Тарифы в коммерческой деятельности грузового автотранспортного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:25, реферат

Описание работы

В ходе экономических реформ в России характер ценообразования на автомобильном транспорте изменился коренным образом. Ликвидация централизованного планирования и единых тарифных прейскурантов, фактический отказ государства от регулирования автотранспортных тарифов превратил эту сферу предпринимательства в рынок свободных цен. Единственным сектором грузовых перевозок, в котором уровень автотранспортных тарифов испытывает косвенное воздействие государственного регулирования, является доставка товаров, реализуемых торговлей по фиксированным или ограниченным ценам (хлеб, молочные продукты и пр.).

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………...…….4
2. Основные положения…………………………………………………….…..4
3. Тарифно-ценовое регулирование…………………………………………....6
4. Содержание тарифной политики АТП и основные факторы ее формирования………………………………………………….………….….7
5. Теория и практические подходы к назначению тарифов……………….…9
6. Тарифные ставки и тарифные схемы грузового АТП………………….…16
7. Надбавки и скидки………………………………………………………..…20
8. Тарифные классификаторы грузов...…………………………………...….22
9. Элементы "тарифного стиля" предприятия……………………………......24
10. Вывод..……………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

ТАРИФЫ В КОМЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 42.25 Кб (Скачать файл)

"ТАРИФЫ В КОМЕРЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТНОГО  ПРЕДПРИЯТИЯ"

 

  1. Введение………………………………………………………………...…….4
  2. Основные положения…………………………………………………….…..4
  3. Тарифно-ценовое регулирование…………………………………………....6
  4. Содержание тарифной политики АТП и основные факторы ее формирования………………………………………………….………….….7
  5. Теория и практические подходы к назначению тарифов……………….…9
  6. Тарифные ставки и тарифные схемы грузового АТП………………….…16
  7. Надбавки и скидки………………………………………………………..…20
  8. Тарифные классификаторы грузов...…………………………………...….22
  9.      Элементы "тарифного стиля" предприятия……………………………......24
  10. Вывод..……………………………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Формирование и применение тарифов является  одним из центральных  вопросов коммерческой деятельностью  автотранспортного предприятия  в рыночных условиях.

В ходе экономических реформ в России характер ценообразования  на автомобильном транспорте изменился  коренным образом. Ликвидация централизованного  планирования и единых тарифных прейскурантов, фактический отказ государства  от регулирования автотранспортных тарифов превратил эту сферу  предпринимательства в рынок  свободных цен. Единственным сектором грузовых перевозок, в котором уровень  автотранспортных тарифов испытывает косвенное воздействие государственного регулирования, является доставка товаров, реализуемых торговлей по фиксированным или ограниченным ценам (хлеб, молочные продукты и пр.).

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

 

Ситуация нерегулируемых тарифов, в которой находятся  грузовые автотранспортные предприятия, вопреки кажущейся простоте (полная свобода назначения цены) на самом  деле достаточно сложна. Практика показывает, что многие предприятия не могут  разумно использовать свободу назначения цены на свои услуги и несут при  этом неоправданные потери.

Для эффективной  работы предприятия в условиях свободных  цен необходимо наличие сбалансированной тарифной политики, постоянная работа по корректировке тарифов и рациональное применение действующей на предприятии  тарифной системы в отношении  конкретных грузоотправителей с  учетом их индивидуальных особенностей.

Тарифы грузового автомобильного транспорта представляют собой разновидность  цен, а практика формирования и применения автотранспортных тарифов, безусловно, подчиняется общим закономерностям  ценообразования в условиях рынка. Вместе с тем, автотранспортные тарифы имеют и свои особенности. Главными следует считать следующие:

повышением или  снижением уровня тарифа автомобильный  перевозчик непосредственно а часто весьма существенно влияет на отпускную цену перевозимого груза и, следовательно, на рыночное положения потребителя своих услуг. Поэтому при формировании тарифа перевозчик должен рассматривать любую отправку не только с точки зрения транспортной технологии (размер отправки, характеристики грузового места, технологические требования к перевозке и т.д.), но и с коммерческой (текущая цена данного товара, конъюнктура на рынке, где он реализуется и т.д.);

условия, в которых  АТП приходится принимать решения  о построении и применении тарифов, чрезвычайно разнообразны. В рыночных условиях стоимость предоставления реальной автотранспортной услуги всегда зависит от множества независимых факторов. Поэтому общие рекомендации по схемам формирования и применения тарифов должны применятся только с учетом конкретных особенностей данного автотранспортного предприятия, грузоотправителя, населенного пункта и т.д.

