Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:12, контрольная работа
Цель данной работы – проследить многовековую историю рекламы, в том числе в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. История развития рекламы…………………………………………………….4
2. Реклама в России
2.1. Период до 1917 года………………………………………………………10
2.2. Советский период…………………………………………………………16
2.3. Современное состояние (эпоха возрождения рекламы)………………..19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23
Русские купцы прибегали
к разнообразным приемам
В поэме Н. А. Некрасова «Коробейники» приводится рекламный припев деревенских торгашей (коробейников):
Эй, Федорушки! Варварушки!
Отпирайте сундуки!
Выходите к нам, сударушки,
Выносите пятаки!
<...>
Ситцы есть у нас богатые,
Есть миткаль, кумач и плис.
Есть у нас мыла пахучие —
По две гривны за кусок,
Есть румяна нелинючие —
Молодись за пятачок!
Видишь, камни самоцветные
В перстеньке как жар горят...
В этот период между многими русскими торговыми людьми вовсе не считалось зазорным всячески приукрасить свой товар, обманывать покупателей.
В таких припевах выделяют жанровые варианты — заклички и прибаутки. Закличка содержит непосредственно выраженный эмоционально-ценностный компонент, призванный обратить внимание на достоинства рекламируемого товара. Например:
Свечки! Свечки!
Горят ярче печки.
Не менее значительным явлением, повлиявшим на возникновение российской рекламы, была традиция ярмарочного фольклора. Главным средством межрегионального рынка товаров и услуг стали ярмарки. Сведения о развитии ярмарок на Руси имеются, начиная от домонгольского периода и от первых лет становления новой государственности в ХV веке. К ХVIII веку существовало несколько тысяч регулярных ежегодных ярмарок. Уличные торговцы щедро ублажали толпу покупателей новыми товарами.
Определенный вклад в ранний период формирования средств рекламы внесли народные картинки лубки. Лубки входили в каждый дом от царских палат до убогих крестьянских изб. Они в доступной форме доносили до широкой публики разнообразную информацию и идеи, воплощенные в броских красочных изображениях.
Гирлянды ярких лубочных картинок с броскими рекламными призывами-надписями вывешивались на обозрение и продажу.
Еще одно яркое явление ярмарочной жизни
— зрелищный балаган. Одним из главных
героев ярмарки становился балаганный
дед. Вокруг него
скоморохи, клоуны, акробаты, своими эксцентрическими
номерами завлекавшие толпу. К зрелищам
привлекали публику не только заклички
балаганных и «ряженых» дедов, но и пестрые
краски внешних и внутренних декораций.
Оформление в основном имело сходство
с лубком. На этой базе формируются в России
первые видовые плакаты.
В 1887 году прошла Международная выставка художественных афиш, состоявшаяся под покровительством Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. Российская зрелищная реклама в конце ХIХ века эволюционировала от афиши к плакату.
Не менее притягательными для народа были зрелища, разыгрываемые на балконах, которые назывались раусами. Это наименование перешло на жанр балконных представлений.
Важнейшей вехой в развитии отечественной рекламы стал 1703 год, когда появился указ Петра 1 об издании первой русской газеты «Ведомости», где иногда встречались печатные объявления рекламного свойства, получившие несколько позже развитие в изданиях Академии наук «Санкт-Петербургские ведомости». Уже в середине ХVIII века раздел объявлений занимал такое же место, как и информационная часть газеты. Таким образом, объявление становится если не единственной, то основной формой информации об экономической и культурной жизни. Реклама является живым отражением своего времени со всеми его противоречиями. Так, вплоть до ХIХ века в газетах печатались объявления о продаже «с аукционного торгу» крепостных крестьян и дворовых [3, С. 44]. Со временем реклама становилась более разнообразной по тематике, что, безусловно, связано с усложнением экономической инфраструктуры российского общества: публиковались извещения о банкротствах, о принудительной распродаже имений с торгов; здесь же помещались повседневные частные объявления.
В 1756 году под эгидой Московского университета начала выходить газета «Московские ведомости». Когда редактором этой газеты стал известный русский просветитель Н. И. Новиков, в ней появилась рубрика «О российских книгах», где подробно анонсировались новые издания, выпущенные типографией Московского университета, а также новинки, продававшиеся в университетской книжной лавке.
