Структурное разделение логистических и маркетинговых операций в канале распределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 06:21, курсовая работа

Описание работы

Среди базисных логистических активностей, определяющих коммерческий успех фирмы на рынке, главная роль принадлежит сбыту. В последние 10-15 лет на Западе в связи с бурным прогрессом логистики несколько сместились акценты и «размылись» границы между сбытом, маркетингом и логистикой. Все в большей степени сбытовые функции отождествляют с маркетинговыми и логистическими.
Например, в монографии Г.Д. Болта1 приводится определение сбыта как «персонифицированного непосредственного и двухстороннего процесса осуществления контактов и убеждения с целью достижения определенных результатов, прежде всего, увеличения продажи продукции на определенном сегменте рынка».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие логистических каналов распределения.
Каналы распределения товаров………………………………………………….4
Глава 2. Границы, отличия и взаимодействие логистики и маркетинга в канале распределения.
Стратегия маркетинговой логистики………………………………………..…12
Глава 3. Нефтедобывающая отрасль промышленности……………………...22
Заключение……………………………………………………………………...31
Список используемой литературы…………………………………………..32

Файлы: 1 файл

курсовая 2013.doc

— 962.00 Кб (Скачать файл)

 

Самарский государственный  экономический университет.

Кафедра «Кафедра маркетинга и логистики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа.

на тему:

«Структурное разделение логистических и маркетинговых операций в канале распределения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 4 курса

Дневной формы обучения,

специальности ЛИУЦП

2 группы.

Масленников Максим Андреевич

Научный руководитель: к. э. н. доцент

Кириллова Лариса Константиновна

 

 

 

 

 

 

 

 

Cамара 2013

План.

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие логистических каналов распределения.

Каналы распределения товаров………………………………………………….4

Глава 2. Границы, отличия и взаимодействие логистики и маркетинга в канале распределения.

Стратегия маркетинговой  логистики………………………………………..…12

Глава 3. Нефтедобывающая отрасль промышленности……………………...22

Заключение……………………………………………………………………...31

Список используемой литературы…………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Среди базисных логистических  активностей, определяющих коммерческий успех фирмы на рынке, главная  роль принадлежит сбыту. В последние 10-15 лет на Западе в связи с бурным прогрессом логистики несколько сместились акценты и «размылись» границы между сбытом, маркетингом и логистикой. Все в большей степени сбытовые функции отождествляют с маркетинговыми и логистическими.

Например, в монографии Г.Д. Болта1 приводится определение сбыта как «персонифицированного непосредственного и двухстороннего процесса осуществления контактов и убеждения с целью достижения определенных результатов, прежде всего, увеличения продажи продукции на определенном сегменте рынка».

Таким образом, главной  проблемой сбыта в рыночной экономике  является максимизация объема продаж в условиях конкуренции. В зарубежной литературе также нет четкого  разграничения целей и функций  сбыта и маркетинга.

Большинство авторов придерживается мнения, что сбытовые функции являются частью маркетинга фирмы. В то же время ряд отечественных исследователей считает, что основным отличием сбытовой деятельности от маркетинговой является наличие для сбыта установившейся товаропроводящей сети и хозяйственных связей по поставкам (продаже) товара потребителям.

Для маркетинга же характерно увеличение объема продаж путем освоения новых сегментов рынка или  расширения имеющихся за счет изменения  ассортимента продукции, улучшения  политики продвижения товаров и т.п.

 

 

Глава 1. Понятие логистических каналов распределения.

Каналы распределения  товаров.

Основная цель логистической  системы распределения – доставить  товар в нужное место и в  нужное время. В отличие от маркетинга, который занимается выявлением и стимулированием спроса, логистика призвана удовлетворять сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами. Очевидно, что решение задачи организации каналов распределения играет при этом главную роль.

Из-за общности объекта изучения логистика распределения и маркетинг пользуются одними и теми же понятиями. Это касается и каналов распределения. Основы их организации и функционирования достаточно подробно рассмотрены в литературе, посвященной проблемам маркетинга (например, в книге Ф.Котлера «Основы маркетинга». – М., 1990. – с.396-419). Тем не менее, целесообразно выделить здесь некоторые важные определения и положения, касающиеся работы каналов распределения товаров.

Канал распределения  – это совокупность организаций  или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.

Использование каналов  распределения приносит производителям определенные выгоды:

    • экономию финансовых средств на распространение продукции;
    • возможность вложения сэкономленных средств в основное производство;
    • продажу продукции более эффективным способом;
    • высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков;
    • сокращение объема работ по распределению продукции.

Таким образом, решение  о выборе каналов распределения  – одно из важнейших, которое необходимо принять руководству организации.

Канал распределения  – это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю. При этом организации или лица, составляющие канал, выполняют ряд важных функций:

  • проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг;
  • стимулируют сбыт путем создания и распространения информации о товарах;
  • устанавливают контакты с потенциальными покупателями;
  • приспосабливают товар к требованиям покупателей;
  • проводят переговоры с потенциальными потребителями продукции;
  • организуют товародвижение (транспортировка и складирование);
  • финансируют движение товаров по каналу распределения;
  • принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.

Все или часть этих функций может быть взята на себя производителем.     При этом издержки производителя возрастают. Из-за специализации посреднических организаций они нередко выполняют перечисленные функции каналов распределения товаров эффективнее. Для покрытия своих издержек посредники взимают с производителя дополнительную плату. Таким образом, вопрос о том, кому следует выполнять различные функции канала распределения, - это вопрос относительной эффективности. При появлении возможности более результативно выполнять функции канал перестраивается.

