Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:44, курсовая работа
Цели курсовой работы:
1.анализ типологических признаков сетевых изданий, для выяснения их жизнеспособности и внесения необходимых корректив в их классификацию, в данном случае мы прибегнем к экспериментальному исследованию Интернет-изданий;
2.создание системы типологических признаков, которая бы объясняла отличия между различными видами сетевых СМИ;
3.обоснование применения разработанной системы типологических признаков методов и экспериментальная проверка их работоспособности (на примере анализа веб-изданий).
Введение 3
Глава 1
Анализ типологических признаков Интернет-изданий 5
Глава 2
Анализ Интернет-изданий по результатам работы
профессора Акопова и по типологическим признакам,
выведенным в ходе исследования 28
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Еще один типологический фактор описанный Акоповым: внутренняя структура он-лайн изданий. «Внутренняя структура он-лайн изданий также мало отличается от структуры печатных. Прежде всего, это исходит от единства целей и традиционного подхода издателей, создающих сетевые журналы и газеты «по образу и подобию» традиционных бумажных. Деление публикаций внутри одного выпуска производится, прежде всего, по тематическому, жанровому и проблемно-целевому принципам»16. С тем, что по тематическому принципу Интернет-издания делятся так же, как печатные СМИ можно согласиться. Например, NAVINY.BY публикуют статьи в разделах «Финансы», «Общество», «Культура», «Политика», «Происшествия», «Экономика»; «Ежедневник» (www.ej.by) – «По делу», «Их дела», «Делянка», «Между делом», «Дела и люди». Заметно, что тематический и проблемно-целевой принцип подразделения материалов нередко сливаются в одно, так, статьи рубрики «Общество», «Происшествия», «Здоровье», «Делянка» будут носить не только новостной, но и проблемный характер и будут ориентированы на чувства и эмоции человека (особенно благодаря принципу «a bad news is a good news»); в то время как материалы рубрик «Политика», «Экономика», «Финансы», «По делу» буду скорее новостными или аналитическими, с аналитикой близкой к комментарию, а не к очерку. Жанровое деление не будет столь четким для информационных сайтов: так, поисковик газеты NAVINY.BY подразделяет материалы только на «новости», «статьи» и «сюжеты»; но для Интернет СМИ оно остается актуальным. Например, на сайте газеты «7 дней» есть рубрика «Репортаж 7 дней», в Интернет-газете «Ежедневник» в рубрике «Деловой разговор» публикуются интервью, а в рубрике «Репортаж по делу» – репортажи.
Следующий типологический признак – жанры веб-изданий. «Жанры сетевой периодики практически ничем не отличаются от жанров бумажной прессы. Вследствие специфики сетевой журналистики как вида СМИ несравненно более значительное место занимают краткие информационные сообщения. Среди писем преобладают письма-сообщения, письма-вопросы, письма-ответы, письма-консультации, в связи с чем, возможно, письмо в Сети перестает быть жанром аналитической публицистики, превращаясь в информационный жанр. В пропорциональном отношении по сравнению с бумажной прессой значительно больше обзоров и обозрений, что объясняется спецификой изданий, вынужденных выполнять навигационные функции до той поры, пока в Сети установится сложившаяся система поиска, легко доступная рядовым пользователям, а не только сетевой элите. Впрочем, в определенной степени это связано и со спецификой сетевого гипертекста. В любом случае жанры как категорию для сетевой журналистики следует исследовать отдельно»17.
В принципе, наблюдения профессора Акопова до сего дня не потеряли своей актуальности, но для большей достоверности следует провести анализ текстов Интернет СМИ.
Анализ текстов
информационного сайта NAVINY.
Приложение 2
Первый пример, материал «Собственны монетный двор Нацбанк пока не потянет», рубрика «Финансы».
Материал не соответствует
собственному названию: такой текст
должен рассказать о необходимости
или преждевременности введения
в оборот циркуляционных монет; перед нами же перепечатанный
пресс-релиз (на это указывает популярная
в Беларуси схема лид-цитата-уточнение-цитата-
С таким развитием темы прийти к какому-либо выводу просто невозможно, создается впечатление, что причины для написания материала просто не было.
Для простого информирования читателя можно было оставить первый и последний абзацы, но в тексте преобладают отглагольные существительные, числительные и сложные синтаксические конструкции, что характерно скорее для аналитических материалов, а не для новостных. Однако аналитическим тест также не назовешь – для глубокого исследования проблемы, а именно, для того чтобы показать целесообразность (или нецелесообразность) нововведения, в тексте недостаточно аргументов, а также нарушена причинно-следственная связь.
Материал не персонифицирован, поэтому ощутима разница между названием статьи и ее содержанием.
Таким образом, текст не является ни новостным, ни аналитическим; позиция автора в материале отсутствует. В тексте много непривязанной к теме информации.
Пример второй, текст «Стратегия похвалила Нацбанк и покритиковала Минфин», рубрика «Экономика». По сравнению с первым материалом этот текст выглядит лучше, хотя и напоминает перечисление победителей-проигравших и причин номинирования того или иного министерства, законодательного акта и бизнес проекта. Автора у текста нет, скорее он списан с отчета аналитического центра «Стратегия».
