Контрольная работа по "Масс-медиа и рекламе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

С помощью США, Англии и Франции в Германии была возрождена и обновлена тяжелая и военная промышленность. А политика «невмешательства», отказа от коллективной безопасности, проводившаяся в предвоенные годы правительствами Англии, Франции и США, способствовала развязыванию войны фашистскими государствами. Государства фашистского блока – Германия, Италия и Япония – преследовали в этой войне грабительские империалистические цели. Они стремились поработить другие государства и народы, уничтожить социализм и демократию, устранить империалистических соперников и установить свое мировое господство. Поэтому война со стороны фашистских государств носила империалистический характер.

Содержание работы

ПРИЧИНЫ И ХАРАКТЕР ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СССР В УСЛОВИЯХ НАЧАВШЕЙСЯ ВОЙНЫ…………………………………………………………….3

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА: НАЧАЛО, ХАРАКТЕР, ЦЕЛИ, ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ И СОБЫТИЯ. ИТОГИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. ВЕЛИЧИЕ И ЦЕНА ПОБЕДЫ. ГЕРОИЧЕСКИЕ И ТРАГИЧЕСКИЕ УРОКИ ВОЙНЫ. …………………………….5

КОРЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ И НОВАЯ РАССТАНОВКА ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ В МИРЕПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ……………………………………………………….8

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД: ТРУДНОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ. ……………………………………...12

Файлы: 1 файл

История Ксюша.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

      Значительно  усилилось военное и политическое влияние СССР. Однако его международное положение было парадоксально: победившая ценой больших потерь страна была разорена, но, несмотря на это, она имела законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. Экономическое разорение компенсировалось военными и политическими преимуществами. Политическую выгоду СССР извлекал, в частности, благодаря подконтрольной ему обширной территории стран Юго-Восточной Европы. Он располагал самой большой по численности армией в мире, но в то же время в области военной технологии его далеко обогнали США и Великобритания.

      В целом  положение СССР изменилось: он  вышел из международной изоляции  и стал признанной великой  державой. Количество стран, с  которыми СССР имел дипломатические  отношения, увеличилось по сравнению с довоенным периодом с 26 до 52. Он стал одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, наряду с США, Англией, Францией и Китаем. Великие державы признали право СССР на часть Восточной Пруссии, Южный Сахалин, его доминирующее положение в Китае и Северной Корее. В ялтинском и потсдамских соглашениях было зафиксировано признание интересов СССР в Восточной Европе.

      Послевоенное  десятилетие насыщено важными  политическими событиями. Многим  справедливо казалось, чтобы сложившаяся в годы борьбы с фашизмом широкая антигитлеровская коалиция государств и общественных сил гарантировала мирный прогресс человечества на длительную перспективу.

       Однако вторая половина 40-х гг. не стала периодом развертывания потенциала сотрудничества союзнических государств, а напротив, явилась временем сначала охлаждения отношений между державами-победительницами, а затем втягивания их в так называемую «холодную войну».

       Главное изменение  в международном положении после  окончания второй мировой войны  и заключалось в дальнейшем  углублении, начавшегося в 1917 г., раскола мира на два социально-политических  блока.

То, что антигитлеровская коалиция была обречена развалиться вскоре после устранения общего врага – гитлеризма, прекрасно понимал такой холодный и дальновидный политик как У. Черчилль задолго до окончания войны.

Глубинной причиной этого были принципиальные идеологические противоречия в социальном устройстве правящих кругов противостоящих государств, прежде всего СССР и США, уже заведомо отказавших друг другу в историческом праве на существование как общественных систем.

       Конечно, были  реальные советско-американские  экономические, геополитические  и прочие взаимные интересы и противоречия, но главная причина глобального противостоянии заключалась в том, что межгосударственные отношения были настолько идеологизированы, что все другое отступало на второй план.

В истории международных отношений  начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав – СССР и США.

Громогласным манифестом «холодной  войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стала  речь бывшего британского премьера У. Черчилля в Фултоне (США), произнесенная 5 марта 1946 г. в присутствии нового американского президента Г. Трумэна.

        Политический  смысл этого выступления и  последовавшей вслед за тем  пропагандистской кампании заключался  прежде всего в том, чтобы  психологически подготовить западную  общественность к последующему разрыву отношений между странами-победительницами, вытравить из сознания людей те чувства уважения и благодарности к советскому народу, которые сложились в годы совместной борьбы с фашизмом.

       Осенью 1946 г. либерально  настроенные в отношении СССР деятели из прежней администрации Ф.Д. Рузвельта были вытеснены с ключевых постов в американском правительстве.

       В марте 1947 г., на волне все усиливавшегося  политического противостояния СССР  и США Трумэн объявил в конгрессе  о своем решении любой ценой остановить распространение «советского владычества» в Европе («доктрина Трумэна»). Впервые в пропагандистский оборот был выпущен термин «холодная война».

      В чем же выражалась  “холодная война”? Первое, и едва  ли не самое наглядное ее выражение, - это гонка вооружений.