ТАРИФНО-ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

 

 

В период формирования рыночных отношений в тарифной политике на автомобильном транспорте произошли  существенные изменения. Основной тенденцией было при этом максимальное стремление к реализации принципов свободного рыночного ценообразования. В результате при сохранении общего государственного контроля за ценообразованием на транспорте сфера прямого государственного регулирования тарифов и цен значительно сузилась.

На  грузовых перевозках автомобильным  транспортом применяются свободные  тарифы, которые на первом этапе  освобождения цен (1992 год) были ограничены нормативом рентабельности (до 35% себестоимости  перевозок). Однако впоследствии и это  ограничение было снято. Таким образом, в сфере автомобильных грузовых перевозок сложилась в настоящее время практика свободного ценообразования. Единственным сектором, где тарифы подвержены косвенному контролю, являются перевозки в отдельных регионах товаров, реализуемых по фиксированным или ограниченным ценам (хлеб, молоко). При выполнении данных перевозок автотранспортные предприятия могут получать определенную компенсацию недостаточной доходности соответствующих перевозок. Механизм такой компенсации зависит от принятой в том или ином регионе системы государственного дотирования реализации данного вида товаров.

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ АТП 

И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

 

 

 

Цена, установленная перевозчиком в рыночных условиях, оказывает противоречивое воздействие на рыночное положение (конкурентоспособность) предприятия. С одной стороны, цена определяет доходность деятельности АТП. Повышение  цены на единицу реализуемых услуг увеличивает, при неизменном объеме деятельности, объем дохода предприятия.

С другой стороны, цена определяет уровень спроса на услуги предприятия. Повышение цены в условиях конкуренции  снижает количество потребителей, обращающихся к услугам предприятия и, следовательно, уменьшает объем реализации услуг.

Поиск наивыгоднейшего компромисса между двумя указанными тенденциями составляет основное содержание тарифной политики предприятия в условиях свободных цен.

Прежде, чем говорить о  формировании и реализации на практике тарифной политики АТП, рассмотрим общие  предпосылки ее разработки.

Предпосылки формирования тарифной политики АТП. Для того, чтобы автотранспортное предприятие могло вырабатывать и осуществлять на практике тарифно-ценовую политику, необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых, руководство предприятия  и его коммерческая служба должны четко сформулировать общие задачи АТП в отношении каждого сегмента рынка или вида деятельности (расширение объема реализуемых услуг, стабилизация, "снятие сливок" и т.д.). Если это  не сделано, то нет и основы для  постановки задач ценообразования  и целенаправленной деятельности по формированию тарифов.

Во-вторых, предприятие должно иметь постоянно обновляемую  информацию о ценах, предлагаемых потребителям конкурентами. При этом должна учитываться  и межвидовая конкуренция. Коммерческая служба грузового АТП, в частности, должна знать не только об уровне цен  на рынке автотранспортных услуг, но и о тарифах других видов транспорта, в первую очередь - железнодорожного. Кроме этого, коммерческая служба предприятия  должна представлять себе возможную  реакцию конкурентов и предприятий - партнеров на инициативное изменение  тарифов данным автотранспортным предприятием.

В-третьих, на предприятии  следует проводить постоянный анализ собственных издержек, связанных  с различными видами перевозок и  предоставлением потребителям не перевозочных услуг.

В-четвертых, предприятие  должно располагать достаточной  информацией о всех формальных требованиях и ограничениях, влияющих на назначение цен в тех или иных секторах рынка (законодательные акты, нормативно-правовые акты федерального уровня, уровня субъекта Федерации и т.д.).

Наконец, в-пятых, важно иметь  представление об экономическом  состоянии различных групп потребителей и даже отдельных крупных клиентов АТП, иметь сведения об их заинтересованности в тех или иных автотранспортных услугах, об их возможной реакции на то или иное изменение предприятием цен на свои услуги. Эта информация позволяет, в конечном счете, оценить фактическую платежеспособность потребителей.

На базе перечисленных  предпосылок, в свою очередь, может  проводиться выработка и практическая реализация отдельных элементов тарифно-ценовой политики предприятия. Она включает:

выбор принципиальных подходов к ценообразованию на различных  видах деятельности или секторах рынка предприятия в зависимости  от задач, которые предприятие решает на этих секторах рынка;

выбор практических подходов и методик, применяемых для расчета  тарифных ставок для различных видов  услуг;

разработка тарифных схем для различных видов услуг;

разработка классификации  услуг для обеспечения дифференцированного  назначения цен;

разработка "тарифного  стиля" предприятия;

обучение и инструктаж персонала, связанного с тарифно-ценовой  работой.

