Транспортная задача

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:31, доклад

Описание работы

Одной из классических задач экономического содержания является транспортная задача, решаемая средствами линейного программирования. Данная задача относится к задачам прикладной направленности, и в промышленных регионах ее решение приобретает особо важное значение. Цель транспортной задачи - разработка наиболее рациональных путей и способов транспортирования товаров, устранение чрезмерно дальних, встречных, повторных перевозок. Все это сокращает время продвижения товаров, уменьшает затраты предприятий, фирм, связанные с осуществлением процессов снабжения сырьем, материалами, топливом, оборудованием и т.д.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc.docx

— 187.86 Кб (Скачать файл)

Стоимость доставки единицы  продукции от поставщика A1 к указанным потребителям равна 4, 5, 2, 8, 6 ден.ед.

Стоимость доставки единицы  продукции от поставщика A2 к указанным потребителям равна 3, 1, 9, 7, 3 ден.ед.

Стоимость доставки единицы  продукции от поставщика A3 к указанным потребителям равна 9, 6, 7, 2, 1 ден.ед.

Требуется найти оптимальное  решение доставки продукции от поставщиков  к потребителям с  максимальной прибылью.

Решение :  

Математическая  модель транспортной задачи:

F = ∑∑cijxij,    (14)

при условиях:

∑xij = ai,  i = 1,2,…, m,   (15)

 

∑xij = bj,  j = 1,2,…, n,   (16)

 

С целью составления  двойственной задачи переменные xij в условии (15) заменим на u1, u2, ui,.., um, а переменные xij в условия (16) на v1, v2, vj,.., vn.

Поскольку каждая переменная xij входит в условия (15, 16) и целевую функцию (14) по одному разу, то двойственную задачу по отношению к прямой транспортной задаче можно сформулировать следующим образом.

Требуется найти  не отрицательные числа ui (при i  = 1,2,…,m) и vj (при j = 1,2,..,n), обращающие в максимум целевую функцию

G = ∑aiui + ∑bjv (17)

при условии

ui + vj ≤ cij, i = 1,2,..,m; j = 1,2,..,n    (18)

В систему  условий (4) будет mxn неравенств. По теории двойственности для оптимальных планов прямой и двойственной задачи для всех i,j должно быть:

ui + vj ≤ cij, если xij = 0,

ui + vj = cij, если xij ≥ 0,

Эти условия  являются необходимыми и достаточными признаками оптимальности плана  транспортной задачи.

Числа ui , vj называются потенциалами. Причем число ui называется потенциалом поставщика, а число vj – потенциалом потребителя.

По первой теореме двойственности в оптимальном решении значения целевых функций прямой и двойственных задач совпадают: F = G.

Стоимость доставки единицы груза из каждого пункта отправления в соответствующие  пункты назначения задана матрицей тарифов.

Таблица 2

 

1

2

3

4

5

Запасы

1

4

5

2

8

6

115

2

3

1

9

7

3

175

3

9

6

7

2

1

130

     Потребности

70

220

40

30

60

 

 

Проверим  необходимое и достаточное условие  разрешимости задачи.

∑a = 115 + 175 + 130 = 420

∑b = 70 + 220 + 40 + 30 + 60 = 420

Условие баланса  соблюдается. Запасы равны потребностям. Следовательно, модель транспортной задачи является закрытой.

Занесем исходные данные в распределительную таблицу.

 

 

 

Таблица 3

 

1

2

3

4

5

Запасы

1

4

5

2

8

6

115

2

3

1

9

7

3

175

3

9

6

7

2

1

130

Потребности

70

220

40

30

60

 

 

Этап 1. Поиск первого опорного плана.

1.1 Используя метод наименьшей стоимости, построим первый опорный план транспортной задачи.

Суть метода заключается в том, что из всей таблицы стоимостей выбирают наименьшую, и в клетку, которая ей соответствует, помещают меньшее из чисел ai, или bj.

Затем, из рассмотрения исключают либо строку, соответствующую  поставщику, запасы которого полностью  израсходованы, либо столбец, соответствующий  потребителю, потребности которого полностью удовлетворены, либо и  строку и столбец, если израсходованы  запасы поставщика и удовлетворены  потребности потребителя.

Из оставшейся части таблицы стоимостей снова  выбирают наименьшую стоимость, и процесс  распределения запасов продолжают, пока все запасы не будут распределены, а потребности удовлетворены.

Искомый элемент  равен 1.

Для этого  элемента запасы равны 175, потребности 220. Поскольку минимальным является 175, то вычитаем его.

x22 = min(175,220) = 175.

Таблица 4

4

5

2

8

6

115

x

1

x

x

x

175 - 175 = 0

9

6

7

2

1

130

70

220 - 175 = 45

40

30

60

0


Искомый элемент  равен 1

Для этого  элемента запасы равны 130, потребности 60. Поскольку минимальным является 60, то вычитаем его.

x35 = min(130,60) = 60.

