Задача по логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:10, задача

Описание работы

Задача заключается в выборе наиболее успешного перевозчика (логистического посредника) для осуществления поставки партии груза в Q=50 т для производственных нужд.
Одно из главных мест среди логистических процедур принятия решений по транспортировке занимает процедура выбора перевозчика. Как правило (и на Западе и у нас в стране), это рейтингование с использованием специально разработанных ранговых систем показателей. В их число включают надежность доставки, тарифы транспортировки "от двери до двери", финансовая стабильность перевозчика, готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа, наличие дополнительного оборудования по грузопереработке, частота сервиса, сохранность груза, экспедирование отправок, квалификация персонала и т.д.

Файлы: 1 файл

ПЛ контр задача.docx

— 73.14 Кб (Скачать файл)

 

Задача.

Задача  заключается в выборе наиболее успешного перевозчика (логистического посредника) для осуществления поставки партии груза в Q=50 т для производственных нужд.

Одно из главных мест среди логистических  процедур принятия решений по транспортировке занимает процедура выбора перевозчика. Как правило (и на Западе и у нас в стране), это рейтингование с использованием специально разработанных ранговых систем показателей. В их число включают надежность доставки, тарифы транспортировки "от двери до двери", финансовая стабильность перевозчика, готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа, наличие дополнительного оборудования по грузопереработке, частота сервиса, сохранность груза, экспедирование отправок, квалификация персонала и т.д. Однако обоснованность и ранга показателей, и их весовых коэффициентов в большинстве подобных методик недостаточна из-за значительной доли субъективизма при их определении.

Будем идентифицировать эффективность функционирования ("успешность" или возможность обеспечения  наиболее полного удовлетворения потребителей качеством логистического сервиса) логистического посредника с совокупностью  показателей, куда входят тарифная ставка, срок доставки, процент случаев несохранной перевозки и несвоевременной доставки, рентабельность перевозчика, наличие и величина кредиторской задолженности, размер собственных средств, деловая репутация [18]. Таким образом, в качестве исходных данных воспользуемся численными значениями указанных показателей эффективности логистических фирм-претендентов (коих в нашей задаче будет четыре - "Грузовозофф", "Дельта", "Феникс", "SMS"):

Попытка выбора наиболее эффективного перевозчика из числа приведенных  сразу, с использованием критерия Парето, успехом не увенчалась (компании, имеющей наилучшую совокупность показателей на данном множестве исходных данных, просто нет: по одним показателям лучшей является "Грузовозофф", по другим - "Дельта", по третьим - "Феникс", в иных случаях - "SMS").

Таблица 1

Исходные данные задачи 

Наимено-вание фирмы

Тарифная ставка, руб/т

Срок доставки

сут.

Случаи несо-хранных перевозок, %       

Случаи несвоев-ременных доставок,

%

Рентабельность,

%

Коэффициент автономии,

тыс. руб.

Оценка деловой репутации баллы

  1. «Грузовозофф»

654

12,3

2,00

3,17

45,66

0,16

8

2.

«Дельта»

702

13

8,05

4,20

32,57

0,07

7

3.  «Феникс»

708

10,8

9,09

7,43

46,86

0,17

6

4. «SMS»

717

9,6

6,24

5,71

18,91

0,07

8


 

Представим иерархически нашу задачу выбора логистического посредника, предварительно определившись с логикой формирования целевых приоритетов. В качестве цели будем считать обеспечение наиболее полного удовлетворения потребителей качеством логистического сервиса. Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо обеспечить соответствующие условия логистического сервиса и высокий уровень качества обслуживания    -      это критерии качества (второй уровень иерархии).

Третий  уровень иерархии составляют перечисленные ранее показатели, характеризующие эффективность функционирования логистических фирм. Считая адекватность описания условий и уровня качества обслуживания посредством этих показателей приемлемой, сгруппируем их по принципу влияния  на указанные критерии качества. В результате получаем иерархию (с точки зрения классификации) с различным числом и составом альтернатив под критериями.

 

 

Качество логистического сервиса



 


 

Уровень обслуживания


Ур

Условия обслуживания


Ус


 


 

 

Коэффициент автономии


К7

Рентабель-ность фирмы


К6

Стоимость услуг


К5

Срок доставки


К4

Деловая репутация


К3

Своевре-менность доставки


К2

Сохран-ность доставки


К1


 

 

 

Рис. 1 Общий вид иерархии

 

Теперь, не вдаваясь в полемику о смысловой наполняемости таких факторов,   как   условия   и   уровень   обслуживания,   а   считая,   что   рассматриваемые показатели   в   значительной   степени   раскрывают   (обусловливают)   наши   критерии качества, перейдем к решению задачи оценки вклада каждого из элементов третьего уровня иерархии в качество логистического сервиса.

