Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:08, реферат
Кризисные ситуации сильно влияют на отношения компании с общественными группами. И дело не только в том, что их возникновение отражается на имидже организации, но и в том, что последствия кризиса способны изменить общественное мнение по отношению к компании на долгие годы.
Во время кризисной ситуации организация находится под пристальным вниманием со стороны общественности и СМИ. Именно поэтому в такой обстановке необходима особая коммуникационная стратегия, суть которой — не допустить формирования и закрепления в сознании общественности негативного образа компании. В противном случае могут потребоваться десятилетия, для того чтобы изменить мнение целевых аудиторий в нужную сторону.
Кризисные ситуации сильно
Во время кризисной ситуации
организация находится под
Несмотря на то, что практически
всегда возникновение
Как правило, кризисная ситуация характеризуется следующими моментами:
° отсутствие исчерпывающей
информации об инциденте,
° быстрое и непредсказуемое ее развитие,
° отсутствие средств и ресурсов у компании
для того, чтобы эффективно урегулировать
ее в короткие сроки, и потеря контроля
над ситуацией,
° повышенное внимание общественности
и СМИ,
° необходимость в особой коммуникационной
стратегии,
° формирование образа компании и определенного
общественного мнения по отношению к ней.
Необходимо учитывать, что
Управление кризисной
Существует
несколько типов кризисных
° кризисы, связанные
с областью здравоохранения и медицины
(пищевые отравления, отравления рабочих
на заводах, обнаружение вредных веществ
в продуктах компании),
° кризисы, связанные с экологией (утечки,
выброс вредных веществ при производстве,
отходы, загрязнение воды, действия, направленные
на истощение природных ресурсов),
° экономические кризисы (остановка
производства, увольнения, поглощения,
забастовки, требования акционеров),
° кризисы, вызванные природными катаклизмами
(наводнения, землетрясения, пожары, снежные
бураны, ураганы),
° кризисы, связанные с
деятельностью правительства (изменения
законодательства, правительственные
расследования, издание постановлений
и регулирующих норм),
° кризисы, ставшие последствием человеческой
деятельности (утечки вредных веществ,
авиакатастрофы, крупные аварии, несчастные
случаи),
° кризисы, связанные с криминальными
действиями и должностными преступлениями
сотрудников компании (хищение, вмешательство
в регулирование цен, лжесвидетельство),
° кризисы, связанные с нарушением гражданских
прав (дискриминация, притеснения, классовые
предрассудки).
В современной практике PR кризисные ситуации различают по временным рамкам:
1. Внезапные
кризисы. К таким кризисам относятся,
прежде всего, чрезвычайные происшествия.
Например, авиакатастрофа, гибель управляющего
компании и т.д. Внезапные кризисы представляют
для компании наибольшую опасность, поскольку
возникают настолько неожиданно, что у
организации не остается времени на координацию
и планирование шагов по их урегулированию.
Кроме того, отсутствие полной информации
о возникшем кризисе не позволяет компании
провести исследования и наиболее эффективно
построить отношения с общественностью
и СМИ.
2. Кризисы, которые постепенно набирают обороты. Также, как и внезапные кризисы, они могут стать неожиданностью для компании. Но, в отличие от первого типа, подобные кризисы назревают в течение определенного периода времени. Например, недовольство сотрудников компании может перерасти в забастовку. Очевидно, что в этом случае у организации будет больше времени на то, чтобы среагировать на развитие ситуации и спланировать дальнейшие действия. Но гораздо эффективней будет стремление компании не допустить развития ситуации до критической точки.
3. Затянувшиеся кризисы. В основном это касается кризисных ситуаций или их последствий, сопровождающих деятельность компании в течение довольно долгого времени. Это может проявляться в постоянной циркуляции слухов по поводу когда-то случившегося кризиса. Затянувшиеся кризисы наносят большой урон репутации компании, более того, реагировать на них чрезвычайно сложно. Причиной тому является тот факт, что распространение слухов и толков практически невозможно остановить.
Планирование
Очевидно, что компания должна
оперативно реагировать на
° оперативно реагировать
на развитие кризиса,
° избежать потери времени при согласовании
действий по антикризисному управлению
со всеми заинтересованными сторонами,
° показать общественности, что компания
осознает масштабы кризиса и уже имеет
план действий по его урегулированию.
Команда. Большое внимание следует уделить формированию команды по антикризисному управлению. Такая команда может состоять, например, из топ-менеджера или представителя высшего управленческого звена, консультанта по правовым вопросам и руководителя службы по связям с общественностью. Состав команды будет зависеть от типа кризиса, а участниками должны стать те сотрудники, которые наиболее компетентны в возникших в связи с кризисной ситуацией вопросах.
Заранее необходимо определить
основные направления
° коммуникации
с клиентами компании,
° отношения с сотрудниками,
° работа с правительственными структурами,
° работа с СМИ.
Кроме того, члены антикризисной команды отвечают за сбор и анализ информации и ее источников, развитие коммуникационной стратегии, распространение сообщений о сложившейся ситуации, привлечение третьих сторон для поддержки позиций компании. Работа с СМИ включает в себя подготовку материалов для прессы, мониторинг СМИ, реагирование на недостоверную информацию, организацию пресс-конференций.
Выбор спикера. Важным моментом при подготовке к кризисной ситуации является выбор ответственного лица, которое будет от имени компании представлять ее позиции и интересы перед общественностью и СМИ во время кризиса. Сотрудник, которого выбрали "говорить" за компанию, должен стать компетентным источником информации для целевых групп. Суть его работы — постоянно получать информацию о развитии возникшей ситуации и содействовать в ее получении тем, кто в этой информации нуждается.
Позицию и интересы компании
могут представлять сотрудники
различных уровней, это
Сотрудник, представляющий
Сотрудник, представляющий
Для того чтобы эффективно
реагировать на возникающие
Отношения со СМИ. Формирование политики компании в отношении СМИ — один из основных пунктов планирования антикризисного управления. Во время кризисной ситуации компания должна ориентироваться на мнение целевой аудитории и учитывать ее позицию в своих выступлениях в СМИ. Важно сосредоточиться на той информации, которая вызывает наибольший интерес у общественности.
При формировании сообщений
Самый лучший способ для
Мониторинг. Для того чтобы быть в курсе мнения общественности по поводу кризисной ситуации вокруг компании и наиболее интересующих ее вопросов, необходимо наладить систему мониторинга СМИ и сообщений других целевых аудиторий. Поэтому во время кризиса необходимо отслеживать все звонки, поступающие от представителей СМИ и общественных групп. Важно определить и зарегистрировать, что за человек сделал звонок, какого рода вопрос он задавал и т.п.
База данных. В случае возникновения кризисной ситуации компания должна быть в состоянии в короткие сроки связаться с необходимыми людьми. Для этой цели заранее составляется база данных необходимых людей, включая клиентов, сотрудников, представителей СМИ, государственных служащих и представителей третьей стороны. Такая база может включать в себя адреса, телефонные номера, номера факсов и т.д.
Тренинги. Существует практика различных тренингов по управлению кризисными ситуациями. Во время такой подготовки сотрудники, входящие в команду по антикризисному управлению, дают интервью перед телевизионными камерами, готовят сообщения для прессы, отвечают на провоцирующие вопросы и т.д. Другими словами, проходят весь цикл возможного развития кризисной ситуации. Тренинги довольно эффективны в подготовке сотрудников к действиям в условиях кризиса. Кроме того, появляется возможность отработать план по урегулированию кризисной ситуации, опробовать различные сценарии развития кризиса.