Введение.
Прежде всего, необходимо отметить, что
правовое регулирование касается преимущественно
коммерческой рекламы.
Политическая реклама, то есть свободное
выражение определенных политических
взглядов и агитация за них, пользуется,
как правило, конституционной защитой
в любом демократическом государстве.
И хотя определенные ограничения для политической
рекламы существуют (например, во время
избирательных кампаний), они не так строги
и ужесточены как для рекламы коммерческой.
Так, в части 2 статьи 2 ФЗ "О рекламе"
прямо сказано, что "настоящий ФЗ не
распространяется на политическую рекламу,
в том числе предвыборную агитацию и агитацию
по вопросам референдума".
Коммерческая реклама трактуется как
реклама, направленная в первую очередь
на увеличение прибылей от продажи товаров
и услуг и конституционно защищена гораздо
меньше (Австрия, Германия, Швеция, США),
а в некоторых странах вообще лишена конституционной
защиты (Канада, Нидерланды).
Также следует указать, что правовое
регулирование рекламы должно осуществляться
государством исключительно в целях утверждения
и реализации конституционных прав и свобод
граждан, безопасности государства, сохранения
здоровья нации. Поэтому, если потребление
алкогольных и табачных изделий приобретает
в каком-либо государстве столь широкий
размах, что можно всерьез опасаться деградации
населения и ухудшения генофонда нации,
то государство вправе ограничить или
вовсе запретить рекламу этих товаров,
наложить ограничения на производство
и стандарты в области прав человека предусматривают
право граждан на охрану здоровья, а государствам,
присоединившимся к этим стандартам, корреспондируется
обязанность создать все условия для реализации
этого права.
Правовое государственное регулирование
рекламы предусматривает разработку и
принятие национальных законодательных
и нормативных актов, регулирующих общественные
отношения, возникающие в процессе производства,
размещения, распространения и использования
рекламы; определяющих принципы рекламной
деятельности; предотвращающих и пресекающих
недобросовестной рекламы и рекламы, посягающей
на общественные ценности и общепринятые
нормы морали.
Также законодательно делается существенное
различие между рекламой в печатных и
электронных СМИ. Как правило, ограничения
и запреты касаются электронных СМИ, в
большей степени, телевидения. Связано
это с большим творческим потенциалом
телерекламы. По своей возможности массового
охвата аудитории ни одно другое средство
массовой информации не может сравниться
с телевидением: комбинация звука, визуального
изображения и движения; возможность демонстрации
продукта; потенциал в использовании специальных
эффектов; фактор доверия, когда все происходит
прямо перед вашими глазами; эффект присутствия.
1.Правовое регулирование
политической рекламы
Действующий закон о рекламе
не распространяется на политическую
рекламу. Регулирование рекламы, связанной
с реализацией прав граждан на участие
в управлении государством, осуществляется
специальным избирательным законодательством.
В действующем законодательстве
отсутствует определение политической
рекламы, тем не менее этот термин упоминается
в Законе «О рекламе» 2006 г.
Единственное определение политической
рекламы было дано в постановлении Центральной
избирательной комиссии от 5 апреля 1996
г., согласно которому политическая реклама
- это распространяемая участниками избирательного
процесса через СМИ информация о кандидатах
на должность Президента Российской Федерации
с использованием средств и приемов, отличающих
рекламные материалы от других видов и
жанров информации (преобладание эмоционального
воздействия над смысловым, броскость,
лаконизм, повторяемость), с целью формирования
общественного мнения как за, так и против
тех или иных кандидатов.
Данное определение не является
универсальным, поэтому предпочтительнее
политическую рекламу определять через
общее определение рекламы, но с учетом
ее специфических субъектов и объектов
рекламирования.
Согласно такому подходу, политическая
реклама - это распространяемая любым
способом, в любой форме и с использованием
любых средств, адресованная неопределенному
кругу лиц информация, направленная на
привлечение внимания к политическому
субъекту (результатам интеллектуальной
деятельности, мероприятиям), формирование
или поддержание интереса к нему и его
продвижение на различных уровнях государственной
и муниципальной власти.
Действующим законодательством
подробно регулируется такой вид политической
рекламы как предвыборная агитация. Политическая
реклама в более широком смысле специально
законом не регулируется и подчиняется
общим правилам, определяющим свободу
слова, свободу массовой информации, установленные
законом ограничения и порядок использования
этих свобод.
В качестве политического субъекта
могут выступать следующие лица:
- кандидат - лицо, выдвинутое
в установленном законом порядке
в качестве претендента на
замещаемую посредством прямых
выборов должность или на членство
в органе (палате органа) государственной
власти или органе местного
самоуправления либо зарегистрированное
соответствующей избирательной
комиссией в качестве кандидата;
- политическая партия - общественное
объединение, созданное в целях
участия граждан Российской Федерации
в политической жизни общества
посредством формирования и выражения
их политической воли, участия
в общественных и политических
акциях, в выборах и референдумах,
а также в целях представления
интересов граждан в органах
государственной власти и органах
местного самоуправления;
- общественное объединение
- добровольное, самоуправляемое, некоммерческое
формирование, созданное по инициативе
граждан, объединившихся на основе
общности интересов для реализации
общих целей, указанных в уставе
общественного объединения;
- избирательное объединение
- политическая партия, имеющая в
соответствии с федеральным законом
право участвовать в выборах,
а также региональное отделение
или иное структурное подразделение
политической партии, имеющие в
соответствии с федеральным законом
право участвовать в выборах
соответствующего уровня. При проведении
выборов в органы местного
самоуправления избирательным объединением
является также иное общественное
объединение, устав которого предусматривает
участие в выборах и которое
создано в форме общественной
организации либо общественного
движения и зарегистрировано в соответствии
с законом на уровне, соответствующем
уровню выборов, или на более высоком уровне.