     Начало ее было  связано с атомным оружием.  Как известно, в 1945 г. США оказались  единственной ядерной державой  в мире. В ходе войны с Японией  они взорвали атомные бомбы  над японскими городами Хиросимой  и Нагасаки. Стратегическое превосходство привело к тому, что американские военные стали строить различные планы превентивного удара по СССР. Но американская монополия на ядерное оружие сохранялась только четыре года. В 1949 г. СССР провел испытания своей первой атомной бомбы. Это событие стало настоящим потрясением для западного мира и важной вехой “холодной войны”. В ходе дальнейших форсированных разработок в СССР вскоре было создано ядерное, а затем и термоядерное оружие. Воевать стало очень опасно для всех, и чревато очень дурными последствиями. Накопленный за годы “холодной войны” ядерный потенциал был огромен, но гигантские запасы губительного оружия пользы не приносили, а затраты на их производство и хранение росли. Если раньше говорили “мы вас можем уничтожить, а вы нас - нет”, то теперь формулировка изменилась. Стали говорить “вы нас 38 раз уничтожить можете, а мы вас - 64!” Споры бесплодные, особенно, учитывая, что, если бы началась война, и один из противников применил бы ядерное оружие, очень скоро ничего не осталось бы не только от него, но и от всей планеты.

       Гонка вооружений  нарастала стремительными темпами.  Стоило одной из сторон создать  какое-либо принципиально новое  оружие, как ее противница бросала  все силы и ресурсы, чтобы  добиться того же. Безумное соревнование затронуло все области военной промышленности. Соревновались везде: в создании новейших систем стрелкового оружия (на советский АКМ США отвечали М-16), в новых конструкциях танков, самолетов, кораблей и подводных лодок, но пожалуй самым драматическим было соревнование в создании ракетной техники. Весь, так называемый, мирный космос в те времена был даже не видимой частью айсберга, а снежной шапкой на видимой части. США обогнали СССР по количеству ядерных вооружений. СССР обогнал США в ракетостроении. СССР первым в мире запустил спутник, а в 1961 году первым отправил в космос человека. Выносить столь наглядное превосходство американцы не могли. В итоге - их высадка на Луну. В этот момент стороны достигли стратегического паритета. Однако это не остановило гонку вооружений. Наоборот, она распространилась на все отрасли, имеющие хоть какое-то отношение к вооружениям. Сюда можно, например, отнести гонку по созданию суперкомпьютеров. Здесь Запад взял безусловный реванш за отставание в области ракетостроения, поскольку по чисто идеологическим причинам СССР прозевал рывок в этой области, приравняв кибернетику заодно с генетикой к “продажным девкам империализма”.

       Гонка вооружений  была впоследствии добровольно  приостановлена обеими сторонами.  Был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений. Таких, как например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и подводой (5.08.1963г.), Договор о нераспространении ядерного оружия, создания безъядерных зон (1968г.), соглашения по ОСВ-1(ограничение и сокращение стратегических вооружений) (1972г.), Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (1972г.) и многих других. Другим “фронтом” “холодной войны была борьба за влияние в странах третьего мира.

      С момента достижения  стратегического паритета (начало  шестидесятых годов) военная составляющая  гонки вооружений постепенно  отодвигается на второй план, на сцене же разыгрывается борьба за влияние в странах третьего мира. Сам этот термин был введен в обиход благодаря все большему влиянию неприсоединившихся стран, открыто не примкнувших к одной из противоборствующих сторон. Если на первых порах, сам факт противостояния двух мощных систем на мировой карте привел к обвальной деколонизации (период освобождения Африки), то в более поздний период сформировался круг государств открыто и очень эффективно использующих выбор своей политической ориентации на ту или другую сверхдержаву. В известной степени сюда можно отнести страны так называемого арабского социализма, решавших за счет СССР свои конкретные узко-национальные задачи.

      “Холодная война”  велась не только в политике, но и в области культуры, спорта. Так например, США и многие страны Западной Европы бойкотировали Олимпийские игры 1980 года в Москве. В ответ спортсмены стран Восточной Европы бойкотировали следующую Олимпиаду в Лос-Анджелесе в 1984 году. 

 

 

 

 

 

4.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД: ТРУДНОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ.

 

       Условия труда  в послевоенные годы немногим  отличались от экстремальных  военных. Были сняты лишь некоторые  ограничения военного времени:  восстановлен 8-и часовой рабочий  день, отменены обязательные сверхурочные, восстановлены ежегодные отпуска. По-прежнему многие виды продукции выпускались под открытым небом, значительная часть оборудования и станков находилась в аварийном состоянии, цеха и учреждения не отапливались. Советские люди глубоко ощущали, что их мирный труд противостоит разрушению войны.

