Виды рисков и их анализ в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:48, реферат

Описание работы

Риск, является неотделимой частью экономической, политической, социальной жизни общества, а также неизбежно сопровождает все сферы деятельности и направления любой организации, которая функционирует в условиях рынка. В связи с этим главным критерием нормальной дееспособности современного предприятия является умение высшего руководства, опираясь на строго научную основу прогнозировать, проводить профилактику, рационально контролировать и эффективно управлять рисками. Риск связан с управлением и напрямую зависит от эффективности, обоснованности и своевременности управленческих решений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Виды рисков и их анализ…………………………………………………...5
1.1 Виды рисков в логистике…………………………………………...5
1.2 Система управления рисками в логистике………………………..8
1.3 Оценка рисков………………………………………………………11
1.4 Основные пути минимизации рисков в логистике……………….11
2. Анализ и оценка функционирования системы управления рисками на примере ОАО «ММТП»………………………………………………………12
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………….12
2.2 Анализ рисков предприятия и методов, используемых для
минимизации риска……………………………………………………………..13
3. Выводы………………………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………………………………18

Файлы: 1 файл

Реферат по экономическим основам.docx

— 49.17 Кб (Скачать файл)

Государственный университет управления

Институт  управления на транспорте в индустрии  туризма и международного бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Экономические основы логистики»

на тему:

« Виды рисков и их анализ в логистике»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент(ка) очной формы обучения Романычева А.И.

Специальности: Логистика

 

Руководитель д.э.н.        Межевов Александр Дмитриевич

 

 

 

 

 

                                              Москва  2013 год

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1. Виды рисков и их анализ…………………………………………………...5

1.1 Виды рисков в логистике…………………………………………...5

1.2 Система управления рисками в логистике………………………..8

1.3 Оценка рисков………………………………………………………11

1.4 Основные пути минимизации рисков  в логистике……………….11

2. Анализ и оценка функционирования системы управления рисками на примере ОАО «ММТП»………………………………………………………12

2.1 Краткая  характеристика предприятия…………………………….12

2.2 Анализ рисков предприятия и методов, используемых для 
минимизации риска……………………………………………………………..13

3. Выводы………………………………………………………………………16 Список использованной литературы…………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Риск, является неотделимой частью экономической, политической, социальной жизни общества, а также неизбежно сопровождает все сферы деятельности и направления любой организации, которая функционирует в условиях рынка. В связи с этим главным критерием нормальной дееспособности современного предприятия является умение высшего руководства, опираясь на строго научную основу прогнозировать, проводить профилактику, рационально контролировать и эффективно управлять рисками. Риск связан с управлением и напрямую зависит от эффективности, обоснованности и своевременности управленческих решений.

Продолжающаяся рыночная трансформация российской экономики выдвигает множество новых проблем, которые требуют глубокого осмысления и обоснования путей их практического решения. Одной из них является проблема рационализации потоков товародвижения и сопутствующих им финансовых и информационных потоков в сфере товарно-денежного обращения. Важным аспектом этой проблемы является управление рисками в цепях поставок с точки зрения систем логистики. Актуальность проблемы управления логистическими рисками в настоящее время не вызывает сомнений. Риск превращается в неотъемлемый элемент социально-экономических отношений и становится органической частью стратегии и тактики социально-экономической политики предприятий.

Эффективное управление материальными и сопутствующими (информационными, финансовыми, сервисными) потоками для достижения корпоративных целей с оптимальными затратами всех ресурсов является ключевым фактором достижения успеха в современном бизнесе.

Так как одним из принципов логистики  является надежность, должен быть сведен к минимуму, или вообще нейтрализован, риск функционирования логистической системы.

Понятие «риск» требует четкого  и однозначного определения, поскольку  в экономической науке отсутствуют  общепризнанные положения о риске, хотя известны различные подходы, высказывания и утверждения относительно его сущности. Существует довольно большое разнообразие определений этого понятия.

Риск - возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно-хозяйственной, финансовой или другой деятельности организации.

Риск - вероятность  наступления события, влекущего  возникновение ущерба.

Необходимо  отметить, что в числе основных причин возникновения риска - не только статистическая возможность появления  неблагоприятной ситуации, но еще  и три других фактора внешней  и внутренней логистической среды: неопределенность, случайность, противодействие.

Неопределёнными в логистике считают  такие негативные обстоятельства, о  которых известно заранее, что они  присутствуют, но вероятность наступления которых невозможно определить. Например, известно, что зимой в России бывают сильные снегопады, но достаточно сложно предсказать, насколько сильными они будут – в пределах средних показателей или настолько сильными, что придётся останавливать автотранспортные грузоперевозки.

Случайные ситуации в логистике  происходят тогда, когда неизвестно, произойдут те или иные события или  нет. Это, в первую очередь, угоны, кражи, пожары и другие форс-мажорные обстоятельства, актуальные для логистических систем.

Противодействие в логистике –  это уже намеренное поведение  отдельных участников логистической системы. Сюда можно отнести грузчиков, работающих кое-как за низкую зарплату, действия чиновников, желающих увеличить свой доход, конкурентную борьбу.

При перевозке  грузы подвержены рискам утраты или  повреждения, что может привести к невыполнению контрактных обязательств одним из партнеров в ЛС. Международное  и национальное законодательства устанавливают  гарантии возмещения подобных убытков. Для получения более полной защиты собственных интересов грузовладельцы прибегают к помощи страховых  компаний, чтобы застраховать свой груз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды рисков и их анализ

1.1 Виды рисков в логистике

Деятельность любого предприятия, начало нового бизнеса неразрывно связаны  с понятием «риск». Под риском понимается потенциальная возможность потери.

