Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 04:57, контрольная работа
Описание работы
Объект исследования – формы взаимодействия средств массовой информации и власти на примере деятельности пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края. Предмет исследования – отношения, складывающиеся между органами власти и средствами массовой информации в процессе взаимодействия.
Актуальность темы исследования
определяется множеством факторов. Во-первых,
той ролью, которую играют средства массовой
информации (печать, телевидение, радио)
в формировании мнений населения об органах
власти.
Во-вторых, актуальность темы
связана с тем, что в настоящее время практически
отсутствуют научные работы, в которых
бы анализировались не только роль средств
массовой информации в условиях переходного
периода, но и формы взаимодействия средств
массовой информации и власти. Достаточно
заметить, что средства массовой информации
в период с 1988 по 1991 года сыграли не последнюю
роль в изменении характера власти в России.
Именно средства массовой информации
в «горбачевский период» сыграли мобилизующую
роль в активизации борьбы против коммунистической
идеологии.
Цель работы – на основе анализа
в обществе изучить характер взаимодействия
между органами государственной власти
и средствами массовой информации, определить
особенности этих отношений на примере
работы пресс-службы Законодательной
думы Хабаровского края.
Объект исследования – формы
взаимодействия средств массовой информации
и власти на примере деятельности пресс-службы
Законодательной думы Хабаровского края.
Предмет исследования – отношения,
складывающиеся между органами власти
и средствами массовой информации в процессе
взаимодействия.
Методологическую основу исследования
составил системный подход, согласно которому
коммуникационная подсистема и ее составляющие
(телевидение, пресса, радио и другие) рассматриваются
не как изолированная подсистема, а во
взаимном влиянии на нее других подсистем
или факторов.
1. Сущность и функции
средств массовой информации
Средства массовой информации
– один из важнейших институтов современного
общества. Огромна роль их в формировании,
функционировании и эволюции общественного
сознания в целом.
Уже первые шаги телевидения
на политической арене в 50-ых начале 60-ых
годов вызвали среди специалистов эйфорию
по поводу нового всемогущего средства
массовой информации. Утверждается, что
журналисты, репортеры, специалисты по
рекламе и другие представители средств
массовой информации заменили традиционных
политиков в качестве привратников политического
процесса.
Сегодня средства массовой
информации характеризуют как: великий
арбитр, четвертая власть наряду с законодательной,
исполнительной и судебной властью.
Современную политику невозможно
представить без прессы, радио и телевидения.
Средства массовой информации
представляют сложный и многогранный
институт, состоящий из множества органов
и элементов.
Что же представляют собой средства
массовой информации?
В Федеральном законе Российской
Федерации «О средствах массовой информации»
под средствами массовой информации понимается
периодическое печатное издание, радио-,
теле-, видеопрограмма, кинохроникальная
программа, иная форма периодического
распространения массовой информации»1.
Пугачев В.П. трактует средства
массовой информации как «учреждения,
созданные для открытой публичной передачи
с помощью специального технического
инструментария различных сведений любым
лицам»2.
Средства массовой информации
на практике реализуют фундаментальные
права человека – на информацию, на свободу
политического выбора, на гласное выражение
своей позиции.
Так, во Всеобщей декларации
прав человека отмечается: «каждый человек
имеет право на свободу убеждений и на
свободное выражение их, это право включает
свободу беспрепятственно придерживаться
своих убеждений и свободу искать, получать
и распространять информацию и идеи любыми
средствами и независимо от государства».
Конституция Российской Федерации
«гарантирует свободу массовой информации,
запрещает цензуру». Аналогичные принципы
закреплены и в конституциях других государств.
Федеральный закон Российской
Федерации «О средствах массовой информации»
закрепляет право граждан на оперативное
получение через средства массовой информации
достоверных сведений о деятельности
государственных органов, их должностных
лиц»3.
Следует отметить, что сегодня
происходит возрастание потока информации.
Происходит ее глобализация, продолжают
модернизироваться традиционные средства
коммуникации. Фактически на рубеже 80-ых
годов мир средств массовой информации
был разделен на 2 части: старые (традиционные)
и новые.
