторов под логистической системой предприятия понимается совокупность функциональных подразделений предприятия, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников, взаимосвязанных по основным или сопутствующим потокам и объединенных общим управлением для реализации стратегического плана логистики. Аналогично можно определить систему складской логистики предприятия, как совокупность функциональных подразделений предприятия, а также поставщиков складских услуг и логистических посредников, связанных общим управлением для реализации стратегии складской логистики предприятия. Без выполнения предварительно поставленных целей стратегии складирования предприятию не удастся реализовать логистическую стратегию, а, следовательно, получить необходимый набор конкурентных преимуществ и достичь плановых экономических показателей работы. Успешное применение известных ранее методик с изменениями, соответствующими современной логистической концепции фирмы, может значительно упростить решение задачи организации складского хозяйства для многих российских предприятий.

В работах зарубежных и отечественных ученых и специалистов достаточно полно описываются теоретические и практические аспекты складской логистики с использованием различных стратегий организации. Тем не менее, в изменяющихся экономических условиях появляется разрыв между описанными в литературе методами прогнозирования, анализа и выбора стратегии развития складской системы предприятия и возможностями для их практической реализации. В этом контексте формируется необходимость внедрения метода, учитывающего новые формы логистического сотрудничества и использующего новейшие технические разработки по анализу и прогнозированию складских процессов.

Структура логистической  системы предприятия должна соответствовать  его функциональным составляющим. Складская  логистическая подсистема обеспечивает координированное движение материальных потоков в рамках каждой функциональной области. Уровень эффективности и количество выполняемых функций определяют уровень качества обслуживания, который предприятие обеспечивает клиентам или собственным структурным подразделениям. Понимание этого уровня дает возможность сравнить различные формы организации складского хозяйства в перспективе и выбрать наиболее рациональный путь развития с учетом финансовых ограничений.

Принципиальный выбор  стратегии развития складской системы  предприятия определит его будущую  конкурентоспособность. Для того чтобы принять обоснованное решение предлагается методика, состоящая из трех основных этапов.

 

А именно:

  1. Разработка набора приоритетных критериев, которым должно соответствовать складское хозяйство. Критерии должны подбираться по принципу соответствия требованиям логистической системы, в рамках которой планируется организация склада.
  2. Сравнение потенциального уровня обслуживания клиентов у прошедших отбор по требованиям логистической системы проектов. Оценка выражается через интегрированный показатель, учитывающий абсолютные и относительные ключевые показатели эффективности работы (KPI) склада.
  3. Бюджетирование и контроль затрат. Измерение и комплексный учет в зависимости от стратегии складирования запасов проводится в соответствии с каждой из форм организации складского хозяйства.

На первом этапе предлагается учитывать только те факторы, при  соблюдении которых принципиально  возможно осуществлять логистическую  деятельность. В каждом частном случае критерии будут различны, поэтому  предлагается разделить их на четыре основные группы:

    • требования по экономико-географическому положению складского комплекса. Данная группа выделяется потому, что планируемое складское хозяйство в большинстве случаев ориентировано на определенные части логистической системы предприятия – поставщиков, потребителей, либо других её структурных подразделений;
    • требования по условиям оперирования с номенклатурой товаров в логистической системе. Данная группа выставляет требования к хранению и прочим складским операциям. Критериями являются температурный режим, условия по влажности, высотности хранения и др.;
    • требования по наличию и степени развитости транспортной инфраструктуры складского комплекса. Эта группа критериев, определяется видами транспорта, который предполагается к обслуживанию при помощи планируемого складского комплекса. Примерами могут стать наличие железнодорожной ветки для обслуживания железнодорожного транспорта, наличие и характеристики пандуса, подъездных путей, доклевелеров для обслуживания определенных типов автотранспорта и так далее;
    • требования по наличию и степени развития вспомогательной инфраструктуры складского комплекса. Данная группа определяется требованиями бизнес-процессов предприятия. Примерами являются наличие офисных помещений в складском комплексе, коммуникаций и средств связи, службы охраны и так далее.

Разработав список критериев, предъявляемых  логистической системой, предприятие  отсекает значительное количество вариантов  развития складского комплекса, позволяя сконцентрировать более детальные расчеты на проектах, отвечающих предъявляемым требованиям. Ключевые показатели эффективности работы складского комплекса подвергаются группировке (рис.1). Для оценки абсолютных показателей работы склада, который планируется к запуску, предлагается использовать методику компьютерного моделирования складских процессов.

