Виды рисков и их анализ в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:48, реферат

Описание работы

Риск, является неотделимой частью экономической, политической, социальной жизни общества, а также неизбежно сопровождает все сферы деятельности и направления любой организации, которая функционирует в условиях рынка. В связи с этим главным критерием нормальной дееспособности современного предприятия является умение высшего руководства, опираясь на строго научную основу прогнозировать, проводить профилактику, рационально контролировать и эффективно управлять рисками. Риск связан с управлением и напрямую зависит от эффективности, обоснованности и своевременности управленческих решений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Виды рисков и их анализ…………………………………………………...5
1.1 Виды рисков в логистике…………………………………………...5
1.2 Система управления рисками в логистике………………………..8
1.3 Оценка рисков………………………………………………………11
1.4 Основные пути минимизации рисков в логистике……………….11
2. Анализ и оценка функционирования системы управления рисками на примере ОАО «ММТП»………………………………………………………12
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………….12
2.2 Анализ рисков предприятия и методов, используемых для
минимизации риска……………………………………………………………..13
3. Выводы………………………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………………………………18

Файлы: 1 файл

Реферат по экономическим основам.docx

— 49.17 Кб (Скачать файл)

Политический риск с неизбежностью  присущ предпринимательской деятельности, от него нельзя уйти, можно лишь верно  оценить и учесть в процессе ведения  предпринимательства.

Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Основные причины коммерческого риска:

- снижение объемов реализации в результате падения спроса

- повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;

- повышение издержек обращения в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

Коммерческий риск включает в себя:

- риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;

- риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный риск);

- риск, связанный с платежеспособностью покупателя;

- риск форс-мажорных обстоятельств.

Отраслевой риск - это вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли.

Под финансовым риском понимается риск, возникающий при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых сделок, исходя из того, что в финансовом предпринимательстве в роли товара выступают либо валюта, либо ценные бумаги, либо денежные средства.

Основными причинами возникновения  риска являются три фактора внешней  среды, определяемые различными ситуациями или набором обстоятельств: неопределенность, случайность, противодействие, с которыми необходимо считаться, предвидеть, планировать и - если возможно - снижать, уменьшать и предотвращать.

      1. Система управления риском в логистике

Для снижения значимости негативных явлений (рисков) обычно создается  система "управления риском", которая  включает ряд видов деятельности.

1. Идентификация риска

Идентификация риска означает выявление источников риска, их видов  и возможного ущерб. К наиболее распространенным относят логистические риски, связанные с выполнением соответствующих функций: производства, хранения, маркировки и упаковки, консолидации и разукрупнения, транспортировки различными видами транспорта, документирования, расчетов, распределения:

а) риски, связанные непосредственно  с транспортировкой груза на конкретном перевозочном средстве, включая пожары, дорожно-транспортные происшествия, угон или пропажу транспортного средства, взрывы, повреждения при погрузке, укладке, выгрузке, приеме товара; утрату или повреждение тары, упаковки, утрату или неправильное оформление документов, халатность персонала и т.д.;

б) риски, воздействующие на грузы извне: ДТП, климат, запреты  властей, неплатежеспособность или  банкротство субподрядчиков, ошибки в оформлении процедур платежей, задержка в пути, утрата или повреждение  груза при хранении, складировании  и других операциях на складах  и при подготовке к транспортировке, высокая концентрация груза, низкий уровень квалификации работников;

в) риски, воздействующие на внешние объекты из-за происшествий с грузом: жертвы аварий, несчастный случай, ожидание выполнения операций, повреждение собственности подрядчика, повреждение чужого имущества, таможенные риски и т.д.;

г) прочие риски, затраты  на спасение и аварию, ликвидацию последствий, затраты на сюрвейера или юриста и другие затраты.

Эксперты или специалисты  могут идентифицировать грозящие риски  до их появления. Важно выделить влияющие на величину риска факторы. К этим рискам относят: вид товара и его  упаковку; средство транспортировки (вид  транспорта, число транспортных средств  и их характеристики); сроки и  продолжительность транспортировки и транспортные пути и т.п.

