Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение принципов моделирования информационных систем, создание программного изделия, предназначенного для автоматизации Рекламного агентства. Оно позволяет значительно повысить производительность труда за счет автоматизации некоторых функций, которые раньше выполнялись вручную.
Для достижения цели следует выполнить следующие задачи:
Выбор CASE-средства для моделирования информационной системы.
Разработать диаграммe вариантов использования.
Провести анализ предметной области. Для этого нужно рассмотреть структуру всей организации, установить конкретные задачи, выполняемые каждым сотрудником;
Rose базируется на UML (Universal Modeling Language)
- универсальном языке
Соответственно, Rational Rose является инструментом,
который позволяет строить
Диаграммы вариантов использования описывают функциональное назначение системы или то, что система должна делать. Разработка диаграммы преследует следующие цели:
- определить общие границы и контекст моделируемой предметной области;
- сформулировать общие требования к функциональному поведению проектируемой системы;
- разработать исходную концептуальную модель системы для ее последующей детализации в форме логических и физических моделей;
- подготовить исходную документацию для взаимодействия разработчиков системы с ее заказчиками и пользователями.
Суть диаграммы вариантов
Отдельный вариант использования обозначается на диаграмме эллипсом, внутри которого содержится его краткое название или имя в форме глагола с пояснительными словами.
Цель варианта использования заключается в том, чтобы определить законченный аспект или фрагмент поведения некоторой сущности без раскрытия её внутренней структуры. В качестве такой сущности может выступать система или любой элемент модели, который обладает собственным поведением.
Каждый вариант использования
соответствует отдельному сервису,
который предоставляет
Варианты использования могут
применяться как для
После изучения предметной области были выявлены следующие варианты использования: заключение договора на проведение рекламной компании, согласование стоимости компании, оформление блока заказа, размещение рекламных материалов, расчет стоимости рекламной компании, выдача задания дизайнеру, составление отчета для заказчика.
Актер представляет собой любую внешнюю по отношению к моделируемой системе сущность, которая взаимодействует с системой и использует ее функциональные возможности для достижения определенных целей. При этом актеры служат для обозначения согласованного множества ролей, которые могут играть пользователи в процессе взаимодействия с проектируемой системой. Каждый актер может рассматриваться как некая отдельная роль относительно конкретного варианта использования. Стандартным графическим обозначением актера на диаграммах является фигурка человечка, под которой записывается имя актера.
В некоторых случаях актер может обозначаться в виде прямоугольника класса с ключевым словом «актер» и обычными составляющими элементами класса. Имена актеров должны записываться заглавными буквами и следовать рекомендациям использования имен для типов и классов модели.
С учетом того что создаваемая информационная система рекламное агентство – небольшое предприятие, то в ней будут следующие актеры – клиент и координатор.
Актеры взаимодействуют с системой посредством обмена сообщениями с вариантами использования. Сообщение представляет собой запрос актером определенного сервиса системы и получение этого сервиса. Это взаимодействие может быть выражено посредством ассоциаций между отдельными актерами и вариантами использования или классами.
Между элементами диаграммы вариантов
использования могут
В языке UML существует несколько стандартных видов отношений между актерами и вариантами использования:
ассоциации (association relationship);
расширения (extend relationship);
общения (generalization relationship);
включения (include relationship).
Отношение ассоциации. Применительно
к диаграммам вариантов использования ассоциация
Отношение расширения. Отношение расширения
Отношение расширения между вариантами
использования обозначается пун
Отношение расширения отмечает тот факт, что один из вариантов использования может присоединять к своему поведению некоторое дополнительное поведение, определенное для другого варианта использования. Данное отношение включает в себя некоторое условие и ссылки на точки расширения в базовом варианте использования. Чтобы расширение имело место, должно быть выполнено определенное условие данного отношения. Ссылки на точки расширения определяют те места в базовом варианте использования, в которые должно быть помещено соответствующее расширение при выполнении условия.
Отношение обобщения. Отношение обобщения служит для указания того факта, что некоторый вариант использования А может быть обобщен до варианта использования В. В этом случае вариант А будет являться специализацией варианта В. При этом, В называется предком или родителем по отношению А, а вариант А - потомком по отношению к варианту использования В. Потомок наследует все свойства и поведение своего родителя, а также может быть дополнен новыми свойствами и особенностями поведения. Графически данное отношение обозначается сплошной линией со стрелкой в форме не закрашенного треугольника, которая указывает на родительский вариант использования.
