Сущность логистики и ее роль в организации деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводяших систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и сущность логистики………………………………………………..5
1.1. Понятие, задачи и функции логистики……………………………………...5
1.2. Становление логистики как науки…………………………………………..8
2. Роль логистики в организации деятельности предприятия………………...15
2.1. Организация отдела логистики на предприятии………………………….15
2.2. Оценка эффективности деятельности отдела логистики…………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Сущность логистики и ее роль в организации деятельности предприятия.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Подобная интегрированная деятельность позволяет снижать издержки и оптимизировать деятельность по всей логистической цепи. Таким образом, речь идет не о частных эффектах, а об эффекте функционирования интегрированной системы, каким является современное предприятие. При подобном комплексном подходе сфера логистики и взаимоотношения логистики, дистрибуции и материального хозяйства в микроэкономическом масштабе показаны на рисунке 2. По нашему мнению, эта схема, заимствованная из учебного пособия английских авторов, точно отражает понятийную сферу логистики. Она совпадает с нашим пониманием обсуждаемых категорий логистики предприятия.

 

Рисунок 2. Взаимоотношения логистики, дистрибуции и материального хозяйства в микроэкономическом масштабе

 

Этап IV охватывает развитие логистических процессов в 90-х годах прошлого века. Этим проблемам посвящена последняя глава нашей книги. Здесь хотелось бы обратить внимание на некоторые проблемы.

Развитие логистики в современных условиях рыночной экономики затрагивает не только отдельные предприятия. Оно охватывает также процессы продвижения в государственном и глобальном масштабе. Появляются новые концепции и способы их практической реализации. Возникли и развились центры логистических услуг, введены принципы «тощего» управления (lean management), заключающегося, среди прочего, в освобождении предприятий от ряда функций и сфер деятельности и передаче их специализированным агентствам и фирмам. Совершенствуются элементы логистической инфраструктуры, что ускоряет продвижение продуктов в глобальном масштабе, позволяет реализовать новые концепции управления запасами (Just-in-Time) и другие. [5]

Другие авторы придерживаются другого мнения относительно эволюции логистик как области знаний и выделяют три основных этапа развития логистики как сферы хозяйственной деятельности [3; c.36]:

а) Этап I – физическая дистрибуция – расширение деятельности (1960-е годы);

б) Этап II – частичная интеграция (1980-е годы), охватывающая две сферы – управление материалами и физическую дистрибуцию;

в) Этап III – полная интеграция – логистическая цепь поставок (настоящее время).

Конечно, можно дискутировать о том, сколько этапов – три или четыре – выделять в развитии логистики до современного уровня. Это представляется несущественным. Логистика в ее приложении к хозяйственным (а также к военным) процессам прошла длинный эволюционный путь от автономного представления о таких процессах, как транспортировка, хранение, формирование запасов, физическая дистрибуция, до комплексного, интегрального восприятия логистических процессов в единой цепи поставок. Можно сказать, что сущность логистики – это продвижение материальных ценностей и информации, интенсивность потоков, уровень их непрерывности и стабильности и т.п. Только сосуществование реальных процессов продвижения и информационных процессов создает основу развития логистики как конкретной концепции управления, а также как экономической дисциплины, исследующей продвижение ценностей и информации в народном хозяйстве.

Отдельно хотелось бы подчеркнуть мнение немецких ученых-экономистов Ф.К. Беа и Э. Дихтла, относящих к сущности логистики не только продвижение товарно-материальных ценностей, но и персонала. Обеспечение предприятия материалами через внутрипроизводственные и внешние источники поставок сводится к проблемам транспортировки и складирования, поэтому представляется справедливым ограничить понятие «логистика» этими областями. Вместе с тем проблематика перемещения (транспортировки) сотрудников предприятия и их размещения по служебным помещениям во многом идентична вопросам транспортировки и хранения материалов. Методы решения задач в одной области могут также использоваться и в другой. Отсюда определение логистики как функции предприятия выглядит следующим образом: логистика охватывает все виды деятельности по перемещению персонала и материалов во времени и пространстве, включая и их перераспределение [18; c.91].

