Основные группы печатных изданий Республики Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:07, реферат

Описание работы

Издательская деятельность в республике регламентируется законами Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», «О рекламе», Декретом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов издательской деятельности» и другими нормативными актами. Общее руководство осуществляет Министерство информации Республики Беларусь. Центром государственного статистического учета печатной продукции является Национальная книжная палата Беларуси, которая выполняет функции национального центра по стандартной нумерации книг и брошюр и присваивает идентификаторы издательствам и издателям. В 1993 г. Республика Беларусь зарегистрирована Международным агентством международной стандартной нумерации книг как независимое государство с самостоятельным идентификатором изданий.

Файлы: 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 33.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ  БЕЛАРУСИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История белорусской журналистики

Издательская деятельность в республике регламентируется законами Республики Беларусь «Об авторском праве  и смежных правах», «О рекламе», Декретом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов издательской деятельности»  и другими нормативными актами. Общее  руководство осуществляет Министерство информации Республики Беларусь. Центром  государственного статистического  учета печатной продукции является Национальная книжная палата Беларуси, которая выполняет функции национального  центра по стандартной нумерации  книг и брошюр и присваивает идентификаторы издательствам и издателям. В 1993 г. Республика Беларусь зарегистрирована Международным агентством международной  стандартной нумерации книг как  независимое государство с самостоятельным  идентификатором изданий.

Социально-экономические и политические преобразования, становление государственности, построение социально ориентированной  рыночной экономики в Республике Беларусь состоялись в значительной степени благодаря средствам  массовой информации (СМИ). Поэтому  история демократизации в Беларуси — это во многом история белорусской  журналистики. Ее путь за более чем  десятилетний срок развития нашего государства  и общества ознаменован непростыми процессами трансформации традиционных газет и журналов, созданием новых, формированием демократической  философии информационной деятельности. Неизменным в редакционной политике национальных СМИ осталось внимание к людям труда.

За последнее десятилетие изменились не только идейные парадигмы и  информационное поле, в соответствии с которыми осуществляется содержательная творческая деятельность белорусских  журналистов, но и принципы организации  средств информации, тенденции их развития. Информационный рынок страны прошел период становления и постоянно  расширяется. Развитие масс-медийного пространства тесным образом связано с экономическим состоянием государства, доходами населения. Очевидна коммерциализация СМИ как следствие формирования рекламно-информационного рынка в условиях развития национальной экономической системы. Отечественный рынок СМИ стал сегментом общего товарного рынка, в котором действуют те же правила, что и в экономике в целом. Все больше белорусских изданий и телерадиоканалов работают в условиях самоокупаемости.

Претерпели радикальные преобразования социальные основания деятельности национальных масс-медиа. Это в первую очередь связано с возникновением новых собственников, социальных слоев, политических партий и движений. Все они, получая широкие возможности, заявляют о своих целях, проводят свои взгляды, отстаивают свои интересы, активно используя средства информации. Доля альтернативных СМИ в Беларуси составляет около 60%.

Основные принципы информационной политики государства реализуются, прежде всего, посредством ее правового  обеспечения. В числе первых законодательных  актов суверенной Беларуси был закон  «О печати и других средствах массовой информации» (13 января 1995 г.), своевременность  принятия которого послужила положительным  фактором динамичного развития белорусских  СМИ не только в первые годы развития страны, но и во все последующие. Объективно время требует совершенствования  законодательной базы. Проект нового закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации»  подготовлен по поручению Президента Республики Беларусь с участием депутатов  Палаты представителей Национального  собрания, государственных и общественных организаций с учетом богатого международного опыта правового регулирования  в сфере средств массовой информации. Он обеспечивает законодательное регулирование  взаимоотношений не только печатных, но и электронных СМИ.

Провозглашение информационной полусубъективности и свободы слова не привели сами по себе к утверждению новой цивилизованной белорусской журналистики. Этот процесс проходил болезненно и непросто. Вместе с тем подавляющее большинство белорусских журналистов понимают, что стабильность и согласие являются безусловным требованием времени. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, выступая на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов управления – март 2003 г., сказал: «Глубоко убежден, журналистика — профессия государственная. В том смысле, что журналист, как никто другой из специалистов социальной сферы, может активнейшим образом влиять на процессы, происходящие в стране, формировать общественное мнение о событиях и явлениях нашей жизни. Этим обусловлена поистине государственная ответственность каждого, кто ведет разговор с читателем, слушателем, телезрителем».

Роль, которая отведена в белорусском  обществе средствам массовой информации, огромна: они де-факто стали одной  из властей. Но власть, естественно, предполагает ответственность. Именно ответственность  придает СМИ уважение и влияние  среди людей, помогает формировать  и защищать те моральные устои, которые  достались нам "т старших поколений. В своих многочисленных выступлениях перед журналистами президент акцентирует  внимание на том, что картина нашей  сегодняшней действительности —  это и позитивные, и негативные стороны жизни. Преднамеренный акцент на одной из них — либо необоснованное восхваление, либо огульное охаивание — это неправильно, поскольку не имеет ничего общего с реальной действительностью. А если существуют недостатки, присущие всему нашему обществу, то надо честно признать, что не в последнюю очередь ответственность за это разделяют и журналисты.

