Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 05:52, реферат
В условиях рыночных отношений успех фирмы зависит от степени удовлетворения ею требований покупателей. Только в этом случае фирма будет иметь устойчивый спрос на свою продукцию, и получать прибыль. А степень удовлетворения требований потребителей соответствующей продукцией определяется её качеством.
составлявшие усадьбу, располагались симметрично и отличались лаконичностью и простотой архитектуры. Религиозная традиция предписывала строить
здания в соответствии с благоприятным для человека направлением ветров, уровнем подземных вод и рельефом местности. В основе своей эта традиция опиралась на народный опыт и имела не только символический смысл, но и практическое значение. По суеверным представлениям, здания должны были фасадом обращаться на юг, строиться у реки и у подножья гор. Практически это было связано с защитой строений от ветров и обогреванием солнечными лучами с юга. Немногочисленными наземными архитектурными памятниками, дошедшими нашего времени, являются каменные пилоны, ставившиеся по два при входе к месту погребения и служившие символической гранью, за которой начиналось «царство мертвых». Пилоны сохранились в провинциях Хэнань, Шаньдун и Сыгуань. Сыгуаньские пилоны отличаются от более массивных шаньдунских и хэнаньских стройностью, легкостью и вытянутостью пропорций. По размерам они невелики: высота их около 2,5 м. при расстоянии между ними в 23 м. Нижняя часть сыгуаньских пилонов состоит из прямоугольного, слегка суживающегося кверху столба, декорированного плоскими пилястрами. Верхняя часть, воспроизводящая конструкцию покрытия жилых домов, – из архитрава, фриза, карниза и широкой крыши, увенчивающей все сооружение. В камне выточены выступающие концы круглых поддерживающих крышу балок и цилиндрическая черепица, лежавшая в несколько рядов. Пилоны украшены разными каменными рельефами и надписями. Ансамбли ханьских погребальных сооружений достигают значительных размеров и представляют собой комплексы подземных камер, облицованных каменными плитами. На поверхности земли погребения отмечены земляными холмами, небольшими постройками, статуями и пилонами. В различных районах Китая обнаружено большое количество самых разнообразных видов гробниц. Некоторые из них высекались прямо в толще гор, некоторые возводились в специально вырубленном для этого между скалами пространстве. Подземные помещения с массивными каменными прямоугольными входами и многочисленными
комнатами дают представление о большом размахе строительных работ ханьского времени. Уходящие кверху, размещенные в форме ступенчатого свода
потолки разделялись посередине низко нависшими балками и поддерживались восьмигранными столбами, стоящими по одному в центре каждой комнаты. Подобные столбы имели качестве канителей грандиозные доу-гуны, представляющие собой изогнутые дугой каменные брусья, концами упирающиеся в перекрытия. Различные решения подобных доу-гунов позволяют судить о большом мастерстве и разнообразии строительных и декоративных приемов. Например, на одном из таких доу-гунов от центральной дуги в обе стороны широко расходятся две также изогнутые каменные опоры, выточенные в виде крылатых фантастических зверей, как бы вылезающих до середины туловища из потолка и вгрызающихся в каменную массу капители. В некоторых погребениях при входе стояли парные колонны, также увенчанные наверху доу- гунами и имевшие в качестве базы монументальные фигуры львов.