По большому числу различного рода пародий на стиль и содержание рекламных объявлений того времени можно судить, что к середине ХVIII века в русской культуре глубоко укореняется жанр рекламного объявления. Так, сам Н. И. Новиков в своем сатирическом журнале «Трутень» высмеивал объявления под рубрикой «Продажа»: «Недавно пожалованный воевода отъезжает в порученное ему место и для облегчения в пути продает свою совесть; желающие купить могут его сыскать в здешнем городе» [4, С. 98].
Тексты рекламных объявлений, распространенные в русской журналистике ХVIII века, имели преимущественно справочный, деловой характер, типичный для жанра объявления. Лишь в сообщениях библиографического свойства о литературных новинках появилась оценочная информация, элементы развитой суггестивной рекламы.
В начале ХIХ века новым явлением русской журналистики стал «Московский телеграф» Н. А. Полевого (1796—1846). Этот журнал совершил настоящую революцию в журналистике, развернув активную рекламную деятельность. Здесь появляются образцы зрелой рекламы под рубриками «Московские записки», «Отечественные известия» и «Модные обычаи». Объявления печатались не только оперативно, но и содержательно. В них присутствовали качества, характерные для развитой рекламы: концентрированная оценочность и настойчивая апелляция к потенциальному покупателю [5, С. 20-21].
В ХIХ веке широкое
распространение получило размещение
рекламных плакатов на круглых тумбах,
установленных во многих городах. Реклама
появилась на конках и трамваях.
Мальчики на улицах возле магазинов
и лавок вручали прохожим календари,
прейскуранты.
Первые российские рекламные агентства
зародились в середине 60-х годов ХIХ столетия
в Санкт-Петербурге (на Невском проспекте
у Пассажа) и в Москве (на Тверской улице
в доме Гудович). Позднее было создано
((Русское телеграфное Агентство» (РТА).
С этого момента распространение оперативных
новостей рекламного характера приобрело
в России общегосударственный масштаб.
Широко процветала реклама патентованных
медицинских препаратов.
Во второй половине ХIХ века появляется многоцветный плакат. На 1-й Выставке русских живописцев — авторов плаката (Санкт-Петербург, 1897 г.) можно было уже встретить имена Врубеля, Коровина, Лансере, братьев Васнецовых, Кустодиева и других. Красочные плакаты, о которых идет речь, в значительной степени — в силу их безукоризненного вкуса и мастерства изображения начинают всерьез влиять на эстетику облика больших российских городов.
У подобного рода рекламы существовал исконно российский конкурент — вывеска. Как писал Максимилиан Волошин, «...вывеска гораздо больше определяет физиономию улицы, чем афиша, уже потому, что она всегда висит на своем месте» [3, С. 46]. О характере вывесок российских городов конца ХIХ — начала ХХ веков сегодня можно судить по живописным полотнам М. Кустодиева, М. Ларионова, И. Машкова.
В конце ХIХ века, когда в России стали развиваться промышленность и торговля, с ней, как следствие, начала развиваться российская реклама: вывески на магазинах и лавках, объявления в газетах и журналах, этикетки и обертки для товаров и, наконец, призывы и приглашения купить именно это, а не другое.
1900-е годы. Начало века.
Душистый табак и порох, печенье и мармелад,
какао, чай, вино и наивные радостные призывы:
«Самая дешевая сила!» (фабрика «всевозможных
двигателей»), «Впереди всех печенье!..»,
«Прокат карет и автомобилей!», «Безусловное
ручательство за высшую прочность!» (производство
галош). Выбирай, что твоей душеньке угодно!
Пройдет немного времени, и не станет фабрики
«Эйнем», «Чайной торговли Спорова», «Какао
Жорж Борман». Вместо них появятся завод
«Красный Богатырь», фабрика «Большевичка»,
гигант «Уралмаш», «Моссельпром» [3, С.
46].
Реклама стала орудием экономической борьбы государственной торговли с частником, она должна была привлечь покупателя в государственные магазины, убедить массового потребителя в качестве товаров, выпускаемых советскими предприятиями. Художники искали новые средства воздействия на массового покупателя, прежде всего на рабочего и крестьянина. Призывы и объявления тех лет убийственно убедительны: «Нигде кроме, как в Моссельпроме!», конфеты «Наша индустрия», папиросы «Кино», «Трехгорное пиво выгонит вон ханжу и самогон!». И, наконец, «Резинатрест — защитник в дождь и слякоть, без галош Европа будет сидеть и плакать!» [5, C. 22].