Итак, логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную, или снабженческую, логистику, логистику производственных процессов, сбытовую, или распределительную логистику, транспортную логистику, информационную, или компьютерную логистику и ряд других. Каждая из перечисленных областей деятельности человека достаточно изучена, новизна же самого логистического подхода заключается в интеграции перечисленных, а также и других областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального управления материальными и информационными потоками. Таким образом, логистика прежде всего работает на потребителя, стремясь максимально удовлетворить его запросы.

Логистика является сравнительно молодой наукой, поэтому многие вопросы, относящиеся к понятийному аппарату и терминологии, с развитием рыночных отношений постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием. Так, например, на сегодняшний день в отечественной литературе насчитывается свыше трех десятков различных определений логистики.

Все это позволяет сделать вывод о том, что хотя о логистике известно давно, тем не менее она претендует на название научной и учебной дисциплины XXI века, а специалисты по логистике востребованы практически всеми областями деятельности человека.

 

 

2. Роль логистики в организации  деятельности предприятия

2.1. Организация отдела логистики на предприятии

 

Для систематизации логистических процессов, а также внедрения логистического управления в повседневную деятельность компании, необходимо создание самостоятельного подразделения в организационной структуре компании - службы логистики, находящейся в прямом подчинении руководства компании.

Побудительными причинами выделения логистики как полноценной функции управления компанией являются:

- снижение доходности бизнеса  при сохранении или увеличении  его объема. Это может быть  вызвано обострением конкуренции  между производителями и необходимостью  максимального снижения косвенных затрат на производство;

- вторая причина создания обособленного  отдела логистики: высокая доля  затрат связанных с обращением  ресурсов по всей цепочке: «закупки-производство-поставки»;

- для компаний, специализирующихся  преимущественно на торгово-посреднической деятельности выделение направления логистики в самостоятельную функцию неотложная потребность. 

На предприятии, имеющем службу логистики все функции, необходимые для эффективного выполнения заказов, объединяются в мощный централизованно управляемый механизм, позволяющий решать задачи практически любой степени сложности ответственно, сложно и профессионально. При этом служба логистики не подменяет собой соответствующие структурные подразделения. В организационной структуре предприятия почти все функциональные области взаимодействуют с ней, обеспечивая оптимизацию деятельности и устойчивость предприятия. Перед специалистами службы логистики не ставится задача устранения сбоев и разрешения возникающих проблем и конфликтных ситуаций, их функция – анализ и координация выполнения укрупненных блоков задач. Задача управления на основе логистического подхода – согласовать потребности в операциях на межфункциональной основе для достижения глобальной цели предприятия. [5]

Служба логистики должна тесно взаимодействовать с различными функциональными подразделениями компании, обеспечивая оптимизацию их деятельности и системную устойчивость компании. Важной задачей при организации службы логистики на предприятии является рациональная организация отделов и групп внутри службы логистики.

Создание службы логистики позволит увязать в единую систему задачи логистического управления внутренними бизнес-процессами компании с бизнес-процессами партнеров и потребителей.

В структуре службы логистики все функции, необходимые для эффективного выполнения заказа, объединяются в мощный централизованно-управляемый механизм, позволяющий решать заказы практически любой сложности ответственно, слаженно и профессионально.

Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение изготовленной продукции c места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.

Понимание выгод эффективного взаимодействия функциональных подразделений и службы логистики, наличие эффективной системы коммуникации между подразделениями, поддержка руководства компании способны внести значительный вклад в реализацию стратегической цели компании. [20; c.302]

Наиболее сложной является структура движения информационных потоков, в центре которой находится служба логистики.

Важно правильно и рационально организовать внутренние информационные потоки в компании путем разработки, внедрения и использования информационных систем для управления материальными и финансовыми потоками. Такие системы позволяют специалистам службы логистики принимать правильные управленческие решения при выполнении разнообразных логистических операций.

Необходимо разработать единую систему автоматизации информационных потоков взамен изолированной информационной системы каждого подразделения компании.

