Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 13:52, курсовая работа
Закупочная логистика является одной из важных частей общественного производства, охватывает значительную часть сферы обращения, обеспечивает физическое перемещение материальных ресурсов как от производителя до потребителя, так и внутри предприятия. Закупочная логистика объединяет комплекс операций, направленных на снабжение предприятия ресурсами: объем готовой продукции, движение приобретаемых материальных ресурсов по подразделениям на предприятии и между ними.
Введение
Закупочная логистика является одной из важных частей общественного производства, охватывает значительную часть сферы обращения, обеспечивает физическое перемещение материальных ресурсов как от производителя до потребителя, так и внутри предприятия. Закупочная логистика объединяет комплекс операций, направленных на снабжение предприятия ресурсами: объем готовой продукции, движение приобретаемых материальных ресурсов по подразделениям на предприятии и между ними. Также занимается управлением материальными потоками в процессе организации и обеспечения материальными ресурсами, а именно: сырьем, полуфабрикатами, первичными ресурсами; производственными или вспомогательными материалами, то есть тем, из чего делают и на чем работают. Вопросы и задачи, которые рассматривает закупочная логистика, в своей деятельности взаимосвязаны и разнообразны. Основной целью, которой добивается закупочная логистика - это удовлетворение с максимальной эффективностью потребности предприятия в продукции, материалах.
1. Определение, задачи
и функции закупочной
Логистика — часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.
Закупочная логистика – управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Основной задачей закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочная логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.
Функции закупочной логистики:
1. Определение потребности в материальных ресурсах. Для этого необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов. Затем выполняют расчет потребности в материальных ресурсах. При этом устанавливают требования к массе, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок. Далее разрабатывают планы-графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры.
2. Исследование рынка закупок. Такое исследование начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализа рисков, связанных с выходом на конкретный рынок.
3. Выбор поставщика. Он включает в себя поиск информации о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками.
4. Осуществление закупок. Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, то есть заключением контракта. Договорные отношения формируют хозяйственные связи, рационализация которых также является задачей логистики. Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля.
5. Контроль поставок. Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, то есть учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (число ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов.
6. Подготовка бюджета закупок. Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют затраты:
Охарактеризованные функции реализуются службой материально-технического снабжения (отдел закупок) в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия: отделом маркетинга, производством, службой подготовки производства, бухгалтерией, финансовым и юридическим отделами [2, 5].
2. Механизм функционирования,
определение метода закупок,
Для осуществления функции закупок на предприятии совершается ряд операций:
- Анализ рынка.
- Изучение тенденций цен и анализ стоимости производства поставщика. Это позволяет сделать вывод о том, что покупка совершается при наиболее благоприятных условиях и в самое лучшее время.
- Получение и оценка
- Выбор поставщика.
- Согласование стоимости
- Проверка соответствия закупаемой продукции определенным требованиям или спецификации покупателя.
- Проведение предварительных
- Размещение заказа.
- Делегирование полномочий и оценка последствий закупочной политики.
- Установление единой политики в отношениях с поставщиками.
- Выработка методов учета
- Сокращение времени проверки
и одобрения спецификации
- Ускорение оплаты продукции.
- Экономия ресурсов предприятия,
- Поиск более дешевых
- Отбор, классификация и анализ
данных, необходимых для поиска
альтернативного вида
- Прогноз снабжения, спроса и цен на основные виды закупаемой продукции.
- Анализ ценности и
- Разработка новых методов
Таким образом, первым, основополагающим этапом процесса закупок является планирование закупок. Планирование закупок товаров и материалов определяет потребности в сырье, материалах, продукции и услугах, которые приобретаются специалистами отдела закупок предприятия.
Планирование закупок
- снижение уровня сверхнормативного запаса продукции;
- поддержание требуемого уровня обслуживания потребителей;
- координация графика доставки и плана по производству.
При разработке плана закупок продукции учитываются следующие факторы:
Рассмотрим основные компоненты системы планирования потребности в материалах:
Методы управления закупками:
- метод увеличения объемов
- метод уменьшения объемов
- метод прямого расчета объемов закупки.
Метод увеличения объемов закупок предполагает:
Метод уменьшения объемов закупок предусматривает:
- ежемесячный анализ статистики
сбыта продукции, не
- определение на основании
- выработку критериев, на основании которых определяется необходимость уменьшения или ликвидации конкретных видов запасов продукции;
- сведение к минимуму доли
медленно реализуемых видов
Метод прямого расчета объемов закупок (вычисление средних величин без учета динамики и цикличности спроса) предполагает определение:
Для определения запаса данного вида продукции величина оптимального уровня запаса умножается на среднюю величину запасов в неделю. По мере продаж новой продукции расчетная величина, а вместе с ней и цифры в стандартном заказе меняются. Полученная в результате расчетов величина изменяется еженедельно, отражая актуальные статистические данные, поэтому среднюю величину запасов и оптимальный уровень запасов постоянно пересчитывают [3, 7].
3. Традиционные и оперативные системы снабжения.
Система поставок «Точно в срок».
Традиционная система
В случае если требуемый предприятию
материал отсутствует на собственном
складе, делается запрос в орган
закупок. На основе запроса закупочный
орган оформляет заказ и
Главный недостаток традиционной системы закупок выражает потребность в комплексе складов с присущими им административными издержками и затратами труда. Основные статьи издержек по содержанию складов можно сгруппировать следующим образом:
· Содержание складских помещений;
· Затраты на обслуживающий персонал;
· Затраты на транспортные средства;
· Убытки от хранения запасов.
Перечисленные статьи издержек могут достигать значительных сумм, поэтому система материально-технического снабжения постоянно оптимизируется с точки зрения поисков механизмов функционирования, которые снижали бы потребность в складах до необходимого минимума, упрощали процедуру заказа и получения предметов снабжения, ускоряли быстродействие системы.