Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:10, задача
Задача заключается в выборе наиболее успешного перевозчика (логистического посредника) для осуществления поставки партии груза в Q=50 т для производственных нужд.
Одно из главных мест среди логистических процедур принятия решений по транспортировке занимает процедура выбора перевозчика. Как правило (и на Западе и у нас в стране), это рейтингование с использованием специально разработанных ранговых систем показателей. В их число включают надежность доставки, тарифы транспортировки "от двери до двери", финансовая стабильность перевозчика, готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа, наличие дополнительного оборудования по грузопереработке, частота сервиса, сохранность груза, экспедирование отправок, квалификация персонала и т.д.
Задача.
Задача заключается в выборе наиболее успешного перевозчика (логистического посредника) для осуществления поставки партии груза в Q=50 т для производственных нужд.
Одно из главных мест среди логистических процедур принятия решений по транспортировке занимает процедура выбора перевозчика. Как правило (и на Западе и у нас в стране), это рейтингование с использованием специально разработанных ранговых систем показателей. В их число включают надежность доставки, тарифы транспортировки "от двери до двери", финансовая стабильность перевозчика, готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа, наличие дополнительного оборудования по грузопереработке, частота сервиса, сохранность груза, экспедирование отправок, квалификация персонала и т.д. Однако обоснованность и ранга показателей, и их весовых коэффициентов в большинстве подобных методик недостаточна из-за значительной доли субъективизма при их определении.
Будем идентифицировать эффективность функционирования ("успешность" или возможность обеспечения наиболее полного удовлетворения потребителей качеством логистического сервиса) логистического посредника с совокупностью показателей, куда входят тарифная ставка, срок доставки, процент случаев несохранной перевозки и несвоевременной доставки, рентабельность перевозчика, наличие и величина кредиторской задолженности, размер собственных средств, деловая репутация [18]. Таким образом, в качестве исходных данных воспользуемся численными значениями указанных показателей эффективности логистических фирм-претендентов (коих в нашей задаче будет четыре - "Грузовозофф", "Дельта", "Феникс", "SMS"):
Попытка выбора наиболее эффективного перевозчика из числа приведенных сразу, с использованием критерия Парето, успехом не увенчалась (компании, имеющей наилучшую совокупность показателей на данном множестве исходных данных, просто нет: по одним показателям лучшей является "Грузовозофф", по другим - "Дельта", по третьим - "Феникс", в иных случаях - "SMS").
Таблица 1
Исходные данные задачи
Наимено-вание фирмы |
Тарифная ставка, руб/т |
Срок доставки сут. |
Случаи несо-хранных перевозок, % |
Случаи несвоев-ременных доставок, % |
Рентабельность, % |
Коэффициент автономии, тыс. руб. |
Оценка деловой репутации баллы |
|
654 |
12,3 |
2,00 |
3,17 |
45,66 |
0,16 |
8 |
2. «Дельта» |
702 |
13 |
8,05 |
4,20 |
32,57 |
0,07 |
7 |
3. «Феникс» |
708 |
10,8 |
9,09 |
7,43 |
46,86 |
0,17 |
6 |
4. «SMS» |
717 |
9,6 |
6,24 |
5,71 |
18,91 |
0,07 |
8 |
Представим иерархически нашу задачу выбора логистического посредника, предварительно определившись с логикой формирования целевых приоритетов. В качестве цели будем считать обеспечение наиболее полного удовлетворения потребителей качеством логистического сервиса. Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо обеспечить соответствующие условия логистического сервиса и высокий уровень качества обслуживания - это критерии качества (второй уровень иерархии).
Третий уровень иерархии составляют перечисленные ранее показатели, характеризующие эффективность функционирования логистических фирм. Считая адекватность описания условий и уровня качества обслуживания посредством этих показателей приемлемой, сгруппируем их по принципу влияния на указанные критерии качества. В результате получаем иерархию (с точки зрения классификации) с различным числом и составом альтернатив под критериями.
Качество логистического сервиса
Уровень обслуживания
Ур
Условия обслуживания
Ус
Коэффициент автономии
К7
Рентабель-ность фирмы
К6
Стоимость услуг
К5
Срок доставки
К4
Деловая репутация
К3
Своевре-менность доставки
К2
Сохран-ность доставки
К1
Рис. 1 Общий вид иерархии
Теперь, не вдаваясь в полемику о смысловой наполняемости таких факторов, как условия и уровень обслуживания, а считая, что рассматриваемые показатели в значительной степени раскрывают (обусловливают) наши критерии качества, перейдем к решению задачи оценки вклада каждого из элементов третьего уровня иерархии в качество логистического сервиса.
Только рассчитав курсив ω = (ω1, ω2, …, ω7) этих элементов, можно будет использовать его компоненты в качестве коэффициентов некоей функции качества логистического сервиса L (ω, k) при показателях эффективности исследуемых фирм-претендентов k = (k1, k2, …, k7):
Численные значения этой функции на множестве исходных данных (заданном Таблицей 1) позволяют выявить среди претендентов фирму с возможностью обеспечения наиболее высокого качества логистического сервиса и, тем самым, ответить на вопрос о выборе компании-перевозчика.
Положим в основу такой разработки
метод анализа иерархии (МАИ), используя
наиболее популярную его модификацию
- метод попарного сравнения [17]
Данный метод основан на обработке информации, поступающей от экспертов, о результатах парных сравнений альтернативных вариантов по различным критериям с использованием девятибалльной шкалы и последующим ранжированием набора альтернатив по всем критериям и целям. Метод отличается простотой; именно это, а также то, что применительно к нашей иерархии (рис. 1), главный недостаток МАИ - большое количество требуемой экспертной информации - здесь не проявляется, предопределило его применение для решения рассматриваемой задачи.