Идентификация риска позволяет  впоследствии получить количественную и качественную оценку риска - оценка вероятности наступления опасности, прогнозирование вероятного уровня потерь по стоимости или в натуральном  измерении. Полученные оценки позволяют  разработать организационно-технические  мероприятия для предотвращения (контроля) риска с целью минимизации  ущерба и регулирования убытков.

Выявив и идентифицировав  вид риска, необходимо знать последствия  управленческих решений, связанных  с особенностями проявления риска.

Риск может определяться величиной возможных потерь в  материально-вещественном (физическом) или стоимостном выражении, если ущерб поддается измерению в  денежной форме. В относительном  выражении риск определяется величиной  возможных потерь, отнесенной к любой  базе: имущество предприятия; общие  затраты ресурсов; ожидаемый доход (прибыль).

Многие риски связаны  со свойствами товара, предъявляемого для логистического обслуживания. Подобные риски можно предотвратить или уменьшить уже на стадии планирования выполнения контракта. Для этого иногда полезно соблюдать некоторые правила: в контракте присутствуют спецификации (или прилагаются) и устанавливается финансовая ответственность за разрыв контракта; фиксируются условия поддержания качества товара, согласуются системы стандартов и образцов, процентное содержание веществ, сертификация качества, безопасность поставки и самого товара; правильно производится упаковка и маркировка, за нарушение - устанавливается штраф. [3]

2. Условия поставки

Выбор условий контракта. Подробно рассматриваются условия формирования цены товара по базисным условиям поставки, т.к. за этим скрывается риск недополучения прибыли. Единственным методом защиты является четкое рассмотрение структуры цены контракта. За время между моментом подписания контракта и моментом поставки цена может измениться. Поэтому по рекомендации ЕЭК в контрактах устанавливается "скользящая цена".

3. Форс-мажорные обстоятельства. Труднее всего оценивать и предотвращать риски, которые возникают в результате форс-мажорных обстоятельств. В качестве таковых не признаются обычные коммерческие риски - колебания конъюнктуры, изменения цен, банкротство.

4. Расторжение контракта. Подробно и четко фиксируются условия расторжения контракта - порядок возмещения убытков, выплаты неустойки, штрафов. Контракт можно расторгнуть при следующих обстоятельствах: замена исполнителя, дополнительные соглашения о прекращении обязательств. Реализация права на расторжение контракта вследствие нарушения его условий ограничена - это может быть только просрочка поставок.

5. Выбор партнера (посредника) в ЛС также позволяет снизить риски, связанные с незнанием обстоятельств и условий его деятельности. Многие западные мониторинговые фирмы советуют в этом случае использовать правило 5 "С":

  1. Характер (character) - репутация в деловом мире, ответственность и готовность выполнить обязательства.

  1. Финансовые возможности (capacity) - способность погасить ссуду, кредит или другой долг за счет текущих денежных поступлений или продажи активов.

  1. Имущество (capital) - величина и структура акционерного и уставного капитала.

  1. Обеспечение (collateral) - виды и стоимость активов.

  1. Общие условия (conditions) - состояние конъюнктуры и другие факторы внешней среды.

Кроме того, необходимо проверять  возможности логистических контрагентов с помощью собственной системы информации или профессиональных систем типа Due Diligence. Информацию о реальном финансовом положении клиента или контрагента можно получить: в Торгово-промышленной палате, банках, отчетах, аудиторских и страховых компаниях, союзах предпринимателей, фондовых и других биржах, консалтинговых компаниях. Подобная информация позволяет значительно снизить риски потерь, связанных с посредниками или партнерами, которых впервые привлекают к участию в логистическом процессе, а также узнать об изменении положения у "давних" контрагентов.

1.3  Оценка рисков 

Выбор методов оценки риска  чаще всего связан с обстоятельствами и необходимой точностью оценок ущербов (прибылей) от невыполнения договоров, сделок и других операций.

Разнообразные методы оценки риска - от простейших, позволяющих  сориентироваться в сложившейся  ситуации, до современных математических методов - позволяют получить точные количественные оценки с прогнозируемой динамикой.

