Журналистика как общественная сфера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 22:14, контрольная работа

Описание работы

Что такое журналистика? Во-первых, это не только часть социальной системы в целом, но и особый социальный институт общества, в который входят редакции газет и журналов, книжных издательств, телерадиокомпаний, работа которых (подготовка и передача в массовую аудиторию периодики, программ радио и телевидения) обеспечивается инфраструктурой журналистики: технической, информационной, организационно-управленческой; к инфраструктуре относятся также учебные и научные центры.

Содержание работы

Введение 2
Журналистика и средства массовой информации 3
Журналистика как фактор развития общественного сознания 8
Заключение 11
Литература 13

Файлы: 1 файл

масмедиа.docx

— 38.57 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Донской государственный  технический университет

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра Связи с общественностью

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Масс-медиа в современной России»

 

 

 

 

 «Журналистика как  общественная сфера»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Выполнила:      

студентка  Гаранжа А.К.

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону – 2012

План

Введение                                                                                                 2

Журналистика  и средства массовой информации                                3

Журналистика  как фактор развития общественного  сознания            8

Заключение                                                                                            11

Литература                                                                                            13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Что такое журналистика? Во-первых, это не только часть социальной системы в целом, но и особый социальный институт общества, в который входят редакции газет и журналов, книжных издательств, телерадиокомпаний, работа которых (подготовка и передача в массовую аудиторию периодики, программ радио и телевидения) обеспечивается инфраструктурой журналистики: технической, информационной, организационно-управленческой; к инфраструктуре относятся также учебные и научные центры. Во-вторых, это необходимая для функционирования данного социального института система видов деятельности: прежде всего, сбор актуальной социальной информации и ее распространение. В-третьих, это совокупность профессий, потребных для такой деятельности: от редактора до корректора, от телережиссера до видеоинженера и т.д. В-четвертых, это система произведений, создаваемых журналистами. В-пятых, это комплекс каналов передачи массовой информации: печать, радио, телевидение, интернет. Когда говорят о журналистике, часто оперируют такими понятиями, как СМИ (средства массовой информации), СМК (средства массовой коммуникации), печать, пресса (или только электронная пресса), масс-медиа.

Центральная категория  в науке о журналистике — массовая информация. Она направлена не на специалистов, а на массовую аудиторию; ориентирует людей в обще социальных, а не профессиональных вопросах, откликаясь на потребности и интересы аудитории; стремится к созданию единой позиции людей по этим социальным проблемам. Другие ее особенности: отсутствие непосредственного контакта из-за пространственного рассредоточения и использования технических «посредников» (типография, технические телерадиоцентры); доступность (легкость усвоения и удобный режим получения); возможность одновременного получения всей массой при непрерывности, стабильности поступления, периодичности выпуска, регулярного появления рубрик, циклов, различных подборок; открытость для участия в работе органов информации всех желающих в различных формах (письма, сотрудничество на общественных началах). Вокруг понятия «массовая информация» концентрируются пять цепочек категорий. Первая раскрывает особенности массовой информации (МИ) в связи с характером журналистской деятельности в конкретных социальных условиях: социальная позиция — исторические типы журналистики — принципы деятельности — методы творчества. Вторая связана с закономерностями функционирования журналистики как массово-информационной деятельности: функции — аудитория журналистики — функционирование — результативность. Третья показывает условия и требования к субъекту журналистской деятельности: свобода журналистики — качества журналиста — право — этика — ответственность. Четвертая дает представление о творческих формах массово-информационной деятельности: типы текстов — виды творчества — направления творчества — жанры — формы. Наконец, пятая характеризует эту деятельность со стороны носителей информации: средства — каналы и типы изданий и программ — система и взаимодействие — распространение.

Обращенность  к массовой аудитории, политико-воспитательные цели, освещение всей общественной жизни, одновременность распространения, высокая оперативность передачи информации, частота и периодичность  выхода — все это делает роль журналистики в обществе огромной.

 

 

 

Журналистика  и средства массовой информации

Журналистика (от фр. journal – дневник, jour – день; восходит к лат. diurna – ежедневный) – одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, обеспечивающей бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями. Процесс журналистской деятельности состоит из сбора, обработки, хранения и периодического распространения актуальной общественно-значимой информации.

Синонимы к слову “журналистика” – словосочетания “средства массовой коммуникации” (СМК) и “средства  массовой информации” (СМИ).

Действительно, работа журналиста есть акт опосредованного общения  с читателями, радиослушателями, телезрителями. Это коммуникативный (от лат. communicatiо – делаю общим, связываю, общаюсь) акт.

