Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:10, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение имиджа, изучение корней его возникновения и использования, а также способов и методов, способствующим конструированию персонального имиджа.
В ходе написания работы выполнялись следующие задачи:
1. Изучить понятие «имидж», его содержание и виды
2. Рассмотреть формирование имиджа, на основе имиджформирующей информации.
Говоря об имидже, нельзя не рассмотреть и такой вопрос: «На чем зиждется человеческая способность к восприятию?» Она базируется на обыденном сознании, которое вместе с теоретическим сознанием обеспечивает наше познание чего-либо, но уровень развития теоретического сознания во многом зависит от уровня развития подсознания, а посредниками между ними служит обыденное сознание. Если теоретическое сознание приобретается, то обыденное во многом биологически задано. Главенствуют в нем эмоции и чувства. Поэтому оно так рефлексивно. Его-то и можно назвать опорой восприятия чьего-либо имиджа.
Пользуясь обыденным сознанием, люди соображают так, как это у них получается: им легче понимать то, что не требует знания законов логики и научных знаний.
Обыденное сознание обычно и формирует представления о чьем-либо имидже. Имидж выступает как символ, как информационный сигнал. И как сигнал (зрительный, слуховой) его прежде всего принимают низшие этажи психики, вызывая простейшие эмоции.
Формируя имидж, необходимо помнить и о таком феномене, как эмоциональная память. В ней есть генетическая информация, которая чрезвычайно статична, так как состоит из зрительных и звуковых символов. И тот, кто заложил в эмоциональную память окружающих свой привлекательный образ, тот затем легко закрепляет первое о себе представление.
Существует несколько технологий формирования притягательного индивидуального имиджа в соответствии с конкретными задачами, которые необходимо решать.
В. М. Шепель в процессе создания имиджа выделяет шесть этапов:
1. подтверждение стартовых условий освоения технологии;
2. «строительство внешности»;
3. «коммуникативная механика»;
4. «флюидное излучение»;
5. отработка риторических приемов;
6. сведение всех мини-технологий в одно целое [21].
Л. Браун строит свою технологию создания имиджа с учетом сильно возросшего влияния СМИ. В связи с этим она предлагает заострять внимание на следующем:
1. внешний вид;
2. голос;
3. публичные выступления;
4. поведение перед камерой;
5. поддержание формы [6].
И. Крикунова предлагает формировать имидж в пять этапов.
Первый этап – изучение себя: прежде чем создавать тот или иной имидж, надо объективно оценить свои внешние данные.
Второй этап – определение своей цветовой гаммы, наиболее выигрышной для внешности.
Третий этап – выигрышное отражение своего внутреннего мира во внешнем облике (у двух сестер-близнецов с одинаковой внешностью, но разными характерами имидж, будет совершенно различным).
Четвертый этап – приведение имиджа в соответствие той социальной роли, которая выбирается. Любая роль требует соответствующего «сценического костюма», и надо стать умелым костюмером в том «театре», на сцене которого вы играете свою главную роль.
Пятый этап – выбор прически и макияжа [1].
Пелих А. С., Кизилова Т. Г., Пронченко А. Г. считают, что процесс формирования личностного имиджа включает в себя три этапа:
I этап формирования должен быть связан с повышением самооценки;
II этап – с изменением внешнего облика (габитарный имидж);
III – с изменением личностных характеристик, препятствующих закреплению положительного имиджа [10].
Апраксина М. В. рассматривает технологию построения самопрезентации в качестве основного условия формировании имиджа [3]. Формирование имиджа в процессе межличностного общения начинается с возникновения первого впечатления о нем, создаваемого в процессе самопрезентации как элемента личностного воздействия. Самопрезентация – это элементы поведения, формирующие у окружающих впечатления об индивиде в процессе социальных аттракций. Самопрезентация выступает как отражение внутренне присущего человеку стиля общения с людьми. Способствует созданию целостного образа, вызывая ответную реакцию со стороны субъектов по какой-либо деятельности.
Кроме того, автор выделяет условия
удовлетворенности аспектами
а) материальное положение; б) состояние здоровья; в) нехватка свободного времени; г) недостаточная разработанность проблемы формирования имиджа и внедрения ее в практику; д) неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководством [3].
Известны и другие технологии. Обобщив соответствующие рекомендации и личный опыт, можно предложить формировать имидж следующим образом:
- определение стартовых условий: задача, время, степень подготовленности (человеку предлагается самоопросник, на основе которого он сможет выявить то, что необходимо для создания имиджа);
- «строительство внешности» (подбор одежды, макияжа, прически, отработка жестов, походки, мимики);
- освоение коммуникативной механики (овладение искусством публичных выступлений, ведения переговоров и бесед, умения слушать);
- освоение техники поведения (принятых норм поведения, искусства оставлять хорошее впечатление о себе, тактики действий в конфликтных ситуациях);
- овладение технологией «личного ортобиоза» (практика здорового образа жизни, т. е. рациональное питание, методы снятия напряжения и расслабления);
- самосовершенствование (самообразование, самовоспитание).
Работ, посвященных исследованию профессионального имиджа, немного. Соответственно проблема формирования профессионального имиджа разработана достаточно слабо. Рассмотрим принципы и технологии формирования профессионального имиджа.
Особенно актуальна проблема создания профессионального имиджа в нашей стране в связи с экономическими реформами. Там, где есть конкуренция, свободный выбор, где деятельность предприятия и личности все больше ориентирована во вне, на клиента, партнера, успех в очень большой степени зависит от того, что мы собой представляем, какое впечатление производим, как мы вписываемся в ту или иную ситуацию, т. е. речь идет о нашем образе (внутреннем и внешнем). И если он не благоприятствует профессиональной деятельности, его следует изменить, руководствуясь следующими принципами.
