Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:31, реферат
Цель работы - рассмотрение приемов и методов изучения общественного мнения.
Задачи работы рассмотреть следующие вопросы:
Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения
Современное состояние, ресурсы и некоторые аспекты механизмов массового влияния
Рассмотреть методы изучения общественного мнения.
С другой стороны, нельзя не признать, что качество нашего общественного мнения во многих отношениях оставляет желать лучшего. Современное общественное мнение в России в силу вполне понятных причин отличается большой подверженностью манипулированию, готовностью впадать в крайности, низкой способностью к поиску компромиссов, мартинальностью оценок в суждении. Очевидно, что качественное состояние общественного мнения, перспективы его становления как полноценного социального института во многом будут зависеть от общего хода преобразований в стране, от успехов на пути к гражданскому обществу и правовому государству Ноэль Э. “Массовые опросы. Введение в методику демоскопии”, Москва, 2005 год. С. 200..
Заключение
Делая выводы мы можем сказать, что значение общественного мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным.
Это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений; действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития экономической культуры, демократических институтов и свобод. Общественное мнение находит выражение в выборах органов власти, средствах массовой коммуникации, опросах населения и др.
В условиях тотальной нестабильности системы, резкого политического противостояния все более серьезным фактором борьбы за власть, фактором политики становится и борьба за влияние на СМИ, своего рода "синдром четвертой власти", который перерастает в борьбу за моновлияние как на СМИ-систему, так и на отдельные средства массовой информации. Неудивительно, что при этом проблемы удовлетворения собственно информационных запросов общества уже (или вновь) не являются определявшими и преобладающими в деятельности СМИ и коммуникации.
В то же время для формирования общественного мнения, основанного на информации, адекватной происходящим событиям, важно существование не только разнообразных источников информации, но и условий доступа к ним. В Конституции Российской Федерации (ст.29) закреплено право граждан искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Однако, как уже отмечалось выше, реальных и законодательно обеспеченных условий для реализации права на информацию, в частности доступа к информации граждан и их организаций, нет. Очевидно, что необходимы действия и властей, и общества, направленные на решение двуединой задачи: с одной стороны, укрепление гарантий свободы слова и свободы доступа к информации, с другой - укрепление гарантий, обеспечивающих защиту самого общества от злоупотреблений этими свободами.
В силу особенностей отечественного экономического и политического развития в России монополия на оперативное распространение информации по-прежнему принадлежит в основном телевидению и радио. Однако она уже не столь безусловна и не носит исключительного характера, как прежде. Многократное повышение стоимости жизни, введение платы за услуги, предоставляемые учреждениями культуры, постоянный рост подписных цен на газеты и журналы ведут к резкому падению уровня информированности, культурной активности населения. Основным каналом приобщения к информации и культурным ценностям для абсолютного большинства населения все больше становится телевизор.
В поле зрения общественного мнения как правило попадают лишь те проблемы и факты, которые вызывают общественный интерес, затрагивают интересы и потребности сейчас живущих людей. Общественное мнение может формироваться как стихийно, так и целенаправленно.
В данной работе мы рассмотрели понятие "общественное мнение", функции и методы изучения общественного мнения, и перспективы становления общественного мнения в России в качестве института гражданского общества.
Список литературы
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 1997
2. Бутенко И.А. “Анкетный опрос как метод общения социолога с респондентом", Москва, 1989 год.
3. Гавра Д.П. Общественное
4. Гегель. Философия права.М., 1990, с.352.
5. Герасимов В.М. Проблемы
6. Герасимов В.М. Общественное мнение в зеркале политической психологии. - М.: Луч, 1994. - 134 с.
7. Липпман У. Общественное мнение - М., 2004. - С.10
8. Методика изучения
9. Ноэль Э. “Массовые опросы.
Введение в методику
10. Общественное мнение населения крупного города - СПб., 1992. - 180 с.
11. Основы социологии. М., 1993, с.130.
12. Рабочая книга социолога. М., 1983, с.100.
13. Сафаров Р.А. Политический статус общественного мнения. Социологические исследования, 1979, № 4, с.14.
14. Социология в России. М., 1996, с.515-540.
15. Тощенко Ж. Харченко С.
16. Философский энциклопедический словарь. М., 1983., с.448.
17. Ядов В.А. “Социологические исследования: методология, программы, методы”, Москва, 2001 год.
Информация о работе Методы исследования общественного мнения