Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 16:49, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводяших систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и сущность логистики………………………………………………..5
1.1. Понятие, задачи и функции логистики……………………………………...5
1.2. Становление логистики как науки…………………………………………..8
2. Роль логистики в организации деятельности предприятия………………...15
2.1. Организация отдела логистики на предприятии………………………….15
2.2. Оценка эффективности деятельности отдела логистики…………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………
Таким образом, для успешной организации логистического отдела на предприятии и для того, чтобы служба логистики функционировала продуктивно, необходим ряд условий, обеспечивающих предпосылки успеха логистического направления деятельности практически любого предприятия, которые складываются из следующих составляющих:
а) точная формулировка функций каждого отдельного сотрудника службы логистики – перечень прав и обязанностей, выполняемых логистических операций, процедур и направлений взаимодействия с отделами, группами и сотрудниками службы логистики;
б) наличие необходимой информации о количестве сотрудников службы логистики, которые потребуются в ближайшее или отдаленное будущее, – прогнозирование будущих логистических операций, процедур, работ и функций, которые носят в основном инновационный характер, связанный с изменениями конъюнктуры рынка, мотивацией потенциальных потребителей, технических и физико-химических характеристик товаров производственного и потребительского назначения;
в) информация о наборе знаний и навыков будущих сотрудников службы логистики, а также информация об объемах предполагаемых логистических операций, процедур и работ, возможном расширении предприятия и новых направлениях производственно-хозяйственной деятельности, количестве трудовых ресурсов и рынке рабочей силы, включая данные об учебных заведениях, которые готовят или будут готовить требуемых специалистов;
г) необходимость подбора будущего менеджера на конкретную должность в организационной структуре, а не подбор должности для будущего сотрудника – речь в данном случае идет о формальных и неформальных производственных связях, когда неформальная связь может привести к негативным последствиям в трудовых отношениях конкретного отдела или группы службы логистики или даже предприятия в целом.
2.2. Оценка эффективности деятельности отдела логистики
Компании, организовавшие службы логистики на своих предприятиях, непременно должны проводить оценку эффективности их деятельности. Оно осуществляется в виде обратной связи: задания управленческим звеньям → принятие решений службой логистики → их осуществление → оценка результатов деятельности управленческих звеньев. [5]
Существует несколько методов оценки. Любой из них, предполагает сравнение результатов деятельности того или иного направления логистики с намеченными ранее целями и анализ затрат, продуктивности или сервиса. Рассмотрим их более подробно.
Метод затрат. Он основан на том, что фирма устанавливает стоимостной критерий для каждой отдельной функции логистики на предприятии. Стоимостной критерий может также устанавливаться на единицу веса, поставляемого или отгружаемого продукта, поставку в целом или конкретный заказ.
Путем сравнения затрат в комплексе и по всем направлениям в соответствии со стоимостными критериями и поставленными целями определяется расхождение по конечным результатам. Это дает возможность внесения необходимых поправок и дополнений в деятельность службы логистики.
Метод продуктивности. Оценка эффективности деятельности службы логистики при его применении носит количественный характер и выражается, как правило, в физических единицах измерения, например, отгрузка продукции в тоннах, выполнение какого-то количества заказов, поставок партий товаров в соответствующей комплектации
Количественные характеристики на «входе» сравнивают с результатами на «выходе». В расчет принимаются человеко-часы, затраченные на выполнение определенного объема работ; количество персонала, участвующего в выполнении этих работ; количество и технические параметры задействованной техники на конкретном объеме работ; используемые площади складских помещений. Оценивается общий объем работ в соотнесении к единице продукции. [21; c.267]
Метод сервиса. По этому методу критерием выступает оценка оказываемых услуг по следующим параметрам: времени (протяженность оказания услуг); точности (исполнение в срок); последовательности (соблюдение графика технологического процесса); размеру убытков (количество повреждений конечной готовой продукции в результате погрузки-разгрузки, транспортировки и складского хранения).
Качество сервиса приобретает все большее значение в условиях возрастающей конкуренции как на внутренних, так и на международных рынках. Совокупность результатов оценки услуг различных фирм позволяет выявить приоритет того или иного предприятия в эффективности функционирования службы логистики.
Эффективность работы менеджеров службы логистики на предприятии оценивается, как правило, по трем факторам: регулярному управлению, решению проблем, осуществлению проектов. [19; c.473] Рассмотрим их.
Регулярное управление. Управление ежедневными операциями и выполнение конкретных целей, поставленных фирмой по производительности, финансированию проектов, многим другим аспектам деятельности логистики.
Решение проблем. Умение менеджера диагностировать возникающие проблемы и находить оптимальные решения, постоянно улучшать сервис и повышать окупаемость затрат как по времени, так и по абсолютной величине.
Осуществление проектов. Возможности менеджера осуществлять задуманные и планируемые проекты, оперативно корректировать действия по ним, способствовать повышению производительности труда как в целом на предприятии, так и по отдельным направлениям логистики.
Компании также оценивают своих менеджеров по их способности находить и развивать управленческие качества служащих, заинтересовывать их в реализации различных проектов.
Таким образом, фирмы стремятся различными средствами и путями повысить эффективность управления логистикой, например, ориентированием на достижение намеченных целей, повышением заинтересованности сотрудников, использованием аналитических средств.
