История развития рекламы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:38, доклад

Описание работы

Простейшие формы рекламы существовали ещё до нашей эры. Одним из первых дошедших до нашего времени рекламных обращений считается египетский папирус, в котором сообщалось о продаже раба. Современные исследователи также считают одним из древнейших рекламных текстов высеченную на камне надпись, найденную в развалинах древнейшего города Мемфиса: «Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения».

Файлы: 1 файл

Развитие рекламы в России.docx

— 23.58 Кб (Скачать файл)

История развития рекламы

 

Реклама в государствах Древнего мира

 

Простейшие формы рекламы  существовали ещё до нашей эры. Одним  из первых дошедших до нашего времени рекламных обращений считается египетский папирус, в котором сообщалось о продаже раба. Современные исследователи также считают одним из древнейших рекламных текстов высеченную на камне надпись, найденную в развалинах древнейшего города Мемфиса: «Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения».

 

Наиболее распространенными  были надписи, нацарапанные или начертанные  краской на стенах. В древней Греции и Риме рекламные объявления писали на досках, гравировали на меди или  кости, громко зачитывали на площадях и других местах скопления народа.

 

Уже на ранних этапах развития культуры реклама начинает выступать  в форме письменного текста. Конечно, это происходило по мере изобретения  самого письма, которое в различных  регионах датируется 6-8 тысячелетиями  до н. э.

 

Таким образом, источники  рекламной деятельности уходят в  первобытную древность. Античная культура порожает уже довольо зрелые формы рекламной деятельности, основой которых являются сгустки оперативной информации. Эти формы рекламной деятельности выражались по средством разнообразных наборов словесных, звуковых, письменных и изобразительных приемов, создающих рекламные образы (имиджи) рекламируемых объектов, чья цель – активно проникать в психику потенциальных потребителей, привлекать их внимание и тем самым побуждать совершать выгодные для рекламодателя действия.

 

Новый качественный скачек в развитии рекламы начинается с появлением книгопечатания.

 

Развитие рекламы в  Западной Европе и США 

 

Изобретение Гуттенбергом печатного  станка в 1450 г. ознаменовало начало эпохи  становления системы средств  массовой коммуникации, следствием, которого явился качественно новый этап развития рекламы. Тексты, написание которых  раньше требовало многодневной и кропотливого труда, теперь могли подготавливаться достаточно быстро.

 

На протяжении второй половины XV века типографические предприятия, начало которым положил Гуттенберг, распространяются по Европе: в 1465 г. появляется первая типография в Италии, в 1468 г. в Швейцарии, в 1470г. – во Франции, в 1473 г. в Бельгии и Венгрии, примерно тогда же – в Польше. В 1476 г. печатный станок утвердился в Чехии, Англии и  других европейских странах.

 

Первое печатное рекламное  объявление датировано 1472 г. текст был  вывешен на двери одной из церквей  в Лондоне и информировал прихожан о продаже молитвенника.

 

Основателем печатной рекламы  в Европе считают врача Теофраста Ревностно открывшего в 1630 г. в Париже справочную кантору, печатавшую рекламные объявления во «Французской газете». Первым рекламным объявлением, опубликованным, считается объявление о награде за указание местонахождения 12-ти украденных лошадей. Появилось оно также и в одной из лондонских газет.

 

Немного позже стали заполняться  объявления торгвого характера, в основном касающимися оптово-розничной продажи чая, кофе и других продуктов питания.

 

Первые рекламные публикации бесхитростно оповещали о существовании  того или иного товара. Вскоре, однако, их стили и тон меняются, начинают широко использоваться всякого рода сюжетные и оформительские приемы.

 

После изобретения книгопечатанья на городских стенах по всей Европе расклеивались не только рукописные тексты (обращения), но и печатные листовки разнообразного содержания. Осваивались  новые способы их распространения, например выставление на всеобщее обозрение  в расщепленном конце палки (прообраз современных транспарантов). В рабочих  кварталах Парижа в XVIII веке было очень  популярная листовка, рекомендующая  недорогие винные кабачки в пригороде, где не взималась муниципальная  пошлина.

 

В американских колониях одной  из первых газет, специализировавшихся на рекламных объявлениях, явилась  газета «Бостон Ньюслеттер» - 1704 г.

 

Большое количество рекламы  публиковала «Газетт», основанная Бенджамином Франклином в 1729 г. С именем Франклина связывают расцвет рекламы в Соединенных Штатах, называя его отцом американской рекламы. «Газетт» не только имела самый большой тираж, но и самый большой объём рекламных объявлений среди всех изданий колониальной Америки.

 

Индустриальная революция, начавшаяся в Англии в середине XVIII века, спустя полвека достигла Америки. Производители товаров поняли всю  ценность рекламы как способа  проникновения на новые рынки  сбыта товаров и завоевания этих рынков, получения максимальных прибылей. Постепенно менялись и сами рекламные  объявления. С появлением фотографии в 1839 г. рекламный текст стал дополняться фотоиллюстрациями, придающими информации большую достоверность и правдивость. Изобретение телеграфа в 1884 г. связало самые отдаленные районы с центром, устранив разобщенность и замкнутость регионов. Реклама становится одним из методов неценовой конкуренции, одной из функций маркетинга. Реклама становится мощным орудием в руках привилегированных классов капиталистического общества для формирования потребностей и жизненных стандартов людей в рыночной экономике.

