Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:04, реферат
В настоящее время именно пресс-службы являются наиболее распространенной организационной структурой, отвечающей за коммуникации между правящими органами и обществом. Это естественно: самый простой способ диалога с общественностью – сделать эффективного посредника – масс-медиа. Задача пресс-службы заключается в том, чтобы установить доверительные отношения с журналистами, что возможно только при предоставлении объективной информации, а также использовать эти достоверные отношения для продвижения какой-либо информации.
1. Теоретико методологичесские аспекты иследования деятельности пресс службы на стадиях формирования и продвижения субъекта политики.
1.1 Пресс-служба как структурная единица субъекта политики
В настоящее время именно пресс-службы являются наиболее распространенной организационной структурой, отвечающей за коммуникации между правящими органами и обществом. Это естественно: самый простой способ диалога с общественностью – сделать эффективного посредника – масс-медиа. Задача пресс-службы заключается в том, чтобы установить доверительные отношения с журналистами, что возможно только при предоставлении объективной информации, а также использовать эти достоверные отношения для продвижения какой-либо информации. Пресс-службы появляются в России в начале 1990-х гг., когда в силу демократизации общества, введения всеобщего избирательного права, появления независимых СМИ, гражданских институтов сложилась такая ситуация, когда деятельность государства стала невозможна без поддержки, одобрения и участия общества. Для этого в органах государственной власти были созданы специальные структуры, ведущие диалог с обществом на профессиональном уровне.
Пресс-служба эффективно действует при администрации президента РФ, правительстве РФ, в министерствах и ведомствах, при тех или иных общественных или политических лидерах. «Пресс-службы можно рассматривать не только как подачку правительства или показатель его эффективности, но и как данность, происходящую из природы свободного общества и отношения государства к гражданину»4, – считает Стивен Хесс, американский специалист в области изучения основ президентской власти. Задача пресс-служб – информировать общественность с целью предоставления полной и объективной информации, на основе которой создается и поддерживается позитивный образ органа власти и власти в целом. Правительства располагают таким большим объемом информации, что им необходим эффективный способ доведения ее до граждан, и тогда на сцену выходит представитель правительственной пресс-службы. Этот человек, как репортер, работающий внутри правительства, собирает информацию для общественности, – считал бывший пресс-секретарь президента США Билла Клинтона Майк МакКерри.
Пресс-секретарь, по его мнению, должен уметь соотносить события внутренней жизни своей организации с «информационной картиной дня» – той, что находится в центе внимания СМИ. Журналистам бывает необходимо, чтобы представители правительственной пресс-службы помогли им понять планы и действия правительства, а правительственные чиновники нуждаются в том, чтобы журналисты донесли до общества информацию о действиях и планах правительства. Пресс-службы могут создаться как на ведомственном уровне (министерство, государственный комитет, управление), так и в структуре местного управления (пресс-центры мэрии, областной администрации).
По утверждению эксперта С. Хесса, в США 50% времени официального работника пресс-службы занимают ответы на вопросы журналистов, 25% времени уходит на дела ведомства и на то, чтобы быть в курсе событий, и еще 25% – на подготовку материалов и мероприятий пресс-службы5. Систематичность контактов пресс-секретаря с журналистами подчеркивают заботу руководства о непрерывном информировании общественности относительно целей и содержания своей деятельности. Встречи с журналистами реализуют информационную функцию деятельности пресс-секретаря. Комментарий решений и действий руководства, толкование общественно-политического смысла управленческих решений и действий достигается сообщением деталей и подробностей. Искусство комментирования реализует общественно-политическую функцию деятельности пресс-секретаря.
Обратная связь руководящих органов с обществом в какой-то мере реализуется и посредством пресс-секретаря. Ответная реакция на информацию незамедлительно сообщается им своему руководству. Включенность пресс-секретаря в обратную связь общения руководства и общественности реализует управленческую функцию его деятельности.
В основе реализации любой из функций пресс-секретаря и пресс-службы лежит процесс коммуникации. При обмене информацией происходит формирование определенного образа (имиджа), устанавливается взаимодействие с группами общества. Для того чтобы информация была передана какой-либо группе, пресс-служба должна использовать специальные коммуникационные каналы. Ими являются информационные агентства, массовые и специализированные СМИ, как печатные, так и электронные (телевидение, радиовещание, интернет). Правительственная пресс-служба – это тот канал, через который СМИ ежедневно получают информацию о деятельности правительства.
