Сущность и задачи транспортной логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

В логистике транспорт играет значительную роль, связывая между собой отдельные экономические районы, компании, предприятия и фирмы. Перемещая материальные ресурсы и готовую продукцию из сферы производства в сферу производственного или личного потребления, транспорт тем самым участвует в процессе воспроизводства материальных благ.
Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, осу-ществляющую перевозки людей и грузов, в структуре обще¬ственного производства, отнесем его к сфере производства материальных услуг [см. 3, стр. 212].

Файлы: 1 файл

Контрольная работа на тему Сущность и задачи транспортной логистики.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Сущность и задачи транспортной логистики.

В логистике транспорт играет значительную роль, связывая между собой отдельные  экономические районы, компании, предприятия  и фирмы. Перемещая материальные ресурсы и готовую продукцию  из сферы производства в сферу  производственного или личного потребления, транспорт тем самым участвует в процессе воспроизводства материальных благ.

Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, осуществляющую перевозки людей и грузов, в структуре общественного производства, отнесем его к сфере производства материальных услуг [см. 3,   стр. 212]. Транспортная логистика выступает в роли необходимой составляющей всей теории и практики логистики коммерции, так как логистика как наука занимается управлением всеми потоковыми движениями, а управление материальным потоком невозможно без его перевозки.

В современном понимании транспортная логистика  определяется как новое научное направление или учение о планировании, управлении и наблюдении (отслеживании) движения грузов. В более расширенном толковании транспортная логистика определяется как область общей логистики, объединяющая в единое целое маршрутизацию подвижного состава, в том числе выбора различных маршрутов, расписание использования поездных бригад, определение потребности в подвижном составе, контроль движения грузов и их складирование.

Значительная часть логистических  операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику. С учетом данного подхода к транспорту как части логистической цепи, логистика коммерции рассматривается в разных аспектах:

1) с позиции эффективности работы отдельных видов транспорта;

2) с точки зрения организации перевозок от грузопроизводителя до получателя;

3) с учетом интересов клиента важны не только основная перевозка, но и обработка, хранение.

Качество перевозок в большей  степени отражается на общих расходах, чем их себестоимость, поэтому учет вышеперечисленных аспектов способствует оптимальному выбору транспортных услуг.

Транспорт представляет собой совокупность подвижных перевозочных средств, путей сообщения, а также различных сооружений и устройств, обеспечивающих их взаимодействие при осуществлении перевозок грузов и пассажиров.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт необщего пользования.

Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль — основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае — в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный

Транспорт необщего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

Транспорт характеризуется следующими отличительными особенностями:

  • он не создает нового товара или продукта, однако, благодаря нему, меняется их местонахождение по отношению к потребителю, который в результате имеет возможность полученные товары или продукцию использовать в собственных интересах;
  • потребительская стоимость, создаваемая транспортом, характеризуется пространственным перемещением товаров, продукции от места производства к месту потребления;
  • транспортная услуга, обеспечивающая перевозку продукции, товаров и пассажиров не может возникнуть, храниться и реализовываться в отрыве от транспорта. Она осуществляется и потребляется непосредственно в процессе транспортной деятельности.

Транспорт является важной составной  частью производительных сил республики. Он участвует в производственном процессе предприятий, поэтому его следует рассматривать не в отрыве от производства, а как составную часть производственного цикла и технологического процесса, не как средство механического перемещения грузов в производственном процессе, а как его необходимое звено и организующий фактор. Нарушение ритма работы транспорта может приводить к нарушению ритма или остановке основного производства. Усилия коллективов предприятий, организаций и фирм, направленные на обеспечение производства продукции высокого качества, в том числе и поставляемой на экспорт, могут оказаться малоэффективными из-за плохо организованного транспортного обслуживания, просчетов и ошибок при проработке транспортного фактора в договорах купли-продажи и его реализации.

Транспорт органично вписывается в производственные и торговые процессы. Транспорт также используется в международной торговле товарами, услугами и технологиями, производственно-сбытовой кооперации, строительстве объектов в республике и за рубежом, деятельности предприятий с иностранными инвестициями, в туристической деятельности, а также организации и проведении международных выставок и ярмарок. Транспорт занимает особое место и играет ведущую роль во внешнеэкономической деятельности. С одной стороны транспортная деятельность является необходимым условием осуществления международного разделения труда, а с другой стороны транспортная индустрия выступает на международных рынках экспортером своей продукции, реализуемой в виде транспортной услуги. При осуществлении внешнеэкономической деятельности выполняется сложный и специфический комплекс транспортных операций, обеспечивающий обработку и перемещение огромных масс различных товаров из сферы производства в сферу потребления. Международные транспортные операции являются неотъемлемым звеном логистической цепи международного товародвижения. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач логистики.

Комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимозависимости и взаимодействии при выполнении перевозок, представляет собой транспортную систему [см. 1, стр. 258]. Элементами транспортной системы является груз, пункты сосредоточения груза, транспортная сеть, подвижной состав, погрузочно-разгрузочные средства.

Транспортная система обеспечивает массовое перемещение грузов и пассажиров как внутри страны, так и между государствами и  является сложной  многофункциональной отраслью народного хозяйства, состоящей из различных видов транспорта, путей сообщения, складов, сложной транспортной инфраструктуры, включающей тоннели, кемпинги, вокзалы, склады, терминалы выгрузки-погрузки. Эффективность транспортной системы во многом зависит от развитости транспортной системы страны и сопредельных с ней государств, организации транспортных коридоров и цепей, обеспечивающих доставку грузов и пассажиров «точно в срок» и «с малыми издержками». Обеспечение этих конечных целей достигается методами транспортной логистики, объединяющей в единое целое все составляющие транспортной системы.