Старые: книги, журналы, периодические
издания и т. д.
Современные – достижение новых
информационных технологий (кабельное
телевидение, спутниковая связь, компьютерная
пресса и т. д.).
В течение длительного периода
для широкой публики главным источником
информации служила пресса – газеты и
журналы. Многие из них возникли в качестве
органов тех или иных политических партий,
поскольку в какой-то форме были вовлечены
в политический процесс. Газеты предлагали
не только политическую и экономическую
информацию, но и представляли материалы
развлекательного характера.
Радио и телевидение расширили
возможность эксплуатации массовых коммуникационных
процессов в политических целях. Изобретение
радио изменило механизм освещения информации.
Позволило передавать информацию через
государственные границы и на дальние
расстояния без необходимости физического
присутствия.
По своей значимости радио постепенно
стало уступать стремительно набиравшему
силу телевидению.
Возрастающая роль средств
массовой информации порождает многочисленные
дискуссии о том, к каким последствиям
это может привести. Мнения высказываются
весьма различные и прямо противоположные.
Одни видят в растущем влиянии
средств массовой информации ростки новой,
гуманной цивилизации, усматривают реальное
движение к ищущему, мыслящему, творческому
государству, способному разрешить наиболее
острые сегодняшние конфликты.
Другие же, констатируя опустошающее
и разрушающее воздействие средств масс-медиа
и особенно телевидения на личность и
культуру, оценивают возрастающую роль
средств массовой информации весьма пессимистично.
Аргументируя это тем, что с помощью гипнотической
внушающей силы зрелища, телевидение,
которое и днем и ночью без всякого перерыва
приходят к людям в дом, разрушало не только
кино, но также отношение индивида к действительности.
Вся жизнь – природа, наши друзья – все
постепенно угасает под воздействием
этого маленького экрана, который становится
все большим и проникает повсюду. Он поглотил
все: реальность, нас самих и наше отношение
к действительности».
С уверенностью сегодня можно
сказать, что массовый охват средств массовой
информации привел к тому, что эти средства
стали:
• действительно всенародные,
доступные каждому человеку;
• с помощью средств массовой
информации усиливается связь между личностью
и обществом;
• широкое распространение
средств массовой информации привело
к дифференциации потребления информации.
Кроме этого, следует отметить
следующие отличительные черты средств
массовой информации:
• публичность, то есть неограниченный
и надперсональный круг потребителей;
• наличие специальных, технических
приборов, аппаратуры;
• непрямое, разделенное в пространстве
и во времени взаимодействие коммуникационных
партнеров;
• однонаправленность взаимодействия
от коммуникатора к реципиенту, невозможность
перемены их ролей;
• непостоянный, дисперсивный
характер их аудитории, которая образуется
от случая к случаю в результате общего
внимания, проявленного к той или иной
передаче или статье4.
Средства массовой информации
отличаются оперативностью распространения
информации, способностью проникать во
все социальные общности, профессиональные,
возрастные и другие группы.
В своих репортажах и комментариях
средства массовой информации могут обратить
внимание общественности на стороны деятельности
правящих кругов, играют роль в ограничении
власти и конкретных действий.
Средства массовой информации
не могут наградить, но могут сделать популярным;
не могут карать, но могут высмеять; не
могут назначить на должность, но могут
содействовать избранию.
Рассмотрение особенностей
средств массовой информации будет неполным
без изучения их функций.
Функции средств массовой информации
разнообразны. В любом современном обществе
они в той или иной форме выполняют ряд
общих политических функций. Опыт истории
показывает, что средства массовой информации
способны служить различным политическим
целям: как просвещать людей, развивать
в них чувство собственного достоинства,
стремление к свободе и социальной справедливости,
обогащать личность, так и духовно порабощать,
дезинформировать и запутывать, разжигать
массовую ненависть, сеять недоверие и
страх.
Г. Ласуэлл – известный американский
политолог и политический психолог выделил
четыре основные функции средств массовой
информации:
1. Наблюдение за миром
(сбор и распространение информации);
2. Редактирование (отбор
и комментирование информации);
3. Формирование общественного
мнения;
4. Распространение культуры.
