Термин «желтая пресса» появился, как
известно, в США, когда за рынок боролись
крупнейшие монополисты газетного бизнеса
Дж. Пулитцер и У.Р. Херст. Жизнь данному
выражению дал комикс о «Желтом малыше»,
судебное разбирательство вокруг которого
возникло между пулитцеровской «New York
World» и херстовской «New York Journal». В 1896 году
Э. Уордмэн, редактор «New York Press», назвал
конкурирующие издания «желтыми». Таким
образом, термин «желтая пресса» первоначально
обозначал периодику, печатающую комикс
с конкретным героем. Позднее он приобрел
иной, более глубокий смысл, сохранившейся
по сей день. Многие исследователи ведут
отсчет истории «желтой» прессы с конца
XIX века, забывая, что и ранее были газеты,
способствовавшие формированию данного
вида печати.
Первыми успешными
проектами в русле «желтой» тематики стали
издания «The New York Sun», «The New York Herald» и «The
New York Tribune». Сексуальная тематика, мотивы
смерти, освещение скандалов, преступлений,
насилия уже тогда заняли господствующее
место на полосах «желтых» газет. Эти новые
веяния с наибольшей полнотой воплотили
в своих изданиях Дж. Пулитцер («The New York
World») и У. Херст («The San Francisco Examiner», «New York
Journal» и др.). Их газеты быстро добились
широкой популярности не только благодаря
оперативному сообщению драматических
фактов, но и практике создания – газетных
материалов, которые «...больше ориентируются
на пробуждение эмоций (сострадание, пафос,
юмор, тревога, любопытство), чем на освещение
достоверных событий». Пулитцер (а затем
и Херст) ввел особый вид сенсационного
репортажа, основным методом которого
стало перемещение центра внимания с самого
факта на его подачу. Это совпало с развитием
парадигмы массовой беллетристики, в частности
приключенческого и детективного романов,
которые провозгласили занимательность
в качестве основной жанровой доминанты.
Для
привлечения внимания читателей в газетах
Пулитцера и Херста появились крупные
заголовки, которые сознательно вводили
читателя в заблуждение, и цветные иллюстрации.
Для более легкого понимания массовой
аудиторией издания использовали большое
количество фотографий, схем и карикатур.
Херст требовал от своих сотрудников подавать
все новости в сенсационном духе. Когда
сенсация отсутствовала, ее просто придумывали.
По образу
и подобию американской развивалась «желтая»
журналистика в Великобритании. С самого
начала выпуска первой развлекательной
газеты «Tit-Bits» в 1881 году в основу редакционной
политики многих изданий была заложена
ориентация на массовые вкусы. Особенно
преуспели в этом идеологи английской
«желтой» прессы братья Хармсворты, начавшие
свою деятельность в 1888 году с издания
«желтых» журналов. В процессе визуализации
англичане пошли дальше американцев. В
перечисленных газетах стали появляться
иллюстрации, не только сопровождающие,
но и полностью заменяющие текст.
Многие
исследователи считают, что родиной «желтой»
прессы являются Америка и Англия. Это
не совсем верно, поскольку сходные процессы
формирования массовой журналистики проходили
и в дореволюционной России. В материалах
таких «желтых» газет, как «Петербургский
листок» (1864), «Петербургская газета» (1867),
«Московский листок» (1881) и «Газета-копейка»
(1908) впервые в российской практике встречаются
сознательные попытки приукрашивания
действительности с целью привлечения
аудитории. Вольное изложение репортерами
действительных фактов превращало репортаж
в беллетризованную интерпретацию события.
Полиграфическое исполнение номеров было
достаточно примитивным. Однако благодаря
низкой цене, высокой информационной насыщенности,
сенсационности, наличию иллюстраций,
доходчивой форме и броским новаторским
способам подачи материалов, умению приспособиться
к запросам массового читателя, российская
«желтая» пресса быстро приобрела популярность.
Возникновение нового типа газет явилось
значительным этапом в развитии содержания
и формы журналистики. Издания, подобные
«Петербургскому листку» и «Московскому
листку», не боялись экспериментировать,
потому внесли в печатное дело свежую
струю, заложили основы законов, по которым
живут современные СМИ, приблизили газету
к рядовому читателю. Однако приход к власти
большевиков в 1917 году не позволил российской
«желтой» прессе полноценно развиться.
К началу
Второй мировой войны бурное развитие
«желтой» прессы затормозилось практически
во всех странах, где она существовала.
