Правовые проблемы свободы массовой информации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 19:34, реферат

Описание работы

В современном демократическом обществе важнейшим фактором свободы граждан и регулирования власти является свободная массовая информация. Ведь только имея достоверную, независимую и объективную информацию народ может осуществлять свою власть. Поэтому именно беспрепятственный поиск, сбор, производство и распространение средствами массовой информации сведений, информирующих население об истинном положении дел в стране, закладывает основу для любых демократических процессов, будь то выборы народных представителей в законодательные органы страны, импичмент президента, референдум, проведение рыночных реформ.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 22.70 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«Уральский федеральный  университет

имени первого  Президента России Б.Н. Ельцина»

 

Институт государственного управления и предпринимательства

Департамент маркетинговых  коммуникаций и брендинга

 

Кафедра интегрированных  маркетинговых коммуникаций и брендинга

 

 

 

 

 

 

Правовые проблемы свободы массовой информации в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Студента 1 курса Ефимовой  М. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

Введение 

В современном демократическом обществе важнейшим фактором свободы граждан и регулирования власти является свободная массовая информация. Ведь только имея достоверную, независимую и объективную информацию народ может осуществлять свою власть. Поэтому именно беспрепятственный поиск, сбор, производство и распространение средствами массовой информации сведений, информирующих население об истинном положении дел в стране, закладывает основу для любых демократических процессов, будь то выборы народных представителей в законодательные органы страны, импичмент президента, референдум, проведение рыночных реформ.

Невозможно представить  современную демократическую страну без этого важного фактора- массовые коммуникации. Разумеется Российская федерация только начала свой путь по демократизации страны, сводки законов и конституция рьяно сообщают нам о свободе слова и запрете цензуры и об охране подобных постановлений государством. Но на практике мы часто видим обратное. Ведь скрывая или преображая в некотором виде информацию государство может манипулировать общественным сознанием, навязывать гражданскому обществу единую, как правило, официальную государственную идеологию, управлять поведением людей, что в конечном счете может привести к тоталитаризму. Поэтому на данный момент фактически не существует независимой массовой информации. Хотя все права на “ее” стороне. Данный парадокс мы и рассмотрим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституционные гарантии свободы массовой информации

 

 

Институт массовой информации – важнейший институт информационного  права. Этим институтом регулируются информационные отношения, возникающие при производстве и распространении массовой информации.

Свобода массовой информации гарантируется Конституцией РФ. Институт массовой информации, как и институт интеллектуальной собственности, базируется как на правовом фундаменте на основной информационной конституционной норме.

Согласно п. 4 ст. 29 каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это означает, что производство массовой информации, как и любых других видов информации, открыто. Ограничения  в распространении информации ограниченного  доступа могут вводиться только федеральным законом.

Гарантия свободы производства, передачи и распространения массовой информации закрепляются п. 5 ст. 29. Этой же статьей запрещается цензура.

Конституция РФ вводит ограничения  при распространении массовой информации, распространение которой нарушает интересы личности, общества и государства: Запрещена пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (п. 2 ст. 29).

Эти ограничения на распространение  информации, «опасной» для личности, общества, государства, основаны на предписании, содержащемся в п. 3. ст. 55 Конституции  РФ: «Права и свободы человека и  гражданина могут быть ограничены федеральным  законом только в той мере, в  какой это необходимо в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения  обороны страны и безопасности государства».

Конституция РФ (п. 2 ст. 29) гарантирует  также защиту каждого от принуждения  в выражении собственных мнений и убеждений: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».

Эта норма, в частности, устанавливает  недопустимость насильственного получения  журналистами сведений от их источников и запрещает распространять такую  информацию.

Важнейшими для развития института массовой информации являются следующие нормы Конституции  РФ. Согласно п. 3 ст. 15 любые нормативные  правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Это означает необходимость официального опубликования  законов, в том числе и средствами массовой информации на всех уровнях  их принятия. Неопубликованный официально закон не действует и его нормы не могут применяться для разрешения споров.

Норма п. 3 ст. 41 Конституции  РФ обязывает должностных лиц  передавать информацию об угрозе для  жизни и здоровья людей, в том  числе и для распространения  средствами массовой информации.

