Неформальные и сетевые коммуникации в связях с общественностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем что коммуникация для современного общества имеет огромное значение, если не сказать больше, общество без коммуникации попросту не смогло бы функционировать как целое. По существу коммуникация это своего рода «кровеносная система» единого организма, будь то общество в целом или отдельная организация.
Цель курсового исследования: исследовать значимость коммуникации в связях с общественностью и отдельных ее видов, таких как неформальная и сетевая коммуникации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..………...3
Глава 1. Коммуникация как основа развитого общества……………….5
1.1. Сущность коммуникации………………………………………………….5
1.2. Роль коммуникации в современном обществе………………………….10
Глава 2. Современные виды коммуникации в связях с общественностью………………………………………………………………..15
2.1. Неформальные коммуникации в связях с общественностью………….15
2.2. Сетевые коммуникации в связях с общественностью………………….22
Заключение……………………………………………………….……….27
Список литературы……………………………………….………………28
Приложения……………………………………………….………………29

Файлы: 1 файл

Кияткин Антон PR 4 курс.docx

— 74.09 Кб (Скачать файл)

Внимание к коммуникации резко возросло как к социальному феномену. Коммуникация становится объектом исследования  в различных концептах и на различных уровнях политологическом, кибернетическом, философском, социобиологическом, психологическом, культурологическом,  лингвистическом, и т. д. Такое положение является вполне объяснимым и закономерным. В современном мире происходит глобальная трансформация в информативно – коммуникативное общество из индустриального. Все это сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально – коммуникативной сфере, места и роли коммуникации в развитии общества.  

Средства коммуникации выступают  вещественным, материальным компонентом  коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения  культурных ценностей в обществе. Существует два типа средств коммуникации: естественно возникший (язык, мимика, жесты) и искусственно созданный (технический) –

 а) традиционный тип (пресса, книгопечатание, письменность)

б) типично современный (радио, телевидение, кинематограф). [16]

Средства коммуникации не только ведут к состоянию тотального восприятия и сиюминутности осознания  действительности, но и способствуют расширению органов и чувств человека в пространстве и во времени. Известная  переоценка средств массовой коммуникации в последние годы совпадает с  расцветом научно- технической революции  и от этого их изучение становится еще более важным.

 Очевидно, что изменения, происходящие в современном социальном пространстве, не могут не оказать существенного влияния на содержание и направленность коммуникативных процессов. По справедливому замечанию Д. Иванова воздействие общественных изменений и новые информационные технологии "связаны не столько с расширяющимися возможностями накопления и переработки информации" как это представлялось ранее, сколько "с новыми формами коммуникации" [15].

 Интернет в данный  момент является лидером среди  средств передачи информации, и в ближайшем будущем его популярность только будет расти. Но новые технологии не будут автоматически заменять старые. Ничто из сказанного выше не лишает газеты и телевидение будущего. Газеты и радио уже сейчас начинают приспосабливаться к новым экономическим условиям. Однако чтобы выдержать конкуренцию со стороны новой глобальной системы, традиционным СМИ придется серьезно перестроиться.

Информация, наряду с финансовыми ресурсами, материальными и человеческими, стала важнейшим стратегическим ресурсом. Сейчас сфера экономики, да и другие сферы общественной жизни не представляются без производства и потребления информации. А это значит, что генерируемая человеком новая информация становится достоянием всего человечества, а не только отдельная часть ее часть и отдельному кругу людей.  Доступ к информации имеют все члены современного общества. Благодаря научному осмыслению роль информации возросла в разы.

СМИ благодаря научно –  технической революции успешно  развиваются, порождая к тому же иллюзии  о том, что они намного более  эффективны, нежели естественные средства коммуникации. Коммуникации, а именно их системы связаны между собой  через поле общения, через среду, то есть непосредственно словом, а, как известно вначале слово было устным. 

Развитие коммуникаций включает в себя и такие процессы, в ходе которых информация не только передается, но и искажается, может самопроизвольно  возрастать или угасать. По самой своей природе коммуникация требует инновация, чтобы соответствовать требованиям определенного времени это придает ей непредсказуемость ее эффектов и динамичность. Обществу нужно учиться использовать коммуникацию с наибольшей пользой, это необходимо в условиях современного общества, когда распространена гласность, свобода слова и у каждого есть право на распространение и получение информации.

