Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 06:21, курсовая работа
Среди базисных логистических активностей, определяющих коммерческий успех фирмы на рынке, главная роль принадлежит сбыту. В последние 10-15 лет на Западе в связи с бурным прогрессом логистики несколько сместились акценты и «размылись» границы между сбытом, маркетингом и логистикой. Все в большей степени сбытовые функции отождествляют с маркетинговыми и логистическими.
Например, в монографии Г.Д. Болта1 приводится определение сбыта как «персонифицированного непосредственного и двухстороннего процесса осуществления контактов и убеждения с целью достижения определенных результатов, прежде всего, увеличения продажи продукции на определенном сегменте рынка».
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие логистических каналов распределения.
Каналы распределения товаров………………………………………………….4
Глава 2. Границы, отличия и взаимодействие логистики и маркетинга в канале распределения.
Стратегия маркетинговой логистики………………………………………..…12
Глава 3. Нефтедобывающая отрасль промышленности……………………...22
Заключение……………………………………………………………………...31
Список используемой литературы…………………………………………..32
Стратегия маркетинговой логистики.
Основополагающим для концепции логистики является целостное видение, вследствие которого логистика является неотъемлемой концепцией руководства, которая охватывает весь процесс планирования, реализации, управления и контроля всех товарных, грузовых и информационных потоков предприятия от его закупочных рынков, этапов производства до рынков сбыта. Следуя мысли проходимости, следует рассматривать оказанные другими предприятиями услуги в сфере логистики как неотъемлемые составные части сквозной системы логистики. В этом проявляется выходящий за рамки предприятия характер концепции логистики.
Обычно в качестве функциональных подсистем системы логистики различают логистику материально – технического снабжения, логистику производства и логистику сбыта товара или маркетинговую логистику. По сферам объектов система логистики подразделяется на систему складского хозяйства, транспортировки, упаковки и обращения с материалом, информационную систему, включая обработку заказов и систему хранения.
В предпринимательской
В рамках отмеченного подхода к логистике имеется множество различных трактовок. Анализируя их, нетрудно заметить ряд аспектов, через призму которых рассматривается логистика. Наибольшее распространение получили управленческие, экономические и оперативно – финансовые аспекты.
Так, профессор Г. Павеллек3 и сотрудники Национального совета США по управлению материальным распределением, определяя сущность логистики, акцентируют внимание на управленческом аспекте. Логистика, по их мнению, – это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока.
Многие специалисты исследуемой области, в том числе французские, отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как: «...совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции».
Некоторые определения логистики отражают как управленческий, так и экономический аспекты. Наиболее типична в этом отношении характеристика логистики, данная профессором Пфолем (Германия), который увязывает воедино процессы планирования и контроля движения материальных ценностей с сокращением затрат на их перемещение и информационное обеспечение.
В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно – финансовый аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.
Разумеется, в отмеченных
выше трактовках логистики справедливо выделяют
Маркетинг, как инструмент при принятии управленческих решений, в отличие от логистики, ориентированной в основном на сферу производства, имеет своей сферой приложения рынок сбыта.
Для развитых рыночных отношений становятся актуальными процессы интеграции маркетинга и логистики, которые образуют взаимодействие двух концепций руководства. Взаимодействие маркетинга – как концепции управления, ориентированной на рынок, и логистики – как концепции управления, ориентированной на поток, создает возможности повышения материальной и информационной полезности и ценности продукта, оцениваемых покупателем или клиентом. Такая интеграция создает основы для выделения в общей структуре логистики так называемой маркетинговой логистики, которая обеспечивает клиента широкими возможностями распоряжаться продукцией.
Маркетинговая логистика охватывает всю деятельность, которая обеспечивает целенаправленное влияние на рынки за счет высокого уровня поставки, постоянной готовности поставки и соответствующей презентации товара для сохранения и развития доли рынка конкретного предприятия. Она интегрирует также, часть дистрибьюторской логистики.
Маркетинговая логистика направлена на физическое распределение продуктов от производства к клиенту и при этом на контролируемый предприятиями путь товаров. Оба пути соединены друг с другом не в принудительном порядке. Клиентами могут быть как привлеченные к пути сбыта частные специалисты по сбыту (опосредованный сбыт), так и конечные потребители.
