Транспортные задачи логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:39, реферат

Описание работы

Характерной чертой XXI века являются процессы глобализации жизни мирового сообщества. Применительно к транспорту это означает, что отныне все достоинства и недостатки транспортной системы той или иной страны имеют уже не только внутренние, но и внешние проявления. Так, если национальная транспортная система развита неадекватно требованиям рынка (например, пропускная способность транспортной сети недостаточна для освоения существующих и прогнозируемых объемов перевозок, отсутствует гибкая тарифная политика и т.д.), то экспортно-импортный потенциал страны снижается и как следствие национальное благосостояние, по крайней мере, не улучшается.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….….....3
1.Сущность и задачи транспортной логистики …………………………….…..4
2. Выбор вида транспортного средства ………………………………………....7
3.Транспортные тарифы и правила их применения ……………………..…….9
Заключение ……………………………………………………………………...15
Источники ……………………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

транспортные задачи логистики.docx

— 31.59 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………….….....3

1.Сущность и задачи транспортной логистики …………………………….…..4

2. Выбор вида транспортного средства ………………………………………....7

3.Транспортные тарифы и правила их применения ……………………..…….9

Заключение ……………………………………………………………………...15

Источники ……………………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Характерной чертой XXI века являются процессы глобализации жизни мирового сообщества. Применительно к транспорту это означает, что отныне все достоинства  и недостатки транспортной системы  той или иной страны имеют уже  не только внутренние, но и внешние  проявления. Так, если национальная транспортная система развита неадекватно  требованиям рынка (например, пропускная способность транспортной сети недостаточна для освоения существующих и прогнозируемых объемов перевозок, отсутствует  гибкая тарифная политика и т.д.), то экспортно-импортный потенциал страны снижается и как следствие  национальное благосостояние, по крайней  мере, не улучшается.

Транспортная логистика - это управление транспортировкой грузов, т.е. изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств. Внутренняя транспортная логистика занимается внутрипроизводственными перевозками, а внешняя транспортная логистика занимается снабжением предприятий и сбытом их продукции. При традиционном подходе к транспортировке, информационный поток движется вместе с материальным потоком от грузоотправителя, через экспедитора по транспортным средствам, и далее от экспедитора к грузополучателю. При таком подходе как транспортная логистика, к системе добавляется ещё один элемент - единый оператор интермодальных перевозок, который управляет информационным потоком и координирует действия.

С точки зрения специализации и  кооперирования производства, изучение транспорта нельзя ограничивать сферой отдельных материально-технических  связей. Он должен рассматриваться  во всей системе материально-технического снабжения - от первичного поставщика до конечного потребителя, включая  промежуточные этапы.

В настоящее время логистические технологии стали находить широкое применение в различных отраслях хозяйственной деятельности. Для принятия и оптимизации решения в области логистики следует проводить комплексные исследования с учетом интересов грузовладельцев. Сегодня как никогда актуальны задачи увеличения объемов перевозок, повышения экономической эффективности деятельности многочисленных отечественных грузовых и пассажирских перевозчиков и экспедиторов. И не только на внутренних линиях. Как свидетельствует зарубежный опыт, качественного «скачка» в транспортной сфере можно достигнуть лишь за счет использования новых технологий обеспечения процессов перевозок, отвечающих современным требованиям и высоким международным стандартам, в частности, за счет расширения освоения логистического мышления и принципов логистики. Ведь по своей сути транспортная логистика как новая методология оптимизации и организации рациональных грузопотоков, их обработки в специализированных логистических центрах позволяет обеспечивать повышение эффективности таких потоков, снижение непроизводительных издержек и затрат, а транспортникам - быть современными, максимально соответствовать запросам все более требовательных клиентов и рынка.

1. Сущность и задачи транспортной логистики

Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт  общего пользования и транспорт  не общего пользования.

Транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль - основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае - в системе путей сообщения).

Понятие транспорта общего пользования  охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт  и транспорт трубопроводный.