Только рассчитав курсив ω = (ω1, ω2, …, ω7) этих элементов, можно будет использовать его компоненты в качестве коэффициентов некоей функции качества логистического сервиса L (ω, k) при показателях эффективности исследуемых фирм-претендентов k = (k1, k2, …, k7):

 

 

 

Численные значения этой функции на множестве исходных данных (заданном Таблицей 1) позволяют выявить среди претендентов фирму с возможностью обеспечения наиболее высокого качества логистического сервиса и, тем самым, ответить на вопрос о выборе компании-перевозчика.

Положим в основу такой разработки метод анализа иерархии (МАИ), используя  наиболее популярную его модификацию - метод попарного сравнения [17].

Данный метод основан на обработке  информации, поступающей от экспертов, о результатах парных сравнений альтернативных вариантов по различным критериям с использованием девятибалльной шкалы и последующим ранжированием набора альтернатив по всем критериям и целям. Метод отличается простотой; именно это, а также то, что применительно к нашей иерархии (рис. 1), главный недостаток МАИ - большое количество требуемой экспертной информации - здесь не проявляется, предопределило его применение для решения рассматриваемой задачи.

Процедура нахождения результирующего  вектора приоритетов альтернатив (показателей эффективности) включает в себя несколько этапов. На первом из них эксперт должен попарно сравнить показатели эффективности по их степени важности в обеспечении условий и уровня качества обслуживания потребителей. Оценка предпочтительности здесь дается, как уже отмечалось, по девятибалльной шкале, причем:

  • 1 балл ассоциируется с отсутствием предпочтительности;
  • 3 балла ассоциируются со слабой предпочтительностью; и
  • 5 баллов ассоциируются с умеренной предпочтительностью;
  • 7 баллов ассоциируются с сильной предпочтительностью;
  • 9 баллов ассоциируются с абсолютной предпочтительностью.

Баллы 2, 4, 6, 8 показывают промежуточные  градации. Выбор такой шкалы объясняется тем, что, во-первых, чем выше число градаций шкалы, тем выше точность экспертной оценки, а, во-вторых, обычному человеку трудно осуществлять выбор, если это нужно сделать одновременно более, чем для 7±2 альтернатив - это установленный психологами и принятый специалистами в области принятия решений факт.

Результаты экспертной оценки альтернатив  записываются в матрицы парных сравнений (суждений), которые по определению являются обратно-симметричными (и поэтому достаточно заполнить верхний либо нижний треугольник матрицы):

Таблица 2

Матрица суждений 1 Матрица суждений 2 

 

Какой из нижеприведенных показателей  вносит больший вклад в создание благоприятных условий для логистического сервиса

W1

Какой из нижеприведенных показателей  более всего влияет на формирование высокого уровня логистического сервиса

W2

Условия сервиса

Сохраность доставки

Своевременность доставки

Дело-вая репута-

ция

 

Уровень сервиса

Срок доставки

Стоимость

услуг

Рентабельность фирмы

Коэффициент автономии

 

Сохранность доставки

5

6

7

0.5221

Срок доставки

5

5

7

8

0.3748

Своевременность доставки

1/6

5

6

0.3239

Стоимость услуг

5

5

7

8

0.3748

Деловая репутация

1/7

1/6

5

0.1540

Рентабель-

ность фирмы

1/7

1/7

5

6

0.1692

 

λтах = 3.0075  

 ИС = 0.0037

 

Коэффициент автономии

1/8

1/8

1/6

5

0.0812

       

λтах=4.0290   ИС=0.0096

   

 

Далее рассчитываются нормированные  вектора приоритетов W1 и W2, максимальные собственные значения матриц  λтах и индексы согласованности ИС.