 

Рекламой стали заниматься специальные фирмы и агентства, имеющие разветвленную сеть отделений  и представительств, а также рекламные  отделы промышленных и торговых компаний, крупных предприятий, издательств  и т. д. История создания рекламных  агентств (XIX в) начиналась, в основном, со скупки полос (площадей) и перепродажи  их рекламодателям со значительной для  себя прибылью. История рекламного дела упоминает о некоем В. Палмере, первом в США рекламном агенте. Обосновавшись в Филадельфии в 1841 г., Палмер заключал контракты с издателями на закупку газетно-журнальных площадей, затем продавал места под рекламу рекламодателям. В то время тексты подготавливали сами рекламодатели. Лишь со временем агенты начали заниматься подготовкой непосредственно текстов, отдаляясь, таким образом, от изданий, но приближались к рекламодателям. Постепенно рекламодателям стал предлагаться более широкий перечень услуг.

 

Первым рекламным агентством, планирующим, работающим над текстом  обращения и проводящим рекламные  компании считается филадельфийское  рекламное агентство «Айер и сын», основанное в 1890 г.

 

В настоящее время в  центре Нью-Йорка на Мэдисон-авеню  располагаются штаб-квартиры ряда крупных  американских рекламных агентств, в  которых работают около 30 тыс. человек. Однако подавляющее большинство  из 6000 насчитывающихся в стране рекламных  агентств находятся за пределами  Нью-Йорка. В США очень мало городов, где не было бы хотя бы одного рекламного агентства. Самое крупное рекламное  агентство находится в Японии и называется «Денцу».

 

Реклама в России

 

Развитие рекламного дела в России относят к X- XI вв., когда  русские купцы прибегали к  разнообразным приёмам предложения  своих товаров. Обычно приглашали за определенную плату зазывалу, который, находясь возле лавок, громко извещал  о достоинствах товара и его владельца. Создателями и виртуозными исполнителями  устной потешной рекламы были коробейники, торговавшие мелким товаром – лентами, кружевами, гребнями, косынками, пряниками, бубликами и т. п.

 

В этот период между многими  русскими торговыми людьми не считалось  унизительным всячески преувеличивать достоинства своего товара, обманывать покупателей.

 

Определенный вклад в  ранний период формирования средств  рекламной деятельности внесли народные картинки – лубки. Первое упоминание о них относится к началу XVII в., когда в царских палатах уже имелось несколько десятков таких потешных листов. Царь Алексей Михайлович любил забавляться этими картинками и передал эту склонность своим детям. Постепенно «потешные» листы обогащались надписями, которые становились всё более развернутыми и основательными. Лубки входили в каждый дом – от царских палат до убогих крестьянских изб. Они в доступной форме доносили до широкой аудитории разнообразную информацию и идеи, воплощенные в броских красочных изображениях.

 

Значительное место в  лубочной продукции занимала рекламная  информация. С развитием российского  экономического рынка она стала  успешно использоваться для коммерческой рекламы: некоторые «потешные» листы  рекламировали модную иноземную  продукцию.

 

В XIX веке получает широкое  распространение печатная реклама  товаров, хотя печатные объявления рекламного характера встречаются уже в  «Ведомостях» Петра I в начале XVIII века, получив несколько позже новый  толчок в изданиях Академии наук «Санкт-Петербургские  ведомости».

 

В XIX веке широкое распространение  получило размещение рекламы на круглых  тумбах установленных во многих городах. Реклама появилась на конках и трамваях. Мальчики на улицах возле магазинов и лавок вручили прохожим календари, прейскуранты. В Нижнем Новгороде начали издаваться газеты «Нижегородская ярмарка», «Коммерческий ярмарочный листок». В Петербурге появились журналы с рекламной: «Торговля», «Деловой бизнесмен» и др. подобные издания появились и в других городах России.

 

Появились специализированные рекламные конторы, рекламные бюро. Широко процветала реклама патентованных  медицинских препаратов. Накануне первой мировой войны в России практически  каждое второе рекламное объявление посвящалось патентованным лекарствам.

 

Успешному развитию рекламы  в России способствовали также быстрый  рост городов с присущей им концентрацией  населения, развитие городских средств  сообщения выпуск промышленностью  большой массы товаров, рассчитанных на все слои населения.

 

После Октябрьской революции 1917 г. содержание и задачи рекламы  изменились. Одним из первых декретов советской власти реклама была монополизирована государством, предприниматели лишились возможности расширять своё дело за счет рекламы.