       Экономика в начале 50-х годов развивалась на основе сложившихся в предшествующий период тенденций. В пятой пятилетке (1951-1955 гг.), как и прежде, первостепенное внимание уделялось тяжелой и особенно оборонной индустрии. Выпуск предметов народного потребления (хлопчатобумажных тканей, обуви и др.) значительно отставал от плановых заданий и нужд населения. На рубеже 40-50-х годов усилилась централизация управления промышленностью. Укрупнялись министерства (угольной, нефтяной промышленности и др.), создавались новые ведомства. Принимались меры по улучшению условий жизни населения. В течение четвертой пятилетки несколько раз снижались цены на товары массового потребления. В 1947 г. была отменена карточная система распределения ряда продуктов питания. Одновременно с отменой карточной системы была проведена денежная реформа, в ходе которой 10 рублей старого образца 1938 года обменивали на 1 рубль 1947 года выпуска. Необходимость денежной реформы обосновывалась в специальном постановлении, в подготовке которого активно участвовал Сталин. В нем обращалось внимание на то, что огромные военные расходы в 1941- 1945 годах потребовали выпуска в обращение большого количества денег. В то же время сократилось производство товаров, предназначенных для продажи населению, и значительно уменьшился розничный товарооборот. Кроме того, как известно, в период Великой Отечественной войны на временно захваченной советской территории немецкие и другие оккупанты выпускали в большом количестве фальшивые деньги в рублях, что еще больше увеличило излишек денег в стране и засорило наше денежное обращение. В результате этого в обращении оказалось значительно больше денег, чем это нужно для народного хозяйства, покупательная сила денег понизилась, и теперь требуются специальные мероприятия по укреплению советского рубля. Несмотря на то, что в соответствии с условиями денежной реформы стоимость денег сокращалась в 10 раз, значительная часть обедневших за годы войны людей от нее не пострадала. Гораздо меньше были потери тех, кто держал вклады в сберегательных кассах. Вклады до 3000 рублей переоценивались рубль за рубль. Если вклады были более 3000 рублей, то сумма от 3000 до 10000 обменивались из расчета 3 старых рубля на 2 новых рубля, а сумма свыше 10000 рублей менялась из расчета 2 старых рубля на 1 новый рубль. Больше всех пострадали те, кто хранил крупные суммы денег дома. Так была осуществлена еще одна радикальная экспроприация денежных средств у людей, нажившихся за счет рынка и не доверявших государственным сберегательным кассам. Одновременно было объявлено о снижении розничных цен на основные продукты питания и промышленные потребительские товары по сравнению со средними рыночными ценами. Следствием этих мероприятий стал устойчивый рост материального благосостояния населения, создававший уверенность у советских людей в неизменном улучшении жизни.

     Были возрождены из руин и пепла разрушенные в годы войны города и села. Увеличились масштабы жилищного и культурно-бытового строительства. Однако темпы строительных работ отставали от масштабов роста городского населения. В начале 50-х годов нехватка жилья превратилась в острую жилищную проблему.

    Сладкая эйфория победы не требовала принуждения к тяжелому труду по восстановлению разрушенной страны. Энергия войны была столь велика и имела такую инерцию, что ее необходимо было «переключить» на мирное строительство. По напряженности оно было сходно с войной: в 1948 г. страна достигла и превзошла довоенный уровень промышленного производства, что по нормальным меркам немыслимо. А в 1952 г. объем промышленного производства в 2,5 раза превысил уровень 1940 г. Сделано было много - возрождались к жизни разрушенные города, восстанавливались и строились новые предприятия. Но нельзя забывать о том, какой ценой достигался этот рост. Война усилила контроль над всеми сферами жизни. Снижение цен в городах проводилось за счет ухудшения жизни сельского населения. Неадекватная оплата за напряженный производительный труд не давала возможности поднять уровень благосостояния народа. В ответ, как бы в вознаграждение народу за перегрузки двух десятилетий, принципом государственной политики было сделано постоянное, хотя бы и скромное, улучшение жизни населения. Именно тогда возникли закрепленные в государственной идеологии (и укрепляющие государство) специфические стереотипы советского массового сознания: уверенность в завтрашнем дне и убеждение, что жизнь может только улучшаться. Народ же со своей стороны, в очередной раз предоставил государству, власти огромный кредит доверия - мирился с теми невзгодами, которыми была отмечена их жизнь, их быт, верил в «светлое будущее».

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России с древнейших времен до конца XX века. В 3-х книгах. Книга 3. История России. XX век. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2009. – 608с.
  2. Валиуллин К.Б., Зарипова, Р.К. История России. XX век. Часть 2: Учебное пособие. – Уфа: РИО БашГУ, 2010. – 234с.
  3. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. – 560с.
  4. Зуев М.Н. История России: Учебник. – М.: Высшее образование, 2009. – 634с. – (Основы наук)
  5. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2011. – 528с.
  6. Кириллов В.В. История России: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 661с.
  7. Леванов Б.В., Чунаков А.В. История России. Курс лекций: Учебное пособие. – М.: ИКФ Омега-Л, 2011. – 656с.
  8. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – Норма, 2009. – 592с.

Информация о работе Контрольная работа по "Масс-медиа и рекламе"