Средства массовой коммуникации такие как: печать, радиовещание, кинематограф, телевидение – сильно влияют на общественное мнение и участвуют в его становлении. Эффективность деятельности массовой коммуникации определяет состояние массового сознания.

В результате разрушения коммунизма в 90-х годах ХХ века иллюзия гармонии не могла долго просуществовать.  Усиление влияния на политику государства, межэтнические конфликты и религиозное мировоззрение привели к тому, что общество стало постоянно ощущать угрозу насилия в виде игнорирования прав человека, терроризма, отсутствие законности, усиление антисоциальных явлений, что разрушало принципы культурной идентификации и усиливало тенденции отклоняющегося поведения в социальной базе.

На данном этапе мир  активно развивает  техническую  сторону коммуникации, что интенсивно влияет на межличностные связи, под  натиском так называемого «виртуального  общения», они обедневают, сокращается потребность человека в живом общении. А ведь от этого живого общения напрямую зависит развитие общества и отдельного человека.

В современном обществе, где полно кризисных явлений и противоречий возрастает значимость взаимодействия, а именно общения, позитивного и конструктивного, для решения проблем, опасных как для отдельного человека, так и для общества в целом: нарастание техногенных и природных катастроф, неправильное использование жизненно важных ресурсов, терроризма и.т.д.

Таким образом, развитие средств  передачи и обработки информации, увеличение скорости коммуникационных процессов, привели к становлению  нового типа управления, функционирования и организации общества.  Все  это обеспечило новую эффективность  связанности общества, унифицировало  психологию и жизнедеятельность  общества. Как уже было сказано, роль коммуникации в обществе нельзя переоценить, а тем более в современном информативном обществе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Современные виды коммуникации в связях с общественностью

На современном этапе  развития коммуникация подразделяется на разные виды и типы. Какие-то из них  образовались еще в период зарождения коммуникации, а какие-то по общим  временным меркам совсем недавно. Но вне зависимости от их времени появления они все в равной степени важны и каждый из них играет важную роль для того этапа развития, в котором появились.

В рамках своей работы я  рассматриваю  такие виды коммуникации как: неформальные и сетевые, которые, по-моему, мнению крайне важны для  современного этапа развития общества.

 

2.1. Неформальные коммуникации в связях с общественностью

Неформальные коммуникации часто называют каналами распространения  слухов. Сейчас уже стало в порядке  вещей неточные сведения и сообщения  квалифицировать как слухи. Однако, как показывают исследования, передаваемая по каналам неформального сообщения  информация, то есть слух, зачастую оказывается  точной, а не ложной или искаженной. В отношении информации непосредственно  об организации 80-90% слухов достоверны. Однако если речь о личной или об эмоционально окрашенной информации нельзя быть уверенным что уровень точности будет столь же высок.

Именно межличностные  коммуникации являются проявлением  неформальных коммуникаций. Межличностная  коммуникация – это когда и  в роли отправители и в роли получателя выступают отдельные  индивиды. В этом случае характерны непосредственные контакт во время общения между его субъектами,  из чего вытекает ряд особенностей этого вида коммуникации: ход общения регулируется, тесная обратная связь, используемые коды разнообразны, двухсторонний обмен информацией, то есть диалог.  Вся коммуникация между индивидами происходит в определенной информационной среде. Отправитель представляет доступную ему информацию, старается передать ее важнейшие фрагменты, анализирует свое сообщение, выбирает наиболее подходящую форму передачи и устанавливает круг получателей.

"Слухи - неофициальная форма связи в большом обществе, постоянный процесс освоения событий в дуальной оппозиции: комфортное - дискомфортное состояние, тайный шепот широких масс, формирующий общую духовную атмосферу в обществе, против которой бессильны как система массовой информации, так и самые крайние методы массового террора. Слухи, достигая определенной степени интенсивности, порождают страх, фобии, дискомфортное состояние, могут превратиться в массовые действия, в неповиновение власти…скупку товаров и т.д." [1,с.309]

Наткнуться на слухи в  современном обществе можно абсолютно в любом месте: на работе, на учебе, в магазине, дома, на улице, да даже стоя в очереди можно услышать для себя, что-то такое, что заставит задуматься и запомнить полученное сообщение.  Зачастую руководители, менеджеры, специалисты по связям с общественностью пользуются слухами, прибегают к методу запланированной утечки для распространения информации, поскольку по таким неформальным каналам, информация передается намного быстрее, нежели по каналам формального сообщения.

