Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 19:34, реферат
В современном демократическом обществе важнейшим фактором свободы граждан и регулирования власти является свободная массовая информация. Ведь только имея достоверную, независимую и объективную информацию народ может осуществлять свою власть. Поэтому именно беспрепятственный поиск, сбор, производство и распространение средствами массовой информации сведений, информирующих население об истинном положении дел в стране, закладывает основу для любых демократических процессов, будь то выборы народных представителей в законодательные органы страны, импичмент президента, референдум, проведение рыночных реформ.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
«Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Институт государственного управления и предпринимательства
Департамент маркетинговых коммуникаций и брендинга
Кафедра интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга
Правовые проблемы свободы массовой информации в России
Реферат
Студента 1 курса Ефимовой М. А.
Екатеринбург
2013
Введение
В современном демократическом обществе важнейшим фактором свободы граждан и регулирования власти является свободная массовая информация. Ведь только имея достоверную, независимую и объективную информацию народ может осуществлять свою власть. Поэтому именно беспрепятственный поиск, сбор, производство и распространение средствами массовой информации сведений, информирующих население об истинном положении дел в стране, закладывает основу для любых демократических процессов, будь то выборы народных представителей в законодательные органы страны, импичмент президента, референдум, проведение рыночных реформ.
Невозможно представить
современную демократическую
Конституционные гарантии свободы массовой информации
Институт массовой информации – важнейший институт информационного права. Этим институтом регулируются информационные отношения, возникающие при производстве и распространении массовой информации.
Свобода массовой информации гарантируется Конституцией РФ. Институт массовой информации, как и институт интеллектуальной собственности, базируется как на правовом фундаменте на основной информационной конституционной норме.
Согласно п. 4 ст. 29 каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это означает, что производство массовой информации, как и любых других видов информации, открыто. Ограничения в распространении информации ограниченного доступа могут вводиться только федеральным законом.
Гарантия свободы производства, передачи и распространения массовой информации закрепляются п. 5 ст. 29. Этой же статьей запрещается цензура.
Конституция РФ вводит ограничения
при распространении массовой информации,
распространение которой
Эти ограничения на распространение информации, «опасной» для личности, общества, государства, основаны на предписании, содержащемся в п. 3. ст. 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Конституция РФ (п. 2 ст. 29) гарантирует также защиту каждого от принуждения в выражении собственных мнений и убеждений: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».
Эта норма, в частности, устанавливает недопустимость насильственного получения журналистами сведений от их источников и запрещает распространять такую информацию.
Важнейшими для развития института массовой информации являются следующие нормы Конституции РФ. Согласно п. 3 ст. 15 любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Это означает необходимость официального опубликования законов, в том числе и средствами массовой информации на всех уровнях их принятия. Неопубликованный официально закон не действует и его нормы не могут применяться для разрешения споров.
Норма п. 3 ст. 41 Конституции РФ обязывает должностных лиц передавать информацию об угрозе для жизни и здоровья людей, в том числе и для распространения средствами массовой информации.
По ст. 42 каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Эта норма является веским основанием для СМИ получать такую информацию от всех возможных источников и доводить ее до всеобщего сведения с целью вынуждения соответствующих субъектов к принятию мер, направленных на недопустимость экологических правонарушений.
Основным, системообразующим актом, регулирующим информационные отношения, является Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации». Нормы этого Закона применяются в отношении средств массовой информации, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами – лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Законом, наравне с организациями и гражданами Российской Федерации, если иное не установлено законом.
Основные направления
правового регулирования
- обеспечение гарантий свободы массовой информации;
-организация деятельности средства массовой информации; распространение массовой информации;
-отношения средств массовой информации с гражданами и организациями;
-права и обязанности журналиста;
-межгосударственное сотрудничество в области массовой информации;
-ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации.
Информационные правоотношения,
складывающиеся в сфере массовой
информации, можно условно подразделить
на «внутренние» и «внешние». Первые
затрагивают вопросы внутренней
организации СМИ и включают отношения
между основными субъектами: учредителями
(соучредителями), редакцией, издателем,
распространителем и, наконец, собственником.
Вторая группа включает правоотношения,
возникающие в связи с
Обеспечение гарантий свободы массовой информации
Начиная с Конституции РСФСР 1918 г. в отечественной правовой системе сложилась традиция рассматривать деятельность печати исключительно с «классовых позиций». В настоящее время свобода массовой информации в России устанавливается Конституцией РФ и развивается нормами Закона РФ «О средствах массовой информации».
Свобода информации – основной принцип информационных отношений в современном обществе, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г. Как уже было сказано выше в Конституции РФ данный принцип реализован через установление права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п. 4 ст. 29). Свобода массовой информации – необходимая составляющая общего принципа «свободы информации», важное условие режима демократии, обеспечения политического плюрализма и культурного многообразия.
Конституционными гарантами свободы массовой информации являются в том числе: свобода мысли, слова, выражения мнений и убеждений, экономической деятельности, провозглашение частной собственности, а также прямой запрет цензуры.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не могут быть ограничены:
-поиск, получение, производство и распространение массовой информации;
-учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими;
-изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.
Все случаи исключения из этого правила должны быть прямо предусмотрены в законодательстве о СМИ, т.е. непосредственно в Законе о СМИ, издаваемых в соответствии с ним законодательных актах РФ и ее субъектов.
Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, не допускается. (ст. 3)
Исключения и ограничения в деятельности СМИ могут вводиться только законодательством РФ о средствах массовой информации в интересах защиты личности, общества, государства.
Законом устанавливается недопустимость злоупотребления свободой массовой информации (ст. 4). Определения понятию «злоупотребление свободой массовой информации» в Законе о СМИ не содержится. Вместе с тем данная статья приводит перечень случаев, когда такие злоупотребления могут иметь место. Часть 1 вышеуказанной статьи запрещает использовать СМИ в качестве инструмента достижения следующих целей:
-совершения уголовно наказуемых деяний;
-разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
-призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства;
-осуществления экстремистской деятельности;
-пропаганды войны;
-распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Заключение
Прежде всего, необходимо подчеркнуть важность данной проблемы для формирования и развития демократических основ деятельности государства и создания базовых принципов организации гражданского общества.
Информационно-коммуникативные
технологии являются одним из наиболее
важных факторов, влияющих на формирование
информационного общества XX века. Их
революционное воздействие
Поэтому такое большое
значение, особенно в век новых
информационно-коммуникативных
Информация о работе Правовые проблемы свободы массовой информации в России