Сущность логистики, понятие, цели, задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:22, реферат

Описание работы

Объектом изучения достаточно новой дисциплины «Логистика» являются материальные и связанные с ними информационные и финансовые потоки. Деятельность в области логистики многогранна. Она включает в себя управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность. Принципиальная новизна логистического подхода – органичная взаимная связь, интеграция перечисленных выше областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода – сквозное управление материальными потоками.

Файлы: 1 файл

логистика.docx

— 38.04 Кб (Скачать файл)

  Принципиальное  отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящеи цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

  Логистика тесно связана со многими другими  направлениями работы предприятия.

  Логистика и маркетинг. Наиболее существенная взаимосвязь у логистики с маркетингом.Маркетинг представляет собой систему управления, позволяющую приспосабливать производство к требованиям рынка для обеспечения выгодной продажи товаров.

  Маркетинг был востребован практикой в  связи с возникшими трудностями  со сбытом товаров исторически в  более ранний период, чем логистика. В середине XX в. Ориентация производства на выпуск нужного на рынке товара и применение маркетинговых методов изучения спроса и воздействия на спрос оказались решающим фактором повышения конкурентоспособности. Задача создания систем, обеспечивающих сквозное управление материальными потоками, актуальности тогда не имела, во-первых, ввиду отсутствия технических возможностей построения таких систем в экономике, а во-вторых, из-за того, что применение новых для того времени маркетинговых приемов позволило предприятию «резко уйти вперед». В сегодняшних условиях «уйти вперед» только на базе применения маркетинга уже нельзя. Выявленный маркетингом спрос должен своевременно удовлетворяться посредством быстрой и точной поставки («технология быстрого ответа»). Этот «быстрый ответ» на возникший спрос возможен лишь при налаженной системе логистики.

  Выйдя на экономическую арену в более  поздний период, логистика дополняет  и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в мобильную, технико-технологически и планово-экономически согласованную систему.

  Маркетинг отслеживает и определяет возникший  спрос, т. е. отвечает на вопросы о  том, какой товар нужен, где, когда  и в каком количестве. Логистика  обеспечивает физическое продвижение  востребованной товарной массы к  потребителю. Логистическая интеграция позволяет обеспечить поставку требуемого товара в нужное место, в нужное время с минимальными затратами.

  Маркетинг исследует рынок, рекламу, психологическое  воздействие на покупателя и т. д. Логистика же в первую очередь  нацелена на создание технико-технологической  системы проведения товаров по товаропроводящим цепям, а также системы контроля над их прохождением. Поясним взаимодействие этих двух направлений на примере.

  Выделим следующие задачи, решаемые на предприятии  службой маркетинга:

  1. анализ окружающей среды и рыночные исследования;
  2. анализ потребителей;
  3. планирование товара, определение ассортиментной специализации производства;
  4. планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наивыгоднейшему сбыту услуг.

  Если  первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия  службы логистики, то третья и четвертая  должны решаться совместно.

  Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость  выпуска нового вида продукции. Тогда  задачей службы логистики будет  обеспечение производства сырьем, управление запасами, транспортировка, причем все  в разрезе нового вида продукции.

  Решая четвертую задачу, маркетинг определяет для физического распределения  строгие рамки требований логистического сервиса. Выполняются эти требования системами логистики.

  В общем случае деятельность служб  логистики и маркетинга тесно  переплетается. Покажем их взаимосвязь  на примере напитков, разлитых в  тетрапакеты. Оформление пакетов – функция маркетинга; прочностные параметры пакетов – логистики; объем пакета – и маркетинга, и логистики. За геометрические параметры пакетов в большей степени отвечает логистика. Нанесение штрихового кода, позволяющее отслеживать движение каждой товарной единицы, также задача логистики. Однако, учитывая, что нанесение штрихового кода на упаковке является одним из факторов, побуждающих к покупке, его нанесение может быть рекомендовано и службой маркетинга.

  Логистика и планирование производства. Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной поставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Соответственно, служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока (следовательно, организующая снабжение предприятий), должна участвовать в принятии решения о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей.

  С другой стороны, логистика взаимодействует  с производством в процессе организации  сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую  информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать  в формировании графика выпуска  готовой продукции.

  Существенной  задачей службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение изготовленной продукции к местам хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.

  Одним из основных показателей, характеризующих  поставщика и влияющих на организацию  всего логистического процесса, является качество продукции. Определение оптимального уровня качества, а также контроль над его соблюдением – совместная задача служб логистики и планирования производства.