Власть в первую очередь является заинтересованным лицом, так как регулярное, оперативное и правдивое информирование о ее деятельности – серьезный шаг к повышению эффективности политики. При этом «информация органов государственной власти – многоаспектная задача, которая помимо повышения эффективности государственного аппарата должна иметь и более высокие цели – изменить характер взаимодействия органов управления с широкими слоями населения, учитывая их мнение, информировать о планах и результатах работы»6.
Что же касается внутренней структуры пресс-службы и численности ее сотрудников, то они зависят от размеров организации, а также от объема и характера информации, подготавливаемой и передаваемой представителями различных СМИ, от сложности решаемых ею задач. Число работающих в пресс-службе специалистов должно быть таким, чтобы обеспечивать своевременную и качественную обработку текущей информации о повседневной деятельности организации, а также бесперебойную взаимосвязь с представителями СМИ в период различных кризисных ситуаций, когда информационные потоки существенно возрастают. В целом существует единая схема функционирования пресс-служб органов власти в Российской Федерации, преследующих общие цели, главные из которых – информационное обеспечение того или иного органа власти и создание позитивного имиджа о нем.
В задачи пресс-службы также входит установление тесных контактов с наиболее влиятельными средствами массовой информации. Одним из распространенных способов налаживания конструктивных связей между властью и СМИ зачастую является ограничение в доступе к информации оппозиционно настроенных представителей масс-медиа. Пресс-служба, обладающая полномочиями принятия решения об аккредитации (получения временного разрешения присутствовать на официальных мероприятиях, проводимых органами власти, таких, как пресс-конференция, заседание, «круглый стол» по актуальным проблемам, брифинг и т. д.) может использовать их в интересах власти.
Очевидно, что пресс-служба не только официальный рупор властей, но и реальный игрок на информационном поле, формирующий через СМИ необходимое властям общественное мнение, используя для этого как финансовые рычаги, так и иные способы воздействия на принятие решений редакциями.
С возникновением в России пресс-служб как одной из ключевых составляющих аппарата органов государственного управления государственная власть и средства массовой информации перешли на новый уровень взаимоотношений. Теперь их взаимодействие носит официальный, более четко регламентированный характер. Для государства создание пресс-служб выгодно с той точки зрения, что они позволяют ему повысить свой имидж и на высоком профессиональном уровне проинформировать прессу о деятельности властей. Кроме того, пресс-служба в какой-то мере отражает направленность информационной политики, определенной государством и контролирует ее реализацию в печатных и электронных средствах массовой информации.
СМИ рассматривают пресс-службу в качестве официального представителя государства, а также как посредника во взаимоотношениях с различными органами власти. Пресс-служба для СМИ является носителем официальной идеологии и своего рода катализатором, своевременно реагирующим на политические изменения. Все средства массовой информации, даже самые оппозиционно настроенные, заинтересованы в сотрудничестве с пресс-службами, так как они являются единственным официальным источником информации государственной важности и могут обеспечить наиболее простой доступ к ее непосредственным носителям.
Исходя из проделанного анализа, можно утверждать, что:
пресс-служба играет существенную роль в оптимизации информации. На это указывает стремительное возникновение и совершенствование работы пресс-служб не только в центре, но и на региональном уровне, а также значительное повышение их статуса в системе региональных СМИ;
пресс-служба выступает как один из факторов оптимизации взаимоотношений между государством и средствами массовой информации. Ее деятельность важна как на стадии сотрудничества, так и в условиях конфронтации. В последнем случае в задачи пресс-службы входит отстаивание интересов власти через использование самых разных рычагов давления на СМИ, ограниченное лишь рамками закона. От того, насколько грамотно будет построена работа пресс-службы того или иного органа государственной власти, может зависеть эффективность взятого информационного курса и, как следствие, характер протекания политического процесса.
Сегодня информационная политика государства направлена на реализацию диалога власти и общества, на информирование граждан о деятельности представителей власти, на установление постоянных контактов с общественными организациями и СМИ, изучение общественного мнения, повышение авторитета власти, установление обратной связи как условия эффективной демократизации общества и формирования гражданской активности при широком использовании электронных информационных ресурсов.