Роли маркетинговой логистики как политике сбыта длительное время не предавалось значение. Преобладало мнение, что производственное распределение товара имеет лишь вспомогательную функцию в связи с обработкой полученных заказов в результате использования других инструментов маркетинга. Оно якобы пассивно служит процессу маркетинга и, тем самым, не представляет собой самостоятельный, активно применяемый инструмент политики сбыта. В частности, на рынках потребительских товаров с весьма однородными по ценам и качеству и, вместе с тем, замещаемыми с точки зрения потребителей продуктами обеспечение пространственной и временной возможности распоряжения продуктами приобретает большое для вербовки клиентов значение. В результате этого физическая услуга предприятия по сбыту товара становится элементом, который может существенно повлиять на решение потенциального клиента произвести покупку. Таким образом, маркетинговая логистика становится самостоятельным, активным инструментом маркетинга предприятия.
Для развитых рыночных отношений становятся актуальными процессы интеграции маркетинга и логистики, которые образуют взаимодействие двух концепций руководства. Взаимодействие маркетинга – как концепции управления, ориентированной на рынок, и логистики – как концепции управления, ориентированной на поток, создает возможности повышения материальной и информационной полезности и ценности продукта, оцениваемых покупателем или клиентом. Такая интеграция создает основы для выделения в общей структуре логистики так называемой маркетинговой логистики, которая обеспечивает клиента широкими возможностями распоряжаться продукцией. При этом торгово-посреднические структуры, поставляющие средства производства в соответствии с этой маркетинговой стратегией, с одной стороны, наиболее полно и последовательно выполняют свои общественные инфраструктурные функции, улучшая качество обслуживания производственных и других хозяйственных объектов, с другой – существенно снижают свои издержки и цены на услуги за счет рационализации материальных потоков на нескольких стадиях их движения (Рис. 5)
Рисунок 5 – Маркетинг и логистика как детерминанты ценности для клиента
Такая сетевая модель
может выступить как
Следует учитывать также подвижность4 систем маркетинговой логистики ввиду роста изменчивости, непостоянства, неуверенности и скорости изменений поведения потребителей, что особенно важно в сфере потребительских товаров.
Наряду с внутренним согласованием (специфического для сферы объекта) частичного планирования маркетинговой логистики из ее функции взаимодействия вытекают дальнейшие требования к интеграции. Следует различать четыре уровня интеграции. Интеграция с другими сферами оптимального выбора маркетинговых инструментов (внутренняя функция интеграции) является важной, т.к. в восприятии клиентов именно комбинированное использование этих инструментов составляет ценность предложения услуг (фокусировка эффективности). Между сервисом поставок как выход маркетинговой логистики и другими инструментами маркетинга существуют как замещающие, так и дополнительные связи. Особенно тесная взаимосвязь существует между маркетинговой логистикой и решением, побуждающим к сбыту, которое весьма существенно устанавливает количество приемных пунктов (например, мало оптовиков или много розничных торговцев), которые подлежат обслуживанию со стороны системы логистики. Тесная взаимосвязь между маркетинговой логистикой и каналом сбыта вытекает также и из того, что логистические системы учреждений, отвечающих за сбыт товаров изготовителя, должны соответствовать друг другу. При этом, необходимо учитывать, что физический поток грузов, поток собственности (поток прав на грузы), поток платежей, поток информации и поток содействия сбыту абсолютно не должны постоянно проходить через одни и те же учреждения. Более того, часто вполне разумно отделить друг от друга различные типы потоков.
Использование коммуникативно-политических инструментов координируется по месту и времени с мероприятиями маркетинговой логистики. Прежде всего, рекламные кампании должны быть тщательно обеспечены при помощи логистических мероприятий. В принципе, хорошая реклама может иметь негативные последствия в результате недостаточной логистической поддержки. Внутри фирмы недостаточная подготовка к обусловленному рекламой повышению спроса приводит к срочно необходимым логистическим мерам приспособления с чрезмерно высокими затратами.
