Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:37, реферат
Всем хорошо известно, что именно реклама является двигателем торговли. Что ж, судя по объемам российского рекламного рынка, двигать эта самую торговлю становится все тяжелее, а компании все больше денег тратят именно на рекламу. Согласно статистическим оценкам, среднегодовой темп прироста рекламного рынка в России до кризиса 2008-2009 годов составлял 32% - именно настолько ежегодно увеличивались рекламные затраты российских и иностранных компаний, продвигающих свои товары и услуги отечественным потребителям.
Рынок рекламы: уверенный рост после кризиса
Всем хорошо известно, что именно
реклама является двигателем торговли.
Что ж, судя по объемам российского
рекламного рынка, двигать эта самую
торговлю становится все тяжелее, а
компании все больше денег тратят
именно на рекламу. Согласно статистическим
оценкам, среднегодовой темп прироста
рекламного рынка в России до кризиса
2008-2009 годов составлял 32% - именно настолько
ежегодно увеличивались рекламные
затраты российских и иностранных
компаний, продвигающих свои товары и
услуги отечественным потребителям.
Безусловно, финансовый кризис внес определенные
коррективы в развитие рекламного рынка
(см. рисунок 1), однако, после него рекламная
индустрия достаточно быстро восстановилась
и сейчас демонстрирует уверенный рост.
Так, по итогам 2011 года объем рынка рекламы
в РФ (без учета НДС составил 263,4 млрд. руб.),
по сравнению с предыдущим годом он увеличился
на 21%.
Что касается структуры российского
рекламного рынка, то в ней основную
роль занимает телевидение – за
последнее десятилетие доля ТВ-рекламы
составляла около 40%. Привлекательность
телевидения для рекламодателей
связана с самым широким
Отметим, что, несмотря на высокую насыщенность
телевизионного эфира рекламой (и как
следствие – уменьшение внимания к ней),
популярность ее, по-прежнему, высока.
Так, на протяжении 2011 года ведущая двадцатка
рекламодателей на ТВ увеличила свой бюджет
на 13%, что говорит о хороших перспективах
телевизионной рекламы в России.
А вот у рекламы в печатных СМИ ситуация
не настолько хороша – рост этого рыночного
сегмента (в количестве рекламодателей)
в 2011 году составил всего 0,7%. За последнее
время рынок рекламы в печатных СМИ постепенно
теряет свою долю, которую начинают занимать
«наружка» и Интернет – реклама. Так, рынок
наружной рекламы в России считается одним
из наиболее перспективных – это связанно
как с его динамичным ростом (объем в 2011
году врос на 22%), так и с наличием значительного
нереализованного потенциала.
Ну и, конечно же, огромные перспективы
имеет российский рынок он-лайн рекламы
– его объемы выросли за последний год
на 52%. Причем, как за счет новых рекламодателей,
так и за счет увеличения стоимости проводимых
в сети рекламных кампаний.
Источник:"Деловой квартал"
Материал взят с сайта Деловая пресса
Рекламных агентств (РА) в Екатеринбурге около 300. Несмотря на это, существует дефицит на рекламные услуги, объем рынка ежегодно увеличивается на 25-30%. У грамотно организованного РА, по оценкам самих игроков, есть шансы набрать клиентскую базу и окупиться за три месяца.
Прежде чем открывать
Несмотря на большое количество игроков, на рынке много свободных ниш, таких как брендинг (разработка товарного знака, элементов фирменного стиля и т. п.), ивент-маркетинг, BTL , где спрос велик. Операторы предупреждают: если инвестор нового РА далек от рекламного бизнеса, к созданию агентства стоит привлечь профессионала, знакомого со спецификой предоставляемых услуг. Ольга Котова, владелец РГ «Гагара», замечает, что реклама лишь на первый взгляд кажется простой услугой: «Важна каждая деталь. Скажем, криво повешенный баннер или низкокачественное фото в журнале могут привести к полному разрыву отношений с клиентом.
Единого мнения, обязательно ли открывать офис в центре города, у экспертов нет. По словам Кирилла Коноплева, директора компании «Дельта-План», место и качество ремонта не имеют значения, поскольку сотрудники маленького РА ездят к клиентам и партнерам сами, а заказчики к ним — редко. Офис такой компании нужен, чтобы принимать звонки и обрабатывать документацию. Поэтому многие новые агентства начинают с помещений в недорогих офисных зданиях.
Артем Шутов, директор компании «Штольцман и Кац», рекомендует все же сделать офис презентабельным. Крупные клиенты отправляются на место редко, зато представители малого и среднего бизнеса, с которыми в основном и сотрудничают молодые РА, оценивают уровень партнера по офису, тем более если портфолио у нового агентства еще не наработано. Аренда 50 кв. м в прилегающих к центру города районах обойдется в 50-65 тыс. руб. ежемесячно. Ремонт такого помещения (обои под покраску, линолеум, потолок) — в 20-30 тыс. руб.
Набор офисной техники для РА стандартный — ПК, принтер, сканер, копировальный аппарат. Один компьютер стоит около 20 тыс. руб., принтер — 15 тыс. руб., сканер — 20 тыс. руб. Эксперты советуют не экономить на компьютерах для дизайнеров, эти машины в 2-3 раза дороже обычных — 70 тыс. руб. для ведущего креативного дизайнера и 50-60 тыс. руб. — для технического (процессор от 3ГГц, жесткий диск 7200 оборотов и оперативная память от 2 Гб). Оснащение одного рабочего места мебелью (с учетом шкафов и тумб) обойдется в 20-22 тыс. руб. Телефонных номеров для начинающего РА требуется не меньше двух, по 6 тыс. руб. каждый. Подключение к Интернет и создание локальной сети — еще 10 тыс. руб.
Г-н Коноплев рекомендует агентству
приобрести исследовательские данные,
необходимые для
Агентства со стандартным набором услуг берут в штат сотрудников по основным направлениям бизнеса и заручаются поддержкой фрилансеров для уникальных заказов. К поиску персонала рекламщики советуют подходить щепетильно, поскольку люди — это главный капитал РА. Начинающему агентству понадобятся два дизайнера, один из которых будет выполнять креативные работы (создавать продукт), другой — второстепенные (заниматься версткой и пр.).
Стоит принять на работу двоих продавцов, одного специалиста по медиабаингу, одного криэйтора (специалист по созданию концепций творческих продуктов) и директора. Ольга Котова рассказывает, что при создании агентства набрала девять человек, трое из них обеспечивали специализацию — курировали ивент-проекты (организация бизнес-мероприятий). Она считает, что собственный креативщик обычно «изнашивается», поэтому предпочтительней сотрудничать с несколькими фрилансерами. Оплата дизайнеров варьируется в зависимости от опыта.
Г-н Шутов говорит, что начинающий специалист получает 10-15 тыс. руб. в месяц, а хороший дизайнер может зарабатывать до 70-100 тыс. руб. Специалист по медиабаингу обойдется в 15 тыс. руб., технический дизайнер — в 15-20 тыс. руб., зарплата директора — 25-30 тыс. руб. Менеджеры по продажам (эккаунт-менеджеры) обычно получают оклад 5-10 тыс. руб. и процент за привлеченные бюджеты. Размер бонусов зависит от масштаба заказов и их рентабельности (в среднем менеджер зарабатывает 20-40 тыс. руб.). Например, в РА «Гагара» сотрудник, привлекший клиента с бюджетом в 500 тыс. руб. (рентабельность 40%), получает 18-20 тыс. руб.
Артем Шутов предлагает альтернативный вариант формирования штата РА. Если агентство специализируется исключительно на креативных услугах (создание фирменного стиля, рекламных макетов и т. п.), взять на постоянную работу достаточно только управленцев — креативного директора (генератора идей), арт-директора (воплотителя идей), экканут-директора (продавца идей). Заниматься дизайном продукта и копирайтом (создание текстов, слоганов), по его мнению, могут фрилансеры. Бухгалтерию эксперты советуют отдать на аутсорсинг — 5 тыс. руб. ежемесячно.
Руководить РА должен человек, проработавший на рекламном рынке не один год, единодушно считают владельцы агентств. Эккаунт-менеджеров тоже лучше принимать со стажем. Такие специалисты, обладающие связями, на первых порах обеспечат новой фирме поток заказов. Г-жа Котова, например, создала свое агентство после пяти лет работы в рекламном бизнесе и говорит, что на первом этапе личные продажи приносили около 80% выручки, через год — 70%.
По словам г-на Шутова, связи важны даже при работе с крупными клиентами: директор компании может отказаться от проведения тендера, если у секретаря есть знакомый дизайнер, который ему понравился. Основную массу заказчиков агентства будут составлять фирмы малого и среднего бизнеса. Именно на них специалисты советуют направить усилия по продвижению. К крупным клиентам можно идти, только наработав солидное портфолио, что займет не меньше года. РА используют и прямую рекламу в СМИ — размещают модули в местных справочных изданиях, таких как «Рекламный штурман» и «МедиаПилот».
К ним, по словам экспертов, обращаются небольшие фирмы для поиска РА. Размещение в течение месяца на полосе в обоих справочниках обойдется примерно в 10 тыс. руб. Елена Сазонова, директор РГ «Онегин», считает, что прямые продажи (обзвон потенциальных клиентов менеджерами фирмы) действуют в том случае, когда у РА есть уникальная услуга или продукт, например эксклюзивные места по наружной рекламе. В первый год работы реклама в СМИ и прямые продажи могут принести компании около 30% всей клиентуры, оценивают эксперты. Остальное дают все же личные связи руководителей.