Пресса, радио, телевидение
претендуют на выполнение функций «сторожевой
собаки общественных интересов»; на то,
чтобы быть «глазами и ушами общества»5.
Выделим основные функции средств
массовой информации:
Информационная функция.
Средства массовой информации
создают своеобразную информационную
среду, которая характеризуется единством
двух потоков политической информации
– «сверху» и «снизу».
Информация «сверху» несет
данные о государственных и административных
решениях, информация «снизу» – о том,
как эти решения воспринимаются.
Информационная функция состоит
в получении и распространении сведений
о наиболее важных для граждан и органов
власти событиях. Добываемая и передаваемая
информация включает не только беспристрастное,
фотографическое освещение тех или иных
фактов, но и их комментирование и оценку.
На основе получаемой информации у граждан
формируется мнение о деятельности правительства,
парламента, партий и других политических
институтов, об экономической, культурной
и иной жизни общества.
Эта функция проявляется в сообщении
гражданам знаний, позволяющих оценивать
и упорядочивать сведения, получаемые
от средств массовой информации других
источников. Она также позволяет правильно
ориентироваться в сложном и противоречивом
потоке информации.
Средства массовой информации,
конечно, не могут обеспечить системное
и глубокое усвоение политических знаний.
Эта задача специальных образовательных
учреждений – школ, институтов и т. д. И
все же масс-медиа, сопровождая человека
в течение всей его жизни, в значительной
мере влияют на восприятие им политической
и социальной информации.
Образовательная роль средств
массовой информации тесно связана с функцией
социализации.
Политическое образование предполагает
систематическое приобретение знаний
и расширяет познавательные и оценочные
возможности личности. Политическая социализация
означает усвоение человеком политических
норм, ценностей и образцов поведения.
Она позволяет личности адаптироваться
к социальной действительности.
Вышеназванные функции позволяют
средствам массовой информации выполнять
функцию критики и контроля. Эту функцию
в политической системе осуществляют
не только средства массовой информации,
но и оппозиция, а также специализированные
институты судебного и иного контроля.
Критика со стороны оппозиции обычно концентрируется
на правительстве и поддерживающих его
партиях. Объектом внимания средств массовой
информации являются и президент, и правительство,
и суд, и различные направления государственной
политики, и сами средства массовой информации.
Их контрольная функция основывается
на общественном мнении. В отличие от государственных
и иных органов контроля, средства массовой
информации не могут применять административные
или экономические санкции к нарушителям.
Их контроль часто не менее эффективен
и даже более строг, так как они дают не
только юридическую, но и моральную оценку
тем или иным событиям и лицам.
Эта функция позволяет обеспечивать
представителям общественных групп возможность
публично выражать свое мнение, находить
единомышленников, сплачивать их общностью
целей и убеждений, четко формулировать
и представлять в общественном мнении
свои интересы.
Артикуляция политических интересов
осуществляется в обществе не только средствами
массовой информации, но и другими институтами:
партиями и группами интересов. Однако
без использования средств массовой информации
и они обычно не в состоянии выявить и
сплотить своих сторонников, мобилизовать
их на единые действия.
Все рассмотренные выше функции
средств массовой информации прямо или
косвенно служат осуществлению ими мобилизационной
функции.
Она выражается в побуждении
людей к определенным политическим действиям
или сознательного бездействия, в их вовлечении
в политику. Средства массовой информации
обладают большими возможностями влияния
на разум и чувства людей, на их образ мыслей,
способы и критерии оценок, стиль и конкретную
мотивацию политического поведения.
Круг политических функций
средств массовой информации не исчерпывается
вышеназванными. Некоторые ученые выделяют
такие функции, как инновационная – проявляющаяся
в инициировании политических изменений,
путем постановки определенных общественных
проблем и привлечения к ним внимания
властей и общественности; оперативная
функция состоит в обслуживании средствами
массовой информации политики, определенных
партий и ассоциаций; функция формирования
общественного мнения.