Впечатление давящей массы камня в ханьских гробницах облегчалось тем,
что стены, колонны и потолки сплошь покрывались резьбой, а также росписью
От феодальной эпохи и даже от Хань не дошло до нас никаких сооружений, за исключением скрытых под могильными курганами гробниц. Отчасти этот пробел восполняют письменные источники и археологические находки (особенно открытие ханьских глиняных жилищ и барельефов, изображающих здания). Эти находки показывают характер и стиль ханьской архитектуры, ведь создаваемые "модели" должны были обеспечить душе усопшего существование в загробном мире, ничем не отличающееся от земного. На барельефах изображены классические дома той эпохи, кухня, женская половина и зал для приема гостей. Глиняные образцы доказывают, что, за небольшими исключениями, и по планировке и по стилю ханьская домашняя архитектура похожа на современную. Ханьский дом, как и его нынешний потомок, состоял из нескольких дворов, по бокам которых находились залы, поделенные, в свою очередь, на меньшие комнаты. Высокая и крутая крыша покоилась на колоннах и покрывалась черепицей, хотя характерные загнутые концы крыш ранее были менее
изогнутыми. Это существенное изменение, хотя полностью опираться на "глиняные свидетельства" тоже не стоит. В мелких чертах и деталях
орнаментации глиняные дома из ханьских захоронений тоже весьма похожи на современные образцы. Главный вход защищен "ширмой от духов" (ин би) — стеной, построенной прямо напротив главного входа, чтобы внутренний двор не был виден снаружи. Она должна была преграждать вход в дом злым духам. По китайской демонологии, духи могут двигаться только по прямой, поэтому, подобная уловка представлялась надежной. Как свидетельствуют ханьские находки, подобные верования и обычаи строительства стены, защищающей от духов, были распространены уже как минимум к I в. н. э. Тип дома не претерпел серьезных изменений в первую очередь потому, что он идеально соответствовал социальным условиям китайской жизни. Китайский дом предназначался для большой семьи, каждое поколение которой жило в отдельном дворе, что обеспечивало как необходимую раздельность во избежание возможных раздоров, так и достижение идеала — единства под покровительством главы семьи. Поэтому все дома, и большие, и маленькие, спланированы именно так. От
крестьянских жилищ с одним двором до огромных и просторных дворцов, называемых "дворцовыми городами",— везде сохранялась одна и та же планировка. Глиняные "образцы" и барельефы дают некоторое представление и о более богатых ханьских домах, но о великолепии императорских дворцов мы можем узнать только из письменных источников
От ханьской эпохи сохранились керамические модели жилищ и храмов, которые находят в погребениях. Как свидетельствуют эти изображения, уже тогда в Китае сооружались многоэтажные здания с ярусными крышами. В то время крыши хотя и имели большой вынос, но еще не приобрели характерного выгнутого контура. Архитектура периода Хань отличалась строгим стилем. Стены декорировались плоским орнаментом простых геометрических очертаний. Каменные детали украшались символическими скульптурными изображениями животных и фантастических чудовищ.
Для безлесных местностей северной части Китая характерен тип дома с глухими наружными стенами, помещения которого обращены во внутренний дворик. Иные строительные и планировочные приемы, иные архитектурные формы
возникли и получили развитие на юге. Этот южный тип китайского жилого дома имел вид павильона - отдельно стоящей постройки, опоясанной ажурной галереей, с массивной двускатной крышей. Дом стоял посреди участка, огражденного стеной. Богатая усадьба представляла собой комплекс, состоявший из подсобных построек по периметру двора и главного здания посредине. Весь комплекс обносился высокой каменной стеной. Большие размеры дворца или храма достигались обычно не увеличением размеров здания, а увеличением количества построек и дворов. Наряду с этим строились и компактные многоэтажные дворцовые здания с галереями и террасами на этажах. Планировка дворцовых и храмовых комплексов осуществлялась с соблюдением принципов регулярности, геометрической правильности и симметрии. Главные здания и дворы перед ними располагались один за другим по направлению центральной композиционной оси ансамбля. Такая планировка соответствовала духу казенщины и догматизма, который доминировал в условиях установившейся общественной системы. В архитектурных стилях разных стран эпох симметрия и центрально-осевая планировка применялись для выражения представительности и как дисциплинирующий фактор композиции.
Планировка древних и средневековых китайских городов, как и в Индии, была регулярной: сетка прямых улиц членит застройку на прямоугольные кварталы. Города были обнесены глинобитными, облицованными кирпичом и камнем крепостными стенами с зубцами и башнями.
Еще в средние века в городах Китая в отличие от европейских городов того времени улицы были замощены, богатые дома оборудовались водопроводом, канализацией и даже имели газовое освещение, а для отопления использовался каменный уголь. Но основная масса городского населения ютилась в жалких хибарках, лишенных каких-либо удобств.