Рис. 2. Ключевые показатели эффективности  работы склада

Для её реализации необходимо программное обеспечение, которое разрабатывается параллельно несколькими компаниями в мире (Nacco, JH, BT) и представляет собой программный продукт, позволяющий предприятию-заказчику спроектировать основные складские зоны и смоделировать движение внешних и внутренних товарных потоков в режиме реального времени. Для того чтобы определить показатели ёмкости хранения, скорости обслуживания, пропускной способности достаточно обладать инженерным проектом складского комплекса и расширенной информацией о товарообороте предприятия. Данный вид программного обеспечения, безусловно, является одним из наиболее востребованных продуктов и систематизирует все предыдущие разработки, направленные на анализ и обработку информации по функционированию складских комплексов. Пример проекта с указанием складских зон приведен на рисунке 2.

Рис.2. Пример проекта в программе моделирования складских процессов – NACCO, где:

1 - Зона хранения;

2 - Зона приемки; 

3 - Погрузочно-разгрузочный фронт; 

4 - Зарядная комната.

В результате ввода необходимых  данных программа создает виртуальную  модель для имитации работы склада, с помощью которой предприятие  может проанализировать и оценить  потенциальную эффективность организации  складских процессов, а также  соблюдение требуемых показателей работы.

После получения значений абсолютных показателей эффективности предлагается рассчитать относительные. Принцип  расчета позволяет использовать имеющиеся данные о товарообороте  и полученные значения абсолютных показателей  эффективности (формулы 1-5).

Основными расчетными показателями являются группы, выработанные в рамках критериев.

  1. Показатели использования площади/объема складского хозяйства.

В общем виде рассчитывается как  соотношение занятой полезной площади (или занятого объема склада) к общей площади складского комплекса (или к общему объему склада). Показатель применяется как к отдельным зонам склада, так и ко всему комплексу.

 (1)

  1. Показатели производительности труда;

В общем виде рассчитывается как  количество выполненных операций в  единицу времени. Группа показателей  применяется для оценки эффективности  работы различных функциональных зон  склада либо сотрудников.

 (2)

  1. Показатели уровня сервиса;

В общем виде рассчитывается как  соотношение выполненных операций по обслуживанию к общему количеству операций. Группа показателей применяется для оценки уровня логистического обслуживания.

 (3)

  1. Показатели пропускной способности;

Рассчитывается как соотношение максимального исходящего товаропотока к максимальному входящему товаропотоку.

 (4)

Выбор группы KPI зависит от логистической  стратегии компании, значения должны отвечать требованиям дискретности и объективной оценки для возможности сравнения различных вариантов. Комплексное сравнение уровня логистического обслуживания различных проектов обеспечивает расстановка приоритетов для компании через введение системы весов для различных показателей. Веса выражаются коэффициентом, определяющим важность того или иного критерия. Общая оценка проекта предлагается по методу аналитической иерархии.

Пусть наиболее значимыми для выбора складского проекта показателями эффективности будут признаны критерии KPI1, KPI2, KPI3, KPI4, KPI5. Присвоим каждому из данных факторов веса в зависимости от степени их важности для предприятия и сравним в таблице 1. Попарные сравнения реализуются на основе вводимой специальной шкалы, которая может быть индивидуальной в каждом отдельном случае (1 – равная важность критериев, 5 – значительная разница в важности, 10 – наибольшая разница в важности). После заполнения сравнительной части таблицы рассчитываются дополнительный столбец (формула 5) и коэффициент важности для каждого критерия (его доля в сумме всех значений дополнительного столбца).

  (5)

Определив коэффициенты важности различных показателей эффективности и значения самих показателей, предприятие имеет возможность провести системную оценку на основании выбранных критериев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Пример расчета коэффициентов  важности набора критериев KPI

 

 

KPI1

KPI2

KPI3

KPI4

KPI5

Доп.Столбец(X)

Коэффициент важности (I)

KPI1

1

4

2

2

4

2.29

0.39

KPI2

¼

1

½

½

½

0.5

0.09

KPI3

½

2

1

¼

2

0.87

0.15

KPI4

½

2

4

1

2

1.51

0.26

KPI5

¼

2

½

½

1

0.65

0.11

Сумма

-

-

-

-

-

5.82

-


 

Предлагается принять за целевые значения рассчитываемого ключевого показателя – 100%(1), при достижения четверти этого значения 25%(0,25) и так далее. Интегрированная оценка по n критериям, характеризующая соответствие уровня логистического обслуживания может быть представлена через следующую формулу:

Интегрированная оценка = KPI1*IKPI1 + KPI2*IKPI2 + … + KPIn*IKPIn (6)

Чем выше уровень значения интегрированной  оценки, тем точнее уровень логистического обслуживания будет соответствовать  целевому, заданному логистической  стратегией компании. В условиях финансовых ограничений предлагается выводить список из 3-4 складских вариантов с наиболее высокой интегрированной оценкой и затем соотносить с требуемыми затратами.

Информация о работе Стратегии развития складской логистики