Транспорт не общего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

Транспорт органично вписывается  в производственные и торговые процессы. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач  логистики. Вместе с тем существует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой  многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженными производственно-складскими участками движения материального потока.

К задачам транспортной логистики  в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность  действий непосредственных участников транспортного процесса.

Применение логистики в транспорте, так же, как и г производстве или торговле, превращает контрагентов и; конкурирующих сторон в партнеров, взаимодополняющих друг друга в транспортном процессе.

Логистика, как отмечалось, это  единая техника, технология, экономика  и планирование. Соответственно, к  задачам транспортной логистики  следует отнести обеспечение  технической и технологической  сопряженности участников транспортного  процесса, согласование их экономических  интересов, а также использование  единых систем планирования. Кратко охарактеризуем каждую из этих задач.

Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами.

Технологическая сопряженность подразумевает  применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бес перегрузочное  сообщение.

Экономическая сопряженность - это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.

Совместное планирование означает разработку и применение единых планов графиков.

Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения.

К задачам транспортной логистики относят также:

* создание транспортных систем, в том числе создание транспортных  коридоров и транспортных цепей;

* обеспечение технологического  единства транспортно-складского  процесса;

* совместное планирование транспортного  процесса со складским и производственным;

* выбор вида транспортного средства;

* выбор типа транспортного средства;

* определение рациональных маршрутов  доставки и др.

2. Выбор вида транспортного средства

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и  поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных  видов транспорта.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки зрения логистики.

 

· Автомобильный транспорт. Традиционно используется для перевозок на короткие расстояния'. Одно из основных преимуществ - высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.

Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая  себестоимость перевозок, плата  за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и  угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. Автомобильный транспорт экологически неблагоприятен, что также сдерживает его применение.

 

· Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны.

Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая  себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное количество перевозчиков, а также низкую возможность  доставки к пунктам потребления, т.е. при отсутствии подъездных путей  железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным.

 

· Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества - низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие  требования к упаковке и креплению  грузов, малую частоту отправок. Морской транспорт существенно  зависит от погодных и навигационных  условий и требует создания сложной  портовой инфраструктуры.

 

· Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта - самый дешевый.

К недостаткам внутреннего водного  транспорта, кроме малой скорости доставки, относят также низкую доступность  в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.

 

· Воздушный транспорт. Основные преимущества - наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

К недостаткам относят высокие  грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.

· Трубопроводный транспорт. Обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности. Степень сохранности грузов на этом виде транспорта высока.

Недостатком трубопроводного транспорта является узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).

3. Транспортные тарифы и правила их применения

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными  организациями, осуществляются с помощью  транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:

* платы, взыскиваемые за перевозку  грузов;

* сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

* правила исчисления плат и  сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию  транспорта. Их построение должно обеспечивать:

* транспортному предприятию - возмещение  эксплуатационных расходов и  возможность получения прибыли;

* покупателю транспортных услуг  - возможность покрытия транспортных  расходов.

Системы тарифов на различных видах  транспорта имеют свои особенности. Остановимся на их краткой характеристике. На железнодорожном транспорте для  определения стоимости перевозки  грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

Общие тарифы - это основной вид тарифов. С ее помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.

Исключительными тарифами называются те рифы, которые устанавливаются  с отклонением от общих тарифов  в виде специальных надбавок или  скидок. Эти та рифы могут быть повышенными  или пониженными. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы

Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, например, каменного угля, кварцитов, руды и т.п. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.

Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.

Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей платы за дополнительные услуги, связанные с  перевозкой грузов. Эти платы называются сборами и взыскиваются за выполнение силами железной дороги следующих операций: за хранение, взвешивание или проверку веса груза, за подачу или уборку вагонов, их дезинсекцию, за экспедирование грузов, погрузочно-разгрузочные работы, а также за ряд других операций.

Перечислим основные факторы, от которых  зависит размер платы при перевозке  грузов по железной дороге.

Информация о работе Транспортные задачи логистики