 

Журналистская информация имеет  характерные особенности.

·  Во-первых, это, как правило, новость. Поиск нового во всех сферах общественной жизни – в политике, экономике, науке, культуре, спорте – главное для журналиста. Впрочем, журналистика не замыкается в социальной тематике, хотя и отдает ей предпочтение. Малоизученные явления природы, открытия на земле, в небесах, в Мировом океане и космосе, в макромире и микромире, в поведении людей и животных – безграничный духовный и материальный мир, нас окружающий, ежечасно преподносит множество сюрпризов, которые журналисты должны зафиксировать и сообщить о них своей аудитории.

·  Во-вторых, журналистская информация должна быть оригинальной. Когда пресса изо дня в день твердит одно и то же, аудитория утрачивает интерес и к информации, и к ее источнику. Общественная значимость делает информацию интересной, причем в достаточно значительной части аудитории.

·  В-третьих, журналистская информация должна быть полезной. К сожалению, нередко работники СМИ в погоне за сенсационностью забывают об этом. Хрестоматийный пример: собака укусила человека – это не сенсация; сенсация – если человек укусил собаку. Однако во второй части данного парадокса речь идет о клиническом случае, представляющем интерес разве для психиатров; общество же в целом вряд ли извлечет сколько-нибудь полезную информацию из такого сообщения. Разумеется, пресса имеет право на занимательную информацию, но это маргинальные (находящиеся в стороне от основного содержания, на обочине, буквально – на полях печатного издания) новости. Не случайно, материалы такого рода публикуются обычно под рубриками “В конце номера”, “Заметки на полях”, “Забавная смесь” и т.д.

Таким образом, предметом  журналистской деятельности является реальная действительность во всем ее многообразии. Журналист выступает  субъектом, а массовая аудитория  становится объектом, на который направлена деятельность журналиста. Понятно, что  речь здесь идет об опосредованном воздействии. На аудиторию оказывают  влияние различные журналистские  произведения – заметки, репортажи, радио- и телепрограммы, фильмы, –  являющиеся конечным результатом журналистского труда.

Распространяются эти  произведения при помощи разнообразных  каналов информации: газет, радиостанций, телестудий. Каждый из этих каналов  обладает достаточно сложной материально-технической  базой: типографиями, электронной техникой от компьютеров до спутников связи. Разумеется, каждое средство массовой информации – большой коллектив, требующий особой организации работы, умелого управления, руководства. Условно  назовем реально существующий многосложный механизм организации деятельности, управления средствами массовой информации распространенным в теории журналистики термином “издатель”. В этом случае графическая схема взаимосвязей в системе СМИ будет выглядеть  так:

Как видим, журналист черпает  информацию из реальной действительности, которая в той же мере доступна и его руководству (издателю), и  аудитории (потребителю информации). Стало быть, содержание журналистских  произведений легко подвергается проверке и теми, и другими. В то же время  аудитория влияет на журналиста уже  тем, что он создает свои произведения в расчете на тех или иных читателей, слушателей, зрителей. Писатель может  работать “в стол” – в надежде  на понимание потомков. Журналистское  произведение, не нашедшее выхода к  аудитории, мертво. Его, словно, и нет.

Хотя и мнение издателя, и тем более аудитории принципиально  важны для журналиста, тем не менее, никто и ничто не ограничивает (не должно ограничивать) свободы журналистского творчества – и это хорошо видно  на нашей схеме, где журналистское  произведение “зависит” только от самого журналиста. Впрочем, понятие  свободы журналистского творчества слишком сложно и требует отдельного разговора.

Созданное журналистом произведение передается в СМИ и по соответствующему каналу доводится до аудитории: публикуется  в газете или журнале, транслируется по радио или телевидению. Так же, как СМИ лишается своего смысла без труда журналистов (скажем, бессмысленны микрофоны и видеокамеры, студийные павильоны и режиссерские пульты, телевышки и спутники связи, если им нечего передавать в эфир), так и работа журналиста немыслима без канала связи и массовой аудитории.

Таков в общих чертах механизм общественно-информационной деятельности.

Следовательно, журналистика – органичная составная часть  современного общества, важный компонент  социальной системы. Понятие “журналистика” раскрывается перед нами в целом  ряде взаимосвязанных, обладающих специфическими особенностями, сторон и проявлений.

Назовем шесть важнейших  аспектов целостного явления.