Процедура нахождения результирующего
вектора приоритетов
Баллы 2, 4, 6, 8 показывают промежуточные градации. Выбор такой шкалы объясняется тем, что, во-первых, чем выше число градаций шкалы, тем выше точность экспертной оценки, а, во-вторых, обычному человеку трудно осуществлять выбор, если это нужно сделать одновременно более, чем для 7±2 альтернатив - это установленный психологами и принятый специалистами в области принятия решений факт.
Результаты экспертной оценки альтернатив записываются в матрицы парных сравнений (суждений), которые по определению являются обратно-симметричными (и поэтому достаточно заполнить верхний либо нижний треугольник матрицы):
Таблица 2
Матрица суждений 1 Матрица суждений 2
Какой из нижеприведенных показателей вносит больший вклад в создание благоприятных условий для логистического сервиса |
W1 |
Какой из нижеприведенных показателей более всего влияет на формирование высокого уровня логистического сервиса |
W2 | |||||||
Условия сервиса |
Сохраность доставки |
Своевременность доставки |
Дело-вая репута- ция |
|
Уровень сервиса |
Срок доставки |
Стоимость услуг |
Рентабельность фирмы |
Коэффициент автономии |
|
Сохранность доставки |
5 |
6 |
7 |
0.5221 |
Срок доставки |
5 |
5 |
7 |
8 |
0.3748 |
Своевременность доставки |
1/6 |
5 |
6 |
0.3239 |
Стоимость услуг |
5 |
5 |
7 |
8 |
0.3748 |
Деловая репутация |
1/7 |
1/6 |
5 |
0.1540 |
Рентабель- ность фирмы |
1/7 |
1/7 |
5 |
6 |
0.1692 |
λтах = 3.0075 ИС = 0.0037 |
Коэффициент автономии |
1/8 |
1/8 |
1/6 |
5 |
0.0812 | ||||
λтах=4.0290 ИС=0.0096 |
Далее рассчитываются нормированные вектора приоритетов W1 и W2, максимальные собственные значения матриц λтах и индексы согласованности ИС.
Если для матриц парных сравнений индекс согласованности окажется более 0,10, то это свидетельствует о существенном нарушении логичности суждений эксперта и служит основанием для их пересмотра. и-
Известны несколько способов приближенного вычисления векторов приоритетов. При использовании наиболее простого из них (применительно к обратносимметричной, несогласованной матрице суждений ) необходимо выполнить следующие действия:
W1 = (0,5221; 0,3239; 0,1540)т;
W2 = (0.3748; 0.3748; 0,1692; 0,0812) т, где т - знак транспонирования
Для оценки максимального собственного значения λтах матрицы:
Проверку на согласованность (транзитивность) суждений эксперта можно сделать, рассчитав значение индекса согласованности ИС = (λтах - n)/(n - 1) и сравнив его с предельно допустимым, равным 0,10:
ИС = 0,0037 < 0,10 - для матрицы 1 и ИС = 0,0096 < 0,10 - для матрицы 2 (здесь n - порядок матрицы суждений). Таким образом, полученные значения ИС говорят о том, что рассматриваемые матрицы хоть и не являются идеально согласованными положительными обратносимметричными (для которых λтах = n), но близки к ним с ИС < 0,10, и потому их можно считать согласованными и не подлежащими пересмотру.
Следующим шагом к определению
результирующего вектора
Таблица 3
Матрица суждений 3
Важность какого из приведенных ниже критериев качества (факторов) выше в смысле наиболее полного удовлетворения потребителей качеством логистического сервиса |
|||
Качество логистического сервиса |
Условия обслуживания |
Уровень обслуживания |
|
Условия обслуживания |
5 |
1/6 |
0.3196 |
Уровень обслуживания |
6 |
5 |
0.6804 |
|
λтах = 2.00 |
ИС = 0.00 < 0.10 |
Поскольку векторы приоритетов
показателей эффективности
где K - матрица, элементы которой представляют собой компоненты векторов приоритетов показателей эффективности относительно критериев "условия обслуживания" и "уровень обслуживания";
L - структурная матрица, элементами диагонали которой являются частные от деления числа показателей эффективности под каждым критерием (3 и 4) к общему числу показателей (7) - см. рис.1;
Wз — вектор приоритетов критериев качества относительно фокуса;
В - диагональная матрица, предназначенная для окончательного перемножения слева направо матриц K, L, Wз.
Найдем вначале результат перемножения матриц K на L, затем
Тогда = (0.0715; 0,0444; 0,0211; 0,1457; 0,1457; 0,0658; 0,0316)т.
Сумма всех компонентов полученного вектора приоритетов равна 0,5258. для нормирования умножим его на диагональную матрицу [B] с элементами диагонали, равными -1= (0,5258)-1 =1,9019.
В результате имеем = (0,1359; 0,0844; 0,0401; 0,2771; 0,2771; 0,1251; 0,0601)т.
Компоненты
полученного вектора
В целях корректности данного вывода следует подчеркнуть, что он справедлив на момент высказывания экспертом приведенных выше суждений (и на весь период времени, в течение которого эти суждения существенно меняться не будут). По прошествии некоторого времени оценки парных сравнений в силу разного рода причин могут меняться, соответственно изменятся и веса показателей. В этом смысле рассматриваемая задача динамическая. Кроме того, возможен учет мнений нескольких экспертов, что позволит повысить степень объективности и качество процедуры принятия решения. Агрегированная оценка мнений, рассчитываемая для этого случая, имеет вид: