Для того, чтобы выяснить
правильное соотношение программ, мы
будем считать не их количество,
а эфирное время, которое они
занимают.
Таким образом, мы получаем следующие
числовые значения:
Информационные
программы: 580 минут по эфирной сетке – без
учета рекламы
Общественно-аналитические: 805 минут по эфирной
сетке– без учета рекламы, с учетом перерыва
на новости.
Развлекательные
программы: 118 минут по эфирной сетке – без
учета рекламы, с учетом перерыва на новости
Исходя из полученных
данных, можно сделать следующие выводы:
Доминирующую
часть эфирного времени на радио
«Эхо Москвы» занимают общественно-политические
программы, в которых обсуждаются
темы, актуальные для российской политики
и общества, проводятся интерактивы,
проходит общение со слушателями, голосования. Такие программы
длятся до 55 минут, но по своему количеству
уступают информационным.
Информационные
программы занимают лидирующее положение
в программной сетке радиостанции.
Они выходят в начале каждого
часа, служат перебивками для больших
общественно-политических программ,
являются основой, на которую как бы нанизаны
остальные передачи. По количеству эфирного
времени они проигрывают общественно-политическим,
т.е. аналитическим программам, которые
отражают позицию радиостанции. Зато они
служат её имиджем, образом.
Развлекательные
программы на «Эхе» в основном
занимают ночное эфирное время (часто
музыкальные программы). В дневное
время можно встретить развлекательные
передачи, граничащие с информационными,
например, «Московские старости» - программа, которая рассказывает новости
из российских газет, вышедших ровно 100
лет назад. Подача осуществляется в игровой
форме, но смысл программы и политический,
и информационный. Развлекательные программы
«Эха» служат еще и для привлечения аудитории,
которая слабо интересуется общественно-политической
ситуацией, а, например, увлечена музыкальными
новинками или музыкой XX века.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог всего
вышеперечисленного, можно сделать
вывод, о том, что заявленному
формату информационно-разговорной
станции (News/Talk) «Эхо Москвы» соответствует
где-то на 75-80%. В условиях рынка А.А. Венедиктов
(глав.ред.) заполняет эфир самыми различными
программами, которые могут быть интересны
современному слушателю, для охвата большей
аудитории, а следовательно расширенных
возможностей рекламодателей, за счет
которых существует радиостанция. Именно
интерес самых разнообразных слоев российского
общества к «Эхо Москвы» делает его лидером
среди российского радиорынка на протяжении
всего существования станции. По словам
главного редактора «Эха»: «В любой западной
стране таких радиостанций как грязи.
Но здесь мы почему-то одни. Но я же не буду
плодить себе конкурентов - у нас их и так
достаточно в новостном формате»12. Заметим, что Венедиктов не
говорит об общественно-политическом
формате, соответственно, сам главный
редактор осознает, что «Эхо Москвы» -
уникальный продукт рынка. Многожанровость
этой станции, скорее не причина и не следствие,
а необходимость. Программы «Большое эхо»,
«Метеоскоп», «ДПС-утро», «Как правильно»
и т.п. - делают основу станции информационной.
«Клинч», «Народ против», «Особое мнение»,
«Не так», «Именем Сталина», «Дневник губернатора»,
«Лукавая цифра» и другие – придают ей
общественно-политический, аналитический
характер. Музыкальные программы «FM-Достоевский»,
«Джаз для коллекционеров», «Весь этот
блюз», «120 минут рока» - привлекают новую
аудиторию, служат развлекательной нишей
наполнения эфира (в основном ночного).
При этом радиостанцию всегда интересует
мнение по тому или иному вопросу, в том
числе вопросу работы радиостанции, для
обсуждения подобных проблем, созданы
«Без посредников», «Эхонет», рубрика
«Дежурный по сайту» и т.д.
Сочетание стилей
и жанров программ, актуальность передач, известные
люди и профессиональные ведущие делают
«Эхо Москвы» лидером российского радиорынка,
рейтинг которого растет с каждым годом.
Сама станция является образцовой для
других радио, а её ведущие, корреспонденты
и редакторы – образцовыми для молодых
журналистов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ)
- Время работать на радио. Современная радиожурналистика в разных жанрах. / Под ред. Е.Н. Филимоновых. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2002. - 192 с.
- Кийт М. Радиостанция: Пер. с англ. А. И. Филекина. — М.: Мир, 2001. - 462 с.
- Корконосенко С.Г. Основы журналистики, Аспект пресс, 2007 г
- Радио: музыкальное, новостное, общественное... / Сборник лекций под ред. В. А. Сухаревой, А. А. Аллахвердова. - М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. — 224 с.
- Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 480 с.
- Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. – М.: Аспект Пресс, 2002
- Цвик В.Л. Журналист с микрофоном: Учебное пособие. – М: МНЭПУ, 2000. – 59 с.
Также были использованы
следующие материалы из сети интернет.
- Википедия - свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/
- Все новости об «Эхе». Ресурс. http://www.echonews.ru/
- Гулидов Родион. Форматы радиостанций. – материал-исследование http://www.guzei.com/radio/journal/article/format.php
- Корпорация радио. Специализированный портал. http://www.radioportal.ru/
- NEWSru.com Новостной сайт http://www.newsru.com/
- Рейтинг радиостанций по г. Москве http://nameradio.ru/
- Эхо Москвы. Официальный сайт радиостанции http://www.echo.msk.ru/
1
http://nameradio.ru/rate_index_moscow2010_0103
2
http://www.echo.msk.ru/about
3
Радиожурналистика: Учебник / Под ред.
А.А. Шереля. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.
- 480 с.
4
Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики.
– М.: Аспект Пресс, 2002
5
Радио: музыкальное, новостное, общественное...
/ Под ред. В. А. Сухаревой, А. А. Аллахвердова.
- М.: Фонд независимого радиовещания, 2001.
— 224 с.
6
http://www.guzei.com/radio/journal/article/format.php
7
http://ru.wikipedia.org/wiki/Радио_форматы
8
http://www.guzei.com/radio/journal/article/format.php
9
http://www.newsru.com/russia/22aug2000/echo_v_hi.html
10
http://www.echo.msk.ru/programs/nomed/52033/
11
http://www.echonews.ru/2010/03/01/opening-kommersant-fm.html
12
http://www.radioportal.ru/articles/5656/aleksei-venediktov-kto-lyubit-pressu-nikto