Закупочная логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Закупочная логистика является одной из важных частей общественного производства, охватывает значительную часть сферы обращения, обеспечивает физическое перемещение материальных ресурсов как от производителя до потребителя, так и внутри предприятия. Закупочная логистика объединяет комплекс операций, направленных на снабжение предприятия ресурсами: объем готовой продукции, движение приобретаемых материальных ресурсов по подразделениям на предприятии и между ними.

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 46.85 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Закупочная логистика является одной из важных частей общественного  производства, охватывает значительную часть сферы обращения, обеспечивает физическое перемещение материальных ресурсов как от производителя до потребителя, так и внутри предприятия. Закупочная логистика объединяет комплекс операций, направленных на снабжение предприятия ресурсами: объем готовой продукции, движение приобретаемых материальных ресурсов по подразделениям на предприятии и между ними. Также занимается управлением материальными потоками в процессе организации и обеспечения материальными ресурсами, а именно: сырьем, полуфабрикатами, первичными ресурсами; производственными или вспомогательными материалами, то есть тем, из чего делают и на чем работают. Вопросы и задачи, которые рассматривает закупочная логистика, в своей деятельности взаимосвязаны и разнообразны. Основной целью, которой добивается закупочная логистика - это удовлетворение с максимальной эффективностью потребности предприятия в продукции, материалах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение, задачи  и функции закупочной логистики.

Логистика — часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.

Закупочная логистика – управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Основной задачей закупочной логистики  является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической  эффективностью, качеством и кратчайшими  сроками. Закупочная логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.

Функции закупочной логистики:

1. Определение потребности в материальных ресурсах. Для этого необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов. Затем выполняют расчет потребности в материальных ресурсах. При этом устанавливают требования к массе, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок. Далее разрабатывают планы-графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры.

2. Исследование рынка закупок. Такое исследование начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализа рисков, связанных с выходом на конкретный рынок.

3. Выбор поставщика. Он включает в себя поиск информации о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками.

4. Осуществление закупок. Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, то есть заключением контракта. Договорные отношения формируют хозяйственные связи, рационализация которых также является задачей логистики. Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля.

5. Контроль поставок. Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, то есть учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (число ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов.

6. Подготовка бюджета закупок. Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют затраты:

  • на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;
  • транспортировку, экспедирование и страхование;
  • грузопереработку;
  • контроль за соблюдением условий договора поставки;
  • приемку и проверку материальных ресурсов;
  • поиск информации о потенциальных поставщиках.

Охарактеризованные функции реализуются службой материально-технического снабжения (отдел закупок) в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия: отделом маркетинга, производством, службой подготовки производства, бухгалтерией, финансовым и юридическим отделами [2, 5].

2. Механизм функционирования, определение метода закупок, планирование  закупок.

Для осуществления функции закупок  на предприятии совершается ряд  операций:

- Анализ рынка.

- Изучение тенденций цен и  анализ стоимости производства  поставщика. Это позволяет сделать вывод о том, что покупка совершается при наиболее благоприятных условиях и в самое лучшее время.

- Получение и оценка предложения  поставщика.

- Выбор поставщика.

- Согласование стоимости обслуживания  и заключение договора.

- Проверка соответствия закупаемой продукции определенным требованиям или спецификации покупателя.

- Проведение предварительных переговоров  между поставщиком и покупателем.

- Размещение заказа.

- Делегирование полномочий и  оценка последствий закупочной  политики.

- Установление единой политики в отношениях с поставщиками.

- Выработка методов учета продукции.

- Сокращение времени проверки  и одобрения спецификации продукции.

- Ускорение оплаты продукции.

- Экономия ресурсов предприятия,  например, путем консолидации заказов и установления стандартов запаса.

- Поиск более дешевых заменителей  продукции без ущерба для ее  потребительских свойств.

- Отбор, классификация и анализ  данных, необходимых для поиска  альтернативного вида продукции.

- Прогноз снабжения, спроса и  цен на основные виды закупаемой продукции.

- Анализ ценности и возможностей  поставщика.

- Разработка новых методов обработки  необходимых данных для эффективного  функционирования системы закупок.

Таким образом, первым, основополагающим этапом процесса закупок является планирование закупок. Планирование закупок товаров и материалов определяет потребности в сырье, материалах, продукции и услугах, которые приобретаются специалистами отдела закупок предприятия.

Планирование закупок продукции  имеет следующие цели:

- снижение уровня сверхнормативного запаса продукции;

- поддержание требуемого уровня  обслуживания потребителей;

- координация графика доставки  и плана по производству.