Несмотря на то, что риск несет  в себе возможные потери, он также  выполняет различные функции:

1). Инновационная функция проявляется  в стимулировании поиска нетрадиционных  решений проблем, стоящих перед  предпринимателем;

2). Защитная функция риска проявляется в том, что предприниматель старается заранее защитить от риска;

3). Аналитическая функция риска  связана с тем, что наличие  риска предполагает необходимость  выбора одного из возможных  вариантов решений. В связи  с этим предприниматель в процессе  принятия решения анализирует  все возможные альтернативы, выбирая  наиболее рентабельные и наименее  рисковые.

Сложность классификации  рисков заключается в их многообразии.

Существуют следующие  виды рисков

1). Коммерческий риск. Выражается в срыве поставок, недополучении продукции, нарушении сроков поставки, невыполнении финансовых обязательств, утрате доли дохода (прибыли) путем нерациональности закупок, транспортировки, хранения и т.п.

2). Риск потери имущества из-за плохих природных условий, включая стихийные бедствия.

3). Риск, возникающий в связи с хищениями и кражей товарно-материальных ценностей, учитывая угон автотранспортных средств.

4). Экологический риск. Выражается в ущербе окружающей среде, например при транспортировке или хранении продукции.

5). Риск наступления гражданской ответственности, возникшей в связи с ущербом, нанесенным юридическим или физическим лицам в процессе логистической деятельности.

6). Технический риск. Риск, связанный с эксплуатацией технических средств логистической системы.

По сфере возникновения риски  можно подразделить на внешние и  внутренние риски. Внешние риски - риски, возникающие во внешней среде  организации. Предприниматель не может  оказывать на них влияние, он может  только предвидеть и учитывать их в своей деятельности.

Внутренние риски - риски, возникающие  во внутриорганизационной среде. Источником внутренних рисков является сама организация. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной  маркетинговой политики.

 

 

 

Среди внешних рисков выделяют:

- политические риски: связаны  с политической обстановкой в  стране и деятельностью органов  государственной власти (революция,  военные действия и др.);

- законодательные риски: изменение действующих норм с выходом новых законодательных и нормативных актов, например, ухудшающих положение компании (введение новых налогов, отмена налоговых льгот, повышение налоговых ставок и др.);

- природные риски: связаны с возможными стихийными бедствиями и загрязнением окружающей среды (наводнения, пожары, землетрясения и т. п.);

- региональные риски: обусловлены состоянием отдельных регионов, их законодательством и т. д.;

- отраслевые риски: зависят от тенденций развития отрасли;

- макроэкономические риски: обусловлены развитием экономических процессов в стране и в мире в целом.

Внутренние риски подразделяются на три вида:

- производственные риски: связанны с особенностями технологического процесса на конкретном предприятии, уровнем квалификации работников, организацией поставок сырья и материалов и осуществлением транспортных перевозок;

- инвестиционные риски: несут в себе потенциальную угрозу неполучения запланированного результата;

- коммерческие риски: обычно  обусловлены неправильно проведенными  маркетинговыми исследованиями, в  результате которых компания  не может реализовать весь  объем произведенной продукции.  Также коммерческие риски связаны  с недооценкой конкурентов на  товарном рынке, ошибочной ценовой  политикой и др.

С точки зрения длительности во времени  риски можно разделить на кратковременные и постоянные.

К группе кратковременных рисков относятся те риски, которые угрожают предприятию в течение известного отрезка времени, например, транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки груза, или риск неплатежа по конкретной сделке.

К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угрожают деятельности организации в данном географическом районе или в определенной отрасли экономики, например, риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой или риск разрушений зданий в районе с повышенной сейсмической опасностью.

По следствиям наступления риска  следует выделять допустимый, критический  и катастрофический риски.

Допустимый риск - это риск потери прибыли от реализации того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом. При данном риске предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли.

Критический риск - это риск связанный с опасностью потерь в размере произведенных затрат на осуществление данного вида предпринимательской деятельности или отдельной сделки.

При этом критический риск первой степени связан с угрозой получения  нулевого дохода, но при возмещении произведенных предпринимателем материальных затрат. Критический риск второй степени  связан с возможностью потерь в размере  полных издержек в результате осуществления  данной предпринимательской деятельности. То есть, вероятны потери намеченной выручки  и предпринимателю приходится возмещать  затраты за свой счет.

Катастрофический риск - риск, при котором возникает неплатежеспособность предприятия.Под катастрофическим риском понимается риск, который характеризуется опасностью, угрозой потерь в размере, равной или превышающей все имущественное состояние предприятия.

В соответствии со сферами предпринимательской  деятельности обычно выделяют: производственный, политический, коммерческий, отраслевой и финансовый риски.

Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг; с осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой предприниматели сталкиваются с проблемами неэффективного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства. К основным причинам производственного риска относятся:

- снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака производимой продукции;

- цен, по которым планировалось реализовывать продукцию или услугу, в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса;

- увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а так же за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов;

- рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;

Политический риск - это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли организации, являющихся следствием государственной политики. Таким образом, политический риск связан с возможными изменениями в курсе правительства государства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Учет данного вида риска особенно важен в странах с неустойчивым законодательством, отсутствием традиций и культуры предпринимательства.

Информация о работе Виды рисков и их анализ в логистике