Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:17, доклад
Социокультурная роль телевидения в формировании информационного общества полной мере обнаружила себя в тот период, когда телевизионная аудитория из точечной или экспериментальной превратилась достаточно быстро в массовую, а затем - всеобщую. В США этот процесс начался с начала 50-х годов, в Западной Европе - во второй половине того же десятилетия, в России – значительно позже. В России это время пришлось на конец 60-х годов.
Федеральная целевая программа развития телевидения и радиовещания, принятая еще в 1996 году, предусматривает также увеличение количества государственных каналов. При этом программную политику государственного телерадиовещания следует рассматривать не как экстенсивное увеличение количества теле- и радиопрограмм, а как разгрузку существующих каналов "широкого профиля", их дифференциацию по направлениям вещания. Для этих целей будут использованы новые технические возможности распространения телеизображения с целью обеспечить широкий выбор тематики для всех слоев и групп населения.
Нельзя не отметить, что у аудитории эфирного и неэфирного ТВ есть существенные различия. Более «капитализированная» аудитория неэфирных каналов является основным конкурентным преимуществом подобных медиакомпаний перед рекламодателями в сравнении с крупными федеральными телеканалами. Однако пока лидерство последних не подлежит сомнению.
На фоне доминирования эфирных (или эфирно-кабельных) каналов, те каналы, которые были созданы непосредствено для кабельного, спутникового и интернет-распространения, являются в подавляющем большинстве строго специализированными, работающими в узких тематических нишах. И хотя неэфирное ТВ России сегодня охватывает практически все темы, этот рынок еще очень далек от насыщения (к примеру, в США телеканалов из серии entertainment и lifestyle в платном сегменте в разы больше), и творцы контента без труда находят в нем незаполненные ниши.7
Так, в 2010 году активное развитие получили телепроекты, ориентированные на мужчин «Egoist TV», «Мужской», «Man TV» и др.). По данным TNS, летом 2010 года на территории России работало 50 тематических телеканалов для мужчин.
Рынок телеконтента в Российской Федерации никем никогда не измерялся, а вывести эту цифру косвенным образом – через подсчет выручки участников рынка – не представляется возможным. В открытом доступе существуют крайне приблизительные данные. Так, в конце 2008 года объем рынка телеконтента оценивался в 1,5 млрд долл.8 В оценках учитывалось как производство контента собственными силами телеканалов, так и покупка продукта у независимых производителей и лицензий – у зарубежных поставщиков.
Во время экономического кризиса, начавшегося в конце 2008 года, объем рынка, безусловно, уменьшился: телеканалы стремились к тому, чтобы получить максимальный объем прав за минимальные деньги. С одной стороны, закупочные цены упали примерно в два раза, а с другой – увеличился срок прав. Например, если раньше канал покупал 2-3 показа, то в 2009 году – весь объем прав на 10 лет.9
В настоящий момент появились новые оценки рынка телепрограмм. По мнению участников рынка, объем оборота телеконтента в России составляет не менее 30% от размеров рекламного рынка и, следовательно, он уже измеряется миллиардами.10 По данным АКАР, рынок ТВ-рекламы в январе–сентябре 2010 года оценивался в 83-84 млрд рублей (если экстраполировать данные на целый год, то это приблизительно 111-112 млрд рублей). Таким образом, 30% от этой суммы составляет приблизительно 25 млрд рублей (или 33 млрд в год). То есть мы можем очень грубо оценить рынок телеконтента более чем в 1 млрд долл. (при курсе около 30 рублей за 1 доллар)11.
Как мы видим, структура телеиндустрии России и США имеет как схожие, так и отличающиеся друг от друга черты. Экономические показатели телерынка в обеих все еще приходят в себя после экономического кризиса, который привел к большому количеству слияний и поглощений на рынке, однако не вызвал кардинального сдвига в общей структуре индустрии. Развитие платного телевидения, а также цифровое вещание остаются основными тенденциями в обеих странах.
1 Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / Пер. с англ.- М.: ГУ ВШЭ, 2005. - с 60.
2 Кашинская Л.В., Реснянская Л.Л., Лукина М.М. Религия в информационном поле российских СМИ: Уч. пособие. 2002 г. – с 82.
3 Колесник С. Г. Основные тенденции развития телевидения США (1995-1996). Вестн. Моск. ун-та, серия 10. Журналистика, 1998, №1, с - 36.
4 Ю. Cамойленко. Американское
телевидение как вид индустрии http://www.relga.rsu.ru/n17/
5 Я. Н. Засурский. Американское телевидение на рубеже 90-х годов: тенденции развития. Вестн. Моск. ун-та, серия 10. Журналистика, 1989, №6, с - 40, 41.
6 Отраслевой доклад «Телевидение в России: состояние, тенденции и перспективы развития», Москва, 2011 г., с - 16
7 Отраслевой доклад «Телевидение в России: состояние, тенденции и перспективы развития», Москва, 2011 г., с - 81
8 http: / / www.smoney.ru / article.shtml?2008 / 11 / 24 / 7412
9 Маркина А. На сериальном фронте // Компания. – 2010. – 8 нояб.
10
http://www.forbes.ru/tehno-
11 Отраслевой доклад «Телевидение в России: состояние, тенденции и перспективы развития», Москва, 2011 г., с - 27
Информация о работе Телевидение как отрасль СМИ в России и США