Наиболее рентабельным направлением деятельности эксперты называют креатив: доходность услуг по созданию макетов и баннеров, разработке логотипов и т. п. может достигать 40%, а цена зависит от амбиций и «наглости» агентства. В среднем небольшие РА берут за сценарий от 12 тыс. руб., создать логотип стоит от 30 тыс. руб., фирменный стиль — от 70 тыс. руб., рекламный макет в журнал — от 12 тыс. руб., макет щита 3 х 6 м — от 8 тыс. руб., оригинал-макет корпоративного издания — от 25 тыс. руб.
Размещая рекламу в СМИ, агентство зарабатывает за счет скидки (10-15% от рекламного бюджета), которую дает журнал, газета или телеканал. Затраты времени и усилий на этот вид услуги высоки — медиабаинг приносит прибыль, по оценкам экспертов, только при работе с бюджетами свыше 100 тыс. руб. в месяц от одного клиента. Однако специалисты советуют не пренебрегать мелкими заказами на начальном этапе — это помогает укрепить отношения с предприятиями и предложить им более рентабельные услуги.
Максимизировать прибыль от медиабаинга можно, наладив неформальные связи с коммерческими директорами или начальниками служб продаж СМИ. Если в официальном прайс-листе максимальная скидка при размещении рекламы обычно не превышает 15%, то на деле она может достигать 25%, констатируют владельцы РА. Маленькому агентству сложно получить большой бюджет на размещение в СМИ, так как их «держат» крупные городские РА. В первые месяцы работы можно рассчитывать на два-три заказа в месяц с бюджетами в 150-400 тыс. руб., которые обеспечат около 80% выручки. Чем больше рекламный бюджет, тем выгоднее клиент для РА.
Заказчики, передающие РА крупные суммы, обычно пользуются не только услугами медиабаинга, но и более доходными для агентства креативом и дизайном — РА выступает посредником, создает макеты, проводит мероприятия и BTL-акции и т. п. Если на мелких заказах доходность не превышает 25%, то на крупных (от 500 тыс. руб.) достигает 30-40%. Кирилл Коноплев полагает, что месячный доход молодого РА будет до 150 тыс. руб., из них 20-30 тыс. руб. можно получить от креативных услуг, столько же принесет дизайн, остальное — размещение рекламы в СМИ.
Операторы уверены: наиболее благоприятный исход для малого РА — это 300-400 тыс. руб. ежемесячной выручки. Чтобы получить эти деньги, необходимо, например, разработать логотип троим заказчикам (по 30 тыс. руб.), создать фирменный стиль — 70 тыс. руб., десять наружных щитов по 8 тыс. руб. каждый, еще 50 тыс. руб. заработать за подготовку текстов и размещение макетов в прессе, за проведение выставки — примерно 70 тыс. руб. Срок окупаемости РА колеблется от трех месяцев до одного года, в зависимости от того, какие бюджеты удастся получить агентству.
Ольга Котова: «Мы открылись в январе 2007 г. В первый месяц заработали 429 тыс. руб., во второй — 3,5 млн руб. Полностью окупили вложения за два-три месяца». В среднем при успешной работе после первых шести месяцев выручка РА вырастет до 500-600 тыс. руб. в месяц.
Комиссия экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) представила итоговые оценки развития российского рынка рекламы за первое полугодие 2012 года. Согласно данным АКАР, суммарный объем рекламы в средствах ее распространения (за вычетом НДС), составил около 138 млрд. руб., что примерно на 13% больше, чем в аналогичный период предыдущего года. Все сегменты рекламного рынка за исключением рекламных изданий продемонстрировали положительную динамику к аналогичным показателям 2011 года. При этом в текущем году динамика рынка несколько замедлилась. Наибольший рост показывает сегмент Интернета, в частности контекстная интернет-реклама (более 50%).
ОБЪЕМ РЕКЛАМНОГО РЫНКА РОССИИ В ЯНВАРЕ–ИЮНЕ 2012 ГОДА | ||
СЕГМЕНТЫ |
ЯНВАРЬ–ИЮНЬ, МЛРД. РУБ. |
ПРИРОСТ, % |
Телевидение |
66.5–67.0 |
8 |
в том числе эфирное |
65.4–65.9 |
8 |
кабельно-спутниковое |
1.14 |
42 |
Радио |
6.2–6.4 |
21 |
Печатные СМИ |
19.9–20.1 |
3 |
в том числе газеты |
4.7–4.9 |
16 |
журналы |
9.4–9.6 |
1 |
рекламные издания |
5.6–5.8 |
-3 |
Наружная реклама |
19.1–19.3 |
10 |
Интернет |
24.0 |
45 |
в том числе медийная реклама |
6.9 |
31 |
контекстная реклама |
17.1 |
51 |
Прочие |
1.9 |
15 |
Итого |
137.5–138.5 |
13 |
Информация о работе Рынок рекламы: уверенный рост после кризиса