Если  для матриц парных сравнений индекс согласованности окажется более 0,10, то это свидетельствует о существенном нарушении логичности суждений эксперта и служит основанием для их пересмотра. и-

Известны несколько способов приближенного  вычисления векторов приоритетов. При использовании наиболее простого из них (применительно к обратносимметричной, несогласованной   матрице   суждений ) необходимо   выполнить следующие действия:

  1. просуммировать элементы каждой строки и записать полученные результаты в столбец;
  2. сложить элементы найденного столбца;
  3. разделить   каждый   из   элементов   этого   столбца   на   полученную   сумму.   В результате получаем: 

W1 = (0,5221; 0,3239; 0,1540)т;

W2 = (0.3748; 0.3748; 0,1692; 0,0812) т, где т - знак транспонирования

 

Для оценки максимального собственного значения λтах матрицы:

  1. умножаем   матрицу   парных   сравнений   на   полученный   вектор   приоритетов (столбец) W;
  2. элементы полученного на предыдущем шаге столбца делим на соответствующие элементы столбца вектора приоритетов W;
  3. рассчитываем  среднее  арифметическое  найденных  частных,   которое  и  дает оценку  максимального  собственного  значения  матрицы.  Для  матриц   1   и  2  имеем соответственно λтах = 3,0075 и λтах  = 4,0290.

Проверку на согласованность (транзитивность) суждений эксперта можно сделать, рассчитав значение индекса согласованности ИС = (λтах - n)/(n - 1) и сравнив его с предельно допустимым, равным 0,10:

ИС = 0,0037 < 0,10 - для матрицы 1 и ИС = 0,0096 < 0,10 - для матрицы 2 (здесь n - порядок матрицы суждений). Таким образом, полученные значения ИС говорят о том, что рассматриваемые матрицы хоть и не являются идеально согласованными положительными обратносимметричными (для которых λтах = n), но близки к ним с ИС < 0,10,  и потому их можно считать согласованными и не подлежащими пересмотру.

Следующим шагом к определению  результирующего вектора приоритетов показателей эффективности является построение матрицы предпочтений критериев относительно фокуса иерархии (табл. 3) и получение соответствующего вектора приоритетов критериев W3 = (0,3196; 0,6804).

 

Таблица 3

Матрица  суждений 3      

 

Важность какого из приведенных ниже критериев качества (факторов) выше в смысле наиболее полного удовлетворения потребителей качеством логистического сервиса

 

Качество логистического сервиса

Условия обслуживания

Уровень обслуживания

 

Условия обслуживания

5

1/6

0.3196

Уровень обслуживания

6

5

0.6804

   

 

               λтах = 2.00

ИС = 0.00 < 0.10

 

 

Поскольку векторы приоритетов  показателей эффективности относительно критериев качества (условий и уровня сервиса) нормированы, результирующий вектор рассчитывается по формуле:


 

где K - матрица, элементы которой представляют собой компоненты векторов приоритетов показателей эффективности относительно критериев "условия обслуживания" и "уровень обслуживания";

L - структурная матрица, элементами диагонали которой являются частные от деления числа показателей эффективности под каждым критерием (3 и 4) к общему числу показателей (7) - см. рис.1;

Wз — вектор приоритетов критериев качества относительно фокуса;

В - диагональная матрица, предназначенная для окончательного перемножения слева направо матриц K, L, Wз.

Найдем  вначале результат перемножения матриц K на L, затем

 

 

Тогда = (0.0715; 0,0444; 0,0211; 0,1457; 0,1457; 0,0658; 0,0316)т.

Сумма всех  компонентов  полученного  вектора приоритетов равна  0,5258.  для нормирования умножим его на диагональную матрицу [B] с элементами диагонали, равными    -1= (0,5258)-1 =1,9019.

В результате имеем  = (0,1359; 0,0844; 0,0401; 0,2771; 0,2771; 0,1251; 0,0601)т.

Компоненты  полученного вектора показывают, что наибольший вклад в качество логистического сервиса вносят такие показатели эффективности, как срок доставки, стоимость услуг, далее идет сохранность доставки, рентабельность фирмы и т.д.

В целях корректности данного вывода следует подчеркнуть, что он справедлив на момент  высказывания  экспертом  приведенных  выше  суждений  (и  на  весь  период времени, в течение которого эти суждения существенно меняться не будут). По прошествии некоторого времени оценки парных сравнений в силу разного рода причин могут меняться, соответственно изменятся и веса показателей. В этом смысле рассматриваемая задача динамическая. Кроме того, возможен учет мнений нескольких экспертов, что позволит повысить степень объективности и качество процедуры принятия решения. Агрегированная оценка мнений, рассчитываемая для этого случая, имеет вид:

Информация о работе Задача по логистике