Журналистика – это:

·  система соответствующих идеологических учреждений – редакций газет, телерадиокомпаний, информационных агентств, пресс-служб министерств и ведомств и других подразделений, необходимых для функционирования СМИ (от рекламных агентств до отделов по распространению печати, издательств, технических телецентров, ретрансляторов, радиорелейных линий и т.д.);

·  система видов деятельности по сбору, переработке и хранению информации, созданию и периодическому распространению журналистских произведений;

·  совокупность профессий, требующихся для обеспечения полноценной деятельности системы СМИ (редакторы и корреспонденты, очеркисты и сценаристы, интервьюеры и шоумены – журналистским профессиям мы посвятим отдельную главу);

·  система произведений, созданных для СМИ, опубликованных на страницах газет и журналов, включенных в радио- и телепрограммы. Это те самые репортажи и очерки, развлекательные шоу и проблемные видеофильмы, ставшие результатом творчества журналистов, – своеобразная “летопись современности”, документы эпохи, отражение времени. Сюда же относятся и невербальные результаты журналистского труда: макеты газетных полос, вещательные сетки, расписания передач ТВ и радио;

·  комплекс каналов распространения информации: печать, радио, телевидение. Этот аспект отличается от первого: если первый аспект акцентирует внимание на редакционных коллективах, которыми осуществляется сбор и обработка информации, то данный аспект – о способах и средствах ее доставки массовой аудитории;

·  совокупность учебных дисциплин, изучаемых будущими журналистами, а также разделы филологической, исторической и политологической наук, исследующих различные виды практической журналистики.

Журналистика – явление  однозначное, но многоаспектное. Под  журналистикой мы понимаем и систему  средств массовой информации, и социальный институт, и систему видов деятельности, и совокупность профессий, и систему  произведений.

Журналистика как система средств массовой информации представляет собой чрезвычайно разветвленную структуру. Каждый из каналов передачи информации СМИ - печать, радио, телевидение - включает большое количество разнообразных типов - изданий, радиостанций, телекомпаний. Их классификация ведется по таким признакам, как территориальная принадлежность, форма собственности, предметно-тематическая и аудиторная направленность.

Журналистика как социальный институт включает в себя собственно журналистские учреждения: газетные и журнальные редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры, а так же обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты, распространители, образовательные центры.

В систему журналистских видов деятельности входят: творческая деятельность (труд журналистов по созданию текстов), организаторская деятельность (создание коллективов редакций и руководство ими, проведение научных исследований, подготовка кадров), пропагандистская деятельность (стремление выработать у массовой аудитории определенную идеологическую модель).

Журналистика как совокупность профессий представлена набором сугубо журналистских специализаций (репортер, обозреватель, комментатор, рецензент, очеркист, фельетонист). В то же время, современные СМИ во многом зависят от специалистов в области менеджмента, рекламы, юриспруденции, программирования, инженерно-технического обеспечения.

Журналистика как система произведений включает в себя не только опубликованные тексты, но и внутриредакционные материалы (сценарные и режиссерские планы, сетки вещания, обзоры писем), а также обращения в различные социальные институты (запросы информации и разъяснений, просьбы об аккредитации и т.п.).

Журналистика – это  вид творческой деятельности человека, где основой профессии является постижение жизни, объективное освещение  любых сторон реальной действительности, осмысление многообразия человеческого  бытия, а также специфическая  форма внеличностного общения. Журналистика отражает общественное сознание и формирует  его, служит обществу и одновременно является инструментом социального  управления. Именно вследствие этого  СМИ называют четвертой властью (вслед за представительной, исполнительной и судебной). Являясь сложным диалектическим явлением современной жизни, журналистика – одно из важнейших орудий общественного прогресса, ибо без всестороннего развития журналистики невозможно развитие общества и человеческой цивилизации.

 

Журналистика  как фактор развития общественного  сознания

В доперестроечное время основой деятельности журналистов была коммунистическая идеология: пропаганда марксистско-ленинских идей, социалистического образа жизни, воспитание нового человека, критика ценностей Запада. Эти установки определяли не только содержание газетной и эфирной публицистики, но и их структуру, направленность, способы общения с аудиторией. Современная духовная и материальная жизнь российского общества пронизана разнообразными идеями, концепциями, программами. Но теоретическое осмысление его идеологической жизни отстает от требований практики. В девяностые годы у нас не появилось крупных специальных работ, посвященных идеологии, хотя она и рассматривается в ряде учебников и учебных пособий по философии [2]. Раньше содержание социалистической идеологии определяли как совокупность философских, экономических, политических, правовых, нравственных, художественных и других взглядов и идей рабочего класса, всех трудящихся, выражающих их условия и образ их жизни, их коренные интересы [3].

Информация о работе Журналистика как общественная сфера