Практика показывает, что риск может быть уменьшен, а его последствия в зависимости от обстоятельств смягчены или устранены с помощью различных приемов, основными из которых являются:

• гарантийные или резервные фонды для известной части рисков, которые заранее подготавливают их покрытие (полное или частичное);

• перераспределение рисков исходя из того, что материализация только одного из них ведет лишь к ограниченным потерям в общем обороте;

• диверсификация рисков, т.е. перераспределение собственных активов;

• страхование, в результате которого риск переносится на третье лицо;

• получение гарантий, что уменьшает долю возможных убытков;

• срочные сделки в  отношении рисков, которыми можно управлять на основе доступных на рынке срочных контрактов.

1.4 Основные пути минимизации рисков в логистике

Минимизация рисков, возникающих  в ЛС, основывается на ряде организационно-экономических  мероприятий, целенаправленно и  превентивно уменьшающих вероятность  возникновения рисков:

1). Наличие информации - достоверной, своевременной и полной.

2). Управляющих воздействиях в ЛС, снижающих вероятность возникновения рисков и уменьшающих их негативные последствия.

3). Использование нормативных материалов - для правильного реагирования на возникновение рисковых ситуаций.

4).  Наличие развитой логистической инфраструктуры: транспортной и информационной.

5). Страхование процессов транспортировки, складирования, грузопереработки.

6). Предотвращение дальнейшего ущерба от рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ и оценка функционирования системы управления рисками на примере ОАО «Мурманский морской торговый порт»

 

2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «ММТП».

Открытое  акционерное общество «ММТП» - крупнейшая стивидорная компания, стабильно работающая и сохраняющая положительную динамику роста грузопереработки. Мурманский морской торговый порт возник в 1915 году.

На сегодняшний  день Мурманский морской торговый порт имеет в своем распоряжении 18 причалов общей протяженностью более трех километров и разделен на три грузовых района.

ОАО «ММТП» является коммерческой организацией занимающейся оказанием услуг/работ по обеспечению  доставки грузов международной торговли РФ. Цель организации – получение  прибыли.

Основными видами деятельности ОАО "Мурманский морской торговый порт" являются следующие:

-погрузка, разгрузка и обслуживание Российских  и иностранных судов;

-транспортно-экспедиторские  и складские операции с грузами;

-перевалка  на морской транспорт грузов  с других видов транспорта  и обратно;

-обслуживание  пассажиров морских судов;

-перевозка  грузов, пассажиров, почты и багажа  на судах в каботаже и загранплавании;

-буксировочные  и бункерные операции;

-строительство,  реконструкция, ремонт зданий, сооружений, оборудования и других объектов  производственного и непроизводственного  назначения;

-оказание  услуг по водоснабжению, энергоснабжению,  теплоснабжению;

-оказание  агентских услуг Российским и  иностранным юридическим и физическим  лицам;

-внешнеэкономическая  деятельность;

-торгово-закупочная, посредническая деятельность в  соответствии с законодательством  Российской Федерации;

-предоставление  услуг связи;

-проведение  контроля за радиационной обстановкой в порту;

-погрузочно-разгрузочные  операции из любого вида транспорта.

 

 

 

 

 

2.2  Анализ рисков предприятия и методов, используемых для 
минимизации риска

Деятельность ОАО «ММТП» на договорах, своевременное исполнение которых партнерами и контрагентами является одним из важнейших условий устойчивости и прогнозируемой работы предприятия. Поэтому риски, связанные с неисполнением хозяйственных договоров, выделяются специалистами в отдельную группу. Среди таковых можно отметить риск отказа партнера от заключения договора после переговоров, риск возникновения дебиторской задолженности, риск заключения договора с неплатежеспособным партнером, риск заключения договора на условиях, отличающихся от обычных, и прочие.

К независящим  от предприятия причинам возникновения  данных рисков следует отнести в  первую очередь непрогнозируемую неплатежеспособность хозяйствующих партнеров, так как  несостоятельность одного предприятия  сказывается на финансовом положении его партнеров, и по цепочке вплоть до платежеспособности рядовых заказчиков/подрядчиков, не получающих зарплату на предприятии.

Информация о работе Виды рисков и их анализ в логистике