Каналы распределения  товаров можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней. Уровень  канала – это посредник, который  выполняет работу по приближению  товара и права собственности  на него к конечному потребителю. Протяженность канала определяется по числу промежуточных уровней между производителем и потребителем, которые как и уровни канала, являются членами канала распределения. Примеры каналов распределения различной протяженности приведены на рис.1.

Каналы распределения, как показано на рис.1, представляют собой традиционные каналы. Они состоят  из независимого производителя и  одного или нескольких независимых  посредников.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трёхуровневый канал

 

Рис. 1. Каналы распределения товаров разных уровней

 

Каждый член канала представляет собой отдельное предприятие, стремящееся  обеспечить себе максимальную прибыль. Максимально возможная прибыль  отдельно члена канала может идти в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом, так как ни одни из членов канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных членов. Такие каналы распределения называются горизонтальными.

Вертикальные каналы распределения – это каналы, состоящие  из производителей и одного или нескольких посредников, действующих как одна единая система (рис.2).


 

 

 

 

Рис. 2. Вертикальные каналы распределения.

 

Один из членов канала, как правило, либо является собственником  остальных, либо предоставляет им определенные привилегии. Таким членом может быть производитель, оптовый или розничный посредник. Вертикальные каналы возникали как средство контроля за поведением канала. Они экономичны и исключают дублирование членами канала исполняемых функций.

 

При формировании канала распределения товара на первое место выдвигается решение о структуре канала, т.е. о количестве уровней канала и о конкретном составе членов канала. При выявлении возможных вариантов каналов распределения необходимо определиться с типом используемых посредников. Классификацию посредников можно провести по сочетанию двух признаков: 1) от чьего имени работает посредник; 2) за чей счет посредник ведет свои операции.

 

 

Как видно из рис.3, возможно выделение четырех типов посредников (см. таб.1).


 

 

 

Рис. 3. Признаки классификации посредников.

 

Таблица 1

Типы посредников  в каналах распределения

Тип посредника

Признак классификации

Дилер

От своего имени и  за свой счет

Дистрибьютор

От чужого имени и  за свой счет

Комиссионер

От своего имени и  за чужой счет

Агент, брокер

От чужого имени и за чужой счет


 

Дилеры – это оптовые, реже розничные посредники, которые  ведут операции от своего имени и  за свой счет. Товар приобретается  ими по договору поставки. Таким  образом, дилер становится собственником  продукции после полной оплаты поставки. Отношения между производителем и дилером прекращаются после выполнения всех условий по договору поставки. В последнее время дилеры становятся держателями привилегий, объединяя в своих руках ряд последовательных этапов процесса производства и распределения. В логистической цепи дилеры занимают положение наиболее близкое к конечным потребителям. Различают два вида дилеров. Эксклюзивные дилеры являются единственными представителями производителя в данном регионе и наделены исключительными правами по реализации его продукции. Дилеры, сотрудничающие с производителями на условиях франшизы, именуются авторизованными. Дистрибьюторы – оптовые и розничные посредники. Производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории и в течении определенного срока. По договору им приобретается право продажи продукции. В логистической цепи дистрибьюторы обычно занимают положение между производителем и дилерами (рис.4)


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Пример организации канала распределения

Комиссионеры. Оптовые и розничные посредники. Они не являются собственниками продаваемой продукции. Производитель (или комитент в данной операции) остается собственником продукции до ее передачи и оплаты конечным потребителем. Договор о поставке продукции заключается от имени комиссионера. Таким образом, комиссионер является посредником только для комитета, а не для конечного потребителя, деньги которого перечисляются на счет комиссионера. Комиссионер должен обеспечить сохранность товара.

Агенты – посредники, выступающие в качестве представителя или принципала2. Как правило, агенты являются юридическими лицами. Агент заключает сделку от имени и за счет принципала. По объему полномочий агенты подразделяются на две категории. Универсальные агенты совершают любые юридические действия от имени принципала. Генеральные агенты заключают только сделки, указанные в доверенности. Вознаграждение они получают как по тарифам, так и по доверенности.

Брокеры – посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. Они не состоят в договорных отношениях ни с одной из сторон заключающейся сделки и действуют лишь на основе отдельных поручений. Брокеры вознаграждаются только за проданную продукцию.

После выбора типов посредников  в канале распределения необходимо определиться с количеством этих посредников. В маркетинге разработаны три подхода к решению этой проблемы: интенсивное распределение, эксклюзивное распределение и селективное распределение.

Интенсивное распределение  предполагает обеспечение запасами продукции в возможно большем числе торговых предприятий. Эксклюзивное распределение предполагает намеренно ограниченное число посредников, торгующих данной продукцией в рамках сбытовых территорий. Селективное распределение представляет собой нечто среднее между методами интенсивного и эксклюзивного распределения. Селективное распределение позволяет производителю добиваться необходимого охвата рынка при более жестком контроле и с меньшими издержками, чем при организации интенсивного распределения.

Для повышения эффективности  сбыта продукции и в целях экономии средств организации часто прибегают к использованию многоканальных систем распределения продукции.

Каждый производитель  на основе маркетинговых исследований рынка сбыта своей продукции  определяет структуру возможных  каналов распределения, их связь с конкретными категориями потребителей и друг с другом.

Формы доведения товара до потребителя определяются, прежде всего, характером самого товара, местом и условиями его производства, потребления и возможностями  транспорта. В этом смысле представляет интерес опыт сбытовой деятельности в западной Европе по системе «от двери к двери». Это позволяет свести до минимума транспортные издержки и затраты на промежуточное хранение товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Границы, отличия и взаимодействие логистики и маркетинга в канале распределения.

Информация о работе Структурное разделение логистических и маркетинговых операций в канале распределения