 

Публикация рекламы была объявлена исключительным правом советского правительства и местных Советов  рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В 1918 г. СНК России своим  декретом предусмотрел организацию  при всех почтово-телеграфных учреждениях  централизованного приема рекламных  объявлений от всех лиц и учреждений для помещения их в советских  печатных изданиях. Но начавшаяся гражданская  война и разруха практически  свели к нулю торговую рекламу.

 

После гражданской войны  реклама в России получает определённое развитие. Появились рекламные агентства  «Реклам транс», «Связь» и др. Мосторгреклама широко использовала в рекламных целях московские трамваи, размещала свои рекламные объявления в фойе гостиниц и театров.

 

Бурное развитие рекламы  началось во время НЭПа.

 

Много энергии и таланта  отдал рекламе В. В. Маяковский, который  своими меткими стихами привлекал  внимание покупателей к тем или  иным проблемам, либо к качеству товаров  или рекламе торговых предприятий.

 

В 1925 г. в Париже на международной  художественно-промышленной выставке были представлены работы мастеров рекламы. За цикл плакатов В. В. Маяковский и  художник А. М. Радченко были награждены серебреными медалями. Особый вклад  Маяковского в развитие рекламы  был сделан им в период работы в  Моссельпроме, Резинотресте, ГУМе. Выразительность и гиперболичность рекламных образов, целенаправленность текстов, облечённых в поэтическую форму, способствовали решению конкретных рекламных задач.

 

Но в дальнейшем с улучшением экономического положения страны рекламное  дело развивается по пути совершенствования  организационных форм и технической  рекламы.

 

В 60-70 годы создаются крупные  специальные организации: «Союзторгреклама» при министерстве торговли СССР, «Росторгреклама» при министерстве торговли РСФСР, «Главкоопторгреклама» при Центросоюзе СССР и другие, а также коммерческо-рекламные организации в промышленности (при министерствах и ведомствах). C целью координации рекламной деятельности организованы межведомственные советы по рекламе. Выпускалось свыше 60 рекламных изданий («Реклама», «Коммерческий вестник», «Московская реклама» и др.). Налаживалось производство специальных рекламных фильмов. Например, только в 1974 г. было выпущено свыше 400 рекламных фильмов, ежедневно передавались радио и телевизионные рекламные программы. В Москве ежегодно проводились ярмарки по продаже рекламного оборудования.

 

В системе министерства СССР центром службы торговой рекламы  являлось хозрасчетное Всесоюзное производственное объединение по выпуску рекламных  средств и осуществлению рекламной  деятельности – ВПО «Союзреклама», образованное в 1989 г. на базе бывшего Всесоюзного объединения «Союзторгреклама».

 

В системе потребительской  кооперации сложилась своя автономная от государственной торговли служба рекламы. Всего в потребительской  кооперации СССР насчитывалось 30 рекламных  комбинатов и агентств, более 200 художественно-оформительских цехов и мастерских, которые оказывали  самые разнообразные услуги по рекламе  товаров и рекламному оформлению магазинов. Районные потребсоюзы и потребительские общества имели в своих штатах должности товароведов-организаторов рекламы и художников-оформителей.

 

Однако, несмотря на наличие  централизованной и разветвлённой  службы рекламы в СССР, существовала определенная недооценка её роли в  развитии торговли. Это в первую очередь было связано с дефицитом  большинства товаров народного  потребления и, следовательно, ненужность рекламы этих товаров, так как  они при любых условиях реализовывались  населению.

 

Существовал также весьма идеологизированный подход к существу рекламы, который основывался на том, что капиталистическая реклама есть средство обмана и одурачивания покупателя, навязывания излишних потребностей, пропаганды капиталистическая реклама есть средство обмана и одурачивания покупателя, навязывания излишних потребностей, пропаганды капиталистического образа жизни и других негативных явлений капиталистической экономики. Считалось, что капиталистическая реклама весьма расточительна и чрезмерно дорога и расходы на неё способствуют обнищанию трудящихся. Исходя из предпосылок, расходы на советскую рекламу выделялись в крайне незначительных размерах: 0,04-0,05% от розничного товарооборота (в США они составили 7-8% объема розничного товарооборота). Поэтому общий профессиональный уровень рекламы в нашей стране был низок – рекламные обращения отличались примитивизмом и серостью – типа «Пейте томатный сок», «Пейте советское шампанское», «Летайте самолетами Аэрофлота» и тому подобное.

 

Технический уровень и  технология использования рекламных  средств также оставляли желать лучшего. Важнейшим принципом социалистической рекламы объявляется принцип  её идейности, то есть подчинение задачам  и функциям коммунистического воспитания народа.

 

Переход к рыночной экономике  привел к большим изменениям организации  рекламной деятельности в России. Централизованная рекламная служба министерств и ведомств развалилась  – рекламные организации, и предприятия  были преобразованы рекламно-информационные агентства и рекламные фирмы  и конторы с преимущественно  акционерными формами собственности. Сейчас в России кол-во рекламных  агентств перевалило далеко за тысячу и на рекламном рынке вращаются  миллиарды рублей.

Информация о работе История развития рекламы