Наличие в практической деятельности предприятия перечисленных элементов  дает основание говорить о том, что  это предприятие вырабатывает определенную тарифно-ценовую политику и стремится  к ее практическому осуществлению.

 

 

 

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 

К НАЗНАЧЕНИЮ ТАРИФОВ

 

 

 

В различных курсах экономики  предприятия обсуждается целый  ряд теоретических положений, позволяющих  обосновывать стратегию и тактику  определения цен на услуги предприятия  в различных условиях. Практическое применение этих положений, однако, оказывается  обычно чрезвычайно затруднительным  или вовсе невозможным.

К числу причин, ограничивающих применимость теоретических положений, следует отнести следующие:

  • большинство теоретических моделей предполагает, что известна зависимость спроса на услуги предприятия от цены. Однако поиск такой зависимости на практике обычно требует проведения специальных дорогостоящих и длительных исследований, которые могут позволить себе лишь очень крупные предприятия;
  •   теоретические модели обычно позволяют рассчитать оптимальную цену по строго определенному критерию (объем доходов, прибыль предприятия и т.д.). Однако в практической деятельности предприятий решения, как правило, никогда не принимаются по единственному критерию;
  •   любая теоретическая модель содержит более или менее серьезные допущения, которые на практике не выполняются;
  •   аккуратное использование моделей (сбор и обработка данных, проведение расчетов и т.д.) требуют определенного времени, в течении которого конъюнктура изменяется и полученный результат может оказаться бесполезным, поскольку не будет соответствовать новым условиям.

Поэтому с точки зрения практики коммерческой работы теории формирования тарифов следует рассматривать  как необходимую основу, позволяющую  понять общие закономерности ценообразования  и выработать прикладные подходы  к разработке тарифов предприятия.

В практической деятельности по установлению цен на автотранспортные услуги должны учитываться, прежде всего, три основные ориентира - себестоимость предоставления услуги, средние цены рынка и предельная платежеспособность потребителя.

Себестоимость в подавляющем большинстве случаев рассматривается как допустимая нижняя граница цены. Установление цены ниже себестоимости может производиться только как временная мера, предпринимаемая в исключительных случаях - например, в целях удержания выгодного потребителя или определенного сегмента рынка сбыта услуг.

Платежеспособность конкретного потребителя в сочетании с реальными характеристиками предоставляемых ему услуг во всех случаях определяет верхнюю границу цены.

Сложившиеся на рынке цены, характерные для большинства конкурентов, определяют ориентировочное средние значение цены.

Тремя указанными характеристиками определяется тот практический диапазон, в котором устанавливается конкретная цена услуги. Смысл всех действий по ее определению заключается, в конечном счете, в том, чтобы максимально  сузить этот диапазон для принятия окончательного решения, учитывая при  этом общие задачи предприятия, факторы  текущей конъюнктуры рынка, ограничения, налагаемые органами государственного управления и т.д.

Анализ практики работы автотранспортных предприятий позволяет указать  следующие основные подходы к  практическому установлению цен  на услуги, связанные с перевозками  грузов.

  • Подход на основе сложившегося уровня текущих цен.

Такая тактика наиболее характерна для мелких и средних предприятий, которые не ставят для себя специфических  задач рыночного развития и просто "следуют за рынком" во всей своей  деятельности, стремясь не выделятся на фоне остальных предприятий и действовать "как все" или хотя бы " как большинство".

В этом случае основным ориентиром для предприятия в области  ценообразования ставятся характерные  сложившиеся на рынке цены на ре или иные услуги. Задача коммерческой службы предприятия заключается  в том, чтобы постоянно отслеживать  этот средний рыночный уровень и  тенденции его изменения.

Главным достоинством указанного подхода является его простота. От коммерческой службы предприятия не требуется ни расчеты себестоимости, ни исследования по оценке платежеспособности потребителей. Ориентируясь на средние  сложившиеся цены, автотранспортное предприятие может, как правило, рассчитывать и на средний сложившийся  уровень рентабельности (если, конечно, применяемые подвижной состав, технологи  перевозок, эксплуатационные условия  в целом также соответствуют  некоторым "средним").

Информация о работе Тарифы в коммерческой деятельности грузового автотранспортного предприятия