При разработке плана закупок продукции  учитываются следующие факторы:

  • минимальная партия заказа, отпускаемого поставщиком;
  • скидки при изменении объема поставляемой продукции;
  • ограничения по времени (сроку годности) и объему хранения сырья, упаковки и готовой продукции в складских помещениях производственного предприятия;
  • местонахождение поставщика. Если поставщик – зарубежный, нецелесообразно осуществлять частые поставки небольших партий сырья или упаковки, так как при этом значительно возрастает уровень логистических затрат. В то же время с местным поставщиком можно оговорить такие условия, при которых получатель будет поддерживать минимальный уровень запаса сырья, материалов или упаковки;
  • надежность поставщика. В случае если поставщик надежный, производственное предприятие получает возможность организовать доставку точно в срок;
  • ассортимент и номенклатура материалов и сырья, закупаемых у одного поставщика. Всю продукцию, закупаемую у одного поставщика, целесообразно поставлять одновременно во избежание роста расходов на транспортировку. Особенно это актуально для зарубежных поставщиков;
  • сроки поставки сырья и материалов с момента заказа (чем больше срок поставки, тем больший запас данного материала должен быть на предприятии).

Рассмотрим основные компоненты системы  планирования потребности в материалах:

  • график основного производственного или торгового процесса, определяющий количество готовой продукции с разбивкой по времени;
  • данные об оптимальных нормах запасов товаров и материалов;
  • данные о запасах для каждого компонента, агрегата и детали (имеющееся количество, ожидаемые поступления, а также число израсходованных деталей, еще не списанных с учета);
  • данные об основных изделиях, которые закупаются, и всех изделиях, которые производятся самим предприятием;
  • прогноз потребности в материалах в соответствии с графиком основного производственного процесса;
  • структурированный перечень сырья и материалов;
  • данные о запасах, открытых заказах и сроках выполнения заказов для расчета времени и объема заказов материалов.

Методы управления закупками:

- метод увеличения объемов закупок;

- метод уменьшения объемов закупок;

- метод прямого расчета объемов  закупки.

Метод увеличения объемов закупок  предполагает:

  • учет спроса на конкретные виды продукции для принятия решения об их закупках;
  • анализ спроса в течение, по меньшей мере, 12 месяцев для учета всех возможных видов сезонных колебаний;
  • определение достаточного объема спроса на протяжении 12 месяцев для создания запасов конкретного вида продукции;
  • принятие решения о создании запасов в зависимости от числа заказов на конкретные виды продукции, а не от количества проданных видов продукции.

Метод уменьшения объемов закупок  предусматривает:

- ежемесячный анализ статистики  сбыта продукции, не пользующейся  спросом;

- определение на основании статистики  сбыта тех видов продукции,  объем запасов которых следует  сократить;

- выработку критериев, на основании которых определяется необходимость уменьшения или ликвидации конкретных видов запасов продукции;

- сведение к минимуму доли  медленно реализуемых видов продукции  на основе учета показателей  объема запасов продукции.

Метод прямого расчета объемов закупок (вычисление средних величин без учета динамики и цикличности спроса) предполагает определение:

  • периода времени, для которого осуществляется расчет;
  • общего количества проданной продукции на основании статистики продаж за выбранный период времени;
  • средней величины запасов (в неделях) путем деления общего количества проданной продукции на число недель в выбранном периоде.

Для определения запаса данного  вида продукции величина оптимального уровня запаса умножается на среднюю  величину запасов в неделю. По мере продаж новой продукции расчетная величина, а вместе с ней и цифры в стандартном заказе меняются. Полученная в результате расчетов величина изменяется еженедельно, отражая актуальные статистические данные, поэтому среднюю величину запасов и оптимальный уровень запасов постоянно пересчитывают [3, 7]. 

3. Традиционные и оперативные  системы снабжения. 

Система поставок «Точно в срок».

Традиционная система организации  материального снабжения основана на принципе наличия запасов. В этом случае требуется оформление документа о получении необходимого для производства материала из запасов собственного склада. На складе подбираются нужные материалы и передаются системой транспортировки получателю либо доставляются прямо на рабочие места.

В случае если требуемый предприятию  материал отсутствует на собственном  складе, делается запрос в орган  закупок. На основе запроса закупочный орган оформляет заказ и посылает его поставщику. Поставщик принимает  заказ и обеспечивает отправку товаров. Предприятию-заказчику отправляются крупные партии материалов, как правило, автомобильным или железнодорожным транспортом. Заказанные грузы по их поступлению принимают на складе предприятия. Здесь проверяют качество материалов, их соответствие заявке по количеству и номенклатуре. После оформления соответствующих документов о поступлении товаров они доставляются на отдельные производства.

Главный недостаток традиционной системы  закупок выражает потребность в  комплексе складов с присущими  им административными издержками и затратами труда. Основные статьи издержек по содержанию складов можно сгруппировать следующим образом:

· Содержание складских помещений;

· Затраты на обслуживающий персонал;

· Затраты на транспортные средства;

· Убытки от хранения запасов.

Перечисленные статьи издержек могут достигать значительных сумм, поэтому система материально-технического снабжения постоянно оптимизируется с точки зрения поисков механизмов функционирования, которые снижали бы потребность в складах до необходимого минимума, упрощали процедуру заказа и получения предметов снабжения, ускоряли быстродействие системы.

Информация о работе Закупочная логистика