Вне зависимости от того положительные слухи или отрицательные  они являются очень влиятельными и могут наделать много шума, если не правильно ими распорядиться.

К примеру, в организации, что бы повысить производительность могут использовать запугивающие слухи, такие как «введение мер наказания  за опоздания»,  «предстоящее сокращение» и.т.д.  Так же слухи могут быть и положительными и оказывать воодушевляющий эффект на сотрудников.

Благодаря неформальной коммуникации специалисты по связям с общественностью  настраивают определенный климат в организации, непосредственное, простое общение между сотрудниками благоприятно влияет на всю обстановку в целом.

Формальные и не формальные коммуникации существуют во взаимодействии и соотношении. И это соотношение  должно быть результатом целенаправленной деятельности специалиста по PR.

Если нет четких свидетельств, которые опровергают слухи, то они  распространяются особенно хорошо. Это  и делает слухи не похожими на обоснованные новости и достоверные сплетни.

Также слухи от сплетен  отличаются еще тем что, как правило, сплетня – это узкая, внутренняя новость, она распространена на небольшую  группу, и затрагивает личные, интимные факты. В тоже время сплетни выступают  просто, как повод пообщаться и, как  правило, общение происходит между  людьми одного круга.

В формальных коммуникациях  чаще преобладает сказанное или  написанное слово, в то время как  в неформальных коммуникациях присутствует мимика, жесты, то, что не сказано, какие-то второстепенные сведения.  Слухи  обычно берут начало там, где на основе нескольких невербальных знаках кто-то делает выводы. 

Большинство формальных коммуникаций являются нисходящими (от начальника до подчиненного), неформальные же коммуникации, напротив, в основном горизонтальные (в пределах одного социального уровня) или восходящие (от подчиненных до руководителя).

Отсутствие в организациях восходящего уровня коммуникации сильно затрудняет координацию действий и  управление в целом, так как руководство  лишается возможности знать мнение персонала и ориентироваться  на него.

Неформальное общение  часто позволяет людям лучше  находить общий язык.

Специалисты по PR должны успешно устранять слухи, что бы те не провоцировали персонал на необдуманные действия.

Зачастую недостаточность  информации связанной с какой-либо проблемой, наличие труднопредсказуемых  и нестабильных ситуаций заставляют специалистов по PR использовать неформальную коммуникацию, в том числе и слухи. В моменты политической борьбы слухи часто используются как способ борьбы против своего политического противника, то есть в борьбе за власть.

Хоть и было сказано, что  слухи это нетрадиционная, неформальная коммуникация, это не значит, что СМИ не участвуют в распространении и усилении слухов.    Когда СМИ транслируют недостаточно проверенную информацию, она может стать распространителем слухов. Однако если СМИ дадут точную, проверенную, исчерпывающую информацию они поспособствуют затуханию слуха.

Неформальная коммуникация может оказывать и отрицательный эффект и не только в организации. Можно привести пример в области политики, наверно самый известный - это когда во время своей предвыборной компании Ельцин Б.Н. некоторое время не выступал публично, в то время по каналам неформальной коммуникации активно распространялся слух о проблемах со здоровьем у Бориса Николаевича и лояльность к этому кандидату несколько уменьшилась. 

Иногда для предотвращения развития сюжета лучше подтвердить  слух.  Это часто помогает контролировать дальнейший ход событий, к тому же честное признание с большой  вероятностью повысит доверие к  источнику. Подтвердить слух может  доверенное лицо. Важно чтобы внутри организации все были правильно  к этому подготовлены.  Этим то и должен заниматься PR-специалист.

Если вы пришли к выводу что слух нужно опровергнуть, PR-специалист должен помнить, что это возможно только в том случае если источник пользуется доверием и уважение у аудитории. Если все это соблюдено, то нужно прямо указать на содержание слуха и выдвинуть свою альтернативную версию событий.

Зачастую помогает использование  юмора, можно с иронией отнестись  к этой «нелепой» информации, при  этом используя яркие высказывания и метафоры.

Поскольку слухи вызываются обеспокоенностью, их самыми распространенными  темами становятся возбуждающие эмоции проблемы, связанные с опасностью для жизни или угрозой благосостоянию людей. Как считает американский специалист по вопросам коммуникации в условиях кризиса Уолтер Джон, чаще всего распространению слухов способствуют следующие обстоятельства: 

Информация о работе Неформальные и сетевые коммуникации в связях с общественностью