Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 09:50, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить лоббирование как метод продвижения, обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения компании, а так же проанализировать историю и основную специфику лоббирования в зарубежных странах и в России. На основе поставленной цели целесообразно выделить следующие задачи:
1.Исследовать суть и специфику лоббирования;
2.Обозначить средства лоббирования, используемые в PR;
3. Ознакомиться с осуществлением процесса лоббирования в отечественной и зарубежной практике;
4. Проанализировать опыт лоббистской деятельности;
Введение........................................................................................................3-4
Глава 1. Лоббирование как метод продвижения базисного субъекта PR..5-23
1.1 Суть и специфика лоббирования……………………………………….5-14
1.2 Средства лоббирования на службе PR имиджа компании…………….14-23
Глава 2. Анализ лоббистской деятельности на примере России и Европейский стран…………………………………………………………………………..24-29
3.1 Опыт лоббирования в России…………………………………………...24-26
3.2 Анализ лоббистской деятельности в Европейских странах…………..26-29
Заключение………………………………………………………………….31-32
Список использованных источников и литературы литературы………….33
Таким образом, термин «манипуляция» – это метафора и употребляется в переносном смысле: ловкость рук в обращении с вещами перенесена в этой метафоре на ловкое управление людьми. Представляется возможным заметить, что понятие ограничивает понимаемый как манипуляция набор способов управления – им обозначается только управление словкостью и даже скрытое управление.
Применительно к лоббированию, манипуляция представляет собой одно из средств достижения цели этой деятельности. Субъектом манипуляции в лоббировании является лобби, который занимается продвижением имиджа или интересов компании. Объектом – сознание государственных служащих, ответственных за принятие законодательных актов, выгодных для компании. Еще один объект манипуляции – сознание массовой общественности. При работе лобби массы задействованы в формировании общественного мнения о компании и определенных интересов посредством манипуляции СМИ.
Еще одним средством «темного» лоббирования является взяточничество – прямой подкуп лиц, отвечающих за принятие какого-либо законопроекта. Лоббист, использующий данное средство действует по принципу: «Все, что проплачено, сделано». Взяточничество представляет собой актуальную проблему лоббирования в России и порождает в политических кругах явление, именуемое коррупцией – моральном разложении должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами. В «Популярной экономической энциклопедии» коррупция (от. лат. corruptio – подкуп) – это прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения, как правило, сопровождающееся нарушением законности. Лоббисты, практикующие в своей деятельности взяточничество, нарушают закон и порождают коррупцию.
Рассмотрев средства различных видов лоббирования, необходимо отметить, что наиболее верно использовать на практике средства, типичные для «чистого» лоббирования, опирающегося на законодательство, взаимное уважение прав и обязанностей и законах деловой этики. Продвижение интересов и имиджа компании, осуществляющееся данной группой средств, имеет долгосрочные перспективы к дальнейшему сотрудничеству с государственными структурами и формирует позитивное отношение общественности к деятельности компании благодаря «прозрачности» ее намерений.
В первой главе автором курсовой работы были описаны группы средств лоббирования, используемые для продвижения интересов частного лица или группы лиц. Представляется необходимым уточнить, какие средства необходимо использовать при лоббировании имиджа компании, чем оно отличается от лоббирования интересов субъекта и какие имеет сходства.
В книге В. Королько «Паблик рилейшнз для профессионалов» говорится о содержании работы лоббиста, на основе которого можно понять, какие средства, по мнению автора, использует лоббист и как они применяются относительно лоббирования имиджа компании. К ним относятся:
1. Формирование позитивных
взаимовыгодных деловых
2. Анализ информации, поступающей
из законодательных органов и
ее интерпретация. Эффективное лоббирование
имиджа невозможно без анализа
и интерпретации готовящихся
законопроектов и другой
3. Формирование общественного
мнения и работа с позицией
избирателей. Лоббирование имиджа
организации осуществляется
4. Ведение деловых переговоров
с ключевыми персонами власти
и СМИ. Немаловажным при формировании
имиджа компании являются «
Российские специалисты, говоря о лоббировании в малом бизнесе, в частности, о лоббировании имиджа компаний, подчеркивают, что основными средствами в данной деятельности считаются:
– Налаживание персональных контактов с представителями власти, в т.ч. участие в заседаниях комитетов и комиссий парламента и министерств, съезды и совещания предпринимателей с участием последних. Использование данного средства увеличивает количество информации, находящейся в руках лобби. Что позволяет проводить более эффективную работу с лоббированием имиджа. Знание ситуации – залог успешного лобби.
– Участие в общественных слушания законопроектов в парламенте и работа в экспертных группах по подготовке проектов документов парламента и правительства. Непосредственное участие лобби при обсуждении законопроектов и иных документов позволяет повлиять на общее мнение, выносимое по данным видам документации, что увеличивает шанс одержать победу и добиться подписания нужного закона или решения.
– Воздействие через общественное мнение и средства массовой информации. Средства массовой информации при формировании имиджа компании используются, в первую очередь, для работы с мнением масс и формированием устойчивого образа компании у целевых групп общественности. Сонаправленные с позицией компании мнения общественности, оказывающие давление на государственные структуры путем своего голоса на выборах или иными методами, влияют на принятие того или иного решения.