  Логистика и финансы. Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельностью службы финансов. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

  1.2. Задачи и функции  логистики

  Цель  логистики - создание возможности для улучшения деятельности сотрудников подразделений предприятия, направленной на снижение уровня общих затрат и получение максимальной прибыли. Цель считается достигнутой, если нужный продукт необходимого качества доставлен с требуемым уровнем затрат нужному потребителю в необходимом количестве, в нужное время и нужное место (шесть правил логистики).

  Метод достижения цели состоит в исключении операций организационного и функционального  характера, не создающих добавочную ценность для потребителя. Иными  словами, все то, что не приносит пользу потребителю и, соответственно, дохода предприятию, является излишним.

  В процессе управления материальными  потоками в экономике решается множество  разнообразных задач, а именно: прогнозирование  спроса и производства, следовательно, и объема перевозок; определение  оптимальных объемов и направлений  материальных потоков; организация  складирования, упаковки, транспортировки  и др. Рассмотрим, кем решаются эти  задачи.

  Материальные  потоки образуются в результате деятельности различных предприятий или организаций, производящих или потребляющих ту или  иную продукцию, оказывающих или  пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в процессе управления материальными потоками играют следующие организации:

  • транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;
  • предприятия оптовой торговли, осуществляющие комплекс логистических операций с товаром;
  • коммерческо-посреднические организации, не работающие с товаром, но оказывающие услуги по организации оптового оборота;
  • предприятия-изготовители, чьи склады сырья и готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.

  Силами  этих предприятий и организаций  формируются материальные потоки, непосредственно  осуществляется и контролируется процесс  товаропередвижения.

  Каждый  из перечисленных участников специализируется на выполнении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином «функция» в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающуюся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель.Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

  Образное  представление о логистических операциях можно сформировать на примере производства и доведения до конечного потребителя любого изделия народного потребления. Рассмотрим в качестве такого изделия письменный стол, собранный из пиломатериалов и древесно-стружечных плит. Начальным сырьем для производства данного изделия служит дерево, которое необходимо сначала вырастить, спилить, переместить к местам обработки, превратить в конечное изделие и доставить покупателю. Вся совокупность операций может быть разделена на две группы:

  1. технологические операции по производству материальных благ, т. е. операции, в ходе которых происходит качественное преобразование предметов труда: рубка леса (для получения древесины), продольная распиловка бревен, прессование стружки, изготовление деталей мебели, их отделка и конечная сборка письменного стола;
  2. логистические операции, к которым следует отнести все остальные операции, обеспечивающие наличие нужного предмета или продукта труда в необходимом количестве, нужного качества, в нужном месте, нужное время. Например: вывоз и сплав бревен из мест лесозаготовок, их доставка на предприятия деревоперерабатывающей промышленности, погрузка, разгрузка, укладка на хранение, подача в производственные цеха, вывоз готовых полуфабрикатов и конечных изделий, хранение и доставка конечному потребителю.

  Таким образом, логистические операции - это любые операции, совершаемые с вещественными предметами и продуктами труда в сферах производства и обращения, за исключением технологических операций по производству материальных благ. К ним относят также операции по обработке, хранению и передаче соответствующей информации.

  Согласно  отечественному терминологическому словарю  по логистике логистические операции - это совокупность действий, направленных на преобразование материального и (или) информационного потока.

  К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку или др. Логистические операции с информационным потоком – это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку.

  Рассмотрим основные логистические функции и их примерное распределение между участниками логистического процесса:

  1. функция формирования хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитию, корректировке и рационализации – возлагается на транспорт общего пользования, предприятия оптовой торговли и коммерческо-посреднические организации;
  2. функция определения объемов и направлений материальных потоков – является задачей предприятий оптовой торговли и коммерческо-посреднических организаций;
  3. функция составления прогнозных оценок потребности в перевозках – выполняется транспортом общего пользования, предприятиями оптовой торговли и коммерческо-посредническими организациями;
  4. функция определения последовательности продвижения товаров через места складирования, оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения – реализуется коммерческо-посредническими организациями;
  5. функция развития и размещения складского хозяйства – проводится предприятиями оптовой торговли и коммерческо- посредническими организациями;
  6. функция управления запасами в сфере обращения – возлагается на предприятия оптовой торговли и коммерческо-посреднические организации;
  7. функция осуществления перевозок, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения – проводится транспортом общего пользования;
  8. функция выполнения операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров (имеются в виду упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы и ряд других операций) – является задачей предприятий оптовой торговли, складов сырья и готовой продукции предприятий-изготовителей;
  9. функция управления складскими операциями (они включают в себя сдачу и приемку грузов по количеству и качеству, хранение, подсортировку и подготовку необходимого покупателю ассортимента, организацию доставки мелкими партиями и др.) – выполняется предприятиями оптовой торговли, складами сырья и складами готовой продукции предприятий-изготовителей.

Информация о работе Сущность логистики, понятие, цели, задачи