Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 16:46, реферат
Транспорт – это крупнейшая и важная отрасль народного хозяйства, огромная сфера приложения человеческого труда, широчайшая область использования новейших результатов науки и техники, гигантская динамическая система, где необходимо теснейшее взаимодействие частей и подразделений. В этой сложной отрасли народного хозяйства взаимодействуют различные виды магистрального транспорта, а так же городской и промышленный транспорт. Несмотря на административно-хозяйственную самостоятельность, все виды транспорта находятся в известной зависимости друг от друга и оказывают существенное взаимное влияние на процесс и результаты своей работы
Введение
Сущность и современное состояние проблемы
Условия взаимодействия различных видов транспорта
Бесперегрузочные сообщения
Контейнерные перевозки
Транспортно-экспедиционное обслуживание клиентуры
Список использованной литературы
Одинаково важное значение проблема взаимодействия имеет и для улучшения пассажирских перевозок. Многие положения, изложенные применительно к сфере грузовых перевозок, остаются справедливыми и по отношению к пассажирским сообщениям. При этом на первый план выдвигаются требования точного согласования и выполнения расписаний движения транспортных единиц на разных видах транспорта, чтобы сократить до минимума время ожидания пассажиров в пункте «пересадки», а также обеспечения комфорта на всем маршруте поездки пассажира, включая и удобство перехода его с одного вида транспорта на другой.
Согласование расписаний пассажирских единиц в большей степени удается в рамках каждого отдельного вида транспорта. Но уже накоплен достаточный опыт увязки расписаний движения поездов, судов и самолетов, с одной стороны, и автобусов, с другой. Так, во многих крупных городах движение автобусов организовано так, что от городского авиавокзала автобусы подвозят пассажиров непосредственно к трапу отлетающего самолета. В соответствие с расписанием прибытия самолетов осуществляется подача автобусов для доставки пассажиров в город и другие аэропорты.
Развиваются прямые железнодорожно-автобусные
перевозки по единым билетам пассажиров.
На таких маршрутах в пунктах
стыка увязываются расписания движения
автобусов с расписанием
Бесперегрузочные сообщения
Увеличение объема перевозок в смешанных сообщениях, т.е. с участием разных видов транспорта, сопровождается ростом перегрузочных операций. Если принять, что каждая тонна груза, перевезенная любым видом транспорта, прошла только через две операции - погрузку и выгрузку, то и тогда количество тонно-операций на всех видах транспорта, например, в 1978 г. достигло бы 56,5 млрд. т. Фактически объем грузовых операций значительно выше. В целом по народному хозяйству на погрузочно-разгрузочных и складских работах занято около 9 млн. чел, из них около 5 млн. на промышленном транспорте.
Для снижения затрат живого труда и денежных средств проводится большая работа по механизации этих трудоемких операций. Одновременно развиваются перевозки в прямых сообщениях. Однако в ряде случаев перевозка грузов в прямом сообщении либо физически невозможна, либо экономически нецелесообразна (например, по дальности). В связи с этим все большее внимание уделяется бесперегрузочным сообщениям.
Бесперегрузочными сообщениями
называют такие методы перевозок, когда
груз в пунктах перевалки передаются
на новый вид транспорта вместе с
грузовой емкостью, в которую он
был первоначально помещен в
пункте отправления. Строго говоря, термин
«бесперегрузочные» сообщения не точно
отражает смысл данной системы перевозки.
Во многих случаях перегрузка с одного
вида транспорта на другой осуществляется,
но перегружается не собственно груз,
а грузовая емкость или целиком
все транспортное средство, в котором
груз находится. В настоящее время
в нашей стране и за рубежом
используется несколько видов
Железнодорожные бесперегрузочные перевозки осуществляются на тех направлениях, где груз (пассажир) следует по железным дорогам с разной по ширине колеей. В этом случае на стыковых станциях производится замена у вагонов колесных тележек. Такие сообщения организованы как внутри ряда стран, таки между соседними странами. В частности, между железными дорогами России и стран - членов СЭВ обращаются прямые «беспересадочные» пассажирские вагоны и часть грузовых, которые передаются по этому способу в Чопе, Бресте и других пунктах.
На стыковых станциях, куда
прибывают вагоны разных стран, железнодорожные
пути имеют 3 рельса. Вагоны, приспособленные
для колеи шириной 1435 мм, катятся
по наружному и внутреннему
Перевозки на судах «река
- море» представляют собой классическое
решение проблемы бесперегрузочных
сообщений. Оно достигнуто благодаря
созданию «водных вездеходов», которые
позволили производить
С той же целью сокращения объема грузовой работы начинают распространяться перевозки на судах-лихтеровозах. Наиболее интересная в инженерном отношении система создана на линии Черное море - Дунай. К устью Дуная лихтеровозы доставляют баржи (лихтера) с грузом 1000-1100 т, которые речными буксирами направляются вверх по течению. Возвращаемые баржи после подъема на борт лихтеровоза следуют в другой порт для доставки груза и новой загрузки Лихтеровозная система исключает перегрузку груза с морских судов на речные (или морские мелкосидящие) и обратно. При этом крупное морское судно работает в условиях глубоководного морского пути, а мелкие - на речных линиях и в районах морского мелководья.