Собственно Интернет-тексты не должны напоминать тексты печатные, но в рамках нашей действительности они идентичны. Зачастую такие тексты грешат чрезмерной официозностью и изживают себя, уступая дорогу более продвинутым персонализированным блогам. Они не несут в себе ни аналитики, ни просто информации. Таким образом, сайт NAVINY.BY исполняет функцию информационного дайджеста: он компилирует материалы пресс-центров, что же касается аналитики, то на сайте ее трудно найти. Объясню почему, дело в том, что аналитический материал предполагает анализ – глубинное изучение того или иного явления и его разъяснение читателю. В нашем же случае мы сталкиваемся либо с развернутой новостной статьей как, например, в материале «Н. Петкевич: «Нужно отменить льготы всем до единого», либо с аналитическим материалом, составленным из интервью, например, статья «Америко Диас Нуньес: «Беларусь и Венесуэлу объединяют дружба и возможности». В первом случае нам предлагают выдержки из выступления Натальи Петкевич на встрече с белорусскими парламентариями и представителями общественных организаций и комментарии Лилии Нагорной, заместителя председателя белорусского общественного объединения «Автограф Чернобыля». Во втором, представленное читателю интервью полностью исключает авторский анализ, а просто напоминает беседу на заданную тему. В противовес этой статье можно представить материал «В Беларуси начинают войну с тарелками?»: сначала читателю сообщают о создании спутникового канала «ТВ Беларусь», затем автор проводит аналогию между созданием нового канала и запретом на использование спутниковых тарелок в городе Лида; наличие цитат в статье оправдано – цитаты подтверждают мнение автора, то есть выступают средством доказательства, а не просто дублируют информацию.
Итак, «Ежедневник»: «это – ежедневное издание с подборкой авторских новостных, аналитических статей и комментариев, а также специальных репортажей и журналистских расследований. С понедельника по четверг основное в газете – новости и комментарии. По пятницам выходит аналитический номер с некоторой долей развлекательных материалов»18.
Первый пример, материал «Выпивка под запретом», рубрика «Их дела». Статья размещена в 158 выпуске газеты за 26 апреля 2007 года (четверг). Как утверждают редакторы «с понедельника по четверг в газете размещаются новости и комментарии», но данный материал не новостная заметка и не комментарий. Первая предполагает краткое изложение события, на это претендует лид, но никак не сама статья, в тоже время комментарий – это своеобразное пояснение к исходному тексту. Здесь же автор рассказывает читателю о том, как в европейских странах обстоит дело с распитием спиртных напитков несовершеннолетними, существуют ли там запреты на употребление спиртного в общественных местах и только в последнем абзаце автор высказывает мнение, о том, как следует ограничить продажу алкоголя в нашей стране. Вот в этот раз лид предполагает наличие в статье комментария специалиста как минимум по двум темам: следует ли ждать законопроекта, запрещающего распитие пива в летних кафе и в общественных местах, и могут ли эти меры повлиять на формирование культуры пития у белорусов.
Следующий материал «Глупый, бестолковый и недружественный» нельзя отнести к разряду профессионального комментария – это мнения постоянных читателей газеты; поэтому он более персонифицирован, нежели материал на ту же тему опубликованный на сайте NAVINY.BY. как, впрочем, и прокомментированные журналистами издания высказывания известных людей. Пример: слова заместителя главы Администрации президента Беларуси, Натальи Петкевич: «Я не жду от вас понимания. Доводов по лишению льгот найти невозможно. Не от больших денег, не от хорошей жизни государство экономит. Сегодня надо поддержать население в связи с увеличением цен на энергоресурсы. Можно сохранить льготы, но мы соответственно получим жировки в три-четыре раза больше».
Комментарий «Ежедневника»:
«Главное – правильно расставить акценты. Депутаты будут голосовать не за отмену льгот, а против повышения цены жировок в три-четыре раза. На смену экономическому чуду приходит идеологическое»19.
«Ежедневник» отдает предпочтение следующим жанрам:
Анализ материалов ByBanner.com (www.bybanner.com)
Приложение 4
В отличие от предыдущих изданий ByBanner имеет четкую специализацию: на сайте размещаются материалы, касающиеся сети, IT-технологий, операторов мобильной связи и компаний, специализирующихся в сфере коммуникации.
Сайт еще более специализирован (в сравнении с ByBanner.com): «На сегодняшний день он является крупнейшим белорусским сайтом, посвященным вопросам мобильной связи и мобильным телефонам, а также карманным компьютерам, GPS-навигации и цифровому фото»20.
Здесь все намного проще: благодаря специфике издания, на сайте преобладают обзоры (например, обзоры рынка мобильной связи, тесты техники), новостные заметки (они, как правило, содержат информацию о выпуске нового продукта, с его краткой технической характеристикой) и статьи (конечно же, сама тема, так или иначе, связна с мобильной связью: «Истории брэндов. Человек эпохи Nokia», «Операторы зарубежья. Мобильная связь Литвы»).
Выводы:
Информация о работе Анализ типологических признаков Интернет-изданий