Китайский жилой дом павильонного типа послужил прообразом для зданий культового и общественного назначения. На основе его планировочных, конструктивных и эстетических особенностей был выработан своеобразный стиль архитектуры Китая.
Несущим остовом постройки является деревянный каркас, состоящий из стоек, балок и стропил. Крыша опирается не на стены, а на деревянные столбы. Косых распорок (раскосов) в этом каркасе нет. Его устойчивость обеспечивается жесткостью сопряжений балок со стойками. Жесткое соединение осуществляется с помощью своеобразной капители в виде расширяющейся кверху клетки, которая представляет собой несколько ярусов перекрещивающихся деревянных кронштейнов сложной формы. На капители опираются и связаны с ними балки-обвязки, балки перекрытия, стропила и свес крыши. Промежутки между столбами заполнены деревянной, глинобитной или сложенной из мелких камней стенкой, а в верхней части стены оставлены проемы для освещения, забранные деревянными решетками. Таким образом, крыша покоится на столбах, а стена, ограждающая помещение, не является несущей конструкцией здания; ее может и не быть. Такое устройство конструкций постройки позволило развить очень важную черту зодчества Китая и особенно Японии: связь внутреннего пространства дома с внешним пространством природы – раскрытость интерьера - в отличие от архитектуры, в которой стены являются несущей конструкцией здания. Постройки, облику которых хотели придать величие (например, храмы), возводили на высоких каменных платформах.
В VIII в. возникает форма крыши с выгнутыми краями, которая с тех пор стала характерной особенностью китайской архитектуры. Происхождение этой странной формы следующее. Крыши дома были крутыми. Когда к дому пристраивалась галерея, крыша над ней делалась более пологой, чем на самом доме. Получалось, что крыша имела перелом ската. Изменение уклона делали не резким переломом, а плавным переходом. Со временем эту кривую стали утрировать, загибая край крыши кверху. Иногда, для большего эффекта,
сооружалась двухъярусная крыша, верхняя часть которой является декоративной надстройкой. Кровля делалась из соломы, дранки или глазурованной черепицы.
Период империи Тан (618-907) характеризовался укреплением могущества централизованного государства, в стране установились бюрократические порядки. Общественная и даже частная жизнь была строго регламентирована.
Древние религиозно-философские учения приобрели догматическую форму. Были написаны многотомные архитектурно-строительные наставления, которые следовало выполнять неукоснительно. Система архитектурных форм и конструктивных приемов была разработана до мельчайших подробностей. Регламентированы были не только детали, но и их комбинации. Основные формы с тех пор оставались неизменными.
В XIII в. Китай был завоеван монголами, но через сто лет к власти снова пришли правители местного происхождения. В XIV-XVII вв. (период династии Мин) ведется грандиозное строительство храмов, дворцов и зданий церемониального назначения. Памятники этого периода ныне в основном и представляют старую архитектуру страны.
В первых веках нашей эры в Китае распространялся буддизм. В отличие от Индии, где символом этой религии служила ступа (древняя, еще добуддийская культовая форма), в Китае буддийскими мемориальными сооружениями являются многоярусные башни - пагоды. Пагода в Китае, как и ступа в Индии, - древняя местная форма культового сооружения. Подтверждением того, что китайская многоярусная пагода по своему происхождению связана с архитектурой жилища, могут служить древние модели ярусных жилых домов; есть и одноэтажные пагоды, прообразом которых были одноэтажные жилые дома. Пагоды древней эпохи были деревянными, и они не сохранились. В период Тан сооружали глинобитные с кирпичной обкладкой и каменные пагоды, иногда металлические, из железа и бронзы. Раннесредневековые пагоды отличаются монументальностью и простотой стиля. Это массивные башни, у которых каждый верхний ярус уменьшается и отделен от нижнего простым карнизом. Впоследствии стали
сооружать пагоды усложненного силуэта, с изогнутыми карнизными свесами, с дробной пластикой стен.