Транспортная логистика представляет собой процесс организации цепи доставки и управления этой цепью в самом широком смысле. Данная цепь может охватывать как поставки сырья, необходимого для производства, так и управление материальными ресурсами на предприятии, доставку готовой продукции на склады и в распределительные центры, сортировку, переработку, упаковку, доставку и окончательное распределение в местах потребления.

Транспортная логистика играет одну из ключевых ролей в логистике  поскольку:

  • непосредственно способствует удовлетворению потребностей юридических и физических лиц;
  • обеспечивает доведение ресурсов до мест их концентрации, распределения и поглощения;
  • выявляет недостатки и перспективы развития микро-, мезо-, и макрологистических систем;
  • строит основу для создания интерфейсов логистических и технологических систем, минимизирующих затраты на изготовление готовой продукции, и др.

Согласование действий по управлению материальными потоками в процессе осуществления больших объемов  перевозок является предметом транспортной логистики. Актуальность транспортной логистики обусловлена необходимостью транспортировать все возрастающие потоки грузов без соответствующего увеличения количества осуществляющего перевозки транспорта.

Генеральная цель транспортной логистики определяется целью логистики компании: нужный груз должен быть доставлен в нужное время в нужное место в нужном количестве в нужном качестве и с минимальными затратами.

По своей сути транспортная логистика как новая методология оптимизации и организации рациональных грузопотоков, их обработки в специализированных логистических центрах позволяет обеспечивать повышение эффективности таких потоков, снижение непроизводительных издержек и затрат, а транспортникам – быть современными, максимально соответствовать запросам все более требовательных клиентов и рынка.

Транспортная логистика – это  управление транспортировкой грузов, т.е. изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств. Внутренняя транспортная логистика  занимается внутрипроизводственными  перевозками, а внешняя транспортная логистика занимается снабжением предприятий и сбытом их продукции. При традиционном подходе к транспортировке, информационный поток движется вместе с материальным потоком от грузоотправителя, через экспедитора по транспортным средствам, и далее от экспедитора к грузополучателю. При таком подходе как транспортная логистика, к системе добавляется ещё один элемент – единый оператор интермодальных перевозок, который управляет информационным потоком и координирует действия.

Специфику логистического подхода к организации транспортных процессов поясним на примере взаимодействия звеньев транспортной цепи в процессе доставки грузов несколькими видами транспорта. На рисунке 1 представлена принципиальная схема организации транспортировки, при которой единая функция управления сквозным материальным потоком отсутствует. Согласованность звеньев в вопросах продвижения информации и финансов объективно низка, так как координировать их действия некому.

 

 

                  информационные и финансовые потоки;                    материальные потоки


Рисунок 1-Традиционная организация перевозки с участием нескольких видов транспорта

 

Принципиально иной является организация перевозки, изображенная на рисунке 2. Наличие единого оператора сквозного перевозочного процесса создает принципиальную возможность проектировать сквозной материальный поток, добиваться заданных параметров на выходе.

 

Рисунок 2- Логистическая организация перевозки с участием нескольких видов транспорта

Сравнительная характеристика традиционного и логистического подходов к организации перевозок с участием нескольких видов транспорта приведена в таблице 1.

 

Таблица 1-Сравнительная характеристика традиционной и логистической организации перевозки с участием нескольких видов транспорта

Традиционная организация перевозки

Логистическая организация перевозки

Два и более вида транспорта

Два и более вида транспорта

Отсутствие единого оператора  процесса перевозки

Наличие единого оператора процесса перевозки

Несколько транспортных документов

Единый транспортный документ

Отсутствие единой тарифной ставки фрахта

Единая тарифная ставка фрахта

Последовательная схема взаимодействия участников

Последовательно-центральная схема  взаимодействия участников

Разрозненная и в результате пониженная ответственность за груз

Единая и в результате высокая  ответственность за груз

Результат: высокая вероятность  выполнения «шести правил логистики1»

Результат: низкая вероятность выполнения «шести правил логистики»


 

Применение логистики в транспорте, так же, как и в производстве или торговле, превращает перечисленных на рисунке 2 участников в согласованно действующих партнеров, взаимодополняющих друг друга в транспортном процессе. Транспортная логистика может быть реализована только как синтез деятельности логиста предприятия, координатора перевозки (транспортно-логистического посредника) и перевозчика.

Значение транспортной логистики  заключается в организации перемещения  материального потока транспортом  общего пользования исходя из приоритетных критериев экономических субъектов рынка (грузовладельцев). В связи с этим инициатором логистического процесса, а значит и выбора того или иного вида транспорта является именно грузовладелец (как правило, грузоотправитель), находящийся в начале логистической цепи (цепочки поставок).

Таким образом, грузовладелец понимает под транспортной логистикой в первую очередь возможность выбора того вида транспорта, который удовлетворяет  его с точки зрения реализации критериев предпочтения. Поэтому главная задача перевозчика в рамках транспортной логистики – это формирование конкурентоспособных транспортных составляющих логистических систем экономических субъектов рынка (грузовладельцев), позволяющих удовлетворять их потребности не только с точки зрения возможности перемещения продукции, но и при обязательном выполнении требований, предъявляемых к качеству перевозки.

Логистика, как отмечалось, это единство техники, технологии, экономики и планирования. Соответственно, к задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования.

Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами.

Технологическая сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.

Экономическая сопряженность — это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.

Совместное планирование означает разработку и применение единых планов графиков.

Основная функция транспортной логистики заключается в создании системы для оптимизации процесса перевозок, а также в транспортном и экспедиционном обеспечении.

Общие принципы логистики: системность, конкретность и другие в полной мере работают и в области транспортной логистики, позволяя отличить этот вид деятельности от традиционной транспортировки.

Информация о работе Сущность и задачи транспортной логистики