 

 

  1. Печатные СМИ в Беларуси

В Белоруссии по данным Министерства информации на 1 июня 2010 года издаются 1300 печатных периодических изданий, в том числе 655 газет, 599 журналов, 36 бюллетеней, 9 каталогов, 1 альманах. Почти семьдесят процентов всех зарегистрированных изданий являются негосударственными. Пресса издается на белорусском, русском, немецком, английском, украинском, польском и других европейских языках.

Самым тиражным периодическим изданием является газета «Советская Белоруссия», число читателей которой (не тираж) в августе 2007 года составило 500,7 тыс. Общий разовый тираж газеты «Звязда» составил 34,2 тыс. экз., газеты «Рэспубліка» — 49,4 тыс. экз., «Белорусской нивы» — 25 тыс. экз., «Народнай газеты» — 30 тыс. экз., «7 дней» — 37,1 тыс. экз., «Знамя юности» — 25,7 тыс.экз.

Общий разовый тираж государственной  местной печати (136 областных, городских, районных и объединённых газет) составляет 869,4 тыс. экз., в том числе по областям: Брестская — 163,1, Витебская — 175,3, Гомельская — 141,1, Гродненская — 108,7, Минская — 160, Могилёвская — 121,2 тыс. экз.

 

  1. Основные группы печатных изданий Беларуси.

 

По характеру аудитории  выделяются следующие типы изданий:

  • Республиканские
  • Областные
  • Районные
  • Возрастных групп (детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых)
  • Для женщин и мужчин
  • Для малых групп
  • Для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и др.)
  • Для групп населения, выделяемых по другим признакам.

Целевое назначение изданий дифференцирует СМИ в соответствии с характером осуществляемых ими функций. Их основу составляют, прежде всего, функции различных видов духовного производства. Некоторые функции (информационного, аналитического и художественно-публицистического характера) СМИ часто выполняют сами - функции публицистического, журналистского творчества. В реализации функций искусства, литературы, образования, науки, духовной культуры в целом, связанных с массовым информационным процессом, СМИ принимают участие как организаторы. На типологическую структуру СМИ влияют функции и других видов деятельности: производственной, рекламной, информационной и др. На этой основе формируются издания:

  • · публицистические;
  • · литературные;
  • · художественные;
  • · художественно-публицистические;
  • · литературно-художественные;
  • · культурно-просветительные;
  • · развлекательные;
  • · учебные, образовательные;
  • · методические;
  • · учебно-методические;
  • · научные;
  • · научно-популярные;
  • · научно-практические;
  • · научно-производственные;
  • · рекламные;
  • · информационные.

 

  1. Важнейшие печатные издания и СМИ Беларуси

 

Основные газеты

 

"Советская Белоруссия"

- государственная

- Администрация Президента

- тематика общая

- социально-политическая  газета

- одно из наиболее авторитетных  печатный изданий страны с самым большим тиражом

- имеет приложения для  всех категорий читателей

- язык русский

"Республика"

- государственная

- Совет министров РБ

- тематика общая

- одно из главных печатных  изданий РБ

- язык русский и белорусский

"Народная газета"

- государственная

- Палата Представителей

-Открытое акционерное  общество

- тематика общая

- одно из основных изданий  РБ, содержащих информацию для  читателей разных возрастных  групп в сфере образования, медицины, экономики, отдыха и др.

- приложения: "Народная  экономическая газета", "Семья", "Дело вкуса"

"Звязда"

- государственная

- Совет министров и  Палата Представителей РБ

- тематика общая

- политика, экономика, культура  и спорт вместе с приложением  "Красная очередь"

- язык белорусский


 

 

Основные еженедельники

 

"Белгазета"

- независимый

- тематика общая

- политика, общество и  экономика

- язык русский

"Белорусский рынок"

- независимый

- аналитический еженедельник для  людей, занятых в сфере торговли

- информационное издание  интеллектуального и аналитического  содержания

- одно из наиболее авторитетных  и популярных торговых изданий  РБ

"Семь дней"

- государственный

- "Белта" (телеграфное агентство Беларуси)

- тематика общая

- информирование о наиболее  важных событиях социальной, политической  и экономической жизни страны

"Культура"

- государственный

- министерство культуры  РБ

- информация о национальных культурных  традициях Беларуси, мировой культуре  и современных достижениях в  сфере искусства, культуры, философии  и литературы

"Знамя юности"

- государственный

- Союз молодежи РБ, отдел  по делам молодежи

- министерство образования  РБ

- молодежь

- главная молодежная газета  страны

- полный спектр тематики, связанной с делами молодежи


 

 

Информационные агентства

"Белта"

- государственное

- тематика общая

- язык русский, английский, белорусский

www.belta.by

"Белапан"

- независимое частное

- тематика общая

- язык русский, английский, белорусский

www.belapan.com

Служба новостей "Беларусньюз"

- независимое

- расположено в Германии

- тематика общая

- язык немецкий

www.belarusnews.de

Интернет-еженедельник "Наше мнение"

- независимое

- тематика общая

- язык русский

www.nmnby.org


 

 

 


Информация о работе Основные группы печатных изданий Республики Беларуси