Один из типов зданий, характерных для архитектуры Китая, - так называемые «ворота почета». В Азии с древних времен было принято придавать сооружению в виде ворот символическое значение. Например, буддийский культ содержит в качестве одного из элементов храмовых комплексов «ворота очищения». В Китае
над воротами въезда в город, над входами на храмовый, монастырский или дворцовый участок сооружалась декоративная надстройка в виде крыши или даже целого павильона, что должно было подчеркнуть символическое значение ворот.
«Ворота почета» играли роль архитектурных монументов. Каждый пролет увенчивался крышей; сооружение богато украшалось скульптурой, резьбой и раскраской. Мемориальные ворота строились из камня, но формы их свидетельствуют о происхождении от деревянных прототипов.
Из-за того что в Китае, особенно в северной части страны, издавна практиковалось строительство из камня, здесь была известна не только балочная, но и арочная конструкция. Сохранился арочный мост V в. пролетом в 37,5 м, построенный из тщательно отесанных камней.
Большое значение в архитектуре Китая имеет декоративное оформление. Прежде всего крыша здания, кроме ее утилитарного назначения, использовалась в качестве главного акцента архитектурной композиции, и ей придавались формы, усиливавшие ее декоративную роль. Для этого применялись такие средства, как двухъярусное построение крыши, оснащение ее затейливыми украшениями, вычурные изгибы ее свесов. Под карнизом идет полоса громоздкой и сложной конструкции в виде хитроумно переплетающихся деревянных деталей. Каменные элементы построек - парапеты, цоколи, столбы и т. д. - покрыты барельефами. Интерьеры украшены резьбой и росписями. В качестве декоративного средства широко применялся цвет. Глазурованные черепицы кровель цветные: для храмов - синие, для дворцов - золотисто-желтые (на остальных постройках - серые). Столбы красного цвета. Балки перекрытий и клетки кронштейнов расписаны голубым и зеленым с отделкой белым и золотым. Пышность, блеск и богатство
дворцов и храмов должны были вызывать чувство благоговейного почтения. Особо следует отметить характер скульптур и барельефов, которые украшают архитектурные сооружения в Китае. Обычно это изображения драконов и других чудовищ устрашающего вида. Резьба тяжеловесна, перегружена деталями.
Заключение
Искусство каждой страны Древнего Востока обладало своими отличительными особенностями, характерными только для определенного государства. На характер искусства влияли географическое положение, мифологические представления, характер культа и другие факторы. Образцы древней китайской архитектуры считаются одними из самых уникальных в мире. Формируясь на протяжении тысячелетий, постоянно совершенствуясь и усложняясь, архитектура Китая сформировала свои традиции, на основе которых и были построены самые разнообразные здания в китайских городах. Стоит отметить, что китайское зодчество было непосредственно связано с философией и религиозным мировоззрением древних китайцев. Кроме того, даже при строительстве зданий китайские мастера стремились сохранить гармонию человека и природы. Поэтому и города, и постройки внутри города не возводились хаотично. В строительстве придерживались особых традиций, позволявших найти согласие с окружающим миром. Именно поэтому китайские архитекторы, которые чаще всего придерживались своих классических традиций, где властвовала ровность и четкость линий, симметричность расположения построек, иногда отступали от общепринятых правил. В этом прослеживается особая эстетика китайских архитекторов. Все дома в городе или постройки в отдельной усадьбе должны располагаться симметрично и быть равноудалены друг от друга. Только в этом случае можно было добиться целостности всей композиции. Планировка древних и средневековых китайских городов, как и в Индии, была регулярной: сетка прямых улиц членит застройку на прямоугольные кварталы. Города были обнесены глинобитными, облицованными кирпичом и камнем крепостными стенами с зубцами и башнями. Китайское зодчество не создавало грандиозных и устремленных в высь архитектурных сооружений. Китайские зодчие соединяли здания с окружающим миром, подчеркивая красоту рукотворных форм включением их в формы природные. Творческая жизнь в Китае соизмерялась с природой, люди пытались осмыслить законы своего бытия. Такое архитектурное мышление сложилось в Китае не случайно. Оно связано со многими особенностями древнекитайского миропонимания. В стране, где над человеком