Среди субъектов, осуществляющих информационную политику, также выступает и пресс-служба. Основные ее задачи здесь: организация взаимодействия государственного органа с органами государственной власти субъектов РФ, политическими партиями, общественными, религиозными и иными негосударственными объединениями, средствами массовой информации в целях формирования в обществе объективного представления о деятельности государственного органа власти.
Другими формами взаимодействия с общественными организациями и населением являются использование интернет-ресурсов, организация обратной связи с использованием электронной почты, а также организация пресс-конференций, брифингов, «круглых столов».
Развитие информационных технологий может стать тем ресурсом, который способен обеспечить новый уровень взаимодействия власти и народа. Для этого необходима эффективная государственная информационная политика. Как отметил исследователь проблем информационного общества М. Кастельс, «способность или неспособность общества управлять технологией, особенно стратегическими технологиями, в большой степени формирует судьбу общества»7.
Основные принципы информационной политики государственных органов власти основываются на правах и свободах человека, гражданина, закрепленных в Конституции РФ и федеральном законодательстве. К ним прежде всего относятся: своевременность, достоверность и полнота информации; доступность информации широкому кругу субъектов; оперативность передачи информации с использованием новейших информационных технологий. Это означает, что население, средства массовой информации, государственные и общественные организации имеют право на получение полной информации о деятельности органов государственной власти и принимаемых ими решениях.
Политические процессы формируют общественное мнение, которое затем выступает фактором развития этих процессов, так как эффективность политического управления во многом зависит от степени учета мнения масс. Чем точнее политиками учитываются потребности и интересы различных социальных групп, тем меньше вероятность непредсказуемых действий со стороны последних. Демократизация общества ведет к активному включению мнения масс в политический процесс. Общественное мнение начинает выступать одним из важных элементов социального контроля за деятельностью различных звеньев политической системы.
Если раньше, в отличие от политической системы в традиционном ее значении8, средства массовой коммуникации не решали непосредственно вопрос о власти, не принимали юридически общезначимых и обязательных решений, а играли роль инстанций, где многообразие мнений интегрировалось в господствующие течения, то сегодня наряду с осуществлением этих функций они активно участвуют в проведении референдумов и выборов кандидатов; это делает их непосредственными элементами политической системы, весьма действенным политическим институтом.
Органы государственной власти – это средство не только информирования общества, но и воспитания основных слоев населения «с целью стимулирования к деятельному и продуктивному участию в решении проблем локального и общественного масштаба»9. В основе взаимодействия общественности и органов власти, безусловно, лежит принцип коллективной ответственности, который требует делового партнерства и сотрудничества между населением, народными избранниками и органами исполнительной власти.
Пресс-служба, являясь одним из средств массовой коммуникации, упрощает связь политических лидеров и масс, предотвращает их отчуждение от политического руководства.
Итак, пресс-служба органов государственной власти решает следующие задачи:
обеспечивает полноту и оперативность информации о деятельности представляемой ею организации;
информирует руководителей о происходящих в мире, в стране событиях, анализирует общественное мнение;
создает оптимальные условия для работы (и отдыха) аккредитованных журналистов.
В числе важных функций пресс-службы – разработка стратегии по отношению к прессе, информационные консультации, подготовка информационных бюллетеней, текстов и документов для опубликования. Важнейшим условием эффективности работы любой организации сегодня является своевременная и достоверная информация. Пресс-службы информируют общество через СМИ, а также сообщают руководству об общественном мнении по какому-либо вопросу, о реакции общества на уже принятые решения, составляют аналитические обзоры. Таким образом, информационный центр – пресс-служба – сегодня становится ядром государственного учреждения, обеспечивая согласованность действий, выработку планов и достижение целей.
Не стоит забывать, что важно не только сообщить нужную информацию, но и сообщить ее вовремя. Поэтому на местах актуальных событий и для более оперативной работы пресс-служба может создавать собственные субпресс-центры. Такую картину можно было наблюдать в Гватемале, когда российская делегация боролась за признание г. Сочи столицей «Зимних Олимпийских игр – 2014». Победа Сочи – во многом результат совместной работы представителей российской делегации, спортсменов, а также грамотно проведенной работы пресс-службы президента РФ.