Патлусова В. М. предлагает следующие этапы построения профессионального имиджа [13].
При работе над своим имиджем важно иметь в виду, что на его содержание большое влияние могут оказать такие факторы, как социальное происхождение, семья, образование, вероисповедание, политические предпочтения, друзья, партнеры, хобби и т. п.
По возможности необходимо составить еще несколько схем и попросить близких и коллег заполнить их. Характеристики могут быть краткими, но очень важными: они укажут на достоинства и недостатки, о которых человек не подозревал.
Следует помнить, что содержание имиджа очень подвижное: это зависит от профессии и должности (секретарь, банкир, продавец, коммерческий директор), от культуры предприятия, от места нахождения учреждения (деревня, город, филиал за границей), от личности партнера, а также от других факторов. Но тем не менее при создании профессионального имиджа следует ориентироваться на какие-то общие каноны, которые сформировались в результате исторической практики человека.
Первичный образ (внешний вид, речь, голос, манеры) – очень значим, именно он производит первое впечатление и может многое рассказать о человеке. Работа по совершенствованию внешнего образа сложна и крайне важна, но не достаточна для формирования должного профессионального имиджа. Отсюда следует, что имидж – это целостное, гармоничное явление, его невозможно разложить по частям. В нем важно все: и внешний, и внутренний образ, включающий в себя личностные, профессиональные и нравственные качества.
Практический опыт, исследования, опросы руководителей позволили выделить многие качества (личностные, профессиональные, нравственные), которые благоприятствуют (или, наоборот, мешают) профессиональной деятельности, адаптации к деловой среде, налаживанию контактов с другими людьми.
Таблица 1 - Личностные качества
Позитивные |
Негативные |
сдержанность |
скованность |
терпеливость |
недовольство |
уверенность |
суетливость |
доброжелательность |
неуверенность |
собранность |
пессимизм |
взвешенность |
робость |
беспристрастность |
инертность |
оптимизм |
вспыльчивость |
дружелюбие |
застенчивость |
внимательность |
упрямство |
заботливость |
агрессивность |
энергичность |
непоследовательность |
спокойствие |
грубость |
жизнерадостность |
подозрительность |
беспечность |
Таблица 2 - Профессиональные качества
Позитивные |
Негативные |
трудолюбие |
нерадивость |
компетентность |
пассивность и медлительность |
активность, инициатива |
Незнание своего дела |
рассудительность |
отсутствие интереса к работе |
творческий подход к делу |
быстрая утомляемость |
Позитивные |
Негативные |
аналитический, острый, реалистический ум |
отсутствие воли и неспособность достигать поставленных целей |
оперативное мышление |
неорганизованность |
усердие и методичность |
несобранность |
целеустремленность |
рассеянность |
организованность и умение ценить время |
непоследовательность |
дисциплинированность |
недисциплинированность |
решительность и способность к риску |
халатность |
практичность |
поверхностный, примитивный ум |
хорошая память |
отсутствие здравого смысла |
способность осваивать новое |
шаблонность мышления и догматизм |
исполнительность |
самонадеянность |
умение общаться с людьми |
неспособность преодолевать неудачи |
уважение к клиентам и забота о них |
робость и скованность |
умение работать в команде |
отсутствие познавательного интереса |
энтузиазм |
конфликтность |
выносливость |
некоммуникабельность |
самостоятельность |
трудности в переключении с одного дела на другое |
проницательность и интуиция |
|
аккуратность |
Таблица 3 - Нравственные качества
Позитивные |
Негативные |
честность |
лживость |
ответственность |
несправедливость |
справедливость |
безответственность |
чувство профессионального долга |
отсутствие чувства профессионального долга |
доверительность |
эгоизм |
разумное сочетание общественного и личного интересов |
подозрительность |
бережливость |
мстительность |
искренность |
завистливость |
уважение к личности |
алчность, меркантильность |
доброжелательность |
коварство |
совестливость |
злорадство |
расточительность | |
льстивость | |
угодливость |
Нравственные качества для делового человека важны не менее, чем профессиональные. Эмпирический опыт убеждает в том, что у большинства наших соотечественников весьма абстрактные, скудные и примитивные представления о нормах, ценностях и принципах морали, а с уровнем нравственности в стране серьезные проблемы.
Сложившаяся ситуация закономерна: если профессиональной подготовке уделяется много времени (специальные учебные заведения, различные курсы, семинары, обучающие игры), то нравственное образование и воспитание происходит зачастую стихийно. Поэтому иностранцы вполне справедливо говорят, что с нами тяжело сотрудничать, так как у нас нет этики бизнеса.
В условиях рынка нельзя игнорировать деловую этику. Рынок как бы диктует быть эгоистичными, несправедливыми, нечестными. Но, с другой стороны, если человек не будет учитывать интересы общества и соблюдать общечеловеческие нормы морали и заповеди, то его деятельность уничтожит все, в том числе и его. Поэтому для цивилизованного развития общества необходимо «налаживание отношений» между бизнесом и моралью.
Говоря о перечисленных выше желательных профессиональных и нравственных качествах, следует отметить, что в большей мере они присущи капиталистическому типу личности.
Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько он соответствует характеру, требованиям выполняемой работы, образу организации. Он не должен вызывать сомнений в профессионализме, нравственности сотрудника и должен соответствовать ожиданиям партнеров, клиентов. Обретение удачного имиджа позволит достичь больших успехов в профессиональной деятельности, максимально подчеркнуть лучшее в человеке, придаст ему больше уверенности в себе. Образ должен правдиво отражать лучшие качества делового человека, а не быть хорошо приукрашенным или хорошо отрепетированным. Если человек не способен оправдать ожидания партнеров, клиентов, его имидж рухнет, как карточный домик.