При осуществлении транспортно-складских операций перед специалистами службы логистики стоит задача как можно большей минимизации запасов продукции, хранящейся на складе. Главным принципом системы складского контроля компании должен являться принцип Just in time. Вся продукция должна заказываться строго под конкретного потребителя, и после подтверждения факта оплаты. Служба логистики должна организовать работу таким образом, чтобы продукция доставлялась с таможенного склада или от поставщика непосредственно на склад получателя. Тем самым, достигается сокращение затрат на погрузо-разгрузочные операции, складирование, хранение, транспортировку и устранение опасности появления неликвидов. [5]

Определенная часть предприятий и организаций, предпринимающих попытки организовать службу логистики, сталкиваются с рядом внутрифирменных проблем, которые негативно сказываются не только на организационной структуре создаваемой службы и эффективности выполняемых логистических функций, но и на производственно-хозяйственной деятельности в целом. Некоторые проблемы в организации службы логистики на предприятии представлены в таблице 1.

 

 

 

Таблица 1. Проблемы в организации службы логистики на предприятии 

 

Проблемы организации службы логистики

Мотивации сотрудников подразделений предприятия

Негативное отношение к службе логистики со стороны подразделений предприятия

Переход к логистике традиционных функций, выполняемых другими структурными подразделениями предприятия

Отсутствие рациональной организационной структуры службы логистики предприятия

Спорный характер функций различных направлений производственно - хозяйственной деятельности предприятия

Недостаточная функциональная и организационная гибкость службы логистики предприятия

Использование подразделениями предприятия просчетов и ошибок, допускаемых службой логистики

Отсутствие общей оптимальной организационной структуры предприятия и его подразделений

Неуверенность сотрудников подразделений предприятия в своем положении, особенно в ближайшей перспективе


 

 

Проблемы, возникающие при организации службы логистики на предприятиях и в организациях, естественно, имеют свои объективные причины, прежде всего, следует отметить, что логистика является относительно новым направлением экономической деятельности в целом, и в частности, на предприятиях и в организациях. При этом установление функций логистики осуществляется, как правило, за счет переформирования целого ряда традиционных функций, которые сложились исторически, регламентированы определенными положениями и выполняются определенными структурными подразделениями предприятия, для которых служба логистики выступает в качестве конкурента. Между некоторыми подразделениями предприятия и службой логистики возникают противоречия по поводу осуществления той или иной функции или права принятия решения по определенным задачам.

Следующей проблемой в организации службы логистики на предприятии и в решении вопроса о передаче ей некоторых функций производственно-хозяйственной деятельности, осуществляемой другими подразделениями предприятия, является оптимальность и рациональность организационной структуры данной службы. Четкая организация, классически разработанная оптимальная структура службы логистики, рационализация функций, процедур и операций, закрепленных за службой логистики на предприятии, регламентация взаимодействия звеньев микрологистической цепи входят в определенное противоречие с функционированием остальных подразделений предприятия и с их организационными структурами.

Другая проблема в организации службы логистики, возникающая на предприятиях (касается в целом и современного менеджмента), состоит в отсутствии в настоящее время единого оптимального варианта организационной структуры по группам предприятий и организаций (и тем более по каждому отдельному конкретному субъекту хозяйствования) и каждого структурного подразделения, входящего в их состав. Существующее многообразие организационных форм и структур, имея в каждом отдельном случае определенные преимущества, порождает и ряд серьезных недостатков, оказывающих влияние (в том числе негативное) не только на организационный процесс формирования логистической деятельности, но и на экономическую и производственно-хозяйственную деятельность предприятия или организации в целом.

Еще одна проблема в организации службы логистики на предприятии заключается в отсутствии в ряде случаев ее организационной и функциональной гибкости. В условиях постоянно изменяющейся экономической обстановки, усиливающейся конкуренции на рынке, изменений конъюнктуры самого рынка организационная структура службы логистики на предприятии или в организации должна быть предельно гибкой и способной в короткое время реагировать на изменения внешней среды в отличие от традиционно сложившихся и установившихся тенденций в структурах функциональных подразделений предприятий или организаций.

Информация о работе Сущность логистики и ее роль в организации деятельности предприятия