- инициативная группа
по проведению референдума - группа
участников референдума, образуемая
в порядке и на срок, которые
установлены Федеральным конституционным
законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О
референдуме», в целях реализации
инициативы проведения референдума.
Законы о выборах Российской
Федерации, Федеральный закон от 12 июня
2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» (далее
- Закон об основных гарантиях избирательных
прав) подробно регламентируют такой вид
политической рекламы как реклама предвыборной
агитации.
Согласно статье 2 названного
закона, предвыборная агитация - деятельность,
осуществляемая в период избирательной
кампании и имеющая целью побудить или
побуждающая избирателей к голосованию
за кандидата, кандидатов, список кандидатов
или против него (них) либо против всех
кандидатов (против всех списков кандидатов).
Содержание предвыборной агитации
могут составлять:
- призывы голосовать за
кандидата, кандидатов, список, списки
кандидатов либо против него (них);
- выражение предпочтения
какому-либо кандидату, избирательному
объединению;
- описание возможных последствий
в случае, если тот или иной
кандидат будет избран или
не будет избран, тот или иной
список кандидатов будет допущен
или не будет допущен к распределению
депутатских мандатов;
- распространение информации,
в которой явно преобладают
сведения о каком-либо кандидате
(каких-либо кандидатах), избирательном
объединении в сочетании с
позитивными либо негативными
комментариями;
- распространение информации
о деятельности кандидата, не
связанной с его профессиональной
деятельностью или исполнением
им своих служебных (должностных)
обязанностей;
- деятельность, способствующая
созданию положительного или
отрицательного отношения избирателей
к кандидату, избирательному объединению,
выдвинувшему кандидата, список
кандидатов.
Анализ действующего законодательства
позволяет выделить следующие принципы
осуществления предвыборной агитации:
- множественность субъектов;
- равенство субъектов;
- гласность выборов и референдумов;
- прозрачность финансирования;
- законность ограничений права
на агитацию;
- недопустимость злоупотреблений;
- самостоятельность субъектов
предвыборной агитации.
Следует различать предвыборную
агитацию и информирование избирателей,
которое осуществляется в целях распространения
объективной информации о ходе подготовки
и проведения выборов, референдумов, о
сроках и порядке совершения избирательных
действий, о законодательстве Российской
Федерации о выборах и референдумах, о
кандидатах, избирательных объединениях.
Разъяснения по поводу разграничения
предвыборной агитации и информирования
избирателей дал Конституционный суд
Российской Федерации при проверке конституционности
положений Закона об основных гарантиях
избирательных прав.
«Поскольку как агитация, так
и информирование любого характера могут
побудить избирателей сделать тот или
иной выбор, при том что достоверные и
объективные сведения о кандидате в большей
мере помогают избирателю сформировать
свои предпочтения, чем просто призывы
голосовать «за» или «против», то очевидно,
что критерием, позволяющим различить
предвыборную агитацию и информирование,
может служить лишь наличие в агитационной
деятельности специальной цели - склонить
избирателей в определенную сторону, обеспечить
поддержку или, напротив, противодействие
конкретному кандидату, избирательному
объединению. В противном случае граница
между информированием и предвыборной
агитацией стиралась бы, так что любые
действия по информированию избирателей
можно было бы подвести под понятие агитации,
что в силу действующего для представителей
организаций, осуществляющих выпуск средств
массовой информации, запрета неправомерно
ограничивало бы конституционные гарантии
свободы слова и информации, а также нарушало
бы принципы свободных и гласных выборов»
.
Информирование избирателей
могут осуществлять следующие субъекты:
- органы государственной власти,
органы местного самоуправления (при этом
они не вправе информировать о кандидатах,
избирательных объединениях, избирательных
блоках);
- избирательные комиссии;
- организации, осуществляющие
выпуск средств массовой информации;
- физические и юридические
лица.
Закон устанавливает принципы
информирования избирателей: объективность,
достоверность, равенство кандидатов,
свобода массовой информации. Заметим,
что закон не предъявляет требования объективности
к агитационным материалам.
Различают следующие способы
предвыборной агитации:
- на каналах организаций телерадиовещания;
- в периодических печатных
изданиях;
- проведение агитационных публичных
мероприятий;
- выпуск и распространение
агитационных материалов.
Закон об основных гарантиях
избирательных прав устанавливает общие
и специальные правила проведения предвыборной
агитации.
К общим правилам проведения
предвыборной агитации можно отнести
следующие:
1) расходы на проведение
агитации осуществляются исключительно
за счет средств избирательных
фондов;
2) запрещается привлечение
к агитации лиц моложе 18 лет;
3) запрещается проводить
агитацию:
- органам государственной власти
и местного самоуправления,
- государственным и муниципальным
служащим, членам органов управления организаций
при исполнении ими своих должностных
или служебных обязанностей и (или) с использованием
преимуществ своего должностного или
служебного положения;
- воинским частям, военным
учреждениям и организациям;
- благотворительным и религиозным
организациям, учрежденным ими организациям,
а также членам и участникам религиозных
объединений при совершении обрядов и
церемоний;
- избирательным комиссиям,
членам комиссий с правом решающего голоса;
- иностранным гражданам, лицам
без гражданства, иностранным юридическим
лицам;