Два последних десятилетия ХIХ века составили новую эпоху развития рекламного дела в России благодаря прессе: в связи с изобилием рисованных изображений, рисованной рекламы на газетных полосах стал убавляться объем статей. А чуть позже и российские афиши с анонсом представления осваивают иную знаковую систему: рисунок, гравюру, лубок, еще позже — живопись. Изменяется словесный набор, становясь и четче, и лаконичней. Продолжает совершенствоваться изображение на афише — на рекламную авансцену выходят профессиональные живописцы, нередко с громкими именами, что с избытком оплачивалось рекламодателями. Русско-японская война 1904—1905 годов дала повод для издания плакатов патриотического содержания.
В 1908 году был выпущен
в прокат первый фильм российского
производства. Реклама не заставила
себя ждать: появилась еще одна разновидность плакатной рекламы — киноплакат.
Это сфера творчества успешно развивалась
в России до Первой мировой войны.
Но в период гражданской войны реклама
свелась к примитивной агитации.
После гражданской войны в России появляются
рекламные агентства:
«Рекламтранс», «Связь», «Промреклама»,
Мосторгреклама» и другие. достаточно
сказать, что «Мосторгреклама» размещала
свои рекламные объявления в фойе гостиниц
и театров, использовала в рекламных целях
московские трамваи.
2.2. Советский период
Реклама послереволюционного периода в России характеризуется острой идеологической направленностью. Публикация рекламы была объявлена исключительным правом рабоче-крестьянского правительства и местных Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Мастерство живописной вывески уступило место шрифтовым трафаретам, а с конца 20-х до конца 80-х годов ХХ века главенствующим жанром становится политический и отчасти зрелищный плакат.
Самым активным стал для советской рекламы период НЭПа. В период НЭПа реклама выступала как одно из средств установления экономической политики, обслуживала товарообмен между городом и деревней. Этот этап развития советской рекламы связан больше с ее просветительской функцией:
Кооператор,
Торгуй книгой!
Свет и знание в деревню двигай!
1921—1929 годы — «золотой век» фоторекламы
в России.
Особенно много для советской рекламы
сделал В. Маяковский, работавший в Моссельпроме,
Резинотресте, ГУМе. Он считал, что любой
товар народного потребления нуждался
в том, чтобы обывателю объяснили его ценность
и полезные свойства:
Печенье не черствеет!
Питательнее, выгоднее булки!
Продает Моссельпром,
Отделения в любом переулке.
В. В. Маяковский писал о неверном взгляде на функцию рекламы в советском обществе: «Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Увидев на обложке журнала имя, останавливаются купить. Будь та же вещь без фамилии на обложке, сотни рассеянных просто прошли бы мимо. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи...» [3, С. 48].
В. В. Маяковский, А. М. Родченко, В. Рындин, Кукрыниксы и другие художники сделали немало для подъема художественного уровня рекламы. Композитор С. Прокофьев даже написал «Сладкую песенку» для шоколадной обертки. Принципом творчества этих художников был лозунг «Товар — лицом».
Во время Великой
Отечественной войны художники
работали над агитационными плакатами,
такими как известные всем «Родина-мать зовет!»
В 1960—1970 годы появились крупные рекламные
организации: «Союзторгреклама», «Укрторгреклама»,
«Роскоопторгреклама», «Внешторгреклама»;
были созданы рекламные организации при
Аэрофлоте, Министерстве культуры и при
других министерствах. С целью координации
рекламной деятельности организованы
межведомственные советы по рекламе. Выпускалось
свыше 60 специальных рекламных изданий
(«Реклама», «Коммерческий вестник», «Московская
реклама», «Новые товары», «Панорама»,
приложения к областным и республиканским
газетам). Например, только в 1974 году было
выпущено свыше 400 рекламных фильмов, ежедневно
передавались радио- и телевизионные рекламные
программы. В Москве ежегодно проводились
ярмарки по продаже рекламного оборудования.
В системе Министерства торговли СССР центром службы торговой рекламы являлось хозрасчетное Всесоюзное производственное объединение по выпуску рекламных средств и осуществлению рекламной деятельности — НПО «Союзреклама», образованное в 1989 году на базе бывшего Всесоюзного объединения «Союзторгреклама». В этом же году «Главкоопторгреклама» преобразуется в Рекламно-издательское объединение «Информреклама» Центросоюза, которое оказывает комплекс рекламных услуг организациям потребительской кооперации, методическое руководство организацией рекламной работы и проводит крупные рекламные кампании. Рекламные организации были созданы и в республиканских потребсоюзах.