По ст. 42 каждый имеет право  на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Эта норма является веским основанием для СМИ получать такую информацию от всех возможных источников и доводить ее до всеобщего сведения с целью  вынуждения соответствующих субъектов  к принятию мер, направленных на недопустимость экологических правонарушений.

Основным, системообразующим  актом, регулирующим информационные отношения, является Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации». Нормы этого Закона применяются в отношении средств массовой информации, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами – лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Законом, наравне с организациями и гражданами Российской Федерации, если иное не установлено законом.

Основные направления  правового регулирования отношений  в области массовой информации:

- обеспечение гарантий свободы массовой информации;

-организация деятельности средства массовой информации; распространение массовой информации;

-отношения средств массовой информации с гражданами и организациями;

-права и обязанности журналиста;

-межгосударственное сотрудничество в области массовой информации;

-ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

 

Информационные правоотношения, складывающиеся в сфере массовой информации, можно условно подразделить на «внутренние» и «внешние». Первые затрагивают вопросы внутренней организации СМИ и включают отношения  между основными субъектами: учредителями (соучредителями), редакцией, издателем, распространителем и, наконец, собственником. Вторая группа включает правоотношения, возникающие в связи с деятельностью  СМИ между перечисленными выше субъектами и третьими лицами, будь то граждане, объединения граждан, юридические  лица, органы государственной власти и местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение гарантий свободы массовой информации

Начиная с Конституции  РСФСР 1918 г. в отечественной правовой системе сложилась традиция рассматривать  деятельность печати исключительно  с «классовых позиций». В настоящее  время свобода массовой информации в России устанавливается Конституцией РФ и развивается нормами Закона РФ «О средствах массовой информации».

Свобода информации – основной принцип информационных отношений  в современном обществе, провозглашенный  Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г. Как уже было сказано выше в Конституции РФ данный принцип реализован через установление права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п. 4 ст. 29). Свобода массовой информации – необходимая составляющая общего принципа «свободы информации», важное условие режима демократии, обеспечения политического плюрализма и культурного многообразия.

Конституционными гарантами  свободы массовой информации являются в том числе: свобода мысли, слова, выражения мнений и убеждений, экономической  деятельности, провозглашение частной  собственности, а также прямой запрет цензуры.

Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не могут быть ограничены:

-поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

-учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими;

-изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.

Все случаи исключения из этого  правила должны быть прямо предусмотрены  в законодательстве о СМИ, т.е. непосредственно  в Законе о СМИ, издаваемых в соответствии с ним законодательных актах  РФ и ее субъектов.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных  лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений  предварительно согласовывать сообщения  и материалы (кроме случаев, когда  должностное лицо является автором  или интервьюируемым), а равно  наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, не допускается. (ст. 3)

Исключения и ограничения  в деятельности СМИ могут вводиться  только законодательством РФ о средствах  массовой информации в интересах  защиты личности, общества, государства.

Законом устанавливается  недопустимость злоупотребления свободой массовой информации (ст. 4). Определения  понятию «злоупотребление свободой массовой информации» в Законе о  СМИ не содержится. Вместе с тем  данная статья приводит перечень случаев, когда такие злоупотребления  могут иметь место. Часть 1 вышеуказанной  статьи запрещает использовать СМИ  в качестве инструмента достижения следующих целей:

-совершения уголовно наказуемых деяний;

-разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;

-призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства;

-осуществления экстремистской деятельности;

-пропаганды войны;

-распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Прежде всего, необходимо подчеркнуть важность данной проблемы для формирования и развития демократических  основ деятельности государства  и создания базовых принципов  организации гражданского общества.

Информационно-коммуникативные  технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование информационного общества XX века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования  и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Чем более прописаны, более равноправны  созданные властью системы взаимоотношений  власть-общество – СМИ, тем в большей  степени можно говорить о соблюдении демократии в государстве.

Поэтому такое большое  значение, особенно в век новых  информационно-коммуникативных технологий имеют те законы, которые регулируют деятельность СМИ.

 

 

 


Информация о работе Правовые проблемы свободы массовой информации в России