Таблица 5

4

5

2

8

x

115

x

1

x

x

x

0

9

6

7

2

1

130 - 60 = 70

70

45

40

30

60 - 60 = 0

0


 

Искомый элемент  равен 2

Для этого  элемента запасы равны 115, потребности 40. Поскольку минимальным является 40, то вычитаем его.

x13 = min(115,40) = 40.

Таблица 6

4

5

2

8

x

115 - 40 = 75

x

1

x

x

x

0

9

6

x

2

1

70

70

45

40 - 40 = 0

30

0

0


 

Искомый элемент  равен 2

Для этого  элемента запасы равны 70, потребности 30. Поскольку минимальным является 30, то вычитаем его.

x34 = min(70,30) = 30.

Таблица 7

4

5

2

x

x

75

x

1

x

x

x

0

9

6

x

2

1

70 - 30 = 40

70

45

0

30 - 30 = 0

0

0


 

Искомый элемент  равен 4

Для этого  элемента запасы равны 75, потребности 70. Поскольку минимальным является 70, то вычитаем его.

x11 = min(75,70) = 70.

Таблица 8

4

5

2

x

x

75 - 70 = 5

x

1

x

x

x

0

x

6

x

2

1

40

70 - 70 = 0

45

0

0

0

0


 

Искомый элемент  равен 5

Для этого  элемента запасы равны 5, потребности 45. Поскольку минимальным является 5, то вычитаем его.

x12 = min(5,45) = 5.

Таблица 9

4

5

2

x

x

5 - 5 = 0

x

1

x

x

x

0

x

6

x

2

1

40

0

45 - 5 = 40

0

0

0

0


 

Искомый элемент  равен 6

Для этого  элемента запасы равны 40, потребности 40. Поскольку минимальным является 40, то вычитаем его.

x32 = min(40,40) = 40.

Таблица 10

4

5

2

x

x

0

x

1

x

x

x

0

x

6

x

2

1

40 - 40 = 0

0

40 - 40 = 0

0

0

0

0


 

Таблица 11

 

1

2

3

4

5

Запасы

1

4[70]

5[5]

2[40]

8

6

115

2

3

1[175]

9

7

3

175

3

9

6[40]

7

2[30]

1[60]

130

Потребности

70

220

40

30

60

 

 

В результате получен первый опорный план, который  является допустимым, так как все  грузы из баз вывезены, потребность  магазинов удовлетворена, а план соответствует системе ограничений  транспортной задачи.

 Подсчитаем  число занятых клеток таблицы,  их 7, а должно быть m + n - 1 = 7. Следовательно,  опорный план является невырожденным.

Значение  целевой функции для этого  опорного плана равно:

F(x) = 4*70 + 5*5 + 2*40 + 1*175 + 6*40 + 2*30 + 1*60  = 920

Этап 2. Улучшение опорного плана.

Проверим  оптимальность опорного плана. Найдем предварительные потенциалы ui, vi. по занятым клеткам таблицы, в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0.

u1 + v1 = 4; 0 + v1 = 4; v1 = 4

u1 + v2 = 5; 0 + v2 = 5; v2 = 5

u2 + v2 = 1; 5 + u2 = 1; u2 = -4

u3 + v2 = 6; 5 + u3 = 6; u3 = 1

u3 + v4 = 2; 1 + v4 = 2; v4 = 1

u3 + v5 = 1; 1 + v5 = 1; v5 = 0

      u1 + v3 = 2; 0 + v3 = 2; v3 = 2

 

 

 

Таблица 12

 

v1=4

v2=5

v3=2

v4=1

v5=0

u1=0

4[70]

5[5]

2[40]

8

6

u2=-4

3

1[175]

9

7

3

u3=1

9

6[40]

7

2[30]

1[60]


 

Опорный план не является оптимальным, так как  существуют оценки свободных клеток, для которых ui + vi > cij

(1;4): 0 + 1 < 8; ∆14 = 0 + 1 - 8 = -7

(1;5): 0 + 0 < 6; ∆15 = 0 + 0 - 6 = -6

(2;1): -4 + 4 < 3; ∆21 = -4 + 4 - 3 = -3

(2;3): -4 + 2 < 9; ∆23 = -4 + 2 - 9 = -11

(2;4): -4 + 1 < 7; ∆24 = -4 + 1 - 7 = -10

(2;5): -4 + 0 < 3; ∆25 = -4 + 0 - 3 = -7

(3;1): 1 + 4 < 9; ∆31 = 1 + 4 - 9 = -4

(3;3): 1 + 2 < 7; ∆33 = 1 + 2 - 7 = -4

max(7,6,3,11,10,7,4,4) = -11

Выбираем  максимальную оценку свободной клетки (2;3): 9

Для этого  в перспективную клетку (2;3) поставим знак «+», а в остальных вершинах многоугольника чередующиеся знаки  «-», «+», «-».

Таблица 13

 

1

2

3

4

5

Запасы

1

4[70]

5[5][+]

2[40][-]

8

6

115

2

3

1[175][-]

9[+]

7

3

175

3

9

6[40]

7

2[30]

1[60]

130

Потребности

70

220

40

30

60

 

Информация о работе Транспортная задача