Ориентирование на достижение намеченных целей предполагает использование технических систем инжиниринга для проектного планирования и контроля результатов принятых решений. Такие системы существуют в виде пакетов и компьютерных программ. В настоящее время разработаны системы по конкретным направлениям деятельности отдельных служб предприятия: «рабочее место бухгалтера», «рабочее место менеджера».
Повышение заинтересованности сотрудников предполагает мотивацию к наилучшему выполнению доверенной работы. Важно создать нормальный жизненный и рабочий микроклимат в коллективах, чему способствует удовлетворение работой, поощрение за оригинальность принятых решений, за добросовестный труд и преданность фирме.
Использование аналитических средств позволяет моделировать процессы – экономические (происходившие ранее на фирме, а также опыт других компаний), имитационные (ситуации, которые возможно возникнут в будущем, и варианты выхода из этих ситуаций). Экономические и имитационные модели должны быть легко доступны сотрудником фирмы и разработаны в виде компьютерных программ.
В повышении эффективности управления службой логистики на фирме значительную роль играет и соблюдение перечисленных ранее стандартов. Путем сопоставления их с полученными результатами в количественном выражении, сравнением с планируемыми оценивается деятельность сотрудников службы логистики.
Итак, данная работа была посвящена изучению логистики как науки и вида профессионально-хозяйственной деятельности, ее целям, задачам, концепциям. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, последние годы стали периодом закрепления в хозяйственной деятельности и в экономической литературе понятия «логистика». Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Это особенно характерно для стран с развитой рыночной экономикой, отличающихся высокой продуктивностью привлеченных ресурсов, четкостью производственных процессов, удлинением временного горизонта управления. Несомненно, что таким экономическим достижениям способствовали и современные логистические решения.
Во-вторых, усложнение производства и обострение конкуренции в 1980-90-х годах ХХ века потребовали еще более точной увязки логистики со стратегическими целями фирм, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим, значительно расширился список функций и задач логистик как хозяйственной деятельности компании.
В-третьих, логистика, являясь неразрывно связанной с производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, позволяет снизить издержки или застраховать риски, к примеру, риск затоваривания или дефицита готовой продукции на складах.
В-четвертых, основной целью оптимального управления движением материального потока является повышение конкурентоспособности предприятий за счет: снижения расходов по продвижению грузов; оптимизации запасов на всем пути следования; сокращения времени прохождения товаров от первичного источника к потребителю; повышение качества сервисного обслуживания. Это непосредственно и является предметом изучения логистики.
Все вышесказанное, позволяет сделать вывод о том, что хотя о логистике известно давно, тем не менее, она претендует на название научной и учебной дисциплины ХХI века, поскольку ее роль в качестве конкурентного преимущества уже сейчас очень велика и будет возрастать со временем.
Список использованной литературы
1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 256 с.
2. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика. – М.: ТК Велби, «Проспект», 2014. – 396 с.
3. Гаджинский А.М. Логистика. – М.: Дашков и К, 2012. – 228 с.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 498 с.
5. Ельдештейн Ю.М. Логистика. Электронный
учебно-методический комплекс. http://www.kgau.ru/distance/
6. Карлик А.Е., Шухгальтер М.Л. Экономика предприятия. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
7. Клод Бегле, Круглов С.И. Проблемы современной логистики: взгляд специалистов. // Логистика сегодня, №2, 2005. – с. 17-20.
8. Логистика: Учебник / Под ред. Б. А. Аникина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 368 с.
9. Новиков О.А., Уваров С.А. Логистика. – СПб.: ИД «БИЗНЕС-ПРЕССА», 2007. – 496 с.
10. Прокофьева Т.Н., Санюк К.Л. Стратегическая доктрина формирования западной логистической платформы на территории брянской области в зоне тяготения к международному транспортному коридору №2 «Запад-Восток». // Логистика сегодня, №1, 2008. – с. 11-17.
11. Родников А.Н. Логистика: терминологический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 340 с.
12. Степанов В.И. Логистика. – М.: ТК Велби, «Проспект», 2006. – 505 с.
13. Семенцов А.М. Как сделать логистику уникальной ключевой конкурентной компетенцией. // Логистика сегодня, №1, 2007. – с. 22-30.
14. Солдатов А.Н., Филонов Н.Г. Логистический подход к формированию инновационной стратегии фирмы. // Менеджмент инноваций, №2, 2008. – с. 32-43.
15. Тяпухин А.Н. Авторский взгляд на теорию логистики. // Управление каналами дистрибуции, №3, 2008. – с. 5-7.
16. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2014. – 544с.
17. Шумаев В.И. Комплексный подход к интеграции торгово-транспортных логистических объектов и сетей. // Логистика сегодня, №1, 2008. – с. 22-28.
18. Экономика предприятия: пер. с нем. / Под ред. Ф.К. Беа, Э. Дихтла, М. Швайтцера. – М.: ИНФРАМ-М, 2006. – 928 с.
19. Экономика предприятия (фирмы). / Под ред. Волкова О.И., Девяткина О.В. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 601 с.
20. Экономика предприятия./Под ред. Е. Л. Кантора. – СПб, Питер, 2013. – 609 с.
21. Экономика предприятия. / Под ред. В. М. Семёнова. – СПб, Питер, 2015. – 383 с.
Информация о работе Сущность логистики и ее роль в организации деятельности предприятия