Причиной стали изменения, которые произошли
в социуме, во внутренней и внешней политике
европейских государств. Ситуация изменилась
в 50–60-х годах XX века, когда получили распространение
идеи сексуальной революции. На этой волне
в 1953 году начинается новый виток развития
«желтой» прессы. Появляется журнал «Playboy»
(издатель X. Хефнер) – популярное издание,
полностью посвященное теме секса. Знакомство
с исследованиями полового поведения
человека социологов Ч. Рейха и А. Кинзи,
а также с разработками У. Херста помогло
Хефнеру создать теоретическую основу
для издания, в котором интимные темы ставятся
на один уровень с выступлениями крупных
политических и общественных деятелей.
С этого времени гипертрофированное внимание
к освещению сексуальной тематики стало
характерным для большинства «желтых»
изданий.
«Желтая»
пресса ориентируется прежде всего на
читателя, которому нужно дать развлекательную
информацию, не приглашая к соразмышлению.
1. Одной из характеристик
рассматриваемого феномена является эпатирующее
освещение тематики.
Во-первых, это
интерес к интимным отношениям. Изучаемый
тип изданий эксплуатирует данную тему
особым образом, абсолютизируя ее сенсационную
и биолого-натуралистическую составляющую.
Публикация обнаженной натуры и гипертрофированное
внимание к гениталиям преследует цель
привлечения внимания непритязательного,
но, тем не менее, массового читателя. Ядро
иллюстративного материала в «желтых»
газетах России и Запада сегодня составляют
либо изображения фотомоделей (пионерами
использования подобных снимков стали
американский журнал «Playboy» и английская
газета «The Sun»), либо фото читательниц,
присланные на различные «откровенные»
конкурсы.
Во-вторых, «желтая» пресса проявляет
чрезмерный интерес к личной жизни людей,
оказавшихся в центре общественного внимания.
Более детальное рассмотрение данной
сферы характерно для любого вида печати.
В качественной прессе этот прием широко
используется для раскрытия характера
героя, материала или для журналистского
расследования. Необходимо заметить, что
если качественная пресса ограничивает
глубину проникновения в частную жизнь
этическими границами, то «желтая» эти
границы смело нарушает. В таком случае
часто возникает конфликт между правом
публики на информацию и правом человека
на личную жизнь и безопасность.
Были выделены два уровня вмешательства
«желтой» прессы в частную жизнь: «мягкое»
и «жесткое». Примеры «мягкого» вмешательства
– это сообщения о различных официальных
и полуофициальных событиях из жизни знаменитостей
(свадьбы, разводы, рождения и т.п.). Эту
практику называют «мягкой», поскольку
сведения о таких событиях не являются
закрытыми или интимными, хотя часто о
них знает только ограниченный круг участников.
«Жесткий» тип вмешательства в частную
жизнь представляет собой глубокое проникновение
в сферу неофициальных, интимных отношений,
в сферу здоровья.
В-третьих, в «желтой» прессе наблюдается
нездоровый интерес к теме смерти, в особенности
когда она сопряжена с аномальными или
чрезвычайными обстоятельствами. Много
сенсационных материалов на данную тему
дает «желтым» изданиям сфера криминала.
В этих материалах явно наличествует стремление
не разобраться в причинах произошедшего,
а напугать читателя, потому особое внимание
уделяется описанию натуралистических
подробностей. Отсюда отличительная черта
практически всех публикаций на тему смерти
– легкомысленное или даже циничное отношение
к трагедии.
2. Сенсационность является не менее
важной чертой «желтой» прессы. Она проявляется
в предварительной установке на существование
из ряда вон выходящего события, нарушающего
эмоциональное равновесие читателя в
сторону как положительных, так и отрицательных
эмоций. Поиск настоящих сенсаций и скандалов
является неотъемлемой задачей любого
вида прессы.Во-первых, массовые издания
используют сенсации чаще и, как правило,
только для привлечения внимания. Во-вторых,
специфика такого вида прессы проявляется
в акценте на эмоциональное, а не иное
воздействие. «Желтые» издания почти никогда
не призывают читателя к соразмышлению,
но всегда – к сопереживанию., «мономерность»,
смещение смыслового акцента на второстепенную
деталь (детали), неадекватность значимости
события и его эмоциональной подачи. На
основании этого можно сделать вывод,
что «желтая» журналистика не отражает
действительность, а реагирует на нее,
и даже допускает инсценировку.