Отношение обобщения между вариантами использования применяется в том случае, когда необходимо отметить, что дочерние варианты использования обладают всеми атрибутами и особенностями поведения родительских вариантов. При этом, дочерние варианты использования участвуют во всех отношениях родительских вариантов. В свою очередь, дочерние варианты могут наделяться новыми свойствами поведения, которые отсутствуют у родительских вариантов использования, а также уточнять или модифицировать наследуемые от них свойства поведения.
Отношение включения. Отношение включения между двумя вариантами использования указывает, что некоторое заданное поведение для одного варианта использования включается в качестве составного компонента в последовательность поведения другого варианта использования.
Отношение включения, направленное от варианта использования А к варианту использования В, указывает, что каждый экземпляр варианта А включает в себя функциональные свойства, заданные для варианта В. Эти свойства специализируют поведение соответствующего варианта А на данной диаграмме. Графически данное отношение обозначается пунктирной линией со стрелкой, которая помечается ключевым словом «include» (включает).
На рисунке 3 представлена диаграмма вариантов для нашей системы.
Рисунок 3 - диаграмма вариантов использования.
Здесь мы выделили двух актеров, активно взаимодействующих с информационной системой: клиент и координатор.
По условию в нашей системе координатор взаимодействует с клиентом. Клиент выполняет оформление блока заказа и согласует стоимость рекламной компании. После заполнения блока заказа заказ помещается в Базу данных рекламного агентства.
Далее координатор начинает выполнение заказа.
Для уточнения стоимости координатор посылает запрос в бухгалтерию где производится расчет стоимости рекламной компании, после чего согласует стоимость с клиентом. Затем после заключения договора с клиентам выдает задание дизайнеру.
После успешного
выполнения всех параметров заказа
координатор предоставляет
Временной же аспект поведения может
иметь существенное значение при
моделировании синхронных процессов,
описывающих взаимодействия объектов.
Для моделирования
На диаграмме последовательности изображаются только те объекты, которые непосредственно участвуют во взаимодействии. Ключевым моментом для диаграмм последовательности является динамика взаимодействия объектов во времени.
В UML диаграмма последовательности имеет как бы два измерения. Первое слева направо в виде вертикальных линий, каждая из которых изображает линию жизни отдельного объекта, участвующего во взаимодействии. Крайним слева на диаграмме изображается объект, который является инициатором взаимодействия. Правее изображается другой объект, который непосредственно взаимодействует с первым. Таким образом, все объекты на диаграмме последовательности образуют некоторый порядок, определяемый очередностью или степенью активности объектов при взаимодействии друг с другом.
Графически каждый объект изображается прямоугольником и располагается в верхней части своей линии жизни. Внутри прямоугольника записываются имя объекта и имя класса разделенные двоеточием. При этом вся запись подчеркивается, что является признаком объекта.
Вторым измерением диаграммы последовательности является вертикальная временная ось, направленная сверху вниз. Начальному моменту времени соответствует самая верхняя часть диаграммы. Взаимодействия объектов реализуются посредством сообщений, которые посылаются одними объектами другим. Сообщения изображаются в виде горизонтальных стрелок с именем сообщения, а их порядок определяется временем возникновения. То есть, сообщения, расположенные на диаграмме последовательности выше, инициируются раньше тех, которые расположены ниже. Масштаб на оси времени не указывается, поскольку диаграмма последовательности моделирует лишь временную упорядоченность взаимодействий типа «раньше-позже».
Линия жизни объекта (object lifeline) изображается пунктирной вертикальной линией, ассоциированной с единственным объектом на диаграмме последовательности. Линия жизни служит для обозначения периода времени, в течение которого объект существует в системе и, следовательно, может потенциально участвовать во всех ее взаимодействиях. Если объект существует в системе постоянно, то и его линия жизни должна продолжаться по всей плоскости диаграммы последовательности от самой верхней ее части до самой нижней.
Отдельные объекты, выполнив свою роль в системе, могут быть уничтожены, чтобы освободить занимаемые ими ресурсы. Для таких объектов линия жизни обрывается в момент его уничтожения. Для обозначения момента уничтожения объекта в языке UML используется специальный символ в форме латинской буквы «X». Ниже этого символа пунктирная линия не изображается, поскольку соответствующего объекта в системе уже нет, и этот объект должен быть исключен из всех последующих взаимодействий.
Не обязательно
создавать все объекты