В рамках политики продукта во многих отраслях наблюдается тенденция расширения программы продукта при помощи новых продуктов или при помощи дифференцирования продукта, чтобы быть в состоянии удовлетворить индивидуальные пожелания клиентов. Это является следствием стратегии дифференциации.
Стратегия маркетинговой логистики является элементом стратегии маркетинга и касается установления долгосрочных целей и структур маркетинговой логистики. Вовлечение логистики в концепцию стратегии конкуренции и, вместе с тем, в стратегический маркетинг на практике осуществляется редко, хотя потенциал логистики как стратегический фактор успеха и как инструмент реализации преимуществ конкуренции давно распознан. Это состояние, еще более укрепилось в результате возросшего в последние годы представления о непрерывной, выходящей за рамки взаимодействия, логистики. Эта модель таит в себе опасность слишком одномерного мышления в направлении цепочки логистики и привлечения благоприятного по затратам исполнения заданного стандарта сервиса как критерия эффективности управления интегрированной логистической системой. При этом не учитывается то, что восприятие и оценка логистической услуги сервиса поставок осуществляется клиентом не изолированно, а представляет собой признак всего пакета услуг. Выражение всех признаков услуг, в общем, определяет ценность предложения услуги для клиента (ценность для клиента). Это значение как раз не вытекает из суммирования «отдельных значений» элементов услуги, а имеет синергетический смысл.
Многообразные отношения обмена между отдельными рынками, комбинационные эффекты, синергии и т.п. не допускают в связи с этим изолированную оценку определенных логистически признаков услуг. Общим местом сопряжения ориентированной на комплексность концепции логистики и ориентированной на рынок концепции маркетинга является маркетинговая логистика. Для того, чтобы потенциал логистики как стратегический фактор успеха можно было использовать, требуется включение или сведение вместе обеих концепций в одну обобщенную конкурентно – стратегическую концепцию. В ней сервис поставок, как выход логистики, занимает равноправное место наряду с остальными инструментами маркетинга. При определении собственной позиции в конкуренции логистика становится неотъемлемой составной частью концепции конкуренции.
Стратегия маркетинговой логистики.
Таблица 1.
Элементы логистик и поставок |
Фокусировочная стратегия, инновация |
Дифференцированная стратегия: сервис |
Стратегия руководства затратами |
Цели |
-высокая готовность к поставкам - подвижность в отношении смены продукта - способность обработки
заказов с низким объемом или
нерегулярно колеблющейся |
- высокая скорость поставок - надежность поставок - высокая готовность к поставкам - подвижность в отношении потребностей клиентов |
минимальные затраты при достойном внимания уровне сервиса |
Закупки |
Критерии выбора поставщиков - высокая готовность к поставкам - высокое качество - подвижность в изменении продуктов |
Критерии выбора поставщиков - высокая надежность поставок - большие возможности
распоряжения общим - свойства, специфические для клиентов |
- использование высоких
скидок на закупаемые - централизация закупок - выбор поставщиков, ориентированный на цены |
Складское хозяйство |
Дилемма: - необходимость высокого
гарантийного запаса для - необходимость незначительных
складских запасов, чтобы |
- локальные склады; - высокая представительность на рынке; - высокая надежность поставок; - короткое время постав |
Централизация - незначительные складские запасы, консолидация гарантийных запасов |
Транспортировка |
- быстрая транспортировка, при необходимости авиагрузом; - использование экспедиторов
вместо собственных - перевозка частичных грузов |
- оптимальное сочетание
перевозок частичных грузов - предложение срочных перевозок; - собственный автопарк; - сервис доставок |
- консолидация благоприятных
по затратам перевозок ( - перевозки полностью укомплектованных грузов; - снижение частоты транспортировки; - собственный автопарк лишь при высокой загрузке. |
Хранение |
- прямое снабжение клиентов; - аренда складов; - склады, эксплуатируемые со стороны. |
многоступенчатая структура складов: - заводской склад; - центральный склад; - региональный склад; - товарный склад. |
- централизация; - рационализация; - автоматизация. |
Информация |
- актуальность - мобильность - возможность изменений |
- децентрализация - постоянный доступ клиентов - различные процедуры заказов - системы статусной информации |
- автоматизированная обработка заказов - централизация - интеграция - стандартизованные процедуры заказов |