– Доклады, послания со стороны бизнеса в сторону власти. При лоббировании имиджа любой компании, необходимо лоббировать весь бизнес в целом. Для этого компания должна позаботиться о предоставлении информации государственным структурам о положении дел во всей сфере бизнеса, путем предоставления различной отчетной документации или проведения мероприятий для власти.
Таким образом, можно выделить основные группы средств лоббирования имиджа компании. Критерием для объединения средств в группы является непосредственная направленность на конкретные целевые группы. Автор выделяет следующие группы средств:
1. Группа общественного мнения. Представлена средствами, активизирующими общественное мнение. К ним относятся: использование массовых акций, организация массовых обращений к власти и кампаний в СМИ, а также судебных процессов.
2. Группа формальных контактов.
К этой группе относятся
3. Группа неформальных
контактов. Данные средства представляют
собой пути формирования «
4. Группа личного взаимодействия.
Данная группа представлена
Стоит отметить, что лоббирование имиджа компании никогда не происходит с использованием одного-двух средств. При работе над данным направлением настоящее, «чистое» лоббирование использует минимум по два средства из каждой группы. Это обосновывается тем, что работа над лоббированием имиджа компании должна охватывать все целевые аудитории и иметь глобальный характер.
Для иллюстрации некоторых средств лоббирования имиджа компании наглядным и интересным представляется пример с компанией МакДональдс, которая до 2005 г. осуществляла обширную программу создания сети закусочных быстрого обслуживания. При строительстве новых закусочных вблизи жилых кварталов, компания столкнулась с проблемой – общественным мнением местных жителей, которые с возмущение требовали прекратить строительство. Жалобы граждан могли отрицательно повлиять как на продолжение строительства, так и на судьбу проекта в целом. Но руководство компании МакДоналдс нашло выход из сложившейся ситуации. Оно не стало аппелировать к рассудку населения («важно развивать городской общепит, мы будем соблюдать санитарные нормы; в наших ресторанах запрещено употребление спиртного» и т.д.) – это было бы бесполезно. Все было сделано проще и изящнее, хотя и обошлось МакДональдсу дороже. Было объявлено, что учащихся близлежащих школ МакДональдс будет кормить бесплатными завтраками. Негодования жителей прекратились, а программа развития сети МакДоналдс получила поддержку.
В данном примере показано как лоббируется имидж компании МакДоналдс средствами из группы работы над общественным мнением. Руководство сети ресторанов добилось поддержки у масс посредством корректировки своего позиционирования и в результате получило поддержку и со стороны властей. Стоит отметить, что возможно МакДоналдс использовал дополнительно и другие средства лоббирования своего имиджа, но они остались за гранью описываемого примера. Здесь явно использовались также такие средства как налаживание персональных контактов с представителями власти и лоббирование имиджа всей сферы общепита посредством предоставления отчетов и посланий со стороны бизнеса в сторону власти.
Таким образом, лоббирование, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе определенные цели и средства достижения этих целей. Существует множество классификаций средств лоббирования имиджа компаний. Но, проанализировав их, представляется возможным выделить основные группы этих средств: группа общественного мнения, группа формальных контактов, группа неформальных контактов и группа личного взаимодействия. Средства лоббирования, если это «чистое» лоббирование, используются в совокупности и обычно относятся ко всем четырем группам.
Глава 2. АНАЛИЗ ЛОББИТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН
2.1 Опыт лоббирования в России
Рассматривая феномен лоббирования в России, представляется возможным понять, что законодательное урегулирование данной деятельности намного отстает от США, но постепенно предпринимаются некоторые шаги. Г. Почепцов в книге «Паблик рилейшнз для профессионалов» пишет , что «Лоббирование является новой для нас, но достаточно развитой в западном мире отраслью». В России в начале 1995 года проводилась конференция по обсуждению проекта закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти». Стоит отметить, что в разных источниках много говорится об особенностях российского лоббизма. Пожалуй, общее во всех них следующее: во-первых, «лоббизм в России существует», во-вторых, в качестве основного недостатка российского лоббизма все специалисты называют отсутствие законодательной основы, а, следовательно, его теневой характер. В результате на поверхности видны только само принимаемое решение и тот, кто его принимает. За кулисами лоббизма и в тени остаются настоящий заказчик, другие участники цепочки, материальное вознаграждение за конечный результат. В качестве третьей особенности лоббистской деятельности в России подавляющее большинство специалистов отмечает коррупцию, которая является следствием отсутствия соответствующей законодательной базы.
Российский лоббизм можно охарактеризовать как спонтанно возникшее явление, развивающееся по непредсказуемым законам и включающее в себя самые различные силы. Общее правило заключается в том, что на федеральном уровне целесообразнее поднимать не собственные вопросы или бизнес-конфликты, а общеотраслевые(под предлогом улучшения всей лоббируемой отрасли).
Необходимо отметить, что государственные служащие заинтересованы во взаимодействии с лоббистами, если последние снабжают их достоверной информацией, помогают решать организационные вопросы, оказывают поддержку рабочим группам и т.д. Следует учитывать, что первой обязанностью чиновника является улучшение показателей в подведомственной ему сфере. Поэтому при проведении лоббистской кампании в Правительстве необходимо опираться на группы, которые хотели бы воровать на развитии, а не на деградации страны.