Паромные системы осуществляют перевозку наземных транспортных средств по морским и речным путям. Этот метод перевозки исторически возник в виде паромных переправ для перевозки вагонов через реки и небольшие морские проливы.
В СССР в 60-х годах были организованы паромные перевозки через Керченский пролив и Каспийское море. Керченская переправа сокращает путь для вагонов из Крыма на Кавказ и обратно на 1000 км. Такой же эффект дает паромная система Баку - Красноводск. На этом направлении работает пять однотипных судов, которые принимают на борт четырехосные вагоны и автомобили. Вагоны размещаются на четырех путях уложенных на основной грузовой палубе.
Несмотря на необходимость
приобретения и эксплуатации сложных
дорогостоящих судов и
К категории бесперегрузочных
сообщений относятся и
Несмотря на высокую эффективность
паромных перевозок, их недостаток заключается
в необходимости потерь времени
на ожидание прихода парома и на
накопление перевозимых транспортных
средств. Трейлерные перевозки представляют
систему перемещения
Контрейлерная система состоит
в перевозке автомобильных у
прицепов и прицепов по железным дорогам.
При этом методе полуприцеп (прицеп),
загруженный у склада отправителя,
доставляется тягачом на железнодорожную
станцию и размещается на вагоне
- платформе, которая отправляется в
поезде по назначению. По прибытии поезда
на станцию назначения полуприцеп скатывается
с платформы и местным тягачом
доставляется к складу получателя.
Контрейлерные перевозки
Контейнерные перевозки
В настоящее время самым распространенным видом бесперегрузочных сообщений является система контейнерных перевозок. Идея контейнерной системы заключается в том, что груз перевозится с начального до конечного пункта единой грузовой емкости - контейнере, который в пунктах перевалки передается с одного вида транспорта на другой. Представляя собой как бы съемный кузов автомобиля или вагона, контейнер одновременно выполняет функцию тары и склада для груза.
Идея контейнерных перевозок
зародилась, по-видимому, еще в XIX в.
В 1918 г. в нашей стране проводились
эксперименты с съемным кузовом
в кубатуры крытого вагона. В 1934 г.
на железных дорогах СССР было введено
в эксплуатацию 60 контейнеров и
открыты 3 станции для осуществления
таких перевозок. Разработка первого
общегосударственного стандарта на
контейнеры массой брутто 1,25; 2,5; 5,0 т
и начало серийного их производства
относится к 1935 г., а через 5 лет
парк контейнеров МПС составлял
уже 5600 ед. Контейнеры перевозились по
железным дорогам с подвозом и
вывозом автомобильным
Эффективность контейнерных
перевозок определяется многими
достоинствами этой системы. Известно,
что тарно-упаковочные и
Контейнерная система перевозок снимает многие из указанных недостатков и позволяет:
исключить тяжелый физический труд на грузовых операциях;
резко ускорить производство грузовых работ;
сократить простой подвижного состава и время занятия им постоянных сооружений: железнодорожных путей, судовых причалов, грузовых фронтов у складов и т.п.;
почти полностью исключить порчу и утрату грузов;
резко снизить затраты материалов и труда на изготовление тары;
существенно снизить себестоимость перевозок;
ускорить доставку грузов в пункты назначения и сократить объем грузовой массы, находящейся в процессе транспортирования.
Достоинства контейнерной системы
перекрывают дополнительные затраты
на создание и содержание парка контейнеров
и специализированного
Экономический эффект от перевозки
грузов в контейнерах в среднем
составляет 16-23 руб. на 1 т. За пятилетие
1971-1975 гг. общий объем контейнерных
перевозок возрос в 1,7 раза, в том
числе автомобильным
Техническую базу контейнерной системы составляют парк контейнеров, подвижной состав, используемый для перевозки контейнеров, перегрузочное оборудование и постоянные сооружения, сосредоточенные в пунктах первоначального отправления, перегрузки и выгрузки контейнеров.
Транспортно-экспедиционное обслуживание клиентуры
В настоящее время подвоз грузов от складов предприятий к магистральным видам транспорта (к железнодорожной станции, к морскому или речному порту, к аэропорту и т.п.) для последующего отправления, а также вывоз груза с перечисленных пунктов на склады получателя не во всех случаях совершается эффективно. Многие отправители и получатели содержат на своем балансе собственные автомобили, штат экспедиторов и рабочих грузчиков, но используют неудовлетворительные средства и трудовые ресурсы ввиду неравномерности отправления и прибытия грузов, а также вследствие невыгодности функционирования мелких автохозяйств.
Опыт показывает, что положение существенно меняется там, где транспортно-экспедиционные операции выполняются организациями министерств (ведомств) автомобильного транспорта. К числу основных транспортно-экспедиционных операций относятся:
подвоз грузов от складов
отправителя до пункта отправления
магистральным видом